Перспективы использования метода газоразрядной визуализации в образовании
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Дети познают окружающий мир на своём опыте. Понятие «здоровье» для человека становится актуальным тогда, когда возникает болезнь...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы ГРВ-графии в диагностике детей и подростков | 39.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
«Южный Федеральный Университет»
Академия психологии и педагогики
Кафедра коррекционной педагогики
Реферат
по дисциплине
«Методы ГРВ-графии в диагностике детей и подростков»
на тему «Перспективы использования метода
газоразрядной визуализации в образовании»
Направление подготовки (специальность)
Специальное (дефектологическое) образование
Профиль подготовки
«Логопедия»
Форма обучения
Заочная
Выполнил студент:
5 курса
Кривцун А.С.
Проверил преподаватель:
Фатеева Д.А.
Ростов-на-Дону
2019 г.
Содержание:
Введение
1. ГРВ диагностика, метод газоразрядной визуализации.
1.1. Показания и противопоказания к ГРВ диагностике.
1.2.ГРВ комплекс.
1.3. Преимущества ГРВ.
2. Задачи ГРВ диагностики.
3.Требования к проведению ГРВ исследования.
4.Требования к проведению ГРВ исследования.
5.Методика ГРВ исследования человека.
6.Четыре перспективных направления в эффективном использовании метода ГРВ-графии в работе с участниками образовательного процесса.
6.1.Первое направление.
6.2.Второе направление.
6.3.Третье направление.
6.4.Четвёртое направление
7. Результаты исследований.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Дети познают окружающий мир на своём опыте. Понятие «здоровье» для человека становится актуальным тогда, когда возникает болезнь. Ребёнку, в связи с недостаточностью опыта, сложнее отделить ощущение состояния здоровья от состояния предболезни и болезни. Метод ГРВ-графии позволяет определить в каком состоянии находится организм и выработать по ощущениям, чувствам, эмоциям самооценочную шкалу психофизического самочувствия человека. Получив, как эталон, реальное ощущение здоровья, подтвержденное результатами исследований, остаётся закрепить это чувство и стремиться находиться в нём постоянно. Для поддержания этого чувства здоровья возникает необходимость правильно «эксплуатировать» свой организм – вести здоровый образ жизни. Регулярные обследования детей позволяют скорректировать самооценочную шкалу и лучше закрепить ощущение здоровья в организме.
1. ГРВ диагностика, метод газоразрядной визуализации.
ГРВ диагностика (биоэлектрография) – это компьютерная регистрация и анализ свечений, индуцированных объектами, в том числе и биологическими, при стимуляции их электромагнитным полем с усилением в газовом разряде. Относительно новый и перспективный метод диагностики заболеваний на ранних стадиях.
Параметры газоразрядного изображения зависят от свойств исследуемого объекта и таким образом, анализируя характер свечения индуцированного объектами, появляется возможность судить об энергетическом состоянии объекта в конкретный момент. Метод основан на эффекте Кирлиан ("высокочастотное фотографирование").
Под термином «эффект Кирлиан» понимается визуальное наблюдение или регистрация на фотоматериале свечение газового разряда, возникающего вблизи поверхности исследуемого объекта при помещении последнего в электрическое поле высокой напряжённости. При описании результатов исследования биологических объектов применяется иногда термин «биоэлектрография» или «кирлианография» - регистрация свечения на фотоматериале или другом носителе, позволяющем фиксировать изображение.
В каком-то смысле ГРВ показывает биополе человека. Даже незначительные нарушения в организме отражаются на ГРВ-грамме, что позволяет предположить даже начальную стадию какого-либо заболевания в области тела, где ГРВ - грамма нарушена.
1.1. Показания и противопоказания к ГРВ диагностике.
Метод ГРВ рекомендуется использовать при скрининговых обследованиях групп риска (например, лиц с пищевой и лекарственной сенсибилизацией), с целью своевременного и контролируемого проведения мероприятий первичной профилактики заболеваний. Применение ГВР целесообразно для мониторинга эффективной коррекции взаимодействия функциональных систем организма в процессе лечения и реабилитации, при анализе лечебного действия и для профилактики побочных эффектов различных видов терапии, для определения дополнительных показаний к аллопатическим методам лечения и объективизации их действия. Метод ГРВ диагностики (газоразрядной визуализации) позволяет заподозрить наличие непроявленной патологии внутренних органов и регуляторных систем.
ГВР диагностка позволяет не только «увидеть» существующие заболевания, но и определить зоны риска, а также предотвратить развитие болезни.
