Образовательная программа дошкольного образования для коррекционной группы детского сада детей с задержкой психического развития 4-7 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детского дошкольного учрежденияОсновная цель рабочей программы – позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Задачи:
- Коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития
- Профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального и социального.
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, формирование предпосылок учебной деятельности;
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saytu.doc | 299.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Принято» на педагогическом совете №_____________ от 2014 г | «Утверждено» заведующий МДОУ д/с № комбинированного вида ____________ от «___»____________2014 г. |
Образовательная программа дошкольного образования
для коррекционной группы детского сада
детей с задержкой психического развития
(примерная)
Для детей с ЗПР 4-7 лет
Разработал: учитель-дефектолог
Смирнова Е.А.
2014
Структура программы
- Целевой раздел программы
- Пояснительная записка
- Цели и задачи реализации программы
- Принципы и подходы к формированию программы
- Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
- Планируемые результаты освоения программы
- Содержательный раздел программы
- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
- Образовательная область «Физическое развитие»
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Образовательная область «Развитие речи»
- Образовательная область «Познавательное развитие»
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
- Организационный раздел программы
- Материально-техническое обеспечение
- Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания
- Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детского дошкольного учреждения.
Образовательная программа разработана в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г № 1155), «Конвенцией о правах ребенка», Законом РФ «Об образовании», приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования», Письмом Министерства образования РФ № 27/901-6 от 27.03.2000г. «О психолого - медико - педагогическом консилиуме образовательного учреждения, Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009г. № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Группа для детей с задержкой психического развития открыта на базе МБДОУ д/с № и комплектуется из дошкольников, направленных психолого-медико-педагогической комиссией.
Основой для разработки данной учебной программы устранения задержки психического развития у детей дошкольного возраста явились: программа «Детство» В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко.
- Цели, задачи реализации программы
Основная цель рабочей программы – позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Задачи:
- Коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития
- Профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального и социального.
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, формирование предпосылок учебной деятельности;
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Принципы и подходы к формированию программы
- Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
- Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
- Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.
Наибольшая результативность в обучении детей в средней группе достигается на занятиях с одним-двумя детьми (в первые два месяца обучения). Это объясняется тем, что дети гораздо лучше воспринимают новый материал тогда, когда он обращен непосредственно к каждому из них.
Индивидуальная форма работы в первые месяцы обучения является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 10-15 минут. Спустя два месяца дети объединяются в подгруппы из двух-четырех человек, а время занятий увеличивается до 15-20 минут.
Во втором полугодии, когда дети уже научатся активно вслушиваться в речь дефектолога и выполнять его обращения, просьбы, инструкции, относящие к невербальным и вербальным заданиям, состав подгрупп включает до 5 человек.
В старшей и подготовительной группах фронтальные занятия разделены на 3 периода.
В старшей группе проводятся фронтальные занятия по развитию элементарных математических представлений 2 раза в неделю, фронтальные занятию по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи – 2 раза в неделю.
В подготовительной группе проводятся фронтальные занятия по развитию элементарных математических представлений 2 раза в неделю, фронтальные занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи – 2 раза в неделю.
- Характеристики особенностей развития детей с ЗПР раннего и дошкольного возраста
Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
- Планируемые результаты освоения программы детьми с ЗПР
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, ребенок владеет разными формами и видами игры
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои желания, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями;
- ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, математики;
- дети овладевают начальными предпосылками учебной деятельности (способны решать простейшие интеллектуальные задачи, простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице, выполнение самостоятельно элементарных поручений, преодоление небольших трудностей, в случае проблемной ситуации обращаться за помощью, проявление интереса к книгам, к рассматриванию иллюстраций и т.д.)
