«Внимание как познавательный процесс»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад №447 комбинированного вида
«Семицветик»
«Внимание как познавательный процесс»
Подготовила:
Колупаева Галина Николаевна,
учитель-дефектолог (тифлопедагог),
высшая квалификационная категория
«Внимание как познавательный процесс»
Познавательные процессы – это психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды.
В психологии внимание относят к познавательным процессам, также как и память, мышление, воображение, восприятие, речь.
Внимание - это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других объектов в течение определённого периода времени.
К.Д. Ушинский когда-то верно подметил, что внимание – это “ та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира". И действительно, внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс не может протекать без внимания. Включение внимания в то или иной процесс существенно изменяет его, превращая в направленную деятельность. Так восприятие превращается в наблюдение, случайное течение мыслей – в обдумывание той или иной задачи, непроизвольное воспроизведение образов и мыслей – в процессе припоминания. Выпадение или нарушение зрительных функций делает невозможным или затрудняет зрительное отражение мира, в результате чего из сферы ощущений или восприятий выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений.
В наш век ритм жизни очень быстрый. Человеку поступает большое количество информации, при этом увеличивается объем его знаний.
Конечно же, все эти изменения в обществе влияют и на развитие детей. Самым необходимым условием для успешного обучения в школе является формирование внимания у детей, начиная с дошкольного возраста.
Внимание необходимо детям в процессе изучения окружающего мира, позволяя им сконцентрироваться на определенных объектах. Эта и другие особенности психики помогают из потока информации, которую дети непрерывно получают извне, выделить наиболее интересную и значимую для них. Внимание является залогом успешного развития, обучения и воспитания детей.
Основными видами внимания являются произвольное и непроизвольное.
Произвольное внимание у ребёнка формируется только в общении
со взрослыми, этим вниманием можно управлять, и здесь приемлема простая формула – “мне нужно быть внимательным, я внимателен не смотря ни на что”.
Руководя вниманием ребёнка, взрослые тем самым дают ему средства,
с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием. Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи
с конкретной задачей, существует универсальное средство организации внимания - речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребёнка при помощи словесных указаний, а позднее он начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание, чтобы достичь нужного результата. По мере развития планирующей функции речи ребёнка становится способным заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с возрастным развитием речи и её роли в регуляции поведения ребёнка. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.
Хотя дети дошкольного возраста и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное остаётся преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста.
Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками, оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека, а т. к. оно возникает без волевых усилий, то считается пассивным.
Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Там, где нет такой непосредственной заинтересованности, и наше внимание направляется сознательным усилием, то возникает произвольное внимание, которое считается активным.
Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания важно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Развитию непроизвольного внимания способствуют проблемные и целевые игры; живое, яркое логическое изложение материала с использованием рисунков, схем, муляжей и других наглядных средств обучения. Существенным условием поддержанием внимания является разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью и связанностью его изменения.
Внимание характеризуется свойствами, которые можно сгруппировать в зависимости от направленности внимания – на один или несколько объектов:
- концентрация – сосредоточенность человека при полном отвлечении от всего остального;
- объем внимания – это количество объектов, на которые может быть направленно внимание при одновременном их восприятии;
- устойчивость – определяется длительностью концентрации внимания на объекте;
- распределение – возможность одновременно выполнять несколько различных видов деятельности;
- переключаемость – это способность переходить от одного объекта к другому.
Чтобы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания. В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте, а также переключать внимание. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребёнка ещё очень низкая, к 6-7 годам она увеличивается, но всё же остаётся ещё слаборазвитой. У ребёнка нужно постепенно развивать способность делать волевые усилия и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. Устойчивость существенно повышается, если ребёнок активно взаимодействует с предметом (изучает, рассматривает). Неумение быстро переключить внимание приводит к затруднениям, когда нужно от игры перейти к занятию, в таких случаях говорят, что дети рассеяны, им нужна пауза, чтобы переключить своё внимание на другое. Это достигается путём специальной тренировки, благодаря которой развивается произвольное внимание, что в свою очередь позволяет ребёнку становиться способным активно, избирательно “ извлекать” из памяти ему нужную информацию, выделять главное.
