Особенности психомоторных функций у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Особенности психомоторных функций у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_psihomotornyh_funktsiy.doc | 240 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психомоторных функций у детей дошкольного возраста
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения психомоторных функций у детей дошкольного возраста 5
1.1. Современные научные представления о психомоторных функциях 5
1.2. Развитие психомоторных функций в онтогенгезе 9
Выводы по главе 1 17
Глава II. Методика и организация исследования 18
2.1. Цель и задачи исследования 18
2.2. Организация исследования 18
2.3. Содержание методики исследования 19
Глава 3. Состояние психомоторных функций у детей дошкольного возраста 24
Выводы по эмпирическому исследованию 32
Заключение 34
Список литературы 36
Введение
Актуальность. Психомоторное развитие – одна из основных линий развития детей дошкольного возраста. Помимо собственной значимости – это еще и важнейший фактор разностороннего развития личности ребенка [7; 9; 12].
Традиционно психомоторное развитие рассматривается в теории и практике дошкольного образования как формирование у детей психомоторных умений и физических качеств, в совокупности представляющих определенный уровень их физической подготовленности, который во многом отражает функциональные возможности систем организма [12].
Фундамент общей физической подготовки, заложенный в дошкольном возрасте, создает предпосылки для нормального физического и умственного развития детей, укрепления их здоровья, повышения работоспособности; содействует воспитанию полезных привычек, связанных с заботой о своем здоровье, обеспечивает условия для успешного обучения в школе [8].
В настоящее время возросшие требования к будущим первоклассникам привели к увеличению объёма и интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Нередко учебный процесс дошкольных образовательных учреждений строится по типу школьного образования и перегружается дополнительными занятиями (иностранный язык, обучение чтению, письму). Это ведёт к увеличению учебной нагрузки, что, в свою очередь, наносит серьёзный ущерб личностному развитию и состоянию здоровья детей.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу [27]. Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения являются несовершенство и низкий статус сложившейся системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития. К этому добавляется снижение физической активности детей в свободное время (дома, на улице), вместо подвижных игр дети с удовольствием проводят время за компьютером. Все это ведет к недоразвитию психомоторной сферы, несформированности моторных навыков, необходимых для обучения в школе. Поэтому актуальным является изучение проблемы развития психомоторной сферы у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить особенности развития психомоторных функций у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – психомоторные функции детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности развития психомоторных функций у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проведение теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования;
2. Выбор методики исследования;
3. Проведение констатирующего эксперимента;
4. Анализ полученных результатов исследования.
Гипотеза исследования. Особенностями развития психомоторной сферы у детей дошкольного возраста являются различные уровни сформированности моторных и двигательных навыков.
Глава I. Теоретические аспекты изучения психомоторных функций у детей дошкольного возраста
1.1. Современные научные представления о психомоторных функциях
Психомоторика – это основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных (в частности, импульсивных) реакциях и актах. Психомоторика – это комплекс двигательных актов человека, тесно связанных с психической деятельностью человека и отражающих особенности конституции. Термин «психомоторика» употребляется в медицинской литературе для отграничения сложных и дифференцированных движений, выражающих индивидуальные свойства личности, от элементарных двигательных реакций, связанных с более простой рефлекторной деятельностью центральной нервной системы [3, с. 336].
Развитие понятия «психомоторика» связано с именем И.М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Идеи И.М. Сеченова сыграли решающую роль в понимании психомоторики как объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализатора, как интегратора всех анализаторных систем человека.
В исследованиях Н.А. Бернштейна показана степень интеграции психомоторных способностей в психику человеку. Согласно теории Н.А. Бернштейна развитие психомоторных функций заключается в формировании сложнейших систем психомоторных коррекций, которые обеспечивают быстрое и точное выполнение различных двигательных действий за счет их исправления психомоторикой в процессе выполнения движения [3].
Н. А. Бернштейн писал о том, что моторика может и должна быть превосходным индикатором процессов, происходящих в центральной нервной системе (ЦНС), а позже было установлено, что чисто внешняя феноменологическая сторона движений может служить индикатором не только процессов ЦНС, но и высших психических функций [10].
Одним из достаточно подробно исследованных в когнитивной психологии аспектов перцепции служит её связь с движением, с активностью субъекта в целом. В частности, Б. М. Величковский в своих работах показал, что узнавание, связанное с системой активного зрения включает в себя идеомоторику, скрытое «проигрывание» наблюдаемых движений [4].
Н. А. Розе отметил взаимосвязь моторной организации человека и его поведения, деятельности, речи, в которых отражается целостная характеристика человека и как индивида, и как личности [21].
Осуществление произвольных движений (физических упражнений, техники двигательных действий) проходит под контролем сознания, проявление двигательных качеств - при участии волевого усилия. Поэтому психомоторные особенности человека - это сплав психологических и физиологических механизмов управления движениями, двигательными действиями, отражающихся в проявлении разных психомоторных (двигательных) качеств.
Наибольшая степень проявления психомоторных функций находит в таких двигательных качествах, имеющие большое значение в практической деятельности. Это – быстрота, сила, выносливость, ловкость (координационные способности).
Психомоторные показатели, характеризующие быстродействие, делят на три группы:
- время одиночного движения;
- время реагирования на сигнал;
- частота движений.
Между проявлениями каждого из этих качеств в различных условиях имеется связь. Так, человек, обладающий коротким временем реакции в одной ситуации, например, при реагировании рукой, покажет короткое время реакции и при реагировании ногой. То же можно сказать и про максимальную частоту движений в различных суставах: если человек опережает других по частоте движений в одном суставе, то он сохранит это преимущество и при движениях в других суставах. Это указывает на наличие общего для различных движений фактора реагирования и частоты движений, который связан, очевидно, с особенностями процессов центральной нервной системы.
Ф. Генри нашел, что 3/4 в латентном времени реакции у разных испытуемых приходится на общий фактор и лишь1/4 зависит от специфики сигнала, движения или движущейся части тела. Такими общими факторами проявления какого-либо качества в различных условиях являются типологические особенности нервной системы - уровень активации, лабильность, баланс нервных процессов [16].
