Использование мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка содержит систему работы по формированию связной речи детей с ОНР на материале темы "Времена года" с использованием мнемокарточек
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25»
Использование мнемотехники
в развитии связной речи детей с ОНР
Методические рекомендации
Учитель-логопед
Матвеева Л.А.
Старший воспитатель
Бурыхина Н.П.
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Система работы по формированию связной речи детей с ОНР с использованием мнемокарточек в старшей группе:
- Перспективный план работы на материале темы «Времена года»;
- Мнемотаблицы и текстовый материал к занятиям;
- Конспекты занятий.
- Система работы по формированию связной речи детей с ОНР с использованием мнемокарточек в подготовительной к школе группе:
- Перспективный план работы на материале темы «Времена года»;
- Мнемотаблицы и текстовый материал к занятиям;
- Конспекты занятий.
Пояснительная записка
Формирование и развитие связной речи традиционно относится к числу важнейших задач дошкольной педагогики. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет развитие связной грамматически правильной речи в качестве одной из приоритетных задач речевого развития старших дошкольников. Формирование речи у детей и при отсутствии патологии - процесс сложный. Он многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Трудности, возникающие у детей при формировании основных языковых компонентов речевой системы, неизбежно отражаются на формировании связной речи. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный «локальный» дефект. Речь является средством регуляции всех высших психических функций.
Первичное обследование детей 4-х лет с общим недоразвитием речи (ОНР I - II р. у.), поступающих для коррекционно-развивающего обучения, показывает, что у детей наблюдаются некоторые специфические особенности мышления.
Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления. 40-60% детей не могут собрать разрезные картинки, испытывают трудности в определении правдоподобности ряда ситуаций, у детей отмечается низкая активность припоминания, запоминания, которая сочеталась с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Зная, что в структуре коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР значительное место должно отводиться методам и приемам, взаимовлияющим на развитие высших психических функций и речи детей, решили использовать в работе мнемонику (мнемотехнику).
Что такое мнемоника (мнемотехника)? Слова «мнемоника», «мнемотехника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Оба слова происходят от греческого «mnemonikon». Слово названо по имени древнегреческой богини памяти Мнемонизы [3].
Первоначально мнемотехника возникла (86-82 гг. до н.э.) как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современные мнемотехнические приемы делают возможным не только фиксировать в памяти последовательность тестового материала, но и позволяют запоминать, удерживать в памяти любую информацию.
Сделали предположение: использование мнемотехнических приемов поможет решить проблемы в формировании активного словаря, в обучении детей оформлению последовательности речевого высказывания, в составлении описательных рассказов, в обучении пересказу художественных текстов, в заучивании сказок, стихов, чистоговорок.
В работе использовались мнемокарточки с изображением абстрактных символов. Мнемокарточки располагались в мнемодорожки, в мнемотаблицы.
В средней группе предлагали детям готовые мнемокарточки. Осуществляли перекодирование: перевод абстрактных образов в реальные предметы.
На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий в качестве опоры для запоминания словесного материала путем соотнесения каждого слова с рисунком использовались мнемокарточки, наиболее подходящие по смыслу. В работу включались не только слуховой, но и зрительный анализаторы. Некоторые дети говорили: «Я сначала вспоминаю картинку, а потом слово».
При обучении детей пересказу сказок, художественных текстов использовали мнемодорожки, мнемотаблицы.
Алгоритм занятия по обучению пересказу:
1. Детей знакомили с художественным произведением.
2. При повторном чтении текста частями с помощью мнемокарточек выстраивали смысловую программу. Одновременно перекодировали абстрактные изображения в реальные образы. Выстраивали мнемодорожку.
3. Художественный текст читали еще раз с опорой на мнемодорожку, т.е. происходила отработка метода запоминания.
4. Дети пересказывали художественный текст с опорой на символы.
В работу с детьми старшего дошкольного возраста при использовании мнемотехнических приемов внесли усложнение. После чтения (рассказывания), анализа художественного текста и построения смысловой программы предлагали кодировать реальные образы в абстрактные символы. При кодировании и составлении мнемотаблиц напоминали, что опорным в пересказе любого художественного текста является изображение главных героев, через которых идет осознание происходящего в тексте, понимание содержания, которое завязано вокруг главного героя.
Что изображали дети на мнемокарточках? Персонажей, явления природы, некоторые действия, то есть все то, что считали нужным, чтобы пересказ получился полным, максимально приближенным к художественному тексту.
Активно использовали мнемокарточки и при обучении детей с ОНР составлению описательных рассказов о временах года.
Алгоритм занятия по составлению описательных рассказов:
1. Детям сообщали элементарные знания о состоянии солнца, земли, неба, растений, о жизни и поведении людей, животных, птиц, состоянии погоды.
2. Кодировали образы в абстрактные символы. Перекодировали абстрактные образы в реальные.
3. В дидактической игре по типу лото «Что я знаю про весну (лето, осень, зиму)» учились составлять предложения по каждой мнемокарточке.
4. Составляли из мнемокарточек мнемотаблицы.
