Особенности работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Снежкова Надежда Валерьевна

В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_detmi.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения».

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально - выразительных движений.

Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы.

В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.

Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

1. Агрессивные дети.

2. Эмоционально - расторможенные дети. Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают - их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

3. Тревожные дети.

Хотелось бы рассмотреть более подробно на практике эмоционально-расторможенных детей в условии их нахождения в группе с детьми с ОНР.

Когда ребенок с ЭР попадает в группу с детьми, у которых нет такой особенности, возникает вопрос, а как проводить обучение, когда очень много времени уходит на дисциплинирование данного ребенка, попытки уговорить заниматься со всеми и проч. Конечно, первое время возникает непонимание, как не выходить за временные и концептуальные рамки образовательного процесса, обеспечив при этом обучение всех детей.

Для того чтобы понять правильную тактику поведения, необходимо уделить больше времени этому ребенку (будем обозначать его Д.) в свободное время. Сначала это небольшой шок, потому что нарушены привычные рамки адекватности поведения, но по личному опыту могу сказать, что мне помогло справиться (пока не в полном объеме) с данной проблемой отключив модель поведения «воспитатель-воспитанник».

В данном случае с Д. решение стать ему другом, по моему мнению, стало более правильным, нежели пытаться его сломить статусностью своего положения. Но попасть в доверие к таким детям тоже не очень просто. Они очень тщательно проверяют тебя, реакцию на их действия или бездействия. В нашем случае была очень неоднозначная реакция на приезд театральной труппы в детский сад: сначала это были крики, прятанье под столом и категорический отказ от похода на спектакль. Первая попытка успехом не увенчалась. После этого неудачного похода, мы с Д. поговорили, было рассказано, что такое театр, что это очень интересно и безопасно. Была договоренность, что в следующий раз мы идем вместе, садимся у выхода из зала, он садится на коленки, и в некомфортный для него момент мы выходим их зала.

Так мы и сделали. Во второй раз спектакль был просмотрен полностью, сидя в обнимку на коленях. Самое интересное, что в этот момент и у меня было реальное ощущение стертости границ «воспитатель-воспитанник». Это очень чувствительные дети, тактильные дети, и когда они раскрывают свою душу, возникает так называемое слияние аур, вот тогда ты понимаешь, что ключик найден. Зачастую они этим начинают в дальнейшем пользоваться сверх меры, но опять же на уровне биополей можно показать, что тебе это не нравится.

Этот ребенок выбирает комфортного для себя человека, если сам воспитатель готов идти на такую связь. Постепенно связующую ниточку стоит удлинять. В нашем случае с походами в театр мы стали сидеть частично на коленках, частично на стульчике, позже Д. сидел самостоятельно. Но всегда ему надо держать зрительный контроль над твоим положением в пространстве.

С занятиями также изначально были большие сложности. Схема действия была похожая. Если другие дети выполняли задания, сидя на своих местах, то Д. работал сидя со мной. Это также было по схеме «коленки - рядом - на своем месте». К концу учебного года практически не было проблем с организацией образовательной деятельности.

Общение со сверстниками складываются чуть сложнее в связи с тем, что партнерами являются тоже дети и им сложнее понять и применить правильную тактику поведения и отношения. Также было замечено, что Д. может занять себя и самостоятельно, что не маловажно для анализа возрастного развития ребенка.

Периодически появляются моменты проявления агрессии. По продолжительности они кратковременны и легко погашаемы. По наблюдениям за учебный год было отмечено, что агрессия возникает как ответная реакция на действия и поступки других детей.

Вообще такие дети очень чуткие, ранимые, искренние и честные касательно своих чувств и эмоций по отношению к окружающим людям. Именно поэтому им очень важен психологически-эмоциональный контакт со взрослым человеком, и этот контакт должен быть несколько уровнем выше, чем в стандартном понимании этого термина.

По большей части такие дети страдают СДВГ, именно поэтому они пытаются привлечь внимание к себе нетипичным поведением. Тут также необходима работа с родителями. Но важным фактором продуктивности такой совместной работы является открытость и готовность родителя общаться, рассказывать достаточно личные моменты. Ведь только так можно определить проблему такого поведения ребенка и, следовательно, избрать правильный путь работы и подхода для получения результативности такой работы.

Так как большую часть времени ребенок проводит в детском саду, то для положительного эмоционально-волевого воспитания детей воспитателю необходимо заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания; обеспечивать эмоциональной насыщенностью игровую и самостоятельную деятельность детей, объединяющих сохранение и развитие положительных эмоций ребенка; создавать специальные ситуации самопознания, самовоспитания; целенаправленно работать по воспитанию волевых качеств дошкольника; использовать в педагогическом процессе игровые формы. А также не забывать, что самое важное в установлении доверительных отношений – это быть другом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для педагогов "Особенности вокально-хоровой работы с детьми имеющими речевые нарушения"

Затронута работа как в группах воспитанников с нарушениями речи, развивать особенности вокально-хоровой работы....

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими сочетанные нарушения психического развития и зрения

Основной контингент нашего детского сада составляют дети с задержкой психического развития. У некоторых наших воспитанников процесс компенсации проблем развития осложняется наличием сочетанных деф...

Особенности вокально-хоровой работы с детьми, имеющими речевые нарушения

Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе....

«Особенности вокально-хоровой работы с детьми, имеющими речевые нарушения»

laquo;Особенности вокально-хоровой работы с детьми,имеющими речевые нарушения»...

характеристика особенностей работы с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка. Приоритетными задачами...

Консультация для педагогов "Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР)"

Данная консультация адресована воспитателям и другим педагогам дошкольной образовательной организации, работающим с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР). В консультации раскрывается понятие ...