Психомоторные свойства обладают различными функциями:
1) локомоторная функция обеспечивает динамичность поведения человека в окружающей среде;
2) мышечный тонус является энергетической характеристикой двигательной активности;
3) особенности статического и динамического тремора являются показателем степени координации движений и регулятором успешности их выполнения;
4) сила мышечного напряжения (ручная и становая) – показатель общего физического развития;
5) статическое мышечное напряжение (усилие);
6) точность движений рук и ног;
7) особенности графических движений [15].
В сфере психомоторики человека, как отмечает К.К. Платонов [19], в качестве важнейшей его подструктуры выделяют не только сложно-координированные и много-параметрические движения, в структуре которых в единстве представлены их пространственные, временные и силовые компоненты, но и многообразные виды сенсомоторных реакций человека.
Сенсомоторика – это класс психомоторных функций, связанных с работой внешних органов чувств, т.е. с деятельностью той или иной сенсорной системы, привязанной к конкретному анализатору мозга в форме ощущений – зрительных, слуховых, тактильных, вестибулярных и др.
Отсюда следует, что в обширный перечень психомоторных процессов включаются все виды реакций человека, и, следовательно, все произвольно управляемые действия (навыки в том числе) можно отнести к разряду психомоторных.
Очевидна также первостепенная роль психомоторики в актах познания и управления действиями.
Большого внимания заслуживает также то, что психомоторные способности можно ускоренно формировать за счет специально разработанных психолого-педагогических методик, которые обеспечивают опережающее психомоторное развитие и, как следствие этого, – более эффективное развитие двигательных способностей в овладении специализированными двигательными навыками [15].
Психомоторные функции являются важнейшей составляющей поведения организма и определяет возможности приспособления организма к среде, степень его адаптивности. В психомоторике представлена целостная система, характеризующая способ организации деятельности человека и успешность ее протекания в различные периоды жизни. Главное в психомоторике — это исполнение, объективная реализация психических процессов. С ее помощью достигается практический результат, к которому стремится человек и который объективно является показателем эффективности всей предшествующей психической работы. Психическая деятельность не имела бы для субъекта смысла, если бы не завершалась движением, позволяющим реально достичь поставленной цели, удовлетворить возникшую потребность, избежать опасности. Внешним завершением любого внутреннего психического процесса всегда является двигательный акт.
1.2. Развитие психомоторных функций в онтогенгезе
Психомоторика отражает различные стороны двигательной деятельности ребенка, формируя в конечном итоге личность.
Сущность онтогенеза психомоторики ребенка заключается в том, что идет процесс подчинения двигательных функций регуляторным влияниям коры мозга (кортикализация). Развитие двигательных функций протекает неравномерно и представляет собой сложный процесс, связанный с поэтапным созреванием ЦНС при непосредственном влиянии множества факторов, как положительных, так и отрицательных.
Вступая во взаимодействие с миром, ребёнок из «носителя активности» становится «субъектом деятельности». В моторике субъектная сторона деятельности проявляется через произвольные двигательные действия. В процессе взросления ребенок приобретает свой собственный способ взаимодействия с внешним миром. На основе этого опыта соответствующие мышцы и группы мышц приобретают свой способ реагирования на различные жизненные ситуации [18].
Было обнаружено, что для приспособления к внешнему воздействию в одном случае мышцы напрягаются, а в другом – могут стать очень расслабленными. В норме между этими крайними состояниями должен соблюдаться баланс. В биодинамическом анализе выделяются два фактора, влияющие на развитие личности и становление психосоматики: травмы развития, с одной стороны, и травмы жизненных кризисов, а также шоковые травмы, с другой стороны [20, с. 128].
Подобную модель психомоторного развития представила Г.В. Тимошенко, сделав акцент на поведение и психомоторику при нарушении нормального развития [25].
Человек и его телесная структура формируется и изменяется в зависимости от воздействий внешнего мира. Различные варианты мышечных реакций (гипо-, гипер- и нейтральные) характерны для трех позиций характера каждой структуры развития. Первая позиция (ранняя) связана с большой пассивностью, отказом от деятельности, коллапсом и капитуляцией. Она формируется в том случае, когда стресс или нарушение нормального развития происходит на ранней стадии возрастного периода. Вторая (поздняя) позиция формируется в случае, если нарушения происходят на поздней стадии возрастного периода. Для поздней позиции характерно сдерживание импульсов, напряжение и сопротивление. Третья позиция – нейтральная, или нормальная. Так называется здоровая структура.
Каждый ребенок по мере своего развития проходит все возрастные периоды и осваивает все три позиции характера каждой структуры. При этом он приобретает ресурсы и защитные паттерны, свойственные каждой позиции соответствующей структуры. У ребенка формируется собственный профиль (карта) из позиций структур характеров, своя собственная индивидуальная структура. В некоторые периоды жизни одни структуры могут быть проявлены в большей степени, чем другие [20].
Психомоторные функции в онтогенезе опираются на развитие физических характеристик и степень созревания нервной системы.
В раннем возрасте организм ребенка еще физически не сформирован. Основные движения на втором году жизни несовершенны из-за слабого развития мышц, пропорций тела (сравнительно короткие ноги, длинное туловище, большая голова). На третьем году жизни ребенок становится более выносливым, так как совершенствуется деятельность всех его органов, но не достаточно для того, чтобы ребенок мог переносить силовые физические нагрузки со скоростными характеристиками. Маленький ребенок по физиологическим причинам не может обладать силой, скоростью и точностью движений, а тем более ребенок, если он психически здоров, не способен сохранять неподвижную позу стояния [22].
Насильственное ограничение возможности двигаться приводит к невротическим состояниям, психическим отклонениям.
Физическое развитие детей дошкольного возраста идет довольно интенсивно. Масса тела годовалого ребенка удваивается к 6-7 годам, происходит быстрый рост скелета. Сращение черепных швов заканчивается к 4 годам. Форма грудной клетки несколько изменяется, хотя у детей 3-7 лет она еще остается конусообразной, ребра приподняты и не могут опускаться так низко, как у взрослых, что ограничивает амплитуду их движения. Конфигурация позвоночника, положение головы, плечевого пояса, наклон таза определяют осанку ребенка. Формирование осанки зависит от многих условий внешней среды (питание, режим дня, организация сна), но в основном – от двигательной активности ребенка. Большое значение для воспитания правильной осанки имеет симметричное развитие мышц и равномерность опоры на нижние конечности.
