Условия осуществления коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в ДОО
статья по коррекционной педагогике
В данной статье рассмотрены формы организации коррекционной работы со слабовидящими детьми в условиях дошкольной образовательной организации, представлены критерии деления детей на подгруппы для проведения подгрупповых занятий с учителем-дефектологом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы организации коррекционно-развивающей работы в ДОО с детьми с нарушением зрения | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия осуществления коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в ДОО
Составила: Я.Б. Зуева, учитель-дефектолог
(тифлопедагог) МБДОУ «Детский сад № 63»
В настоящее время принято выделять следующие формы организации коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с функциональными зрительными нарушениями:
1. Специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке. При наличии логопеда занятия по коррекции нарушений речи. Также занятия по ритмике и лечебной физкультуре при наличии соответствующих специалистов.
2. Коррекционные упражнения на различных занятиях и в режимных моментах.
Основными требованиями к проведению коррекционной работы являются:
1. Обеспечить возможность каждого ребенка с нарушением зрения получать офтальмологическое лечение.
2. Предупреждать ухудшение состояния зрения ребенка (по рекомендации врача-офтальмолога).
3. Сочетать задачи коррекционно-педагогической работы с рекомендациями медицинских специалистов при постоянном патронировании их медицинскими работниками во время педагогических мероприятий.
4. Педагогическим специалистам владеть информацией о результатах исследования врача-офтальмолога, знать остроту зрения ребенка, дни назначения окклюзий, т.к. при заклеивании здорового глаза ребенок может оказаться в состоянии слепого с остаточным зрением или слабовидящего.
5. Знать данные детям рекомендации по лечению (в том числе по ношению очков) и следить за их выполнением;
6. Проводить на всех занятиях гимнастику для снятия зрительного утомления и физкультурные паузы по методике, согласованной с врачом-офтальмологом;
7. Оптимально использовать наглядные пособия.
8. Применять специальные методы обучения
Все занятия учитель-дефектолог проводит либо в индивидуальной, либо в подгрупповой форме. Для занятий тифлопедагогов критерием деления по подгруппам могут быть:
- состояние зрения;
- этапы лечения зрения;
- уровни развития представлений о предметном мире, ориентировки в пространстве, представлений об окружающем мире и коммуникативной деятельности.
Для формирования подгрупп при проведении занятий познавательного цикла необходимо учитывать уровень развития речи, мышления, памяти и внимания детей, а также коммуникативных навыков и эмоционально-поведенческих характеристик.
Дружининой Л.А. и Осиповой Л.Б. предложены характеристики детей, объединенных в подгруппы для коррекционных занятий в зависимости от уровня развития.
Дети, входящие в первую подгруппу, активны, проявляют большой интерес к игре и занятиям, быстро и самостоятельно выполняют задания педагога.
Во второй подгруппе дети второго уровня развития. Они требуют в любой деятельности помощи педагога, менее активны, задания выполняют значительно медленнее, а, допуская ошибки, не всегда самостоятельно их замечают и исправляют.
В третьей подгруппе объединены дети третьего уровня, которые в большинстве своем не проявляют большого интереса к занятиям, испытывают затруднения, из-за чего отказываются выполнять задания, малоинициативны, замкнуты, трудно общаются друг с другом.
Объединение детей с третьим уровнем развития педагог выстраивает с учетом конкретной задачи по развитию каждого ребенка, при этом уровень дидактических требований к каждому предъявляется индивидуально.
Детям первой подгруппы сообразно их познавательным возможностям могут предъявляться более высокие требования из различных программ детского сада.
Детям второй подгруппы необходим индивидуальный подход при подборе программы в зависимости от подготовленности ребенка, так как некоторые из них приближены к первому уровню, а другие приближены к третьему. Им необходима помощь в тех видах деятельности, где особенно не хватает уверенности в своих умениях, при этом каждому ребенку оказывается специфическая помощь.
Для детей третьего уровня развития требуется перераспределение учебного материала, так как скорость овладения знаниями замедленна; материал предлагается в соответствии с уровнем познавательных возможностей и работоспособности.
Ориентация на уровень развития и личностные особенности воспитанников, учет их индивидуальных особенностей и становление психики предусматривает плавный переход детей из одной подгруппы в другую при определенных условиях коррекционной помощи и является главным условием успешности индивидуализации и дифференциации в обучении, воспитании и лечении детей с нарушением зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и возможность их применения в домашних условиях»
С целью установления партнерского сотрудничества детского сада и семьи в вопросах здорового образа жизни детей с нарушением зрения, совершенствования практических навыков, необходимых для сохран...
Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения в домашних условиях "Электроприборы"
Материал для родителей по коррекционной работе с детьми дома...
Презентация "Современные образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в условиях комбинированных групп ДОУ"
Система образования усложняется, возрастают требования к развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, а также к усовершенствованию коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер напра...
Примерное календарно-тематическое планирование коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях введения ФГТ.ЧИППКРО.Челябинск,2011г.
ЧИППКРО."Примерное календарно-тематическое планирование коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях введения ФГТ".Методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ/...