Зная, что в описательном рассказе каждое новое предложение не вытекает из предыдущего, а существует как бы самостоятельно, определяли место каждой мнемокарточки в мнемотаблиuе из учета причинно-следственных связей тех или иных явлений природы.
5. С опорой на мнемотаблицу дети составляли описательные рассказы о временах года.
При заучивании наизусть стихов, чистоговорок заменяли почти каждое произвольное слово в абстрактный образ. Pacполагали абстрактные образы в мнемодорожку, если стихотворение маленькое, в мнемотаблицу, если стихотворение большое.
Трехлетний опыт работы по использованию мнемотехнических приемов (абстрактных образов) в развитии речи детей с ОНР показал, что дошкольники среднего и старшего возраста способны овладевать опосредованными способами запоминания (доминирует непроизвольное запоминание). Мнемокарточки с абстрактными изображениями предметов вызывают у детей интерес, удерживают их внимание, облегчают и ускоряют процесс запоминания активного словаря, художественных текстов, формируют приемы работы с памятью.
Некоторые наиболее общие моменты в работе с использованием мнемотехники:
1. Продуктом работы являются мнемодорожки (мнемокарточки, расположенные в ряд), мнемотаблицы (мнемокарточки, расположенные в два, три ряда).
2. Мнемодорожка, мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
3. При составлении рассказов, пересказе художественных текстов, заучивании стихотворений применяются традиционные методики обучения детей дошкольного возраста с ОНР.
Мнемокарточки облегчают запоминание информации, дают возможность более отчетливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала.
4. Использование мнемокарточек является лишь частью логопедического занятия и составляет по времени 5-15 минут из 25-30 минут продолжительности занятия.
5. Использование мнемокарточек формирует у детей приемы работы с памятью.
6. Изображение на мнемокарточках для детей дошкольного возраста должно быть цветным [1].
7. Методика может использоваться в работе не только логопеда, но и воспитателя, и учителя начальных классов.
Авторы данной разработки предлагают вниманию педагогов систему работы по формированию связной речи детей с ОНР старшей и подготовительной к школе групп с использованием мнемотехники на материале темы «Времена года».
Методические рекомендации содержат:
- Перспективные планы работы по формированию связной речи детей с ОНР старшей и подготовительной к школе групп.
- Модели мнемокарточек и мнемотаблиц к каждому занятию. (Авторы моделей: учитель-логопед Матвеева Л.А.; старший воспитатель Бурыхина Н.П., Юзбекова Е.А.[2]).
- Авторские и адаптированные тексты для пересказа и заучивания.
- Конспекты логопедических занятий по обучению детей пересказу художественных тестов по теме «Времена года».
Литература:
1. Большева Т.В.. Учимся по сказке. - С-Петербург; Детство, 2001.
2. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ; Москва, 2006.
3. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. – Москва; (сайт Mnemonikon www.mnemotexnika.narod.ru )
4. Бойкова С.В.. занятия с логопедом по развитию связной речи детей 5 – 7 лет.-Изд-во «Каро», С-Петербург, 2007.
Перспективный план работы
по формированию связной речидетей с ОНР старшей группы
на материале темы «Времена года»
с использованием мнемотехники.
Месяц | № п/п | Содержание работы | Задачи | Материал |
Сентябрь | 1. | Лексико-грамматические упражнения | Учить составлять простое предложение из 4-5 слов, согласовывая слова в предложении в роде, числе, падеже. | Мнемокарточки по теме «Осень» |
Октябрь | 2. | Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осенью» | Активно развивать интонационную выразительность. Развивать чувство рифмы. | Мнемокарточки к стихотворению А.Плещеева «Осенью» |
3. | Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова «Белки» | Учить пересказывать небольшой художественный текст, не нарушая логической цепочки сюжета. | Мнемокарточки к рассказу И.Соколова-Микитова «Белки» | |
Ноябрь | 4. | Составление описательного рассказа по теме «Осень» | Развивать умение составлять рассказы-описания | Мнемотаблица по теме «Осень» |
Декабрь | 5. | Лексико-грамматические упражнения | Совершенствовать навык составления и распространения предложения путем введения однородных членов. | Мнемокарточки по теме «Зима» |
6. | Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство» (отрывок) | Продолжать развивать речевой слух, чувство рифмы, интонационную выразительность. | Мнемокарточки к стихотворению И.Сурикова «Детство» | |
Январь | 7. | Пересказ рассказа Г.Скребицкого «Появились синички» | Учить пересказывать художественные тексты | Мнемокарточки к рассказу Г.Скребицкого «Появились синички» |
Февраль | 8. | Составление описательного рассказа по теме «Зима» | Учить составлять описательный рассказ из 5-7 предложений, согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. | Мнемотаблица по теме «Зима» |
Март | 9. | Лексико-грамматические упражнения | Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными | Мнемокарточки к рассказу Н.Сладкова «Голубая пора. Март». |
Апрель | 10. | Заучивание стихотворения М.Исаковского «Пробилась зелень полевая…» | Совершенствовать четкость дикции. Развивать интонационную выразительность. | Мнемокарточки к стихотворению М.Исаковского «Пробилась зелень полевая» |
11. | Пересказ рассказа К.Ушинского «Утренние лучи» | Учить пересказывать художественное произведение, согласовывать числительные с существительным. | Мнемокарточки к рассказу К.Ушинского «Утренние лучи» | |
Май | 12. | Составление описательного рассказа по теме «Весна» | Учить детей составлять описательный рассказ в логически правильной последовательности, учитывая причинно-следственные признаки весны. Согласовывать в предложениях все части речи в роде, числе, падеже. | Мнемотаблица по теме «Весна» |
13. | Пересказ рассказа Я.Тайца «По грибы» | Совершенствовать умение пересказывать художественные тексты | Мнемокарточки к рассказу Я.Тайца «По грибы» | |
Июнь | 14. | Заучивание стихов С.Маршака «Июнь», «Июль», «Август». | Совершенствовать интонационную выразительность. | Мнемокарточки к стихам С.Маршака «Июнь», «Июль» «Август» |
Перспективный план
работы по формированию связной речи детей с ОНР
подготовительной к школе группы на материале темы «Времена года»
с использованием мнемотехники.