Интенсивное развитие скелета детей взаимосвязано с ростом, формированием мышц и связочно-суставного аппарата. Чем младше ребенок, тем более эластичен связочно-суставной аппарат. Масса мышечной ткани мала по отношению к общей массе тела, но с возрастом мышечная ткань изменяется. Масса мышц в ходе развития увеличивается больше, чем масса многих других органов [17].
Одновременно с увеличением массы мышц совершенствуются их функциональные свойства. Если у грудного ребенка скелетная мускулатура является одним из стимуляторов бурного роста и развития, то в дошкольном возрасте, по мере снижения интенсивности роста, развитие скелетной мускулатуры связано с увеличением ее двигательной активности. Чем выше деятельность скелетных мышц в оптимальных условиях для данного возраста, тем полноценней обмен, функции внутренних органов и систем [17].
Движение имеет особое значение в развитии детей. Даже самый маленький ребенок выражает свои потребности и ощущения через движения. Подвижность тела дает возможность воспринимать мир с различных перспектив. Маленькие дети, следуя своим двигательным импульсам, с любопытством исследуют вещи и людей, приобретают, таким образом, двигательные навыки и развивают свою наблюдательность и способность к реакции.
Только получая разнообразный опыт движения в течение длительного времени, дети учатся ощущать свое тело в пространстве. Балансируя, лазая, бегая или раскачиваясь, они тренируют свое чувство баланса, равновесия и совершенствуют координацию своих мышц. Они начинают лучше чувствовать свое тело и учатся оценивать свои силы, умения и возможности [23].
Движение – это естественный процесс; однако детям необходимы возможности для развития и изучения разнообразия двигательных форм.
Отклонение от нормального развития может произойти, если у детей слишком мало свободы для передвижения и если отсутствует пространство для получения двигательного опыта.
Двигательный опыт оказывает влияние на формирование положительной «Я-концепции». В первые годы жизни двигательный опыт в значительной степени накладывает отпечаток на веру ребенка в собственные возможности и представления о самом себе, так как постичь свое «Я» можно только через развитие телесного осознания и сознания само-эффективности (моя рука/нога, я иду/бросаю мяч и он катится и т.п.). В опыте физической ловкости и уверенности коренится ощущение возможности добиться чего-то («я могу»). Это чувство собственной компетентности является основополагающим для здорового личностного развития, формирования уверенности в своих силах при необходимости самостоятельного действия и достижения успехов [5].
К дошкольному возрасту, к третьему году жизни крупная моторика ребенка бурно развивается. Дети любят бегать (убегать) и постоянно находятся в движении. Ребенок младшего дошкольного возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Э.Я. Степаненкова отмечает, что физическое развитие идет менее интенсивно, чем в раннем детстве [24].
К концу третьего года жизни ребенок при ходьбе способен лучше приспосабливается к местности и демонстрирует разную скорость: он ходит медленно и быстро, делает большие и маленькие шаги, меняет походку, при необходимости поворачивается и наклоняется и двигает по отдельности каждым плечом, когда нужно преодолеть препятствие.
При интенсивной мышечной нагрузке ребенок обладает малыми возможностями, по сравнению со взрослыми, за счет недостаточного регулирования кислородного режима. Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом. Тренировка дыхательных мышц приводит к увеличению экскурсий грудной клетки, мощности дыхательного аппарата, что в свою очередь создает условия для урежения дыхания, повышения оксигенации крови в легких. С возрастом дыхание становится все более управляемым [12].
Развитие моторики с третьего по четвертый год жизни идет более быстрыми темпами. Четырехлетний ребенок, посещающий детский сад, постепенно приобретает те же моторные умения, что и ребенок более старшего возраста, и взрослый.
Предпосылкой для этого является тот факт, что важнейшие моторные процессы автоматизируются и могут использоваться целенаправленно – в зависимости от конкретной ситуации (адаптивная изменчивость). Если у маленького ребенка отсутствуют такие способности, его движения выглядят неуклюже и неловко.
Моторное развитие является одновременно и предпосылкой для дальнейшего когнитивного развития в дошкольном и школьном возрасте.
Радость от движения является импульсом к развитию и требует поощрения. Игра ребенка, мотивированная радостью от выполнения функции, внутренним стимулом улучшать свои моторные способности с помощью упражнений, становится все сложнее. Он крутится вокруг своей оси, бегает, прыгает, пытается ездить на трехколесном велосипеде и лазить на деревья.
Конечно, движение сопряжено также с опасностями, от которых нужно предостерегать. Но если обратить внимание на комментарии, которые дают взрослые во время детских занятий, то можно заметить множество неудачных формулировок:
- Не упади! Не споткнись!
- Ты сейчас сорвешься, и тебе будет больно!
- Смотри, провалишься!
Так как человек не может не думать о том, что ему предложили в качестве мысленного образа, от этих формулировок перед внутренним взором ребенка тут же возникает падение, боль или наказание. Он концентрируется на падении, унывает и колеблется. Страх взрослых, что что-то пойдет не так, заслоняет от него все остальное и отвлекает внимание на то, что ни в коем случае не должно произойти.
Когда дети с любопытством бесстрашно осваивают новые границы своих возможностей при движении, внимание действительно требуется – но направленное на цель и выполнимость действия. Могут потребоваться комментарии, но только в виде позитивных формулировок: на чем сконцентрироваться, где и как держаться, как будет выглядеть следующий шаг?
Комментарии (если это нужно) должны обращать внимание на опасности и (если это возможно) поддерживать и укреплять ребенка:
- Обращай внимание на острые края!
- Помедленней, здесь очень круто!
- Сначала встань на этот большой камень! И т.п.