У детей же с нарушениями зрения, замедленное и недостаточно полное восприятие препятствует разнообразию впечатлений и действий, что является одним из важнейших условий устойчивости внимания. Однако, в целом развитие внимания у детей с дефектами зрения подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально видящих и может достигать такого же уровня развития. Это обусловлено тем, что внимание формируется в деятельности и зависит от активности человека, от волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности. По этой же причине воспитание внимания и формирование внимательности, как свойство личности у детей с нарушениями зрения осуществляется на той же основе и теми же способами, что и в массовой школе или детском саду.
В зависимости от направленности и проявления различают три формы внимания – сенсорное, интеллектуальное и моторное (т. е. двигательное).
Для любого ребёнка, особенно с нарушением зрения, чрезвычайно важно развивать внимание, совершенствовать его формы и виды. От уровня сформированности внимания зависят точность и полнота зрительного восприятия. Итак, у слабовидящих и частично видящих детей внимание развивается плохо, т. к. значительное снижение зрения ограничивает восприятие тех объектов, которые могут вызывать интерес и эмоциональные реакции. При бисенсорных нарушениях зрения и слуха наблюдается неустойчивость внимания, быстрая утомляемость и снижение умственной работоспособности.
В повседневной работе с детьми развитие внимания детей начинается ежедневно уже с порога детского сада. Та же утренняя гимнастика даёт возможность формировать переключение внимания, т.к. выполняя упражнения, ребёнок действует по команде взрослого, быстро переходя от одного движения к другому. На музыкальных и физкультурных занятиях развиваются виды внимания и свойства, а продолжение этого можно видеть на прогулке с детьми, когда ведутся наблюдения в природе и проводятся подвижные игры на воздухе.
В учебной деятельности идёт развитие произвольного внимания.
Так , например, по формированию элементарных математических представлений и обучении ориентировки в пространстве в процессе работы в тетради в клетку у ребёнка укрепляется мелкая моторика пальцев, совершенствуется зрительно-моторная координация, зрительная память и произвольное внимание, а устные и зрительные диктанты помогают формированию навыков внимательного отношения к заданию, словесная установка “будьте внимательны” и инструкция “как делать” развивают внимание при микроориентировке на листе бумаги. По развитию речи, благодаря речевым играм, развивается произвольное внимание. Для организации внимания нужны волевые усилия ребёнка, которые проявляются в любой деятельности, например при конструировании по образцу, на занятиях по изобразительной деятельности, лепке, аппликации, ручному труду. Воспитание воли для развития произвольного внимания ведётся через трудовую деятельность и через игру.
На коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия, сосредоточенности внимания учитываю неустойчивость зрительного внимания детей. При этом использую развивающую среду, где присутствует выкладывание целой картинки из её частей (пазлы, разрезные открытки), мозаика разной величины, пуговицы, семена и крупа, шнуровка, трафареты, настольные игры и т.д. Всё это вместе тренирует сосредоточенность ребёнка, развивает восприятие и свойства внимания.
Обязательной частью коррекционных занятий являются пальчиковые игры, которые развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь
и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье
и развитии.
Упражнения игрового характера оказывают благотворное влияние
на общий тонус организма детей, моторику, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой. Так же обязательной частью любого занятия с детьми с нарушениями зрения является проведение физкультминуток, во время которых необходимо проводить и специальную гимнастику для глаз для снятия зрительного напряжения, что в свою очередь делает занятие неутомительным и даёт возможность организовать внимание ребёнка на предстоящей работе.
Так как у детей дошкольного возраста ведущая деятельность – игровая, то и развивается ребенок играя.
Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей, а при общении воспитателя с детьми через куклу способствует лучшей концентрации внимания и активизации их речи. Дидактическая игра включается в занятии не только для того, чтобы углубить содержание знаний детей, но и для того, чтобы посредством игры активизировать познавательный процесс, внимание, наблюдательность, память, фантазию.
Наряду со зрительным восприятием в таких играх совершенствуется осязание и слух. Так, игры “ Волшебный мешочек”, “Угадай на ощупь” требуют от детей сосредоточенного внимания, активной деятельности анализаторов, умения различать, сравнивать и обобщать. Игры типа “Фанты” и “Что летает?” требуют напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания. Увлечение такой игрой повышает способность к произвольному вниманию, помогает быстрому и прочному запоминанию. Внимания требует любая игра. Главное, систематичность, разнообразие и увлечённость взрослых и детей.
Чтобы своевременно развивать у детей определённые качества внимания (целеустремлённость, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. Такие игры помогают не только на занятиях и в коррекционной работе, но и при переходе с одного вида деятельности на другой, перед началом занятия или перед приёмом пищи, когда надо собрать детей и настроить их на дальнейшие действия (слова “1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть”).
С детьми можно поиграть в следующие игры (ниже предлагаю картотеку игр на развитие внимания у детей дошкольного возраста).
"Игры на развитие внимания у дошкольников"
С 3- 4 лет
Игра « Какая игрушка спряталась?»
Цель: Развитие зрительной памяти, объема внимания.
Возраст: с 3 лет.
Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: « Какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек.
Игра «Что слышно?»
Цель: Развитие произвольного внимания, устойчивости.
Возраст: с 3 лет.
1 вариант: ведущий предлагает детям слушать и запоминать, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
2 вариант: по сигналу ведущего, внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.
Игра «Найди такой же»
Цель: Развитие произвольного внимания
Возраст: с 3 лет.
Предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же
(по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же, делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.
Игра «Карлики и великаны»
Цель: Развитие внимания, быстроты реакции.
Возраст: с 3 лет.
Детям предлагается по команде «карлики» присесть, по команде «великаны» - встать.
Игра «Разноцветные флажки»
Цель: Развитие внимания, быстроты реакции.
Возраст: с 3 лет.
Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны руки поднять вверх, зеленый флажок – руки опустить вниз.
Игра «Летает – не летает»
Цель: Развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализатора.
Возраст: с 3-4 лет.
Ведущий, стоя в полукруге детей, называет любой предмет. Дети определяют, может ли этот предмет летать. Если «может», дети разводят руки в стороны, если «нет» - опускают руки вниз.
Игра «Прятки с игрушками»
Цель: Развитие у детей устойчивости внимания.
Возраст: с 3-4 лет.
Взрослый рассматривает с детьми любую игрушку. Затем дети встают лицом к стене и закрывают глаза. Пока дети стоят с закрытыми глазами, взрослый прячет игрушку в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов. Дети должен найти игрушку после слов «1,2,3- ищи». Кто первый нашел игрушку, сообщает об этом. Игра повторяется снова, игрушку прячет тот, кто её нашёл.
Игра «Что появилось?»
Цель: Развитие у детей внимания и памяти.
Возраст: с 3-4 лет.
Взрослый ставит на стол несколько предметов: кубик, матрёшку, машинку. Дети смотрят на предметы в течение 1-2 мин. Затем взрослый просит детей отвернуться и добавляет к ряду предметов ещё один. Просит повернуться детей и назвать, что появилось.
Игра « Ухо – нос»
Цель: Развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться правилам.
Возраст: с 3-4лет.
По команде «ухо» детям предлагается взяться за ухо, по команде «нос» - за нос.
Игра « Самый внимательный»
Цель: Развитие объема внимания, умения сосредотачиваться.
Возраст: с 4 лет.
Дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибётся, считаются победителями.
Игра «Кто позвал?»
Цель: Развитие внимания, слухового восприятия.
Возраст: с 4 лет.
