«Технологии здоровьясбережения в комплексной реабилитации детей с речевой патологией».
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В настоящее время наиболее многочисленной группой являются дети, имеющие речевые нарушения. Для них характерно отклонение в речи говорящего от нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности, полностью или частично препятствующее речевому общению, ограничивающее возможности социальной адаптации человека (Л.С.Волкова). Исследования И.П. Павлова, А.А.Леонтьева, А.Р.Лурии показали: поражение речевого аппарата нередко сочетается с отклонениями в физическом, психическом и социально-личностном развитии детей. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий в обеспечении дошкольнику возможности сохранения здоровья, в формировании у него необходимых компетенций по здоровому образу жизни, в обучении использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_v_kompleksnoy_reabilitatsii_detey_s_rechevoy_patologiey.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технологии здоровья сбережения в комплексной реабилитации детей с речевой патологией».
Система специального (коррекционного) образования ориентирована на организацию коррекционно-воспитательного процесса обучения и адаптацию в социум детей с проблемами в развитии.
В настоящее время наиболее многочисленной группой являются дети, имеющие речевые нарушения. Для них характерно отклонение в речи говорящего от нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности, полностью или частично препятствующее речевому общению, ограничивающее возможности социальной адаптации человека (Л.С.Волкова). Исследования И.П. Павлова, А.А.Леонтьева, А.Р.Лурии показали: поражение речевого аппарата нередко сочетается с отклонениями в физическом, психическом и социально-личностном развитии детей.
По статистическим данным Министерства Здравоохранения значительно возросло количество детей, имеющих хронические заболевания. Это связывают с социальными проблемами, экологическими факторами, уменьшением двигательной активности детей. В сложившихся условиях педагогическая деятельность должна быть направлена на сбережение и укрепление здоровья детей.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий в обеспечении дошкольнику возможности сохранения здоровья, в формировании у него необходимых компетенций по здоровому образу жизни, в обучении использованию полученных знаний в повседневной жизни.
В нашей группе получила широкое применение здоровьесберегающая практика: закаливающие процедуры; точечный самомассаж;
элементы психогимнастики;
релаксационные упражнения;
логоритмика;
пальчиковая гимнастика;
артикуляционные упражнения, с элементами биоэнергопластики;
дыхательная гимнастика;
зрительно-двигательные технологии Базарного В.Ф.
Речевое развитие дошкольников является одним из приоритетных направлений при подготовке ребенка к школе. Работа в данной области осуществляется комплексно, ежедневно, с участием педагогических работников: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя. Работу начинаем с формирования вне- и речевого дыхания. Так как дыхание входит в сложную речевую систему, особое внимание уделяется его развитию. Роль речевого дыхания важна в начале работы по преодолению несовершенств детской речи, на этапе постановки звуков, голосоподачи и голосоведения. Нарушением функции речевого дыхания считается подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе или укороченность выдоха, большой вдох, учащенность дыхания, неумение делать незаметный для окружающих вдох. Существуют методики тренировки дыхательных мышц и регулировки работы дыхательного центра (А.Г.Ипполитова, Е.Л.Пеллингер, А.Н.Стрельникова). Для решения данных задач в нашей группе используется стандартное и нетрадиционное оборудование, пособия, изготовленные руками педагогов и родителей воспитанников. Это разноцветные султанчики, подвесные конструкции сюжетных игрушек из мягкого конструктора, сухие бассейны, пособия из бумаги, ткани. Данные виды пособий и оборудования входят в предметно-развивающую среду групповых комнат, музыкального зала и кабинета учителя-логопеда. С целью формирования правильного неречевого дыхания, обучаем детей длительному плавному и целенаправленному ротовому выдоху, используя игровые упражнения и дидактические игры "Футболисты", "Султанчик", "Послушный ветерок", "Буря в стакане", "Бабочка, лети!". Для развития диафрагмально-релаксационного типа дыхания используем специальные игровые упражнения, укрепляющие мышцы и позвоночник, способствующие улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания: в упражнениях "Мы - медузы, мы медузы", "Шар", "Куколка моя" обучаем детей выполнению движений напряжения и расслабления.
Используя дидактические игры и упражнения, проводим работу по развитию речевого дыхания. Постепенно, начиная с произношения гласных звуков на выдохе, переходим к произношению на одном выдохе согласных звуков, позже - одного, двух, трех слогов. Так подводим детей к упражнениям по произношению на одном выдохе одного слова, двух - трех слов, к рассказыванию чистоговорок, поговорок, стихотворений, с соблюдением логических пауз. Вводя в практику работы педагогов элементы здоровьесберегающих технологий, физиологическое дыхание рассматривается нами, как один из факторов здоровьесбережения, а речевое дыхание выступает основой для формирования устной речи.
Проводя работу по преодолению недостатков речевого развития, а в частности, нарушений звукопроизношения, педагогами группы используются в работе логоритмические упражнения, артикуляционная и зрительная гимнастика, упражнения на релаксацию. Так, в физкультминутки включаются профилактические упражнения для глаз "Муха" - следить за воображаемым насекомым глазами, "Раскрашивание" - закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран, мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом, закончить раскрашивание самым любимым цветом.
В структуру всех занятий, проводимых с детьми, включены физкультурные минутки с речью, выполнение артикуляционных упражнений и произнесение звуков с закрытыми глазами и элементами зрительной гимнастики: вертикальные движения глаз вверх-вниз, горизонтальные вправо-влево; вращение глазами по часовой стрелке и против; представление всех цветов радуги с закрытыми глазами; мысленное рисование с движением глаз по спирали, окружности, ломаной.
Творчески используя опыт З.А. Репиной, А.В. Доросинской по формированию артикуляционного праксиса звуков в играх, обучаем детей правильным артикуляторным позам, координации речи с движениями, правильному положению тела. При выполнении артикуляционных упражнений применяем счёт, стихи, развивая тем самым ритмичность движений, подготавливая почву к формированию речевого ритма.
В настоящее время известно более тысячи биологически активных точек на ухе, поэтому, массируя их, выполняя точечный самомассаж, можно воздействовать на весь организм. Упражнения с детьми выполняем до или после занятий, включаем игровые упражнения с элементами точечного самомассажа в комплексы гимнастики после дневного сна: потягивание за мочку уха сверху вниз; потягивание ушной раковины вверх; круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
В результате применения здоровьесберегающих технологий в процессе развития и коррекции речи дошкольников удается обеспечить детям возможность сохранения здоровья, преодоления недостатков речевого развития, сформировать компетенции по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в жизни
Литература:
Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. - М., 2004.
Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
Логопедия /под.ред. Л.С.Волковой, М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей с ОНР
Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд. Речевая патолог...
Комплексный подход к процессу обучения и воспитания детей с речевой патологией в ДОУ
В данной статье раскрываются особенности взаимодействия специалистов ДОУ , позволяющие оптимизировать коррекционно-развивающую работу с детьми с речевой патологией....
Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией.
Для поддержания и укрепления здоровья детей в нашем детском саду используются здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста. Здоровьесберегаю...
Комплексное логопедическое сопровождение детей с речевой патологией посредством интегрированных занятий.
В современных условиях вопрос овладения умениями по организации и содержанию комплексного логопедического сопровождения детей дошкольного возраста является актуальным, так как совершенствование умений...
Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей с ОНР
Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Сам...