Планируемые результаты освоения детьми с ЗПР программы дошкольного образования к четырехлетнему возрасту
Интегративное качество | |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной деятельности. Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях. Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры. Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. |
Любознательный, активный | Проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх. Интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами. Проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям участвует в сезонных наблюдениях. Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях. Участвует в разговорах во время наблюдений за живимы объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Участвует при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации Пытается петь, подпевать, двигаться под музыку. Проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях. |
Эмоционально отзывчивый | Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Делает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Проявляет эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения: различает веселые и грустные мелодии |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. | Имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с растениями и животными; Пытается действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях. Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе). Умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при помощи взрослых. Знает, что надо соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада, после игры убирать игрушки, строительный материал. После объяснения понимает поступки персонажей (произведений, спектаклей) и последствия этих поступков. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Пытается в быту, в самостоятельных играх налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками. Пытается объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре. Может в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому, не всегда адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого. |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. | Самостоятельно выполняет элементарные поручения, проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Способен самостоятельно и с помощью взрослого выполнить элементарное поручение (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям). Использует разные способы обследования предметов Пытается устанавливать простейшие связи, делать простейшие обобщения. Проявляет желание сооружать постройки по собственному замыслу. Умеет занимать себя игрой ан непродолжительное время, самостоятельной художественной деятельностью |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. | Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Называет членов своей семьи, их имена. Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель). |
Овладевший предпосылками учебной деятельности | Способен выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности самостоятельно и с помощью. В случае проблемной ситуации обращается за помощью Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от и продуктивной (конструктивной) деятельности. Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций. |
Овладевший необходимыми умениями и навыками | У ребенка сформированы элементарные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. |
Планируемые результаты освоения детьми с ЗПР программы дошкольного образования к пятилетнему возрасту
Интегративное качество | |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | Антропометрические показатели (вес, рост) в норме. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь». Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены. |
Любознательный, активный | Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре. |
Эмоционально отзывчивый | Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Делает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Проявляет эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения: различает веселые и грустные мелодии |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. | В процессе игры может менять роли.. Самостоятельно или после напоминания со стороны взрослого использует в общении со взрослым «вежливые» слова, обращается к сотрудникам детского сада по имени-отчеству. Умеет (сам или при помощи взрослого) вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Знает, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли. Подбирает предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Речь, при взаимодействии со сверстниками, носит преимущественно ситуативный характер. Содержание общения со взрослым в пределах конкретной ситуации. В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Делает попытки улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. | Владеет элементарными навыками самообслуживания. Ориентируется в пространстве детского сада. Умеет играть в простейшие настольно-печатные игры. Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей. Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов, используя знакомые способы. Способен конструировать по собственному замыслу. Способен решать лабиринтные задачи. Способен с помощью взрослого придумать небольшую сказку на заданную тему. Способен находить интересное для себя занятие |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. | Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Знает название родного города. Знает некоторые государственные праздники: 23 февраля, 8 марта, Новый год. |
Овладевший предпосылками учебной деятельности | Выполняет индивидуальные и коллективные поручения. Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо. Способен выучить небольшое стихотворение. Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке с помощью взрослого. Способен сосредоточенно действовать в течение 10-15 минут. |
Овладевший необходимыми умениями и навыками | У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности |
Планируемые результаты освоения детьми с ЗПР программы дошкольного образования к шестилетнему возрасту
Интегративное качество | |
Физический развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах. Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания. |
Любознательный, активный | Использует различимые источники информации, способствующие обогащению игры (кино) Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре. Проявляет любознательность к экспериментированию |
Эмоционально отзывчивый | Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, кукольных спектаклей. Сопереживает окружающим |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. | Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять. Улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет. Понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех, Пытается сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников. Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взрослого, пользуется «вежливыми» словами. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей по содержанию Речь становится главным средством общения. . Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.). Пытается поддерживать беседу |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. | Владеет элементарными навыками самообслуживания. Ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, между, рядом с, около и пр.). Умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Способен конструировать по собственному замыслу. Способен для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие. |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. | Знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители Имеет постоянные обязанности по дому. Может назвать домашний адрес Знает, что живет в России, Россия — огромная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна. |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | Имеет навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Способен выучить небольшое стихотворение. Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы с помощью взрослого. Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Способен сосредоточенно действовать в течение 10-15минут. Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений. Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками. |
Овладевший необходимыми умениями и навыками | У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. |
Планируемые итоговые результаты освоения детьми с ЗПР коррекционно-развивающей программы дошкольного образования к семилетнему возрасту
Интегративное качество | |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; |
любознательный, активный | Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей). Задает вопросы взрослому. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает заинтересованное участие в образовательном процессе |
эмоционально отзывчивый | Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает. Ребенок использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации |
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. | Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Способен соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.); |
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. | Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.; |
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. | Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции |
овладевший необходимыми умениями и навыками | У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. |
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериальноориентированных методик и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных методов (тестов, проб и др.), обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
- Образовательная область «Физическое развитие»
Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию тесно связана с физкультурно-оздоровительной работой. В группе проводятся: утренняя гимнастика; физкультурные минутки с учетом направленной коррекции; прогулка, подвижные и народные игры, индивидуальная работа по закреплению выполнения основных движений, коррекционная гимнастика после сна, досуги и развлечения; самостоятельная двигательная активность.