В возрасте 5-6 лет моторное развитие уже достигает известного совершенства - теперь детям удается почти все. Если у детей поощряют двигательную активность, то у них день ото дня возрастают владение телом, ловкость, быстрота и выдержка. В этом возрасте отчетливо заметны дети с нарушениями координации движений. Им нужна специальная поддержка в психо-моторном развитии, чтобы научиться, как другие, падать и вставать, ходить спиной вперед и прыгать на одной ножке. Это важно, так как недостаток координации движений ухудшает качество жизни и может привести к отклонениям в поведении, дефициту внимания и нарушениям речи, чтения или письма. Писать можно научиться только в том случае, если не требуется тратить всё свое внимание на то, чтобы прямо сидеть на стуле, требуется пространственное представление и опыт обращения с пространством, предпосылками чего является двигательный опыт [7].
Моторное развитие тесно связано со всеми другими областями развития: развитием автономии и саморегуляции, произвольности, самостоятельности ребенка, что в свою очередь связано со способностью к концентрации и с умственным развитием; с моторным развитием связана позитивная самооценка ребенка, его уверенность в своих силах; от развития моторики зависит способность ребенка принимать участие в играх сверстников, то есть с удовлетворением его базовой потребности в участии. От обеспечения потребности в активном движении зависит раннее становление сознательного отношения к своему здоровью.
Как свободное движение, так и различные игры является условием и содержанием общения с другими детьми. Бег, прыжки, лазание, а также подвижные игры подразумевают взаимодействие, соблюдение правил поведения и правил безопасности, взаимное внимание, чувства и отношения (Социально-коммуникативное развитие).
Движение является важным средством постижения окружающего мира, приобретения знаний о самих себе, других людях и животных. На занятиях движением дети могут приобрести основополагающие физические и математические представления; во время игр с мячом и катания на велосипеде естественным образом приобретает представления о физических закономерностях, а коллективные подвижные игры могут способствовать развитию пространственного мышления, а также дать возможность для знакомства с числами, фигурами и т.п.(познавательное развитие).
Общепризнана связь мелкой моторики с развитием речи (речевое развитие). В развитии речи задействованы такие двигательные механизмы, как мимика и жесты, крупная моторика.
В процессе изготовления поделок, в рисовании важны скоординированные действия мелкой и крупной моторики, а также эмоции: чувство радости, переживания и сопереживания (художественно-эстетическое развитие, изобразительные искусства, живопись, лепка).
Недостаток движения может способствовать развитию сутулости и функциональной слабости органов, отрицательно воздействовать на физическую выносливость, выдержку и координацию; не принимать в расчет потребности ребенка в движении означает намеренно затруднять процессы развития, провоцировать возникновение тяжелых последствий не только для здоровья и физического потенциала, но и для когнитивного и социально-коммуникативного развития [9].
Основная задача взрослых – создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.
Таким образом, дети дошкольного возраста в процессе свободной игровой деятельности и при занятиях физическими упражнениями овладевают сохранением равновесия, плаванием, ходьбой на лыжах, катанием на коньках и пр. Улучшается ориентировка. Освоение психомоторных навыков, особенно в возрасте от 3 до 5 лет, происходит с широкой иррадиацией процесса возбуждения, что затрудняет обучение. У детей этого возраста сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика. Поэтому внимание детей неустойчиво. Но высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых движений, иногда даже сложных. Ребёнок становится физически более выносливым. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. Наряду с интенсивным физическим развитием также у ребенка развиваются и психические функции.
Выводы по главе 1
1. Психомоторика – это комплекс двигательных актов человека, тесно связанных с психической деятельностью человека и отражающих особенности конституции.
2. Психомоторные функции являются важнейшей составляющей поведения организма и определяет возможности приспособления организма к среде, степень его адаптивности. В психомоторике представлена целостная система, характеризующая способ организации деятельности человека и успешность ее протекания в различные периоды жизни. Главное в психомоторике — это исполнение, объективная реализация психических процессов. С ее помощью достигается практический результат, к которому стремится человек и который объективно является показателем эффективности всей предшествующей психической работы.
3. Психомоторные функции в онтогенезе опираются на развитие физических характеристик и степень созревания нервной системы. Физическое развитие детей дошкольного возраста идет довольно интенсивно. Дети в процессе свободной игровой деятельности и при занятиях физическими упражнениями овладевают сохранением равновесия, плаванием, ходьбой на лыжах, катанием на коньках и пр. У детей дошкольного возраста сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика, поэтому внимание детей неустойчиво, но высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых движений, иногда даже сложных. Ребёнок становится физически более выносливым, что стимулирует развитие выносливости психологической, снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. Наряду с интенсивным физическим развитием также у ребенка развиваются и психические функции.
Глава II. Методика и организация исследования
2.1. Цель и задачи исследования
Цель эмпирического исследования – изучить особенности развития психомоторных функций у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – психомоторные функции детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности развития психомоторных функций у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проведение теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования;
2. Выбор методики исследования;
3. Проведение констатирующего эксперимента;
4. Анализ полученных результатов исследования.
Гипотеза исследования. Особенностями развития психомоторной сферы у детей дошкольного возраста являются различные уровни сформированности моторных и двигательных навыков.
2.2. Организация исследования
Исследование было организовано на базе старшей группы детей в ДОУ №1899. Всего в исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 4 – 5 лет, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Диагностика психомоторных функций детей осуществлялась индивидуально. Помощь в организации обследования оказывали воспитатели. Диагностика была согласована с родителями детей.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе исследования была сформирована выборка, определены методики, подготовлены бланки для диагностики, определено время и место диагностики, согласование диагностики детей с родителями.
На втором этапе проводилась диагностика особенностей развития психомоторной сферы у детей дошкольного возраста.
На третьем этапе проводилась обработка результатов, были сделаны выводы по исследованию и выработаны рекомендации.
2.3. Содержание методики исследования
В качестве методики использовалась комплексная методика исследования психомоторных функций детей дошкольного возраста.
При определении содержания методики констатирующего эксперимента мы руководствовались рекомендациями Е.Ф. Архиповой [1], Г. А. Волковой [13], Л. В. Лопатиной [11].
