«Игры для развития слухоречевой памяти и произвольной регуляции деятельности»
материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Слухоречевая память отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Такой памятью обладает любой, а вот ее объем, то есть количество сохраненной в памяти информации, у каждого свой. У кого-то объем большой, у кого-то – достаточный, а у кого-то – незначительный. А между тем именно на ресурсах слухоречевой памяти построено обучение, особенно школьное.
Простейшую диагностику развития слухоречевой памяти детей можно провести посредством наблюдения. Например, попросите ребенка сходить в спортивный уголок и взять с верхней полки мяч определенного цвета. При этом важно, конечно, чтобы в уголке было несколько полок с мячами разного цвета и, чтобы ребенок вас слушал. Ведь память напрямую связана с вниманием, причем внимание – первично. Все правильно сделал? Отличная память!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад №1» г. Воркуты
«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса
муниципальнöй велöдан учреждение
Выступление на методическом объединении Учреждения
«Игры для развития слухоречевой памяти и произвольной регуляции деятельности»
Подготовила
воспитатель высшей кв. категории
Комарских Татьяна Николаевна.
г. Воркута
2019 г.
«Игры для развития слухоречевой памяти и произвольной регуляции деятельности»
Слухоречевая память отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Такой памятью обладает любой, а вот ее объем, то есть количество сохраненной в памяти информации, у каждого свой. У кого-то объем большой, у кого-то – достаточный, а у кого-то – незначительный. А между тем именно на ресурсах слухоречевой памяти построено обучение, особенно школьное.
Простейшую диагностику развития слухоречевой памяти детей можно провести посредством наблюдения. Например, попросите ребенка сходить в спортивный уголок и взять с верхней полки мяч определенного цвета. При этом важно, конечно, чтобы в уголке было несколько полок с мячами разного цвета и, чтобы ребенок вас слушал. Ведь память напрямую связана с вниманием, причем внимание – первично. Все правильно сделал? Отличная память!
Еще небольшой тест. Попросите ребенка 4-6 лет повторить за вами 3-4 слова в таком же порядке. Обратите внимание, все ли слова повторил ребенок, сохранил ли он порядок произнесения слов. Слухоречевую память можно и нужно развивать! Причем делать это легко, ведь задания выполняются с помощью произнесения и не требуют зрительных стимулов (картинок, игрушек), как если бы вы развивали зрительную память.
«Пары слов»
Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово.
«Восстанови пропущенное слово»
Ребенку зачитываются 5 - 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово.
«Рыба, птица, зверь»
Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя.
«Повтори и продолжи»
Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный (и т.д.)»). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.
«Запомни нужные слова»
Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.
Произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Достаточная сформированность произвольного внимания и саморегуляции является важным фактором и важным аспектом подготовки ребенка к школьному обучению, один из факторов способствующих эффективному усвоению навыков чтения и письма. Произвольная регуляция своей деятельности, своего тела - то, что необходимо школьнику и взрослому. Это то, что позволяет ему контролировать свою деятельность, планировать ее, доводить начатое до конца, следить за своим телом (руками, ногами, речью), сосредотачивать внимание, когда нужно долго смотреть и слушать. Критичный момент развития произвольной регуляции - 5 лет, когда ребенок становится наиболее активным, любопытным, хочет узнавать и пробовать новое. В этот момент важно научить его доводить начатое до завершения: не просто задавать вопрос, но и слушать ответ; не просто начинать рисунок, но и дорисовывать его до конца; слышать слово «послушай», «присмотрись и обрати внимание», «начинаем упражнение», «тишина» и пр. Произвольная регуляция, как и многое в дошкольном детстве, воспитывается и развивается в игре. Поэтому на этапе подготовки к школе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить специальные игровые сеансы по развитию произвольности.
Лабиринт «Найди дорожку» Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания.
«Палочки и крестики» Цель: определение уровня саморегуляции.
Инструкция: нарисуй по образцу.
« Найди тень» Цель: развитие концентрации внимания.
«Строители» Цель: развитие концентрации и распределения внимания.
Инструкция: дорисуй недостающие фигуры на остальных башнях.
«Найди отличия» Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
«Выкладывание узора из мозаики» Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.
«Срисовывание по клеточкам» Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.
Таким образом, высокий уровень саморегуляции и всех видов памяти, в том числе и слухоречевой – залог успешного обучения ребенка в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ...
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ:
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ:1. «Магазин»Вы можете отправить ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их ко...
Игры для развития слухоречевой памяти
Слухоречевая память очень важна при обучении ребёнка в школе, во многом, от того насколько хорошо она развита, зависит успех обучения, ведь она отвечает за сохранение и воспроизведение информации...
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ
1. «Магазин» Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре по...
Игры для развития слухоречевой памяти
Слухоречевая память очень важна при обучении ребёнка в школе, во многом, от того насколько хорошо она развита, зависит успех обучения, ведь она отвечает за сохранение и воспроизведение информации, пер...
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ:...
Игры для развития слухоречевой памяти.
Формирование слухового гнозиса необходимо начинать с расширения его репертуара, используя для этого природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, людей и т. д. Параллельно осуществляетс...