Дети сидят или стоят в полукруге. Выбирается водящий, который встает спиной к детям. Педагог указывает молча детям на того ребенка, который хочет назвать ведущего по имени. Водящий отгадывает того, кто произнес слово.
Игра «Зеваки»
Цель: Развитие активного внимания.
Возраст: с 4 лет.
Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются и делают 4 хлопка, затем поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Выполнивший неправильно задание, выходит из игры.
Игра «Найди отличия»
Цель: Развитие концентрации внимания, наблюдательности.
Возраст: с 4лет.
Задание : посмотри на рисунки. Назови как можно быстрее, что отличает одно изображение от другого.
Необходимо фиксировать время выполнения задания, количество названных отличий, количество ошибок (повторы, неправильно названные и пропущенные отличия.)
Игра « Разные животные»
Цель: Развитие активного внимания, быстроты реакции.
Возраст: с 4 ле.т
Ведущий объясняет, что, когда он будет хлопать в ладоши, ребенок должен будет принять соответствующую позу:
один хлопок – поза аиста (стоя на одной ноге, поджав другую);
два хлопка – поза лягушки (присядь пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу);
три хлопка – поза коровы ( встань на четвереньки и произнести «му-му»).
Названия животных можно менять.
Игра «Тропинка»
Цель: Развитие внимания, умения подчиняться правилам.
Возраст: с 4 лет.
Дети идут по воображаемой тропинке. Каждый внимательно смотрит куда ступил предыдущий и старается точно следовать по пятам этого ребёнка. Двигаться надо медленно и тихо. Это упражнение хорошо использовать в конце занятий или при выходе на прогулку.
Игра «Разноцветные флажки»
Цель: Развитие внимания, быстроты реакции.
Возраст: с 4 лет.
Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны прыгнуть, зеленый флажок – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.
Игра «Четыре стихии»
Цель: Развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализатора.
Возраст: с 4 лет.
Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны
опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибся, считается проигравшим.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: Развитие концентрации и переключаемости внимания, ловкости и быстроты реакции.
Возраст: с 4 - 6 лет.
Один игрок произносит задуманное им слово и бросает мяч другому игроку. Если слово означает съедобный предмет, то мяч надо поймать, если несъедобный, то мяч надо отбросить.
Игра «Стаканчик»
Цель: Развитие устойчивости внимания.
Возраст: с 4 лет.
Ребята сидят в кругу. Педагог передает тарелку, в которой лежит стакан. Тарелку со стаканом нужно передать по круг так, чтобы никто не услышал ни стука, ни звона стакана. В конце упражнения подводится итог, кто тише всех передал. Возможны разные варианты перестановок.
Игра « Гимнастика внимания»
Цель: Развитие произвольного внимания
Возраст: с 4- 6 лет.
Раз, два, три, четыре, пять -
начинаем мы играть.
Вы, ребята, не зевайте,
слушайте, что вам скажу
и при этом покажу.
Называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую.
С 5 лет
Игра «Рыба, птица, зверь»
Цель: Развитие произвольного внимания, быстроты реакции.
Возраст: с 5 лет.
Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь». Тот, на ком остановится считалка, должен быстро назвать, в данном случае, зверя. При чём названия не должны повторяться. Если ответ правильный ,ведущий продолжает игру.
Если ответ неверный или названия повторяется (задержка ответа), то ребенок выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.
Игра «Тут что-то не так»
Цель: Развитие произвольного внимания, критичности мышления.
Возраст: с 5 лет.
Детям читается текст, их задача найти в нем «нелепицы».
- Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг, из-за угла, как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку» и рога уже наставила. Я испугался и убежал.
- Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. А я гриб вижу! На веточке растёт. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
- Пришёл я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошёл, а она прыг в воду и уплыла.
Игра «Испорченный телефон»
Цель: Развитие внимания, слухового восприятия.
Возраст: с 5 лет.
1 вариант.