С помощью ГРВ-диагностики хорошо распознаются проблемы с позвоночником, нарушения работы внутренних органов, системы кровообращения, снижение иммунитета, воспалительные процессы, нарушения в центральной нервной системе.
ГРВ-диагностика абсолютно безопасна, поэтому еe можно применять и как метод контроля для проверки эффективности проводимого лечения. Достоверность результатов, по оценкам экспертов,составляет 90–95 %.
Методика сертифицирована, прошла апробацию в ведущих НИИ страны.
Не рекомендуется применение биоэлектрографии у больных острым инфарктом миокарда и пациентов с имплантированным электрокардиостимулятором.
ГРВ диагностика (метод газоразрядной визуализации) — это абсолютно безболезненная диагностическая процедура.
1.2.ГРВ комплекс.
Программно-аппаратный ГРВ-комплекс представляет собой удобный и простой в работе прибор, позволяющий проводить обследование пациентов с различной патологией, что обеспечивает широкий круг его приложений.
1.3. Преимущества ГРВ состоят в следующем:
- получение количественной информации об уровне энергетического гомеостаза организма как единого целого и отдельных функциональных систем;
- мониторинг индивидуальной реакции на воздействие процедур, аллопатических и гомеопатических лекарственных препаратов, слабых информационных воздействий;
- возможность слежения за развитием процессов во времени, сопоставление структурных, функциональных и временных процессов в организме;
- объективность информации - независимость от опыта конкретного пользователя;
- неинвазивность, безопасность и полная стерильность;
- методическая простота и удобство - отсутствие каких-либо требований к помещению, условиям окружающей среды, квалификации исполнителя; при исследовании состояния человека - снятие информации только с конечностей пациента;
- наглядность и интерпретируемость получаемых результатов, удобство хранения и обработки.
2. Задачи ГРВ диагностики:
- Массовая скрининг диагностика заболеваний (превентивная экспресс диагностика) Такую диагностику можно проводить среди здорового населения в рамках профессиональных осмотров в школах, на предприятиях и т.д. Это позволит методом скрининга выявить наиболее страдающие органы и системы на момент обследования, а так же потенциально опасные зоны организма.
- Экспресс метод синдромной оценки состояния больных в стационарах, поликлиниках, диспансерах, санаториях, что позволяет резко ограничить круг диагностического поиска.
- Подбор индивидуальных методов лечения на основании данных анализа ГРВ-грамм.
- Предполагаются исследования до и после воздействия на организм человека аллопатических, гомеопатических препаратов, психотерапии, физиотерапии и т.д.
- Контроль состояния пациента в процессе лечения (мониторинг состояния больных) и оценка эффективности проводимого лечения предполагает динамическую оценку БЭО-грамм в процессе лечения.
- Подбор эффективного поддерживающего лечения.
- Динамическое наблюдение больных включает оценку БЭО-грамм в процессе длительного контроля за состоянием пациента. Тем самым появляется возможность предотвращения обострения хронических заболеваний (вторичная профилактика).
- Первичная профилактика заболеваний.
- Оценивая степень функционального напряжения органов, с помощью метода ГРВ, можно выявить нарушения на стадии "предболезни" и подобрав индивидуальные методы коррекции (смена работы, жилья, образа жизни, питания и т.д.) предотвратить развитие заболеваний.
4.Требования к проведению ГРВ исследования:
- Исследование должно проводится в хорошо проветриваемой комнате и, желательно, изолированной от внешних шумов.
- Проводится на голодный желудок или через 3-4 час после легкой еды.
- В день исследования желательно опорожнить кишечник, а непосредственно перед обследованием мочевой пузырь.
- Длинные ногти должны быть острижены.
- В течение трех дней перед исследованием не употреблять алкоголь, 12 часов не курить.
- Непосредственно перед началом исследования грязные руки следует вымыть, влажные руки протереть сухой салфеткой.
- Необходимо снять с рук обследуемого все металлические предметы (кольца, браслеты, часы).
- Установка пальца в центр экрана производится таким образом, чтобы изображение не выходило за рамки окошка (угол наклона 10-30 градусов), при этом направление пальца должно быть перпендикулярным передней стенке прибора.
- При проведении исследования пациент должен быть спокойным и не разговаривать.
- Отсутствие посторонних людей в комнате на момент исследования (только пациент и исследователь).
5.Методика ГРВ исследования человека.