Методика состоит из трех блоков: исследование общей моторики; обследование ручной моторики; исследование моторики пальцев рук.
1. Исследование общей моторики у детей дошкольного возраста
1.1. Состояние статической координации движений общей моторики
Логопед предлагает выполнить следующие задания:
- левую ногу в сторону, правую руку поднять;
- правую ногу в сторону, левую руку поднять;
- ноги врозь, руки к плечам;
- стоять с закрытыми глазами, стопы ног по одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой ноги, руки вытянуты вперед;
- стоять с закрытыми глазами на левой ноге, руки вперед.
Длительность удержания 5-7 сек.
1.2. Состояние динамической координации движений общей моторики
- пройти на полной ступне, по сигналу логопеда (хлопок в ладоши или по команде «Бегом») перейти на бег, вновь по сигналу идти на полной ступне;
- попрыгать на одной ноге, на обеих ногах;
- по команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс. Предварительно логопед объясняет, как выполнить движение.
- переложить из одной руки в другую флажок над головой, за спиной, перед собой;
- мяч бросить вверх, поймать, ударить об пол - поймать двумя руками.
При обследовании логопед отмечает следующие параметры: наличие (отсутствие) основных движений, объем, точность, координацию, тонус мышц, длительность удержания (для статических движений), переключаемость (для динамических движений), синкинезии.
Задания оцениваются следующим образом:
4 балла – выполняет уверенно, с легкостью и без ошибок, может выполнить и более сложное задание;
3 балла – выполняет без ошибок по нормативу.
2 балла – характерны некоторые ошибки, недочеты, но задание выполняет;
1 балл – характерны грубые ошибки, выполняет меньшую часть задания;
0 баллов – задание не выполняет.
2. Обследование ручной моторики у детей дошкольного возраста
Логопед предлагает выполнять ряд заданий:
- сжать кулаки - разжать;
- похлопать в ладоши;
- сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот;
- согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и выполнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь;
- кулак - ребро - ладонь.
Логопед отмечает координацию движений рук, объем движений, переключение движений, самостоятельность выполнения, сопутствующие движения.
Задание оценивается следующим образом:
4 балла – выполняет самостоятельно с легкостью и без ошибок, координация движений рук точная, объем движений широкий, переключение движений быстрое, сопутствующих движений нет.
3 балла – выполняет самостоятельно, координация движений рук, объем движений, переключение движений достаточные, сопутствующие движения единичные.
2 балла – выполняет с некоторой помощью взрослого, координация движений рук, объем движений, переключение движений несколько не точные, есть ошибки, сопутствующие движения единичные.
1 балл – выполняет с только помощью взрослого, координация движений рук неточная, объем движений узкий, переключение движений проблематично, множество сопутствующих движений.
0 баллов – задание не выполняет.
3. Исследование моторики пальцев рук
3.1. Состояние статической координации движений моторики пальцев рук
Обследование проводится в кабинете логопеда.
- большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам;
- обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик);
- сложить 1-ый, 2-ой палец в кольцо и удержать;
- на обеих руках одновременно показать 2-ой и 3-ий пальцы и удержать;
- на обеих руках одновременно положить 3-й пальцы на 2-ые и удержать.
Задание оценивается следующим образом:
4 балла – выполняет с легкостью и без ошибок, может выполнить и более сложное задание;
3 балла – выполняет без ошибок по нормативу.
2 балла – характерны некоторые ошибки, недочеты, но задание выполняет;
1 балл – характерны грубые ошибки, выполняет меньшую часть задания;
0 баллов – задание не выполняет
3.2. Состояние динамической координации движений моторики пальцев рук
Приемы (по подражанию) выполнять под счёт:
- пальцы сжать в кулак - разжать;
- попеременно соединять все пальцы руки с большим, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»);
- на обеих руках одновременно показать 2-ой и 3-ий пальцы (5 - 6 раз);
- на обеих руках одновременно показать 2-ой и 5-ый пальцы (5-6 раз);
- на обеих руках одновременно положить 2-ые пальцы на 3-ьи (5-6 раз).
Логопед отмечает плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.
Задание оценивается следующим образом:
4 балла – выполняет с легкостью и без ошибок, может выполнить и более сложное задание;
3 балла – выполняет без ошибок по нормативу.
2 балла – характерны некоторые ошибки, недочеты, но задание выполняет;
1 балл – характерны грубые ошибки, выполняет меньшую часть задания;
0 баллов – задание не выполняет.
По результатам выполнения всех заданий методики проводилось вычисление среднего балла, на основании которого определялись степени сформированности психомоторики.
Шкала определения уровней сформированности психомоторики:
4,0 – 3,5 балла – высокая степень сформированности функции;
3,4 до 3,0 балла – выше средней степени сформированности;
2,9 – 2,5 балла – средняя степень сформированности психомоторики;
2,4 – 2,0 балла – ниже средней степени сформированности;
1,9 – 1,5 – низкая степень;
1,4 и менее – неудовлетворительная степень.