Дети садятся в ряд или в круг. Ведущий тихо, на ушко, называет соседу какое-нибудь слово или фразу, тот передает это дальше.
Последний из детей называет то, что услышал.После этого другое слово передаёт новый ведущий.
2 вариант.
Часть детей выходит из кабинета. Ведущий читает небольшой рассказ оставшимся детям. В кабинет входит первый из игроков, находящихся за дверью и кто-то из присутствующих рассказывает ему услышанное. Затем входит второй ребенок, а предыдущий рассказывает ему всё, что запомнил из рассказа. Так продолжается вся игра.
Упражнения
Цель: Развитие произвольного внимания, наблюдательности.
Возраст: с 5лет.
1. закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь;
2. закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят;
3. не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет;
4.сидя с закрытыми глазами, в течение 2-х минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.
Игра «Будь внимателен к словам»
Цель: Развитие устойчивости внимания.
Возраст: с 5 лет.
Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.
Игра «Слово заблудилось»
Цель: Развитие произвольного внимания, слухового восприятия.
Возраст: с 5 лет.
Взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы. Дети слушают и подсказывают нужное слово.
На полу из плошки молоко пьёт ложка. (кошка)
На поляне у дубочка собрала кусочки дочка.(листочки)
Вкусная сварилась Маша. Где большая крошка наша.
На дворе большой мороз, отморозить можно хвост.
Испеки мне утюжок! – просит бабушку крючок.
Игра «Художник»
Цель: Развитие наблюдательности, объема запоминания.
Возраст: с 5 лет.
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого он будет рисовать, потом отворачивается и дает словесный портрет
Игра «Воробушки и автомобили»
Цель: Развитие внимания, преодоление двигательного автоматизма.
Возраст: с 5лет.
Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили», другие «воробушек». Ведущий подает сигнал «автомобиля» - гудок, «воробушки» - летите. По своему сигналу воробушки и автомобили выходят из домиков и бегают. Ведущий следит, чтобы «воробушки» - быстро прятались от «автомобилей» в домики, чтобы им не отдавили лапки.
Игра «Детектив»
Цель: Развитие внимания, наблюдательности.
Возраст: с 5 лет.
Дети разбиваются по парам встают лицом друг к другу и в течение 10 секунд внимательно изучают внешность друг друга. После этого поворачиваются спиной друг другу и по очереди громко описывают внешность друг друга.
Игра «Найди ошибки»
Цель: Развитие устойчивого внимания, критичности познавательной деятельности.
Возраст: с 5 лет.
Заранее нарисуйте картинку, на которой допущено 5- 6 ошибок. Например, на картинке, изображающей детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями и т.п. Содержание картинки и допущенные ошибки должны быть понятны малышу. Чтобы усложнить игру, сделайте ошибки более заметны.
Игра «Найди игрушку»
Цель: Развитие внимания, умение узнавать предмет по описанию.
Возраст: с 5 лет.
Взрослый описывает ребёнку какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате. Ребёнок может задавать вопросы. Затем ребёнка просят найти предмет, о котором шла речь.
Игра- упражнение «Сравни предметы»
Цель: Развитие концентрации внимания.
Возраст: с 5 лет
Перед ребенком ставятся 2 игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем, чем отличаются друг от друга. Например: мишка и зайчик. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Так же рекомендуем сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки.
Игра « Платочек»
Цель: Развитие внимание, быстроты реакции.
Возраст: с 5 лет
Дети встают в круг. Водящий ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг. Если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что он проиграл. Если он заметит платочек, он должен догнать водящего и осадить. Если это удаётся, водящий остаётся прежний. Если нет – водит другой.
С 6 -7 лет
Игра «Добавь слово»
Цель: Развитее внимания и памяти.
Возраст: с 6 лет.
Первый называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д.
Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминающих слов, т.е. объем памяти. А установка, которую даёт взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание.
Игра «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить»
Цель: Развитие произвольного внимания и самоконтроля.