Автоматизированный компьютерный анализ БЭО-грамм включает в себя секторную диагностику и параметрический анализ БЭО-грамм.
Секторная диагностика основана на диагностической таблице, которая связывает характеристики свечения отдельных зон пальцев рук с функциональным состоянием органов и систем организма. Диагностическая таблица основана на идеях традиционной китайской медицины, системе меридиан и акупунктурных точек, а также эмпирическом опыте. Анализ предполагает использование представлений о чакрах и аюрведической медицине. На основе БЭО-грамм десяти пальцев рук строится модель распределения поля вокруг тела человека. Исследования в различных странах выявили диагностическую значимость данного подхода.
Параметрический анализ основан на оценке параметров БЭО-грамм (на сегодняшний день GDV-Software подсчитывает более 30 параметров), факторном и корреляционном анализе. Рассматриваются следующие группы параметров: геометрические, яркостные, структурные, фрактальные, вероятностные.
6.Четыре перспективных направления в эффективном использовании метода ГРВ-графии в работе с участниками образовательного процесса.
6.1.Первое направление.
Мониторинг психофизиологического состояния обучающихся и учителей содержит в себе следующие разделы:
- изучение возможностей использования метода газоразрядной визуализации в мониторинге психофизиологического состояния обучающихся в течение учебного года;
- определение и мониторинг психофизиологической готовности ребёнка к осуществлению познавательных процессов и деятельности;
- динамика ГРВ-грамм учителей в течение учебного дня, года для профилактики «профессионального выгорания»;
- зависимость динамики показателей ГРВ-грамм от типа темперамента исследуемого и влияния личностно-значимых ситуаций;
- влияние эстетического оформления пространства, цвета, музыки, украшений, макияжа, приёма пищи на показатели ГРВ-графии в зависимости от типа темперамента исследуемого;
- подбор и апробация экспресс-методов гармонизации психофизиологического состояния обучающихся.
6.2.Второе направление.
Использование метода газоразрядной визуализации в работе с семьёй определилось при исследованиях:
- влияний межличностных отношений матерей и их детей;
- влияний межличностных отношений отцов и их детей;
- взаимного влияния в семье супругов;
- динамики параметров ГРВ биоэлектрографии при воспоминаниях о взаимоотношениях с мамой в детстве;
- мониторинга здоровьесберегающей работы семьи.
6.3.Третье направление
Оценка здоровьесберегающей деятельности школы традиционными методами и методом ГРВ-графии:
- оценка эффективности организации здоровьесберегающей работы в образовательном учреждении по результатам мониторинга психофизиологического состояния обучающихся;
- влияние программ, методик, техник, способов, приёмов, подходов и психоэмоциональных условий обучения, используемых педагогами, на динамику показателей ГРВ-графии.
6.4.Четвёртое направление
Использование врачами-педиатрами полученных при мониторинге результатов ГРВ-графии для анализа состояния здоровья обучающихся и выявления наличия предрасположенности к заболеваниям или обострению на данный момент, вследствие малой заинтересованности медицинских работников, у нас развивается медленно.
7. Результаты исследований.
Оценка состояния организма методом ГРВ производится на основании анализа полученных изображений ГРВ-грамм, обработанных стандартным пакетом программ. Заключение по проведенному исследованию делает врач.
Пустоты или, наоборот, вспышки на ГВР-рамме говорят о патологии в данной области тела.
Результаты обследования больных сохраняются в памяти компьютера, лазерных дисках и других носителях информации. В связи с этим появляется возможность сравнивать их как в процессе лечения, так и при динамическом наблюдении. Созданные базы данных можно использовать в практической деятельности и при научных исследованиях.
При подведении итогов первого исследования психофизического состояния обучающихся в начальной школе были получены следующие результаты.
Только 36 % школьников имели показатели газоразрядной визуализации в пределах относительной нормы, у 47 % выявили энергодефицитное состояние, у 17 % - состояние в зоне риска (на границе нормы). Результаты психологического тестирования, в частности, показатели оценки самочувствия теста Дембо-Рубинштейн, имели положительную корреляцию с показателями ГРВ-графии. Школьники, характеризующие своё состояние как усталости, сниженного настроения, слабости имели низкие показатели ГРВ-графии. По тесту Айзенка на момент исследования у них преобладали холерический и меланхолический типы темперамента. С каждым исследуемым была проведена беседа по результатам тестирования и даны рекомендации по соблюдению режима дня, питания, выполнению физической зарядки, положительному самонастрою. Проведены беседы с родителями по результатам исследования, даны индивидуальные консультации и рекомендации. До администрации школы, классных руководителей доведены общие результаты исследования и совместно скорректированы программы по обучению и формированию устойчивых стереотипов здорового образа жизни, чтобы знания не только закреплялись, но и реализовались в поведении[4].