Глава 3. Состояние психомоторных функций у детей дошкольного возраста
Результаты обследования по методике исследования психомоторных функций детей дошкольного возраста представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты обследования психомоторных функций
№ | Имя | Статическая координация | Динамическая координация | Ручная моторика | Статическая координация пальцев рук | Динамическая координация пальцев рук | Степень сформированности |
1 | Анна А. | 2,6 | 2,6 | 3,2 | 2,2 | 2,4 | Средняя |
2 | Сергей Р. | 3,4 | 3,6 | 2,8 | 2,4 | 2,6 | Средняя |
3 | Кирилл Б. | 3 | 3,4 | 2,6 | 1,6 | 2,2 | Средняя |
4 | Мария Б. | 1,8 | 2,2 | 2 | 2,4 | 1,4 | Ниже среднего |
5 | Света У. | 3,4 | 3,6 | 3,4 | 3,4 | 3,2 | Выше среднего |
6 | Виктор Г. | 3,2 | 3,8 | 3 | 3,6 | 3,4 | Выше среднего |
7 | Алина Б. | 2,6 | 3 | 3 | 1,6 | 2,2 | Средняя |
8 | Леня Г. | 3,6 | 4 | 3,6 | 3,2 | 3,2 | Высокая |
9 | Савелий Л. | 2,4 | 1,4 | 2,6 | 2 | 1,6 | Ниже среднего |
10 | Инна А. | 2,6 | 3,8 | 3,4 | 3,6 | 3,4 | Выше среднего |
11 | Люда Г. | 3,4 | 3,8 | 3,4 | 3,6 | 3,6 | Высокая |
12 | Павел Ф. | 3,8 | 4 | 3,4 | 3 | 3 | Выше среднего |
13 | Лариса Н. | 3,6 | 2,8 | 3,4 | 3,6 | 3,6 | Выше среднего |
14 | Валерий Р. | 1,8 | 2,2 | 2,4 | 1,2 | 1,4 | Низкая |
15 | Дарья С. | 1,6 | 1,4 | 1,8 | 2 | 1 | Низкая |
16 | Олеся Е. | 3 | 2,8 | 2,8 | 2,8 | 1,8 | Средняя |
17 | Петр А. | 3,2 | 3,6 | 3,4 | 3,2 | 3,2 | Выше среднего |
18 | Руслан А. | 2,2 | 2,2 | 2,6 | 1,4 | 2,2 | Ниже среднего |
19 | Семен К. | 3,6 | 3,6 | 3,4 | 2,6 | 3,2 | Выше среднего |
20 | Нелли С. | 2 | 1,2 | 2 | 1,6 | 1,4 | Низкая |
Хср. | 2,8 | 2,9 | 2,9 | 2,5 | 2,5 |
Результаты показали, что в среднем у дошкольников средняя степень сформированности всех параметров психомоторики. Лучше всего развиты динамическая координация и ручная моторика, а хуже всего статическая и динамическая координация пальцев рук.
Соотношение дошкольников с разным уровнем развития психомоторных функций представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Соотношение дошкольников с разным уровнем развития психомоторных функций.
Соотносительные результаты показали, что большинство дошкольников (35%) имеют уровень развития психомоторной сферы выше среднего. Они справляются с предложенными заданиями. Четверть группы (25%) имеют средний уровень развития психомоторных навыков, при выполнении заданий у них есть незначительные ошибки и недочеты, которые они смогут преодолеть в дальнейшем. У 15% детей уровень развития психомоторной сферы ниже среднего, у них встречаются множественные ошибки и недочеты, также у 15% детей отмечается низкий уровень развития психомоторной сферы, этим детям тяжело выполнять задания и требуется помощь взрослого. Только у 10% детей высокий уровень развития психомоторной сферы, они с легкостью выполняют предложенные задания.
Качественный анализ результатов показал, что дошкольникам из заданий на статическую координацию движений легче всего удается удерживать позицию отведения левой ноги и поднятия правой руки и позицию «ноги врозь, руки к плечам». Труднее всего детям удается стоять с закрытыми глазами на левой ноге, руки вперед, они быстро теряют равновесие.
Из заданий на динамическую координацию движений детям легче всего удается менять ходьбу на бег по сигналу взрослого. Труднее всего детям переложить из одной руки в другую флажок над головой, за спиной, перед собой, часто они выполняли задание в замедленном темпе, с неполным объемом (брали флажок за свободный конец).
Из заданий для обследования ручной моторики детям легче всего удается сжать – разжать кулаки и похлопать в ладоши. Труднее всего детям согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и выполнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь и выполнить задание «кулак – ребро – ладонь». В этих заданиях у детей часто встречается сниженный объем движений и трудности в переключении движений.
Из заданий на статическую координацию движений пальцев рук детям легче всего удается соединить большой палец правой и левой руки вместе и поднести к глазам. Труднее всего детям на обеих руках одновременно положить 3-й пальцы на 2-ые и удержать, часто дети не могли удержать положение пальцев или не могли одновременно выполнить движение пальцами обеих рук.
Из заданий на динамическую координацию движений пальцев рук детям легче всего удается сжать – разжать пальцы в кулак. Труднее всего детям на обеих руках одновременно положить 2-ые пальцы на 3-ьи несколько раз, часто дети не могли одновременно выполнить движение пальцами обеих рук, снижался темп деятельности, плавность движений.
Таким образом, диагностика уровня развития психомоторной сферы дошкольников показала, что дети имеют разный уровень развития психо-моторики. Есть дети с высоким развитием психомоторных функций, но большинству детей требуется совершенствование и развитие психомоторной сферы – как общей, так и мелкой моторики.
Рекомендации по развитию психомоторной сферы дошкольников
Для развития крупной моторики
Упражнения для ходьбы: ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга, ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, ходьба по полоске, приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги, ходьба боком, ходьба на носках, ходьба со сменой направления между стойками, кеглями, набивными мячами, ходьба по кругу.
Упражнения для бега: ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу, бег на месте, бег змейкой, бег по прямой по узкому коридору, бег с подскоками, бег наперегонки, бег с подпрыгиванием и доставанием предметов, бег по ориентирам, челночный бег, с переноской предметов (кубиков, мячей).
Упражнения для прыжков: подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 90, прыжки поочередно на каждой ноге, прыжок с места вперед — вверх через натянутую веревку на высоту 10, 20, 30 см с взмахом рук, прыжки на двух ногах через набивные мячи, выпрыгивание вверх из глубокого приседа, прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик), прыжки на месте с хлопками спереди, сзади, над головой.
Упражнения для метания: перекатывание большого мяча товарищу напротив в положении сидя, через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических палок, между двух параллельно расположенных в длину скакалок из положения сидя, присев, стоя, катание мяча вдоль гимнастической скамейки, подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками, ловля после хлопка в ладони, после вращения кругом, приседания.
Упражнения для формирования осанки: из положения стоя на четвереньках — опускание и поднимание головы с прогибанием, из положения сидя с максимально согнутыми коленями, прижатыми к груди и обхваченными руками, — перекат назад и возвращение в исходное положение, из положения лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед — максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, запрокинув назад голову, из положения лежа на животе, руки за спину — поднять голову, грудь, ноги, зафиксировать позу, покачаться на лодочке, из положения лежа на груди — движение руками, как в плавании брассом на груди, наклоны туловища вправо и влево, скользя руками вдоль туловища, стоя вплотную спиной к гимнастической стенке, хватом за рейку на уровне плеч — прогнуться в грудном отделе, выпрямив руки и вернуться в исходное положение, махи ногой вперед и назад, стараясь достать ягодицу.