Возраст: с 6 лет.
Взрослый предлагает ребёнку поиграть в вопросы и ответы. Ребёнок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова «да - нет», «черное - белое». Взрослый задаёт такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета у доктора халат?». В случае ошибки, играющие меняются местами.
Игра «Колпак мой треугольный»
Цель: Развитие активного внимания.
Возраст: с 6лет.
Играющие, сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы.
«Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
По кругу фразы повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестами
(например: 2 хлопка ладошкой по своей голове).
В следующий раз, уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу, играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами.
Игра «Что нового?»
Цель: Развитие произвольного внимания.
Возраст: с 6 лет.
Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске
по очереди подходят дети и пририсовывают какие–либо детали, создавая картину. В это время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длиться игра, тем сложнее искать новые детали.
Игра «Гляди, сколько нужно»
Цель: Развитие активного внимания.
Возраст:с 6 лет.
Участвующих в игре ввести в комнату и дать возможность осмотреться. Когда все покинут комнату, спросить, какие 20 различных предметов они в ней видели, какую посуду, одежду и пр.
Игра «Пишущая машинка »
Цель: Развитие внимания.
Возраст: с 6 – 7 лет.
Каждому играющему приписывается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух - трех слов. По сигналу, дети начинают печатать на машинке. Первая буква хлопает в ладоши, затем вторая. Когда слово напечатано, все дети хлопают в ладоши.
Игра «Менялки»
Цель: Развитие активного внимания.
Возраст: с 6 лет.
Игра проводится в кругу.Участники выбирают водящего, который встаёт и выносит свой стул, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются те, у кого (светлые волосы, темные глаза). После этого, имеющие названный признак, должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий должен занять место (свободное). Кто остался без стула, становится ведущим.
Вариант «Менялки игрушек»
Водящий стоит спиной и считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Задача водящего угадать, кто с кем поменялся игрушками
Игра «Запретная цифра (буква, слово)»
Цель: Развитие внимательности, умения слушать.
Возраст: с 6 -7 лет.
Играющие становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа (от 1 до 10) . Перед этим выбирают любое число, которое нельзя произносить вслух, вместо него играющий хлопает в ладоши. Затем количество запретных чисел увеличивается.
Упражнения на развитие объема внимания и наблюдательности
Возраст: с 6-7 лет.
Вариант 1. Задание 1.
Постарайтесь, как можно быстрее назвать, сколько автомобилей изображено?
Сколько колес на этом рисунке?
Вариант 2. Задание 1.
Посмотрите на этот рисунок и постарайтесь определить, что на
нём изображено? Картинка показывается на короткое время (не более 30 секунд).
Задание 2. Сколько летающих тарелок на рисунке?
.
- игры головоломки – загадки;
- рисование по точкам;
- рисование узоров по клеточкам;
- срисовывание по клеточкам;
- нахождение одной буквы в книжном тексте;
- кодирование (расставить знаки в фигурах по заданному образцу);
- зачеркни кружок с точкой;
- выкладывание фигуры из палочек по образцу;
- выкладывание узора из мозаики;
- пазлы;
- лабиринты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка игр на развитие познавательных процессов (мышление, память, внимание).
Подборка игр на развитие познавательных процесов поможет педагогам ДОУ, развивать способности как на занятиях таки индивидуально с детьми старших и подготовительных групп....
Игры на развитие познавательных процессов( внимание, память,восприятие, мышление,речь) у дошкольников
Игры на развитие познаватИгры на развитие познавательных процессов( внимание, память,восприятие, мышление,речь)...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.Технология проектир...
Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, для детей 3-7 лет
Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. С момента рождения ребенок постоянно познает незнакомый ему мир. Если новый предмет вызывает у ребенка эмоциональные пережива...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ – ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи
Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи...
"Внимание как познавательный процесс"
«Внимание как познавательный процесс» Познавательные процессы – это психические процес...