Роста результатов удалось достичь благодаря совместной работе учителя, родителей и детей. Родители помогали ребёнку в выполнении режима дня и питания, физической нагрузке, положительном настрое. Учитель выстраивал оптимально учебный процесс и индивидуально помогал детям скорректировать своё состояние. Дети стремились через ведение здорового образа жизни получить «красивые» изображения свечения своего энергетического поля.
При обследовании через 5 месяцев целенаправленной работы по здоровьесбережению 83 % детей имели показатели в пределах нормы [6].
При проведении анализа динамики показателей ГРВ-графии учеников 4 Б класса, обследуемых с начала обучения детей в гимназии, можно видеть результаты проводимой здоровьесберегающей работы в образовательном учреждении, семье ребёнка и успешность формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся [6]. При правильно организованном учебном и воспитательном процессах неуклонно возрастает число детей с результатами ГРВ-графии в пределах нормы. Снижается число детей с результатами ГРВ-графии ниже возрастной нормы (энергодефицитное состояние) или граничащие с нормой (пограничное состояние). При сопоставлении результатов ГРВграфии с результатами психологического тестирования и количеством дней пропущенных по болезни выявляется определённая обратная корреляция. Чем ближе показатели ГРВ-графии к верхней границе коридора нормы, тем меньше дней пропущено по болезни.
В 1 классе проводилось 3 обследования учащихся: 1 исследование осенью (начало октября) после периода адаптации к обучению в школе; 2 исследование зимой (в феврале, перед дополнительными каникулами для первоклассников); 3 исследование - весной (в мае, перед проведением итоговых годовых работ). В течение всего учебного года только 6 первоклассников (21 %) из 28 имели результаты в пределах нормы. Классному руководителю были даны рекомендации по адаптации каждого ребёнка к учебному процессу. К завершению первого учебного года результаты детей значительно улучшились (табл. 1). У 21 ребёнка (75%) результаты пришли в норму.
1 съемка (осенью) | 2 съемка (зимой) | 3 съемка (весной) | ||||||||
Класс | Показатель норма в теч. | Всего в | Погра- | Дефицит | Всего в | Погра- | Дефиц. | Всего в | Погра- | Дефиц. |
1 | 6 | 15 | 6 | 7 | 15 | 7 | 6 | 21 | 2 | 5 |
2 | 16 | 19 | 2 | 7 | - | - | - | 20 | 5 | 3 |
3 | 21 | 22 | 4 | 2 | - | - | - | 22 | 3 | 3 |
4 | 25 | 25 | 2 | - | - | - | - | 27 | - | - |
Во втором классе уже 16 детей (57 %) имели результаты в пределах нормы в течение всего учебного года. В третьем классе 21 ребёнок (79 %) имели результаты в пределах нормы. В четвёртом классе на начало учебного года 25 детей (93 %) имели результат в пределах нормы, а к завершению года результат улучшился до нормы у всех обучающихся в классе.
По результатам исследования выявлено, что наиболее энергозатратным для детей является адаптация к учебному процессу в начале учебного года (табл.1). При первом обследовании, в начале учебного года, выявлено большее число детей в пограничном и энергодефицитном состоянии (табл. 1). При проведении индивидуальной и групповой работы с обучающимися, по вопросам ведения здорового образа жизни, и реального отражения результативности этой работы методом ГРВ-графии, учащиеся быстро овладевают приёмами самокоррекции своего психофизиологического состояния. Дети к завершению 4 класса становятся «профессорами» своих энергополей. Могут привести в норму энергополе, управляя им на мысленном уровне
У обучающихся воспитывается ответственность за свои мысли и слова. Мысль есть могущественная творящая энергия – как созидательная, если она светлая, так и разрушительная, если она темная. Воспитывать в каждом ребёнке ответственность за свои мысли и слова, воспитывать добромыслие, ясномыслие и т.д. [1].
При ведение мониторинга психофизиологического состояния обучающихся методом ГРВ-графии были получены результаты, выявляющие практически все проблемные зоны ребёнка в физической, психической и социальной сферах. При исследовании каждый ученик получал индивидуально подобранные техники и методики, позволяющие корректировать его состояние. При выявлении энергодефицитного состояния, рекомендуют меры коррекции режима дня (выспаться, отдохнуть, позавтракать, сделать зарядку); при повторном выявлении энергодефицитного состояния родителям рекомендуется обратиться с ребёнком к педиатру.