Использование подвижных игр
Лохматый пес
Направленность. Развитие быстроты реакции, внимания, координации элементарных движений, ловкость увертывания, активизация речевой деятельности, ритмичность движений, заданная речитативом, развитие скоростных качеств, акцентированное внимание на сохранении правильной осанки, профилактика плоскостопия.
Содержание игры. В определенном месте (на скамейке, внутри обруча) сидит на корточках (руки под щеку) спящий пес. Дети из своего дома с противоположной стороны (на носочках, руки на пояс, плечи расправлены, спина прямая), крадучись, двигаются по направлению к псу, хором тихо приговаривая:
Вот сидит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, мирно он сидит,
Не то дремлет, не то спит
Подойдем к нему, разбудим.
И посмотрим: что же будет?
С последними словами дети вплотную подходят к псу, хлопают в ладоши и быстро убегают в свой дом, а пес их ловит. Пойманный становится псом.
Воробушки и кот
Направленность. Совершенствование техники знакомых движений при отвлекающем отслеживании действий другого объекта, распределение внимания, развитие выразительности имитационных движений, быстроты двигательной реакции, периферического зрения.
Содержание игры. Воробушки ставят свои домики (обручи) в пределах игровой площадки, где они ходят на носочках, машут крылышками, клюют зернышки, пьют водичку и т.п. За игровой площадкой ходит кот, который мяукает, показывает коготки, угрожая воробушкам. По команде ведущего: «Воробушки, полетели!» — дети выбегают из своих домиков, резвятся, прыгают, купаются, чирикают. По команде ведущего: «Кот идет!» — воробушки прячутся в домики, а кот старается их поймать. Пойманный меняется местами с котом, и игра продолжается.
Робот
Направленность. Внимание, ориентировка в пространстве без зрительного контроля, знание основных направлений движения, способность дифференцировать команды и двигательные действия на слух.
Содержание игры: На глаза ведущего надевается повязка — он робот, а дети заранее договариваются, в какое место он должен прийти и какие задания выполнить по пути (сесть на скамейку, взять обруч, найти и бросить мяч и т.п.). Дети, давая команды «Вперед», «Назад», «Вправо», «Влево», «Стой», «Наклонись, возьми мяч», «3 шага вперед» и т.д., должны привести робота к цели.
Сиамские близнецы
Направленность. Развитие ловкости, согласованности действий с партнером при ограниченных двигательных возможностях, дифференцировка усилий при перемещении, быстроты реакции, точности движений мелкой моторики, воспитание ответственности, дисциплины, доверия к партнеру.
Содержание игры. Дети делятся на пары, встают плечом к плечу, обнимают одной рукой друг друга за пояс, внутренние ноги ставят вплотную одну к другой и обвязывают их выше коленей цветной лентой. Теперь они сиамские близнецы. Игра проводится в виде эстафеты. В каждой команде от двух и более пар сиамских близнецов. По команде первые пары каждой команды в позе сиамских близнецов добегают до ориентира(стойка, стена, дерево), касаются его и бегут назад; после этого стартует вторая пара и т.д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.
Говорящий мяч
Направленность. Дифференцировка усилий при бросках и ловле мяча разного объема и веса, расширение активного словаря, развитие внимания при следящих движениях, активизация мышления
Содержание игры. Дети стоят в шеренге. Ведущий бросает мяч каждому игроку по порядку и называет любую букву. Ребенок, поймав мяч, приседает с ним, а поднимаясь и возвращая мяч ведущему, называет слово, начинающееся с этой буквы. Например, А — Арбуз.
Снежная баба
Направленность. Развитие мелкой моторики, согласованности движений с действиями партнеров и коллективных действий, способность управлять усилием, направлением и амплитудой движений, развитие пространственной ориентации, фантазии и творчества.
Содержание игры. Дети делятся на команды по 2 – 3 человека, включая одного взрослого, и получают задание, в течение 10 мин скатать снежный ком возможно большей величины. Команды сами выбирают место, где легче выполнить задание. Выигрывает команда, скатавшая самый большой снежный шар. Затем все вместе с помощью взрослых лепят снежную бабу, украшая ее шляпой (ведром), носом (морковкой), глазами (угольками) и т.п. [2; 8; 24].
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук
«Что в сосуде»
Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
«Отгадай, что написано»
Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
«Умный пластилин»
Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
«Поиграем с пальчиками»
Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.
«Резиночка»
Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
«Карандаш»
Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно, поочередно каждой рукой.
«Разноцветные снежинки»
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Взрослый показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Взрослый просит детей раскрасить снежинки. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
«Повтори движение»
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив).
Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
Игры с рисованием – обводить наперегонки квадратики или кружочки, продвигаться по нарисованному заранее лабиринту, обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.
Игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками и т.д.), застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке, закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д., игры с кубиками, мозаикой [26].
Выводы по эмпирическому исследованию
1. Эмпирическое исследование организовано с целью выявления особенностей развития психомоторной сферы у детей дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 4 – 5 лет, из них 10 девочек и 10 мальчиков. В качестве методики диагностики использовалась комплексная методика исследования психомоторных функций детей дошкольного возраста.
2. Результаты диагностики показали, что в среднем у дошкольников средняя степень сформированности всех параметров психомоторики. Лучше всего развиты динамическая координация и ручная моторика, а хуже всего статическая и динамическая координация пальцев рук.
3. Соотносительные результаты показали, что большинство дошкольников имеют уровень развития психомоторной сферы выше среднего или средний уровень. Треть группы дошкольников имеют уровень развития психомоторной сферы ниже среднего или низкий уровень, им тяжело выполнять задания и требуется помощь взрослого.
5. На основе результатов исследования были выработаны рекомендации по развитию психомоторной сферы дошкольников: упражнения и подвижные игры для развития крупной моторики, а также игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.
Заключение
Целью данной работы являлось изучение особенностей развития психомоторных функций у детей дошкольного возраста. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе анализа научной литературы было подчеркнуто, что психомоторика – это комплекс двигательных актов человека, тесно связанных с психической деятельностью человека и отражающих особенности конституции. Психомоторные функции являются важнейшей составляющей поведения организма и определяет возможности приспособления организма к среде, степень его адаптивности. В психомоторике представлена целостная система, характеризующая способ организации деятельности человека и успешность ее протекания в различные периоды жизни. Главное в психомоторике — это исполнение, объективная реализация психических процессов. С ее помощью достигается практический результат, к которому стремится человек и который объективно является показателем эффективности всей предшествующей психической работы.
Психомоторные функции в онтогенезе опираются на развитие физических характеристик и степень созревания нервной системы. Психомоторнее развитие — это комплекс морфо-функциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени. Психомоторная деятельность определяется как совокупность двигательных актов, это одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека. Движения развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем, поэтому необходимо поощрять двигательную активность ребенка, так как большие энергозатраты способствуют не только восстановлению, но и накоплению, что является основным фактором для обеспечения роста и развития организма.
Физическое развитие детей дошкольного возраста идет довольно интенсивно. Дети в процессе свободной игровой деятельности и при занятиях физическими упражнениями овладевают сохранением равновесия, плаванием, ходьбой на лыжах, катанием на коньках и пр. Наряду с интенсивным физическим развитием также у ребенка развиваются и психические функции.
Результаты эмпирического исследования показали, что в среднем у дошкольников средняя степень сформированности всех параметров психомоторики. Лучше всего развиты динамическая координация и ручная моторика, а хуже всего статическая и динамическая координация пальцев рук.
Большинство дошкольников имеют уровень развития психомоторной сферы выше среднего или средний уровень. Треть группы дошкольников имеют уровень развития психомоторных функций ниже среднего или низкий уровень, им тяжело выполнять задания и требуется помощь взрослого.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Особенностями развития психомоторной сферы у детей дошкольного возраста являются различные уровни сформированности моторных и двигательных навыков. Это следует учитывать при организации условий для проведения двигательной деятельности.
На основе результатов исследования были выработаны рекомендации по развитию психомоторной сферы дошкольников: упражнения и подвижные игры для развития крупной моторики, а также игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.
Список литературы
- Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. — М., ACT, 2006.
- Багиев Г.Л. Подвижные игры. – СПб., 2008 - 204 с.
- Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн; под ред. О.Г. Газенко. – М., 1990.
- Величковский Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания : в 2 т. М., 2006. Т. 1. С. 180, 238.
- Давыдов, В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. – 1997. – № 1. – С. 3–18.
- Дудьев В.П. Психомоторика: слов. – справ. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 366 с.
- Егоров Б.Б., Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка-пресс, 2000.
- Здоровьеформирующее физическое развитие: развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошк. учрежд. / И.К. Шилкова, А.С. Большев [и др.]; научн. ред. М.М. Безруких – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.
- Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание.- 2000.- №3.
- Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движения. Исследования восстановления функций руки после ранения. – М., 1945. – 231 с.
- Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология - №5 - 2003.
- Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. - Мн.: Ураджай, 2000.
- Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб., «Детство - Пресс», 2003.
- Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. — М.: Педагогика, 1990. – 160с.
- Никандров В.В. Психомоторика. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004.
- Озеров В.П. Психомоторные способности человека. – Дубна: Феникс +, 2005. – 320 с.
- Оценка роста и развития ребенка. Под редакцией В. В. Юрьева, М. М. Хомича. — СПб.: Издание ГПМА —2006.
- Панов В.И., Позднякова Г.П., Хисамбеев Ш.Р., Лидская Э.В. Становление субъектности дошкольника при овладении двигательными навыками // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №4. – С.60–69.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972. – 367 с.
- Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи: учебное пособие / Е.Н. Волкова [и др.] – Нижний Новгород: НГПУ имени К. Минина, 2012. – 250 с.
- Розе Н. А. Психомоторика взрослого человека. – Л., 1970.
- Сечкина О.К. Особенности формирования психомоторных свойств ребенка на ранних этапах онтогенеза // «Педагогика и психология». - № 2. – 2008.
- Сонькин, В.Д. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития / В.Д. Сонькин, И.А. Корниенко и др // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. – М.: Образование от А до Я, 2000. – С. 31-59.
- Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А. Работа с телом в психотерапии: Практическое руководство. – М.: Психотерапия, 2006 – 480 с.
- Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: ЭКСМО, 2013. – 80 с.
- Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации / Сборник материалов (выпуск VI) / Под редакцией академика РАН и РАМН А.А. Баранова, член-корр. РАМН В.Р. Кучмы. – М.: Издательство Научного центра здоровья детей РАМН, 2013. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Особенности общей моторики у детей с детским церебральным параличом.Специфика мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом....
Коррекция дыхательной функции у детей дошкольного возраста
КОРРЕКЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Л. Р. Фолина учи...
"Нарушение моторных функций у детей дошкольного возраста и их коррекция"
Раскрывается роль двигательных анализаторов в развитии речевой деятельности, особенности моторики при стертой дизартрии. Обследование проводится по методике Е.Ф. Архиповой. Представлены этапы ко...
Презентация. "Нарушение моторных функций у детей дошкольного возраста и их коррекция"
Краткая презентация роли моторных функций, особенностей моторики у детей со стертой формой дизартрии. Представлено содержание коррекционной работы и использование нетрадиционных технологий....
«Коррекция психомоторного развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Уважаемая аудитория, коллеги, перед вами представлен фрагмент занятия по психомоторному развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ. Это дети 6 – 7 лет, с «Синдромом Дауна», с заключением комиссии...
Изучение высших психических функций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушеняими речи в условиях дошкольного учреждения
В статье описаны методы диагностики высших психическихфункций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи вусловиях дошкольного учреждения с позиции психолого-педагогического инейропсихол...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассмотрены особенности развития двигательной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....