Методическая разработка: «Как развивать, играя»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Шматова Светлана Валерьевна

Развитие познавательной активности дошкольников старшей и подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Западный административный округ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 89 имени А.П. Маресьева"

Методическая разработка

Тема: «Как развивать, играя»

Автор разработки:

Шматова Светлана Валерьевна

воспитатель высшей квалификационной категории

г. Москва

2019

Развитие познавательной активности дошкольников старшей и подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность.

Пояснительная записка

Современная жизнь диктует свои правила, с каждым годом происходят разноплановые изменения, касающиеся социальной, экономической, а также экологической сферы нашей жизни, отрицательные стороны перечисленных сфер приводят к увеличению числа детей с проблемами в развитии.

Одни из важнейших принципов организации образовательной среды для качественного дошкольного образования можно считать сопровождение детей в образовательном пространстве ДОУ.

Целесообразно говорить о том факте, что сопровождение дошкольников с ОВЗ – это сложный, целостный и непрерывный процесс, в результате которого педагогам и специалистам по работе с дошкольниками необходимо владеть навыками и умениями, чтобы грамотно осуществить процесс развития и коррекции детей, а так же создать все условия для успешного обучения и психологического развития ребенка.

Исходя из изученной информации по теме работы, можно говорить о важности игры в процессе обучения дошкольников старшей и подготовительной группы с ОВЗ в ДОУ, так как именно игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов, ведь не стоит забыть тот факт, что у детей с различными нарушениями психические процессы частично или полностью нарушены, и именно игровая ситуация и действия в ней оказывают немаловажное влияние на развитие умственной деятельности ребенка.

Через игру ребенок учится многим вещам, учится действовать с предметами заместителями, тот в свою очередь становится опорой для мышления, применяясь в ролевой игре и неся определяющее значение для развития воображения.

Именно благодаря игре ребенок развивает различные виды деятельности, которые со временем перерастают в нечто большее, приобретают самостоятельное значение.

Что касается детей с ОВЗ, то необходимо подчеркнуть, что играя, такой ребенок и учится и развивается одновременно, так как к учению и познанию чего-то нового он относится априори как к своеобразной ролевой игре, с определенными правилами, в тоже время при освоении этих правил ребенок приобретает умения и знания, которые в будущем станут необходимы для ознакомления с окружающим миром.

Немаловажным является факт, что созданная на основе ФГОС адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ предусматривает активное развитие игровой деятельности для ознакомления с окружающим миром, что в свою очередь означает то, что перед педагогами напрямую ставится задача через игровые действия восполнить недостающие жизненные впечатления, расширить представления об окружающем мире, т. е. компенсировать ущерб здоровья детей с теми или иными заболеваниями. Именно поэтому встает вопрос о методах, которые позволили бы заинтересовать дошкольников, развить их познавательную активность.

Говоря об игровой деятельности, как в первую очередь о развивающем аспекте, невозможно не упомянуть о главных критериях использования игры на занятиях с детьми с ОВЗ в старшей и подготовительной группы в ДОУ –это в первую очередь условие включенности в игровой момент, при котором происходит взаимодействие друг с другом и преподавателем, формулирование во время игровых манипуляций действий направленных на развитие различных представлений детей с ОВЗ, а так же совмещение интеграционных процессов протекающей деятельности, при которых происходит трансформация игровой деятельности в познавательную, а далее в продуктивную.

Актуальность проблемы

Изучив и проанализировав литературу по данной теме, можно говорить, что в условиях современной социально-экономической ситуации в нашей стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ОВЗ. В настоящий момент имеется множество противоречий в практической реализации социально-культурных технологий, сложности встречаются так же и в использовании игровой деятельности в ДОУ с воспитанниками старшей и подготовительной группы.

Воспитывая, развивая и обучая детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), мы тем самым корректируем имеющиеся нарушения развития, способствуем всестороннему развитию малышей.

Таким образом, актуальность данной темы в том, что при всё больше увеличивающемся количестве исследований, посвященных развитию различных сфер деятельности детей с ОВЗ, до сих пор не до конца изучен вопрос развития детей с ОНР посредством игр.

Цель методической разработки: формирование знаний о путях повышения эффективности педагогического процесса, создание в группе эмоционально положительной обстановки, активизация мыслительных процессов у детей с ОВЗ, осуществление квалифицированной коррекции имеющихся нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья посредством включения дидактических игр и упражнений в коррекционно-развивающую работу.

Задачи:

  1. развитие общих и умственных способностей, мелкой моторики посредством игровой деятельности;
  2.  формирование творческого потенциала, развитие фантазии;
  3. снятие психоэмоционального напряжения через игру;
  4. развитие основных психических процессов: мышление, речь, память, внимание, воображение
  5. Создание игровой среды, которая будет способствовать формированию культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста на основе преемственности воспитательных и образовательных воздействий на этапах дошкольного образования;
  6. Развитие способности к воображению и образному мышлению через игру.

Ожидаемый результат:

Реализация и внедрение разработки должно обеспечить:

  • создание условий для успешного обучения, социального, культурного самоопределения, сохранения здоровья воспитанников;
  • повышение общей культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса;
  • развитие мотивации здорового образа жизни и профилактики дезадаптивных форм поведения и психосоциального развития дошкольников.

Технология проведения игр

В процессе реализации игровой деятельности, усилия педагогов должны быть направлены, прежде всего, на организацию образовательного пространства ДОО, так как именно оно служит зоной ближайшего развития ребенка с ОВЗ.