Заключение
Таким образом, мониторинг психофизического состояния с помощью метода ГРВ-графии позволил выстраивать индивидуальные маршруты сохранения психофизического здоровья школьников в процессе обучения на научно-обоснованной базе [7]. Соблюдение режима дня, рациональное питание, физическая нагрузка, положительный психологический настрой способствовали стабилизации результатов ГРВ графии. Внедрение программы психофизической коррекции в начальной школе приводит как к снижению заболеваемости, так и повышению успеваемости учащихся, повышению мотивации к ведению здорового образа жизни.
Использование метода газоразрядной визуализации в модульной образовательной программе по охране и укреплению здоровья школьников, интегрированной в различные образовательные курсы и внеурочную работу совместно с родителями, подводит к деятельностному подходу детей по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Дети приобретают опыт рационального, здорового и безопасного образа жизни. Администрация школы получает возможность объективно анализировать работу учителей и родителей по проведению воспитательной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей работы.
Список литературы:
1. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. Учитель /Ш.А. Амонашвили. – Амрита-русь, 2013. – 288 с.
2. Коротков, К. Г. Основы ГРВ-биоэлектрографии / К.Г. Коротков. - СПб., 2001.- 358 с.
3. Булатова, Т.Е. Метод газоразрядной визуализации в оценке психофизического состояния гимназистов / Т.Е. Булатова, Л.И. Иванова // Инновационные процессы в образовании: Сб. науч. ст. / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2006. – С. 83 – 87.
4. Попова, Т.В. Личностно-ориентированный коррекционный подход к оздоровлению учащихся / Т.В. Попова, Т.Е. Булатова, М.Н. Тарасова, Л.И. Иванова, И.А. Иванова // Наука. Информация. Сознание. Тезисы Международного научного конгресса по ГРВ биоэлектрографии. – СПетербург, 2006. – С. 146 – 149.
5. Булатова, Т.Е. Мониторинг психофизиологического состояния обучающихся с использованием метода газоразрядной визуализации / Т.Е. Булатова, Т.В. Попова, М.Н. Тарасова, Л.И. Иванова, И.А. Иванова // Наука. Информация. Сознание. Тезисы Международного научного конгресса по ГРВ биоэлектрографии. – С-Петербург, 2007. – С. 35 – 37.
6. Булатова, Т.Е. Использование метода газоразрядной визуализации при формировании культуры здорового образа жизни обучающихся / Т.Е. Булатова, // Наука. Информация. Сознание. Тезисы Международного научного конгресса по ГРВ биоэлектрографии. – С-Петербург, 2014. – С. 7 – 11.
7. Булатова, Т.Е., Оценка эффективности психофизической саморегуляции в сохранении здоровья учащихся / Т.Е. Булатова // ХХ съезд Физиологического общества им. И.П. Павлова. Тезисы докладов. – М.: Издательский дом «Русский врач», 2007. – С. 164.
8 . https://medicalj.ru/diacrisis/instrumental-diagnosis/494-gdv.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проблемы и перспективы использования основ робототехники в дошкольном образовании
статья для педагогов ДОУ и педагогов дополнительного образования...
Использование метода моделирования в экологическом образовании дошкольников
МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ...ТРАДИЦИОННЫЕ:НАГЛЯДНЫЕСЛОВЕСНЫЕПРАКТИЧЕСКИЕРабочие экологические тетрадиРабота в экологической тетради значительно обогащает...
Консультация для воспитателей "Теоретическое обоснование использования метода проектов в дошкольном образовании."
Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи. По мнению Д.Дьюи, обучение должно строиться "на активной основе через целесообразную деят...
Использование метода проектов в дошкольном образовании.
Статья по теме: Использование метода проектов в дошкольном образовании...
Семинар «Использование метода проектов в экологическом образовании»
Цель семинара: совершенствование работы в ДОУ по формированию у дошкольников основ экологической культуры посредством метода проектов....
Обобщение опыта работы по теме: « Использование метода проекта в экологическом образовании дошкольников»
Обобщение опыта работы по теме:« Использование метода проекта в экологическом образовании дошкольников»...
Особенности использования методов поощрения в специальном образовании
Важным элементом воспитания ребёнка является не только наказание, но и поощрение. Поощрение как воспитательное средство более действенно. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрени...