Из опыта работы
методическая разработка по коррекционной педагогике

Лысенко Светлана Яковлевна

Использование лэпбука в работе учителя - логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_lepbuka_v_rabote_logopeda_dou.docx8.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование лэпбука в работе учителя - логопеда ДОУ»

Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

Лэпбук:

- информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с речевым материалом;

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

В основе логопедического лэпбука может быть предложен «комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, его семантическое поле».

(А. Р. Лурия)

Основной функцией слова является его обозначающая роль, предметная соотнесенность. Слово вызывает к жизни, актуализирует целый комплекс ассоциаций. Наличие «семантического поля» позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения.

У детей с ОНР речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности (словарь хаотичен, неорганизован). Все это ведет к резкому снижению памяти, внимания, восприятия, познавательных процессов.

Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.

Нетрадиционный прием коррекции звукопроизношения и словаря

(лэпбук) позволяет: - уточнить имеющийся словарь;

- активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования;

- формировать и расширять «семантические поля» значений слов (существительных, глаголов, прилагательных, наречий);

- развивать валентности слов;

- развивать функцию словоизменения;

- формировать психологическую базу речи.

Все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным», через развитие лексико-грамматической стороны речи (как у детей в онтогенезе).

Если ребенок не пассивный слушатель и зритель, а активный участник занятия, то легче удержать внимание и результат лучше. Книги с интерактивными элементами (окошки, тянучки, сенсорные участки и т.д.) помогают малышу научиться рассматривать, удерживать внимание, развивают восприятие, мышление и мелкую моторику. Именно для таких детей была создана эта развивающая книжка из фетра с секретами. Еще один большой плюс заключается в том, что такую книжку сложнее порвать, ее можно стирать.

Развивающие книжки – это комплексные игрушки из разнообразных по цветовой гамме материалов. Используя такую книжку, вы  сможете в игровой форме:
• развивать мелкую моторику
• сенсорное восприятие
• воздействовать на тактильные ощущения
• развивать логику
• изучить цвета и формы
• освоить счет
• познакомиться и освоить различные варианты застежек
• играть в ролевые игры
• использовать для коррекционных игр в направлении сказкотерапии.

Она компактна, легко складывается и хранится, ее можно взять с собой в путешествие или в гости.

При необходимости заменить странички или добавить новые.
Книжку можно сделать многофункциональной, то есть рассчитанной на длительное использование – развитие внимания и мелкой моторики, знакомство с буквами и цифрами, окружающим миром, и многим другим.
Можно даже сделать игровой комплекс для мальчика или девочки. Где книжка будет выполнять функцию домика для кукол или гаража для самого различного транспорта.

По книжке можно играть в различные игры: крестики-нолики, пазлы, конструировать здания, сажать огород, то есть сделать ее интерактивной.
Наконец, самое главное – мягкая книжка просто нравится детям и взрослым. Она необычна и приятна на ощупь. Здесь можно дать разгуляться фантазии! Придумайте свою тему мягкой книжки:  лето в деревне, подводный мир, поиск сокровищ, сбор урожая… 

 Книга содержит задания и упражнения для сенсорного развития, мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, пространственного представления, речи, творческих способностей ребенка.

Все упражнения просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, ловкости и координации движений, освоению предметной деятельности. Оказывает благоприятное влияние на развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственных представлений. В ней можно разместить самую различную информацию.

Пособие могут использовать родители, логопеды, психологи, воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

 Книгой может играть не только один ребенок, а сразу несколько, так как у книги каждая страничка отсоединяется, ребенок как самостоятельно так и под руководством педагога  узнает и познает странички развивающей книги. В современном мире компьютерных технологий незаменимыми в работе педагогов с детьми дошкольного возраста по прежнему остаются пособия созданные своими руками. Плюсами таких игрушек являются их экологичность, функциональность, эксклюзивность и т. д. Такие пособия можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе начиная с раннего возраста, постепенно усложняя сюжет съёмными элементами и добавлением различных застёжек. Для совместной деятельности с детьми можно использовать развивающие книжки, коврики, планшеты, кубики, пальчиковый театр из фетра, ткани, лент, различной фурнитуры.

Используя такие игрушки в работе, мы развиваем:

-память,

-внимание,

-воображение,

-умение комбинировать и систематизировать,

-развиваем логическое мышление,

-развиваем мелкую моторику,

что в свою очередь влияет на дальнейшее развитие тактильных ощущений, речи и общее развитие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....