В системе деятельности серьезное место отводится обогащению разнообразного двигательного опыта детей, умению играть с детьми в подвижные игры с правилами, народные игры (на развитие быстроты движений, силовых качеств, ловкости и координации, ориентировки в пространстве и др.), использованию в работе с детьми элементов спортивных игр, упражнений со спортивным инвентарем, приобщению к разным видам занятий физической культурой с учетом состояния здоровья, уровня физической и двигательной активности, половозрастных различий, включая утреннюю гимнастику, занятия по физической культуре, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, гимнастику после дневного сна, динамические паузы между занятиями, физкультминутки, недели здоровья, прогулки, праздники и досуги, самостоятельную деятельность.
Цели и задачи образовательной области «Физическое развитие» | Содержание образовательной области «Физическое развитие» |
Цель: - гармоничное физическое развитие; - формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; - формирование основ здорового образа жизни Задачи: Оздоровительные: - охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм; - всестороннее физическое совершенствование функций организма; - повышение работоспособности и закаливание. Образовательные: - формирование двигательных умений и навыков; - развитие физических качеств; - овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья. - Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики. Воспитательные: - формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями; - разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое. Коррекционные: - коррекция физического развития и двигательного аппарата; - определять и использовать компенсаторные возможности детей | 1) Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности - связанной с выполнением упражнений; -направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость; - способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики; - связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны). 2) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. 3) Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) 4) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. |
Формы организации педагогического процесса с детьми дошкольного возраста с ЗПР по ОО «Физическое развитие»
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Непосредственно образовательная деятельность | ||
Физическое развитие | Традиционные, игровые, сюжетные, тренировочные, на основе эстафет, комплексные (с элементами развития речи, математики), диагностические, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; игры и упражнения под музыку, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, спортивные и физкультурные досуги, соревновательные состязания, подвижные, сюжетно-ролевые игры (с элементами спортивных игр), утренняя гимнастика, двигательные разминки во время занятий, динамические паузы | Групповая |
Здоровьесберегающие технологии: закаливание, ходьба босиком, коррегирующие упражнения (улучшение осанки, плоскостопие, зрение), зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, элементы точечного массажа, восточная гимнастика, динамические паузы, релаксация, музотерапия
- 2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи социально - коммуникативного развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей с воспитанием и обучением. Среди показателей социально-коммуникативного развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, социальную компетентность, или социальную зрелость, в единстве её мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о событиях собственной жизни и своей деятельности, а также о явлениях общественной жизни.
Усвоение ребёнком общественного опыта происходит в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных её видов, обучения. Познание окружающей жизни протекает в игре, в том числе сюжетной.
Именно в период 4-5 лет ребенок начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое слышит, узнаёт, ласковые варианты которого знает. Ребёнок выделяет себя как персону.
Цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» | Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» |
Цель: Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задачи: 1) Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. 2) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. 3) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. 4) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ 5) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. 6) Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 7) Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. | Становление деятельности: продуктивная деятельность; трудовая деятельность; игровая деятельность; познавательная деятельность Становление сознания: развитие речи; познавательное развитие; Становление личности: отношение к окружающему миру; отношение к другим людям; отношение к себе |
Основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в группе ЗПР
- Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей
- обогащение знаниями и опытом деятельности
- усвоение игровой культуры
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного поведения;
- передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
Примерное содержание работы
1) Ребенок и другие люди:
- Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
- Ребенок и другие дети, в том числе подросток.
- Если «чужой» приходит в дом.
