Самомассаж в работе с детьми с нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.
Использование приемов самомассажа на практике очень полезно.
Основные цели самомассажа:
• нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
• уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
• снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата;
• увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
• активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
• формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.
Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого, который показывает каждый прием на себе и комментирует его.
Существует много различных приёмов самомассажа: общий самомассаж (физминутки); самомассаж пальцев рук (пальчиковая гимнастика); самомассаж мышц лица; артикуляционные упражнения для губ, щек, языка; самомассаж мышц языка.
Хорошими помощниками при проведении самомассажа являются нетрадиционные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samomassazh_s_detmi_s_narusheniyami_rechi.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Ни для кого не секрет, что в последние годы детей с речевой патологией становится всё больше. Дефекты речи всё серьёзнее. Поэтому возникает необходимость поиска новых методов и приёмов коррекции и профилактики речевых нарушений, которые были бы не только интересны детям, но и использовались родителями. Одним из таких методов является самомассаж.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.
Использование приемов самомассажа на практике очень полезно:
• самомассаж можно проводить не только индивидуально, но с подгруппой детей одновременно и фронтально.
• самомассаж может выполнять не только логопед, но и воспитатели, и родители.
• начинать использование самомассажа можно уже с раннего возраста.
• самомассаж можно делать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, как физкультминутка на занятии. Самомассаж можно использовать в непосредственной образовательной деятельности по коррекции речи, при этом приемы самомассажа могут предварять, либо завершать артикуляционную гимнастику.
Основные цели самомассажа:
• нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
• уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
• снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата;
• увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
• активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
• формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.
При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу).
Проводя самомассаж определённой части тела, используют поглаживание, разминание, растирание, лёгкие постукивания.
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять от 2 до 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.
Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого, который показывает каждый прием на себе и комментирует его.
Перед выполнением самомассажа необходимо соблюсти некоторые правила:
• Помещение должно быть чистым и проветренным;
• Руки детей должны быть чистыми, сухими, без ушибов и ссадин;
• Дети принимают спокойную, расслабленную позу: могут сидеть на стульчиках или на ковре, или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна).
• Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него).
• Когда приемы самомассажа будут освоены, можно проводить движения под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме.
Существует много различных приёмов самомассажа: общий самомассаж (физминутки); самомассаж пальцев рук (пальчиковая гимнастика); самомассаж мышц лица; артикуляционные упражнения для губ, щек, языка; самомассаж мышц языка.
Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным. Главное правило самомассажа – никакой боли. Только приятные ощущения позволят в дальнейшем выполнять эти игровые задания. Если постоянно делать самомассаж, у ребенка появится устойчивая потребность в его выполнении.
Хорошими помощниками при проведении самомассажа являются нетрадиционные материалы.
В работе можно использовать:
1. Круглую щётку-расческу для волос, сосновые и еловые шишки, каштаны, грецкие орехи, бигуди – липучки, ребристые карандаши для самомассажа ладоней.
Подбирается небольшое стихотворение, которое проговаривает взрослый или ребёнок, при этом на каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» (в случае с расчёской и шишками) касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе. А бигуди-ёжики, каштаны, грецкие орехи, ребристые карандаши прокатываются между ладонями с проговариванием стихотворных текстов из пальчиковой гимнастики.
2. Бельевые прищепки для массажа прищепками.
На ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного пальца к мизинцу и обратно. Очень важно заниматься последовательно: правая рука, левая рука, переходить от простого к сложному, прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. После каждого двустишия – смена рук.
3. Массажные мячики-ёжики и кольца по системе Су-Джок активно используют для развития мелкой моторики пальцев рук, с целью общего укрепления организма, а также для стимулирования речевых зон коры головного мозга ребенка.
4. Массаж ложками, который может служить хорошей подготовкой к артикуляционной гимнастике.
5. Массаж деревянными катушками.
6. Массаж массажными щетками и ковриком «Травка».
7. Массаж с помощью «сухого» бассейна.
8. Массаж аппликатором Кузнецова.
Таким образом, использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат ребёнка и развивает речь.
Самомассаж является прекрасным средством совершенствования психической базы речи. В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей, а это – гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.
Литература
1. Воробьёва Т.А. Крупенчук О.И. «Логопедические игры с мячом» (Текст) / Т.А. Воробьёва О.И. Крупенчук – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.
2. Гаврючина Л.В. « Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Методическое пособие (Текст) / Л.В. Гаврючина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие (Текст) / Е.Н. Краузе. – 4 е изд. – СПб: КОРОНА – Век, 2009.
4. Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей (Текст) / Т.А. Куликовская. – М.: Книголюб 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»
Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...
План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи
Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....
Логоритмика в работе с детьми имеющими нарушения речи. ( опыт работы)
занятие по логоритмики структурировано, привязано к лексической теме, построено с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей группы...
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...
Статья: Реализация задач образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность) в работе с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках ФГОС ДО. Из опыта работы
В сатье подробно раскрыты особенности форм и методов работы музыкального руководителя с детьми, имеющими нарушения речи....
Буклет "Использование игрового самомассажа в работе с детьми с нарушениями речи"
Данный буклет подготовлен для педагогов, работающих с детьми с нарушениями речи, которые имеют нарушения артикуляционной и мимической моторики....