При этом, основным и ключевым структурным компонентом образовательного пространства будет выступать развивающая предметно-пространственная среда группы.

При организации и проектировании предметно-пространственной и игровой деятельности с детьми, имеющими различные виды нарушений важно учитывать фактор безопасности, гибкости и возможности трансформации.

Для детей с ОНР игровой материал и дидактический всегда располагается в поле зрения ребенка. Особое внимание должно быть уделено подбору игровых средств, например для развития мелкой моторики рук должен использоваться природный материал - различные орехи, камешки разного размера и формы, шишки и так далее, для обучения основным движениям - дорожки из карандашей и фломастеров пуговицы разной величины, мешочки, набитые песком, набивные мячи различной плотности.

Для обогащения сенсорного опыта детей возможно использование подручных средств, например кусочки тканей разных фактур, картона, пластиковые пробки от бутылок, трафареты.

Особое внимание следует уделить подбору дидактического материала, создание центра речевой активности с разнообразным практическим материалом для организации речевых игр и занятий, наличие картотек и пособий, игрушек и игровых пособий для развития правильного речевого дыхания, художественной литературы, тематических альбомов и т. д.

Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что грамотно выстроенная и спланированная педагогами игровая среда является базой для организации обучения детей, которая направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий.

Дидактические игры необходимо использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

Основные коррекционно-развивающие игры для детей старшей и подготовительной группы, направленные на развитие основных психических процессов, мелкой моторики, также на развитие общих и умственных способностей.

1.Игры на развитие слуховых реакций: «Узнай по звуку», «Где звучит игрушка?», «Кто внимательный?»

2.Игры на развитие понимания речи: «Где машина?», «Делай как я», «Поручение»

3.Сенсорные игры: для детей с ограниченными возможностями здоровья нужны, в первую очередь, познавательные игрушки, которые расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, помогают в формировании сенсорных эталонов. Они довольно широко представлены на современном рынке игровых пособий. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок, как например «Чудо-кубик»; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа «Почтового ящика», доски с углублениями для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки.

4.Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности: особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки, предназначенные для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Когда ребенок строит, он ориентируется на некоторый образ, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, он подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий.

5. Детям с ОВЗ очень полезны игры с водой и песком, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. В песочной терапии используются игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Например: «Отпечатки наших рук», «Что спрятано в песке?», «Испечём оладушки».

Анализ состояния обучения дошкольников приводит к выводу о необходимости обучения в играх, что помогает развивать внимание, память, мышление, воображение.

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Поскольку у дошкольников с ОВЗ внимание, как правило, непроизвольное, имеются трудности концентрации, переключения, то применение коррекционно-развивающих игр становится для них особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию, задания в привлекательной форме.

Вывод

Дошкольное детство – это важнейший этап в жизни детей, особенно это касается детей с ОВЗ, это время, когда ребенок развивается бурно и стремительно. Описанный в данной работе период является сензитивным с точки зрения психических процессов дошкольника. Так как категория детей с ОВЗ разнородна по своему составу, то возникает проблема разработанности данной темы в условиях детского сада, хочется подчеркнуть, что игра в дошкольном возрасте имеет особое значение, являясь инструментом развития и познания для детей с ОВЗ.

Являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, игровая деятельность, составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме, общего развития ребенка дошкольника.

Таким образом, можно говорить о том, что вся система дидактических и развивающих игр способствует развитию психических функций и познавательной деятельности, формирует правильную речь и обогащает словарный запас у детей с ограниченными возможностями здоровья, которая строит дальнейшее обучение, трудовую адаптацию и социальную реабилитацию.

Список использованной литературы

  1. Герасимова, А. С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 – 6 лет / М.: Айрис-пресс. 2007 – 224 с.
  2. Зуева, Л. И. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольника. – ООО «Издательство АСТ», 2003. – 79 с.
  3. Куражева Н. Ю. Цветик-семицветик. Программа интеллектуального эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет – СПб.: Творческий центр, 2012.- 155 с.
  4. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб: КАРО. 2007. – 92 с.
  5. Позднякова А. В., Шевченко М. В., Казакова А. С., Крапивкина О. А. Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 149-154. — URL https://moluch.ru/archive/121/33479/ (дата обращения: 30.05.2019).
  6. Темербекова А.А. Психолого-педагогическая диагностика образования дошкольников // Интеграция образования, 2005. № 4. С. 67–71.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 29.05. 2019).
  8. Щетинина А.М. Щ 49. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
  9. Юдина, Я. Л., Захарова И. С. Сборник логопедических упражнений. – М.: ВАКО, 2010. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Методическая разработка «Как развивать мелкую моторику рук детей дошкольного возраста»

1. Что же такое мелкая моторика2.Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка3.С чего начинать работу4. Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки...

Методическая разработка на тему: «Играем – развиваем!»

Дошкольный возраст – период интенсивного развития психических процессов (мышление, речь, внимание, восприятие, воображение). Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие...

Методическая разработка. Мастер класс "Играя развиваем речь детей" (для конкурса)

В работе раскрывается значение использования  игр  в развитии лексико-грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями. Включение данных игр в коррекционные занятия, где речь сочета...

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры с использованием конструктора «ТИКО» и применением основ сетевой игры «Ферма»

Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. У детей дошкольного возраста постепенно формируются представления о доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни.Известный психол...

Методическая разработка «Ларчик с играми» Подвижные игры как элемент игровой технологии

Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей дошкольного возраста. Хотя подвижная игра – это сложная эмоциональная двигательная деяте...