2) Ребенок и природа:
- Загрязнение окружающей среды.
- Бережное отношение к живой природе.
- Ядовитые растения.
- Контакты с животными.
3) Ребенок дома:
- Умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
- Экстремальные ситуации в быту (открытое окно, электроприборы и т.д.)
4) Ребенок и улица:
- Дорожные знаки для водителей и пешеходов.
- Правила езды на велосипеде.
- Правила поведения в транспорте.
- Если ребенок потерялся на улице.
- Трудовое воспитание
- формирование положительного отношения к труду
- обучение детей трудовым умениям, навыкам труда
- формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности
- воспитание гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу.
- Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
- проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;
- стремление к познанию окружающей действительности;
- Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому
- бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Формы организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с ЗПР по ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Непосредственно образовательная деятельность | ||
Социально-коммуникативное развитие | Поручения (простые и сложные), дежурства, коллективный труд, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, показ действий, пример взрослого и детей, целенаправленное наблюдение, разыгрывание проблемных ситуаций, обучающие и развивающие игры, сюжетно-ролевые игры | Групповая индивидуальная |
- Образовательная область «Речевое развитие»
Цели и задачи образовательной области «Развитие речи» | Содержание образовательной области «Развитие речи» |
Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими Задачи: 1) Овладение речью как средством общения и культуры. 2) Обогащение активного словаря. 3) Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи. 4) Развитие речевого творчества. 5) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. 6) Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 7) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. | 1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. 2) Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков речи и произношения. 3) Формирование грамматического строя: изменение слов по родам, числам, падежам; освоение различных типов словосочетаний и предложений; словообразование. 4) Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь; монологическая речь (рассказывание). 5) Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. 6) Воспитание любви и интереса к художественному слову. |
Принципы развития речи.
1) Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
2) Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
3) Принцип формирования элементарного сознания явлений языка.
4) Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
5) Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
6) Принцип обогащения активной языковой практик
Речевое развитие осуществляется через следующие средства развития речи:
1) Общение взрослых и детей.
2) Культурная языковая среда.
3) Обучение родной речи в организованной деятельности.
4) Художественная литература.
5) Изобразительное искусство, музыка, театр.
6) Непосредственно образовательная деятельность по другим образовательным областям
Формы организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с ЗПР по ОО «Речевое развитие»
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Непосредственно образовательная деятельность | ||
Речевое развитие | Создание проблемных ситуаций, развивающие игры, наблюдение, рассказ, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, сюжетно-ролевая игра, обучающие и развивающие игры, работа в книжном уголке, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, хороводные игры, заучивание наизусть, настольно-печатные игры | Групповая индивидуальная |
- Образовательная область «Познавательное развитие»
Цели и задачи образовательной области «Познавательное развитие» | Содержание образовательной области «Познавательное развитие» |
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие. Задачи: 1) Формирование познавательных действий, становление сознания. 3) Развитие воображения и творческой активности. 4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). 5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках. 6) Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов. |
|
Познавательное развитие реализуется по двум направлениям:
Ознакомление с окружающим миром | Развитие элементарных математических представлений |
Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Задачи: 1) Формирование у ребенка представление о себе как о представителе человеческого рода. 2) Формирование у ребенка представлений о людях, поступках, правах и обязанностях; о разнообразной деятельности людей. 3) формировать реалистические представления о природе 4) формировать обобщенные представления о сезонных изменениях 5) Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении | Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира. Развивающие задачи РЭМП 1) Формировать представление о числе. 2) Формировать геометрические представления. 3) Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях). 4) Развивать сенсорные возможности. 5) Формировать навыков счета и измерения различных величин 6) Развивать логическое мышления, навыков счета и измерения различных величин. 7) Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии |
Формы организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с ЗПР по ОО «Познавательное развитие»
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Непосредственно образовательная деятельность | ||
Познавательное развитие | конструирование, экспериментирование, развивающие игры, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, беседа, чтение художественной и познавательной литературы, целевые прогулки, экскурсии, экологические игры, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, дидактические игры. | Групповая |
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Цели и задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» | Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» |
Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Задачи: 1) Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. 2) Становление эстетического отношения к окружающему миру. 3) Формирование элементарных представлений о видах искусства. 4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. 5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. 6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). |
|
Художественно-эстетическое развитие реализуется по следующим направлениям:
Художественно-изобразительная деятельность | Конструирование | Музыкальное развитие |
Цель: культурное обогащение изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов. Задачи:
| Цель: освоение предметно-практической деятельности Задачи:
Конструировать можно из строительного материала, бумаги, природного материала, деталей конструкторов, крупно-габаритных модулей. Формы организации обучения конструированию: 1) Конструирование по модели. 2) Конструирование по условиям. 3) Конструирование по образцу. 4) Конструирование по замыслу. 5) Конструирование по теме. 6) Каркасное конструирование. 7) Конструирование по чертежам и схемам Игра является побудителем к конструированию, которое начинает приобретать для детей самостоятельное значение. В старшем дошкольном возрасте сформированная способность к полноценному конструированию стимулирует развитие сюжетной линии игры и само, порой, приобретает сюжетный характер, когда создается несколько конструкций, объединенных общим сюжетом. | Цель: развитие музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку. Задачи: 1) Развитие музыкально-художественной деятельности. 2) Приобщение к музыкальному искусству. Направления образовательной работы: 1) Слушание. 2) Пение. 3) Музыкально-ритмические движения. 4) Игра на детских музыкальных инструментах. 5) Развитие детского творчества (песенного, музыкально-игрового, танцевального). Содержание работы: «Слушание»: -ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; - развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки; - развитие способности различать характер песен - развитие способности эмоционально воспринимать музыку. Содержание работы: «Пение» -формирование у детей певческих умений и навыков; - обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента; - развитие музыкального слуха; - развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона. Содержание раздела «Музыкально-ритмические движения» - развитие музыкального восприятия; - обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, развитие пространственных и временных ориентировок; - обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения; Содержание работы: «Игра на детских музыкальных инструментах» - совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка; - развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса; - знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них. |
Формы организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с ЗПР по ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Непосредственно образовательная деятельность | ||
Художественно-эстетической развитие | дидактические игры, рисование, аппликация, лепка, игра на музыкальных инструментах, самостоятельная художественная деятельность, игры со строительным материалом, рассматривание иллюстраций, слушание музыкальных сказок | Групповая |
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
- Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Характерные особенности:
1) смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие - изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;
2) выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания;
3) содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения. Оно должно включать содержание опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание образования становится формальным.
Характерные черты личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми с ЗПР в ДОУ:
- создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (приобретение и актуализация опыта детей);
- оказание помощи в поиске и обретении, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
- содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции
Составляющие педагогической технологии при работе с детьми с ЗПР
- Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми, которое требует от педагога высокого профессионального мастерства, развитой педагогической способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики.
- Построение педагогического процесса на основе педагогической диагностики, которая представляет собой набор специально разработанных информативных методик и тестовых заданий, позволяющих педагогу в повседневной жизни детского сада диагностировать реальный уровень развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии (задания, направленые на выявление успешности освоения содержания различных разделов программы, на определение уровня владения ребенком с ЗПР знаний, на возможность отслеживания основных параметров эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, на выявление успешности формирования отдельных сторон социальной компетентности (экологическая воспитанность, ориентировка в предметном мире и др).
- Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, при котором педагог дифференцирует группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития, и конструирует педагогическое воздействие в подгруппах путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций
- Творческое конструирование педагогом разнообразных образовательных ситуаций (игровых, практических, театрализованных и т.д.), позволяющих воспитывать гуманное отношение к живому, развивать любознательность, познавательные, сенсорные, речевые, творческие способности. Наполнение повседневной жизни группы интересными делами, проблемами, идеями, включение каждого ребенка с ЗПР в содержательную деятельность, способствующую реализации детских интересов и жизненной активности.
- Нахождение способа педагогического воздействия для того, чтобы поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности (использование игровых ситуаций, использование дидактических игр, использование в старшем дошкольном возрасте занятий по интересам, которые не являются обязательными, а предполагают объединение взрослых и детей на основе свободного детского выбора, строятся по законам, сотрудничества).
- Сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями (выделяются три ступени взаимодействия: создание общей установки на совместное решение задач воспитания детей с ЗПР; разработка общей стратегии сотрудничества; реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с ЗПР с целью максимального развития его личностного потенциала).
- Организация материальной развивающей среды, состоящей из ряда центров (сенсорный центр, центр математики, центр сюжетной игры, центр строительства, центр искусства и др.), которая способствовала бы организации содержательной деятельности детей с ЗПР и соответствовала бы ряду показателей, по которым в педагог может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей (включенность всех детей с ЗПР в активную деятельность; низкий уровень шума в группе; низкая конфликтность между детьми; положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность).
- Интеграция образовательного содержания программы
- Технологии исследовательской (экспериментальной) деятельности
Этапы становления исследовательской деятельности:
- ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования (эксперимента);
- проблематизация (определение способов и средств проведения исследования (эксперимента);
- планирование (формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского (экспериментального) поиска);
- эмпирия (сбор эмпирического материала, постановка и проведение исследования (эксперимента), первичная систематизация полученных данных);
- анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных).
Принципы исследовательского (экспериментального) обучения
- ориентация на познавательные интересы детей с ЗПР (исследование (экспериментирование) - процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае на потребности в познании);
- опора на развитие умений поиска информации;
- сочетание нескольких методов обучения (активное включение в работу мышления);
- формирования представлений об исследовании (эксперименте) как стиле жизни.
Условия исследовательской (экспериментальной) деятельности:
- использование различных приемов воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника, заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения
- создание проблемных ситуаций, вызывающих у детей удивление, недоумение, восхищение;
- четкая формулировка проблемы для выдвижения гипотезы и развития способности решать проблемную ситуацию
- Технологии «Портфолио дошкольника»
Разделы портфолио
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы
- Информационно - коммуникативные технологии
В ДОУ могут применяться информационно-коммуникационные технологии с использованием мультимедийных презентации, клипов, видеофильмов, которые дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
Основные требования при проведении занятий с использованием компьютеров:
- образовательная деятельность должна быть четко организована и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;
- на образовательной деятельности дети должны не просто получить какую-то информацию, а получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одно занятие, без переноса части работы, так как у детей с ЗПР происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы
- перед образовательной деятельностью должна быть проведена специализированная подготовка — социально-ориентированная мотивация действий ребенка
- Обучение детей с ЗПР обобщенным приемам умственной деятельности — умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать;
- побуждение детей к диалогу, сотрудничеству;
- подведение детей к самостоятельным выводам и обобщениям, умений делать выбор
- Организационный раздел программы
- Материально-техническое обеспечение
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей с ОВЗ) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающей среды построена на следующих принципах:
1) насыщенность;
2) трансформируемость;
3) полифункциональность;
4) вариативной;
5) доступность;
6) безопасность.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей с ЗПР образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и др.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует проявление игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
- Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей с ЗПР к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности.
Коррекционная поддержка дошкольников с ЗПР осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) комбинированного вида, имеющего как группы для нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида. Дошкольники, воспитывающиеся в домашних условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при учреждении компенсирующего или комбинированного вида.
Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
Во-первых, коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.
В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.
При выстраивании тактики коррекционно-развивающей работы не менее важно учитывать и такое ключевое явление как зона ближайшего развития (Л.С. Выготский). Это понятие можно определить как различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников. Коррекционно-развивающая работа должна строиться с учетом сензитивных периодов развития тех или иных психических функций. Следует также иметь в виду, что при нарушениях развития сензитивные периоды могут сдвигаться во времени.
Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в ДОУ комбинированного вида предусматривает соблюдение следующих условий:
- наличие в учреждении диагностико-консультативной службы;
- построение воспитательно-образовательного процесса (с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей, обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной);
- использование адекватных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием);
- взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей);
- проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности.
Важную роль в развитии ребенка с ЗПР играет окружающее пространство, которое стимулирует активность ребёнка, делает его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.
Особенности детей с ЗПР предполагают на первоначальном этапе работы насыщение сенсомоторного пространства, так как при дефектах подобного типа, как правило, наблюдается выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточность эмоционально-волевой сферы, бедность игровой и продуктивной деятельности.
Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми. Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.
