Особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие.
Воспитание в семье, где растет ребенок с ОВЗ, имеет свои особенности.
Во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_osobennosti_vospitaniya_s_detmi_ovz.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие.
Воспитание в семье, где растет ребенок с ОВЗ, имеет свои особенности.
Во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка.
- Какие особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ можно отметить?
Существует несколько схем отношения родителя к ребёнку
с определенным дефектом.
- отрицание дефекта у ребёнка – родители не признают и не принимают никаких ограничений возможностей, более того, ожидают и настаивают на высокой успешности во всех видах его деятельности;
- чрезмерная защита, опёка, охрана – родители испытывают большое чувство жалости и сочувствуют своему ребёнку, которые проявляют в гиперопеке, заботе, чрезмерной любви, защите. В данном случае родители готовы сделать для ребёнка все возможное;
- отвержение или отречение от ребёнка – родители отрицательно относятся к ребёнку, родители чувствуют и осознают свои враждебные чувства по отношению к своему ребёнку.
-отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
Вывод:
Родители переоценивают или же наоборот, недооценивают дефект и владеют недостаточной информацией о том, как учить ребёнка и чему его учить, как воспитывать его и как управлять его поведением. Таким образом, большинство детей с ОВЗ лишаются возможности развиваться, развивать свои способности, реализовывать свои интересы, желания и т.д.
Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации. Помощь семье в этом может оказать ДОО и специалисты, работающие и с ребенком, и с родителями.
- Какую же поддержку может оказать ДОО родителям особенного ребенка?
Алгоритм комплексного сопровождения детей с ОВЗ в рамках дошкольного учреждения подразумевает следующие действия:
- повышение компетенции психолого-педагогической стороны у всех участников комплексного сопровождения, и родителей в том числе;
- психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ, с последующим определением основных направлений коррекционно-развивающей работы, а также составление индивидуальных адаптированных развивающих и коррекционных программ;
- обязательное включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ, а также информирование родителей о полученных результатах работы с детьми;
Из перечисленных пунктов, остановимся на взаимодействии с родителями, так как это является непростым процессом, в большей степени, успешность которого зависит от достижения целей воспитания, обучения и коррекции. В данном случае, взаимодействие должно рассматриваться как социальное партнерство, подразумевающее участие в воспитательно - образовательном процессе, в равных долях, как семьи, так и детского сада.
Формы работы с родителями предполагают как групповой, так и индивидуальный характер работы.
Перечислим эффективные методы работы с родителями детей с ОВЗ:
- самодиагностика отношения родителя к ребёнку с особенностями развития;
- консультирование родителей по запросу;
- знакомство семьи с индивидуальной программой развития ребёнка;
- информирование родителей о результатах обследований психолого-педагогического характера, а также о результатах коррекционно-развивающей работы.
- Расширение психолого-педагогической грамотности родителей, обучение взаимодействию с особенным ребенком.
Обучение родителей происходит непосредственно на коррекционных занятиях, когда педагог занимается с ребенком в присутствии родителей.
Помимо обучения родителей, в процессе коррекционных занятий хороший эффект дают тренинги родительских умений с целью овладения различными развивающими методиками, которые легко использовать в повседневной жизни. Благодаря этому родители могут любое домашнее дело превратить в «коррекционное» занятие со своим ребенком.
Очень ценным является общение с родителями, имеющими ребенка со схожими проблемами, но старшего возраста, имеющими опыт воспитания ребенка с ОВЗ. Родители, как правило, больше доверяют информации полученной от других родителей, чем от специалистов.
Большинство детей с ОВЗ характеризуются повышенной утомляемостью: они быстро становятся вялыми и раздражительными и не могут длительное время удерживать внимание на одном задании. Если у ребенка не получается что-либо сделать, то у него пропадает интерес, сопровождающийся иногда двигательным беспокойством, проявляющимся в суетливости, жестикуляции. У других детей с ОВЗ проявляется повышенная возбудимость, беспокойство, раздражительность, упрямство, быстрая смена настроения. При воспитании такого ребенка необходимо быть терпеливым и доброжелательность и ни в коем случае не повышать голос. Особенно это касается чрезмерно впечатлительных детей, которые болезненно реагируют на тон голоса, а настроение матери (преимущественно на ухудшение).
Для детей с ОВЗ необходимым условием воспитания является четкое соблюдение режима дня, особенно детьми с нарушением сна, нервная система которых не отдыхает, а активно работает в течение ночи, чему способствует беспокойный сон и страшные сновидения. Родителям таких детей так же рекомендуется избегать активных игр перед сном, просмотра телевизора и других раздражителей.
У многих детей с ОВЗ ограничены представления об окружающем мире, поэтому очень важно и нужно расширять кругозор ребенка, знакомить с различными предметами и приучать к различным явлениям, не перегружая его впечатлениями.
Очень важно воспитывать в ребенке активность для того, чтобы в нем не выработались такие качества как неуверенность и боязливость. Необходимо постоянно давать определенные поручения, для того, чтобы у него появился интерес к труду.
Одним из важных педагогических принципов – является воспитание уверенности в себе у ребёнка с ОВЗ. Ребёнка необходимо научить компенсировать неблагоприятные последствия заболевания или травмы. За счёт сильных сторон ребёнка можно добиться той самой компенсации, путём уравновешивания сильных и слабых сторон ребёнка.
Именно родители должны дать понять ребенку его принадлежность и показать, что болезнь - это лишь одна из сторон его личности, но у него так же есть качества и достоинства, которые необходимо развивать и не зацикливаться на проблемах и болезнях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Тема: «Особенности семейного воспитания в условиях логопедической работы»
Особенности семейного воспитания в условиях логопедической работыРечевая коммуникация, если учесть ее виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что...
Особенности семейного воспитания. Влияние семьи на формирование личности ребенка.
Влияние семьи на ребенка....
Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания ребенка с тяжелой интеллектуальной недостаточностью»
«Особенности семейного воспитания ребенка с тяжелой интеллектуальной недостаточностью»...
«Особенности семейного воспитания ребенка"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей : « Особенности социализации и семейного воспитания ребенка дошкольного образования».
задачи, которые призвана решать семья: укрепление здоровья, совершенствование культурно – гигиенических навыков, развитие речи ребенка; ознакомление с миром природы, развитие отношений со взрослыми и ...
Тема: Особенности социализации и семейного воспитания ребенка с нарушениями речи.
Роль семь в коррекционном воспитании ребёнка.Характеристика ребёнка с нарушениями речи.Основные положени коррекционной работы с данной категорией детей при организации сотрудничества с родителями и со...
Презентация для семинара- практикума "Особенности семейного воспитания. Ребенок и семья".
Презентация будет полезна педагогу- психологу и воспитателю при проведении родительского собрания в дошкольном образовательном учреждении всех возрастных групп...