Месяц | № пп | Содержание работы | Задачи | Материал |
Сентябрь | 1 | Лексико- грамматические упражнения | Составлять простое распространенное предложение с однородными членами. | Мнемокарточки по теме «Лето» Таблица №1 |
2 | Лексико- грамматические упражнения | Закреплять умения составлять простое распространенное предложение с однородными членами. | Мнемокарточки по теме «Ранняя осень» Таблица №2 | |
Октябрь | 3 | Пересказ рассказа Н.Сладкова «Осенняя елочка» | Совершенствовать навык пересказа небольшого текста. | Мнемокарточки к рассказу Н. Сладкова «Осенняя елочка» Таблица №3 |
4 | Заучивание стихотворения А. Плещеева «Скучная картина...» | Формировать взаимосвязь речевого и эстетического аспектов восприятия художественного текста; совершенствовать технику связной речи. | Мнемокарточки к стихотворению А.Плещеева «Скучная картина...» Таблица № 4 | |
Ноябрь | 5 | Составление описательного рассказа по теме «Осень» | Закреплять навыки составления описательного рассказа. | Мнемокарточки, мнемотаблица по теме «Осень» Таблица №5 |
Декабрь | 6 | Лексико- грамматические упражнения | Упражнять в составлении сложноподчиненного предложения с союзами что, чтобы, потому что. | Мнемокарточки по теме «Зима» Таблица № 6 |
7 | Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» | Формировать взаимосвязь речевого и эстетического аспектов восприятия художественного текста; совершенствовать технику связной речи. | Мнемокарточки к стихотворению И. Сурикова «Зима» Таблица №7 | |
Январь | 8 | Пересказ рассказа П.Соколова «Снегирь» | Совершенствовать навык пересказа небольшого текса | Мнемокарточки к рассказу П.Соколова «Снегирь» Таблица № 8 |
Февраль | 9 | Составление описательного рассказа по теме «Зима» | Закреплять навыки составления описательного рассказа. | Мнемокарточки, мнемотаблица по теме «Зима» Таблица №9 |
март | 10 | Пересказ рассказа Г.Скребицкого «Март» | Совершенствовать навык полного пересказа описательного рассказа. | Мнемокарточки к рассказу Г. Скребицкого «Март» Таблица №10 |
Аперль | 11 | Составление описательного рассказа по теме «Весна» | Совершенствовать навыки составления описательного рассказа. | Мнемокарточки, мнемотаблица по теме «Весна» Таблица № 11 |
12 | Заучивание стихотворения А. Плещеева «Уж тает снег...» | Формировать взаимосвязь речевого и эстетического аспектов восприятия художественного текста; совершенствовать технику связной речи. | Мнемокарточки к стихотворению А.Плещеева «Уж тает снег...» Таблица №12 | |
Май | 13 | Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» | Совершенствовать навык полного пересказа художественного текста. | Мнемокарточки к рассказу Я. Тайца «По ягоды» Таблица №13 |
14 | Заучивание стихотворения Е. Авдеенко «Вот какое солнышко» | Формировать взаимосвязь речевого и эстетического аспектов восприятия художественного текста; совершенствовать технику связной речи. | Мнемокарточки к стихотворению Е. Авдеенко «Вот какое солнышко» Таблица №14 | |
Июнь | 15 | Составление описательного рассказа по теме «Лето» | Совершенствовать навыки составления описательного рассказа. | Мнемокарточки по теме «Лето» Таблица № 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей с ЗПР.
материал используется для развития мыслительных процессов и связной речи детей с ЗПР...
«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»
Данный материал поможет педагогам дошкольных учреждений, используя мнемотехнику, научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях и...
Обобщение опыта работы: "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей".
«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей» Развитие связной речи – одно из основных направлений в коррекционном обучении детей с общим н...
"Использование мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО"
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, но особенно – на этапе обучения. От кач...
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей
Презентация о теоретических основах применения мнемотехники в развитии связной речи детей. Включает наглядные материалы, которые могут использоваться педагогами и родителями....
Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...