8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.
Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,
Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами).
Заключительная часть - продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.
9. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны и «Кубики» - единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной форме, где придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные функции организма.
Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающем миром.
Игры с песком или «пескотерапия». Специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, взаимодействие с ним очищает человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к обучению.
Основная используемая литература по программе
- конспекты занятий «Ознакомление окружающим миром » 4-5 лет с ЗПР, И.А. Морозовой, М.А. Пушкаревой
- конспекты занятий «Ознакомление окружающим миром » 5-6 лет с ЗПР, И.А. Морозовой, М.А. Пушкаревой
- конспекты занятий «Ознакомление окружающим миром » 6-7 лет с ЗПР, И.А. Морозовой, М.А. Пушкаревой
- конспекты занятий «Обучение грамоте» 6-7 лет с ЗПР, И.А. Морозовой, М.А. Пушкаревой
- конспекты занятий «Развитие элементарных математических представлений » 4-5 лет с ЗПР, И.А. Морозовой, М.А. Пушкаревой
- конспекты занятий «Развитие элементарных математических представлений » 5-6 лет с ЗПР, И.А. Морозовой, М.А. Пушкаревой
- конспекты занятий «Развитие элементарных математических представлений » 6-7 лет с ЗПР, И.А. Морозовой, М.А. Пушкаревой
- конспекты занятий «Фонематика » 4-5 лет с ЗПР, И.А. Морозовой, М.А. Пушкаревой
- Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет, Н.В. Курдвановская
- Программа «Детство» В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина
- Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко.
- Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР, Н.Э. Теремкова (1,2,3,4 часть)
- Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.Н. Волковой; И. А. Лыкова
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет, И.А. Лыкова и др.
Оборудование:
- Ноутбук (для презентаций)
- Телевизор
- Магнитофон
Помещения:
- Комната для проведения групповых занятий
- Спортивный зал
- Музыкальный зал
- Веранда ДОУ, спортивная площадка
В целях улучшения материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса:
- Пополнить фонд методической и детской художественной литературой
- Пополнить развивающую среду группы новыми дидактическими, развивающими играми и пособиями
- Спортивно - игровой инвентарь
- Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:
- построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Организация режима дня.
При проведении режимных процессов ДОУ придерживается следующих правил:
- Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).
- Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
- Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
- Формирование культурно-гигиенических навыков.
- Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
- Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Основные принципы построения режима дня:
- Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.
- Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Поэтому в ДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня. В детском саду выделяют следующее возрастное деление детей по группам:
- Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года
РЕЖИМ ДНЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД
Группа | Коррекционная |
Возраст | От 4 до 7 лет |
Приём детей, игры, дежурство, гимнастика | 7.30-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-8.55 |
Подготовка к НОД | 8.55-9.00 |
Непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, игры по интересам | 9.00-9.25 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 9.35-12.00 |
Возвращение с прогулки | 12.00-12.20 |
Обед | 12.20-12.55 |
Дневной сон | 12.55-15.00 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25-15.40 |
Игры, труд | 15.40-16.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой | 16.20-17.30 |
ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД
Группа | Коррекционная |
Возраст | От 4 до 7 лет |
Утренний приём, осмотр, игры, общение, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство | 7.30-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-8.55 |
Подготовка к НОД | 8.55-9.00 |
Непосредственно образовательная деятельность | 9.00-10.35 |
Второй завтрак | 10.35-10.45 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.45 -12.00 |
Возвращение с прогулки | 12.00-12.20 |
Обед | 12.20-12.55 |
Дневной сон | 12.55-15.00 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25-15.40 |
Игры, труд | 15.40-16.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой | 16.20-17.30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
логопедическая работа в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития
логопедическая работа в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития...
Адаптированная образовательная программа для детей от 4 до 5 лет с задержкой психического развития
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования муниципального автономноого дошкольного учреждения №15 "Югорка" в соответствии с ...
Рабочая программа по физической культуре для группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития
Программа, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей от 3 до 6 лет, по направлению (образовательной области) физическое развитие (ФГОС ДО), с учетом их возрастных и индивиду...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОЛЕНЯТА»
Программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дельфин» города Муравле...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и с...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и с...