Деятельность учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО
статья по логопедии

Работа учителя-логопеда с учетом введения ФГОС дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_uchitelya.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

                                                                                                           Чижик Елена Владимировна

                                                                                                                               учитель-логопед

                                                                               ГБДОУ детский сад комбинированного вида

                                                                                                              Центрального района СПб

                                                                   «Дошкольный оздоровительный городок «Берёзка»

                       

                               Тема выступления

Деятельность учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО

Работа учителя-логопеда с учетом введения ФГОС дошкольного образования. Главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартов (начального, основного, среднего) общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования, – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства . Одной из целей ФГОС является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Одной из задач ФГОС является обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, а также многолетний практический опыт работы показывают, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы выросло. На сегодняшний день остро встаёт вопрос раннего распознавания, квалифицированной диагностики и правильного коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста. Для оказания коррекционной помощи детям 3 – 6 летнего возраста, имеющим различные речевые нарушения, в нашей дошкольной организации создан логопедический пункт. На дошкольном логопункте занимаются дети со следующими речевыми нарушениями: ФНР, ФФНР, ОНР I уровень речевого развития, ОНР II уровень речевого развития, ОНР III уровень речевого развития, ОНР IV уровень речевого развития, стертая форма дизартрии. Основные направления логопедической работы:

1. Диагностическая работа включает в себя комплексное обследование - уровня сформированности всех компонентов речевой системы (фонетика, фонематическое восприятие, слоговая структура ,лексика, грамматика, связная речь); -состояние познавательных процессов (внимание, память, восприятие, мышление, воображение); -состояние общей моторики и мелкой (артикуляционной и пальцевой); -личностных особенностей (интерес и мотивация к учебной деятельности, контактность, -поведение, активность, реакция, усидчивость, работоспособность, критичность..)

2.Коррекционно-логопедическаяипедагогическая работа подгрупповых и индивидуальных занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.

3.Профилактическая и просветительская консультативная работа среди родителей . Оказание консультативной помощи родителям, детей с проблемами в развитии речи, предоставление родителям (или лицам, их заменяющим) полной информации о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. - в течение учебного года участвовать в родительских пятиминутках, экспресс – выступлениях на родительских собраниях, рекомендация игр и упражнений для развития речевого дыхания, артикуляционной и мелкой моторики ребенка, а также для развития психических процессов; - проведение индивидуальных и открытых логопедических занятий для родителей. - оказание помощи родителям в выполнении домашних рекомендаций - участие в проведении тематических встреч, лекций, вечеров, «Дня открытых дверей».

4. Профилактическая, просветительская, консультативная работа с воспитателями и педагогическим коллективом. - в течение учебного года проведение консультаций воспитателей по профилактике речевых нарушений. - работа по преемственности дошкольников и школьников. - участие на семинарах, на педсоветах, проведение мастер-классов. - участие в подготовке детей к конкурсам, проведению праздников, досугов, кукольных спектаклей, театрализованных представлений. - взаимодействие работы учителя-логопеда с музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре. Принципы, используемые в логопедической работе -Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений. - Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме - Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи - Принцип связи речи с другими сторонами психического развития. - Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. - Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка - Принцип воздействия на микросоциальное окружение. Формы и режим организации образовательной деятельности Учитель-логопед работает 5 раз в неделю (20 часов). Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми. График работы составлен в зависимости от занятости детей, как в первую, так и во вторую половину дня. Учитель-логопед имеет право брать для коррекционной работы воспитанников с любых занятий, проводимых педагогами в группе (кроме музыкальных и физкультурных). Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи с 15 детьми (не более 25 детей в течение учебного года).( на основании письма Мин. Образования и науки от…. Приём детей с ОВЗ на инклюзивную форму обучения осуществляется на основании рекомендаций окружной психолого-медико-педагогической комиссии (ОПМПК), заявления родителей (законных представителей) и оформляется приказом директора. Решением психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения является выбор образовательной программы и формы обучения. Регламент деятельности ПМПк определяется Письмом Министерства образования Российской федерации от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». По годовому планированию проводятся ПМПк по вводу и выводу детей, нуждающихся в логопедической коррекционной помощи. Организация деятельности учителя - логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы дошкольной организации. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. 1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября. Согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций от 15.05.13г. №26. СанПин 2.4.1.3049-13», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, продолжительность занятий для детей - 4-5-го-года жизни - не более 15 мин, 5- 6-го года жизни - не более 25 минут, с детьми 6-7-го года жизни не более 30 минут, 3 раза в неделю. Дети с речевым нарушением ОНР – берутся в работу на 2 года; Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком, изменении ее характера или продолжении коррекционной работы принимается на заседании психологопедагогического консилиума (ПМПк).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС»

  В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ...

«Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В докладе представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при  организации развивающей предметно-пространственной среды в группе...

Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС»

В логопедические группы зачисляются дети с тяжёлыми нарушениями. Как правило, дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физич...