Горелкова Т.В. Значение арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике

Горелкова Татьяна Васильевна
В современном мире, динамичном и требующим большой активности, к сожалению, иногда весьма жестоком, ребёнку в ещё большей степени, чем взрослому человеку, часто очень сложно жить в гармонии с самим собой и другими людьми. В качестве компенсации для сохранения психического состояния и здоровья активно используется арт-терапия, где человек может выразить свои эмоциональные состояния через различные виды творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горелкова Т.В. Значение арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории,

ГБДОУ Детский сад № 19 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

http://nsportal.ru/gorelkova-tatyana-vasilevna

В современном мире, динамичном и требующим большой активности, к сожалению, иногда весьма жестоком, ребёнку в ещё большей степени, чем взрослому человеку, часто очень сложно жить в гармонии с самим собой и другими людьми.

Большое количество детей в настоящее время имеет нарушения психосоматического характера (с др.греч. психо – душа, сомо - тело). Все «сбои» в поведении ребёнка - это следствие душевных потрясений, следствие нарушений душевного равновесия.

Задержка нормального психического развития происходит вследствие родовых травм, простудных заболеваний, а также ощущения одиночества в душе ребёнка. С возрастом душевное состояние, как правило, в целом улучшается. Однако дети по-прежнему могут болезненно реагировать при коммуникативном общении (страх, ненависть, агрессия). Их эмоциональная сфера может быть подвержена таким отклонениям, как:

  1. Неправильное взаимодействие старших и младших, родителей и детей, педагогов и детей.
  2. Несвоевременное, слишком раннее обучение и подготовка к школе.

Иногда непосильный тренинг и непомерная требовательность идут не на благо детей, а во вред. Раньше дети больше общались друг с другом во дворе, на прогулках и там, «постигая жизнь» на свежем воздухе, становились более здоровыми и устойчивыми во всех отношениях. К сожалению, времена изменились, детей одних на прогулку отпускать опасно, вследствие чего страдают и физическая, и моральная, духовная составляющие состояния ребёнка.

В качестве компенсации для сохранения психического состояния и здоровья активно используется арт-терапия, где человек может выразить свои эмоциональные состояния через различные виды творчества.

Что же такое «арт-терапия»? Какова история её возникновения и цель?

Ещё в древние времена люди замечали как собственное пение и рисование, слушание природных звуков - шума леса, реки, моря, а также игры с песком и водой воздействуют на эмоциональное состояние. В средние века считалось, что звуки флейты успокаивали и лечили, звуки трубы возвращали здоровье безумным, звуки кифары излечивает чуму, успокоение приносило звучание лиры и совместное песнопение, а звучание цитры способствовало процессу пищеварения.

В Древнем Китае считалось в пентатонике – пять звуков соответствуют пяти органам тела человека и пяти чувствам. В Древней Индии считалось, что гармония природы соединяется в музыке с гармонией души человека.

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввёл в употребление английский врач и профессиональный художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности человека, будь то рисунок, скульптура, инсталляция, выражает его неосознаваемые психические процессы.

Виды арт-терапии:

  1. Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.
  2. Эмоциональная живопись. Рисунок брызгами красок по технике Джексона Поллока.
  3. Библиотерапия (в том числе сказкотерапия) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.
  4. Музыкотерапия.
  5. Драма-терапия.
  6. Танцевальная терапия.
  7. Куклотерапия.

Искусство оказывает самое благотворное влияние на хрупкий детский организм, в самой природе различных видов искусства заложены глубокие терапевтические свойства.

Язык искусства – это язык эмоций. Язык искусства интернационален. Отклонения в поведении и нарушениях речи тесно связаны с эмоциональной сферой психики детей. Арт-терапия оказывает на неё самое благотворное влияние: используется синтез искусств, снимается нервное напряжение, организм ребёнка оздоравливается. На музыкальных занятиях при использовании арт-терапии происходит комплексное воздействие музыки, пения, речи и физических движений.

Музыка передаёт энергию, активизируется сердечный ритм.

Помогает разобраться в эмоциях, установить равновесие в деятельности нервной системы

Ритм, коммуникативные игры развивают речь и интеллект.

Стихотворный ритм вовлекает, организует ребёнка, не даёт выйти за пределы ритма. Очень важно держать ритм.

Чем выразительнее, увереннее дети произносят тексты, тем лучше и свободнее они двигаются. Укрепляется мышечный тонус, речь помогает движениям, и через движения улучшается речь, снимается мышечный спазм.

Основа – постоянное участие педагога в игровом методе.

Задачи арт-терапии:

  1. Снять эмоционально-психологическое напряжение.
  2. Обрести уверенность в себе.
  3. Развить чувство самоконтроля.
  4. Обязателен доверительный тон, включая родителей ребёнка, ставить себя на одну ступень с ребёнком, уважать его как личность.

Великая сила музыки заключается в том, что она способна передавать смену настроений и переживаний. Детям не нужно объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно. Достаточно сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали. Очень полезно использовать музыкальные произведения и природные шумы для релаксации.

В работе с дошкольниками различные приёмы и виды арт-терапии в детском саду должны использоваться не только на музыкальных занятиях, но также непосредственно и воспитателями в группах - это работы с песком, пластилином, красками, сказками и многое, многое другое.

Такие занятия доставляют большое удовольствие детям, а педагогам радостно видеть, как нормализуется психическое состояние детей, и активно развиваются их собственные творческие способности и личные навыки общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная терапия в работе с детьми дошкольного возраста

Музыкальная терапия  дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, к...

Использование Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Данная статья, раскрывающая особенности применения инновационной технологии - су-джок терапии, использовалась как консультация для учителей-логопедов и воспитателей....

Презентация "Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Арт-терапия (от английского “art-therapy”) – буквально означает «лечение искусством». Это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи иску...

Консультация для педагогов Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста

Рассмотрим такие понятия Арт-терапия, нетрадиционные техники рисования, хромотерапия, изотерапия, значение цвета....

из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...

Статья "Значение песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, стра...