Любимая кукла своими руками
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Бегунова Татьяна Алексеевна

Если подходить к психокоррекции с дошкольниками творчески, то результат может превзойти даже самые смелые ожидания.В статье описывается опыт проведения психокоррекционного занятия с применением куклотерапии ,как метод психологической помощи детям, заключающийся не только в коррекции их поведения посредством кукол, но и как средство поддержания интереса к развивающим занятиям.В этом случае развитие психических процессов с одной стороны уступает свое первенство эмоциональному развитию, но с другой стороны проходит в более полном объеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kukloterapiya.docx76.03 КБ

Предварительный просмотр:

Любимая кукла своими руками

Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует понимание мира, себя и других людей.

Л. Войцехович,

художник–кукольник,

автор российских и международных выставок

Если подходить к психокоррекции с дошкольниками творчески, то результат может превзойти даже самые смелые ожидания. Результат не тот, что отмечается цифрами и графиками в конце учебного года, я говорю сейчас о результате белее абстрактном: блестящие глаза ребенка, заинтересованность в выполняемой им работе, радость и удивление от результата этой работы, применение продукта деятельности в будущем. В этом случае развитие психических процессов с одной стороны уступает свое первенство эмоциональному развитию, но с другой стороны проходит в более полном объеме.

Куклотерапия – метод психологической помощи детям, заключающийся в коррекции их поведения посредством

кукол. Данный метод помогает устраненить болезненные

переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную

адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях

коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным

методом с любимым персонажем разыгрывается в лицах история,

связанная с травмирующей ситуацией. Куклы с давних времен имеют свое место в жизни русского народа. Изначально куклы использовались как талисманы и обереги. Первые куклы на Руси делали из дерева, соломы, а после - из тряпок. Изготовление тряпичных кукол своими руками для родного человека считалось самой большой защитой от болезней, злых духов. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так,

куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного

развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной

и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных

его пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга,

который все понимает и не помнит зла.

 Перед очередным занятием с воспитанницей с СДВГ на развитие устойчивости внимания у меня возник вопрос: возможно ли удержать внимание воспитанницы к одному виду деятельности на протяжении времени в 3 раза превышающего время удержания внимания на предыдущих занятиях. И тогда я решила включить в занятие куклотерапию. С моей помощью воспитанница увлеченно выполняла задание (изготовить куклу своими руками) на протяжении всего занятия. В результате получилась вот такая кукла,

в которой были гармонично переплетены любимые цвета(зрительное восприятие), наиболее приятные на ощупь для воспитанницы материалы(тактильные ощущения), а так же нарисовано положительное мимическое выражение лица (эмоциональная сфера).В дальнейшем изготовленная кукла послужила предметом снятия напряжения вне стен психологического кабинета, а так же стала активным участником дальнейших занятий. Кукла в руках воспитанницы была ширмой, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться,а так же партнером для игры. Кроме того, сам процесс создания куклы целителен, как и любой акт творческого самовыражения.

Как писал Генри Лайон Олди. Кукольных дел мастер: «Дед Фелиции рассказывал внучке, что кукла не принадлежит к миру живых, но и к миру мертвых – тоже. Промежуток, грань, обоюдоострый нож. Поэтому кукле разрешено делать то, что запретно и для людей, и для вещей. Выходить за пределы ограничений, положенных материи. Объединять возможное с невозможным. Каким образом? – зависит от мастерства кукольника».

Использованные источники:

1. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. С-Пб.: Речь,

2007.

2. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Дети, куклы и мы. Руководство по

куклотерапии. Изд-во Зерна-Книга, 2014.

3. Фараонова Н.М. Эмоциональное развитие через работу с куклой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные тряпичные куклы своими руками

Данные презентации - это пошаговые инструкции по изготовлению тряпичных кукол....

Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению куклы своими руками “Для любимой мамы"

Цель: Создать условия для совместной деятельности детей, родителей, воспитателя. Продуктивная деятельность: Овладеть навыками по изготовлению куклы–оберега. Сделать куклу–оберег совместно с детьми. Го...

Совместная деятельность воспитателя с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Кукла своими руками» в рамках проекта «Куклы, в которые мы играем»

Образовательная область:познание. Конспект совместной деятельности с детьми и их родителями, является заключительным этапом в рамках проекта "Куклы, в которые мы играем"....

Дидактическое пособие по развитию речи "Моя любимая кукла" (своими руками)

Дидактическая игра "Моя любимая кукла". Эта игра сделана своими руками. Пособие для младших дошкольников по развитию речи....

Дидактическая кукла своими руками. Игры с куклой.

Кукла имеет важное значение  для эмоционального и психического развития  детей. Куклы- наше отражение. В ней  ребенок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окру...

Совместная деятельность воспитателя с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Кукла своими руками" в рамках проекта «Куклы, в которые мы играем»

Способствовать гармонизации родительски-детских взаимоотношений, приобщая к народной культуре через совместное творчество....