Статья на тему: "Направленность логоритмических занятий в работе с заикающимися детьми"
статья по коррекционной педагогике

Зубкова Галина Борисовна

В данной статье вы познакомитесь с логоритмическими занятиями в работе с заикающимися детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 94

компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

Направленность логоритмических занятий в работе
с заикающимися детьми

Музыкальный руководитель: Зубкова Г.Б.,
высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург
2019

 Вопрос особенностей моторики заикающихся детей рассматривался в работах многих авторов (Ю.А. Флоренская, В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, М. Зееман и др.) Результаты многочисленных исследований и наблюдений говорят о том, что абсолютное большинство заикающихся детей имеют различные нарушения в двигательной сфере. У одних они проявляются только в момент речи, это так называемые сопутствующие движения; у других захватывают всю двигательную сферу в целом: координацию, включаемость движений и их ритм и др.

 Поскольку большинство случаев заикания относится к функциональным расстройствам – неврозам, логоневрозам, то у детей с заиканием нарушены не сами движения, а управляемость ими. Поэтому одной из основных задач логоротмических занятий является развитие управляемости движениями, т.е. умения добиться согласованности движений различных групп мышц в заданном темпе, с заданной силой и амплитудой при  выполнении определенного двигательного задания. Логоритмические занятия уже по своей сути способствуют решению этой задачи, так как целиком проводятся под музыку и дети обязаны подчинять движения заданному ритму, укладывая каждое из них в определенный отрезок времени. Большое значение для развития управляемости движениями имеют упражнения на координацию движений, которые выполняются на каждом занятии; они состоят из сочетания движений рук, ног и туловища. При подборе этих упражнений необходимо строго соблюдать основные принципы дидактики: от простого к сложному, от легкого к трудному. Хорошим средством для развития координации движений являются элементы танцев, спортивной и художественной гимнастики. Развитию управляемости движениями способствует также работа над произвольным расслаблением. Необходимость специальной работы по развитию управляемость движениями обусловлена еще и тем, что в физическом плане возрастное развитие двигательного анализатора и систем управления движениями в основном завершается к 13 годам. У детей дошкольного возраста способности управлять своими движениями возможно только при помощи специальной тренировки (корректирующей гимнастики логопедическая ритмика регулярные занятия физкультурой).

Установлено, что характерной особенностью общей моторики детей с заиканием является более медленное включаемых движений по сравнению с тем, что наблюдаются у детей с нормальной речевой функцией. Причем тем выше степень тяжести заикания, тем ниже показатель включаемости движений.

Основная работа над развитием быстроты «запуска» речевых движений осуществляется совместно с работой над речевым дыханием. Необходимо научить заикающихся правильно осуществлять речевое дыхание.

Предлагаемые приемы речевого дыхания способствует не только выработке спокойного, глубокого вдоха и длинного ровного выдоха во время речи, но нормализации самой речи, в частности развитию быстроты включаемости и координированию деятельности всех трёх отделов речевого аппарата. На каждом логоритмическом занятии входят упражнения на развитие речевого дыхания. Принцип выполнения этих упражнений заключается в следующем: на счёт раз при музыкальном такте в 3/4 (три четверти) выполняется движение, способствующее увеличению объема грудной клетки и делается спокойный, глубокий вдох, а на счёт два-три-четыре выполняется движение, способствующее уменьшению объема грудной клетки и делается длинный, ровный выдох. Развивать речевое дыхание вне речи и невозможно, поэтому в этих упражнениях на выдохе произносится различный речевой материал, начиная от изолированных гласных звуков,  их сочетаний из слогов до предложений различной сложности и длины.

При этом полезны следующие приемы:

  • включение в речевую деятельность осуществляется только с началом счета два;
  • используется элемент неожиданности (занимающиеся узнают о том, кто из них должен произнести предлагаемый речевой материал непосредственно в момент включения в речь).

Выполнение этих упражнений способствует выработке спокойного, глубокого вдоха и длинного, ровного выдоха, именно этого большинству детей с заиканием во время их речи не хватает.

Упражнения,  направленные на развитие речевого дыхания, оказывают существенную помощь при исправлении речи заикающихся.

Большинство авторов, описывающих состояние моторики заикающихся, указывают на общее напряжение, скованность движений или, наоборот, на моторное беспокойство. Эти недостатки можно устранить систематической и последовательной работой над произвольным расслаблением.  Исходя из этого, работа над расслаблением стала обязательной для каждого логоритмического занятия.

Практика показала, что многие заикающиеся могут быстро научиться расслабляться, когда находится вне речевой деятельности, но стоит им включиться в речевое общение, как тут же возникает напряжение в различных группах мышц, чаще мышц шеи, плечевого пояса, верхних конечностей живота. Это напряжение иррадирует на мышцы дыхательного, голосового и артикулыционного аппаратов, что в конечном итоге выражается пароксиамахзаикания. Это даёт основание считать, что упражнения на релаксацию должны выполнять совместно с речью.

Оснобое внимание уделяется выработки мышечного направления и расслабления.  Для этой цели используются упражнения на чередование напряжения и расслабления,  а также на перенапряжение и максимальное расслабление.

Опыт проведения логоритмических занятий с заикающимися дошкольниками,  основное внимание на которых уделялось развитию управляемости и быстроты двигательной реакции,  произвольному расслаблению мышц и авторизации речевого дыхания, показал целесообразность выбранного направления. Логоритмические занятия в этом случае способствовали нормализация общей моторики  у детей с заиканием, активной перестройке на неправильной речи, перевоспитание их личности в целом.

На основании результатов проведенной работы можно сделать следующие выводы:

  • логоритмические занятия обогащает педагогический процесс заикающимися новыми формами работы, что позволяет более гибко осуществлять индивидуальный подход к преодолению заикания у детей;  
  • предлагаемые средства проведения и направленность занятий логоритмики позволяет получать стойкие результаты коррекции моторики и речи дошкольников с заиканием.

Учитывая вышеизложенное, можно говорить, что логопедическая ритмика должна занимать одно из ведущих мест в комплексном методе преодоления заикания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"

Эта статья может помочь руководителям физического воспитания и педагогам - психологам корректировать уровень тревожности у детей с нарушениями речи средствами ритмопластики, а так же поможет выбрать д...

Статья "Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"

Статья из опыта совместной работы инструктора по ФК и педагога-психолога ДОУ  посвящена возможностям коррекции тревожности средствами ритмопластики....

Конспект логоритмического занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста на этапе сопряженной речи Тема «Путешествие в осенний лес»

Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы у детей в сочетании со словом и музыкой...

Статья "Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя на логоритмических занятиях с детьми с ОНР"

Материал будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям, учителю-логопеду и учителю-дефектологу в работе с детьми с ОНР....

Статья. Использование дидактических игр на занятиях по математике с детьми младшего дошкольного возраста

Статья. Использование дидактических игр на занятиях по математике с детьми младшего дошкольного возраста...

Занятие с заикающимися детьми . Занятие 7

Комплекс релаксационных, дыхательных и речевых упражнений...

Организация логоритмических занятий с заикающимися дошкольниками

У детей с заиканием имеются выраженные нарушения моторной сферы: напряжение мышечного тонуса перед началом речи, дискоорди- нация движений, в том числе и речевых, наличие двигательных уловок, нарушени...