Использование игровых технологий для развития лексики в группах компенсирующей направленности
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Успешность овладения речевой деятельностью во многом зависит от объема пассивного и активного словаря ребенка, от правильного выбора слов, необходимых для общения. Адекватные раннему возрасту вербальные средства являются основой для развития номинативной функции речи и служат для удовлетворения различных коммуникативных потребностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya3.pptx | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лексика – это совокупность слов, входящих в состав языка. Лексика русского языка представляет собой не просто множество слов, а систему взаимосвязанных взаимообусловленных единиц одного уровня – лексическую систему. Лексические единицы входят в сеть разнообразных и пересекающихся структурно-семантических отношений – в семантические поля. Человек в речевом акте оперирует не словами, а семантическими полями, и уже из них он подбирает нужное слово, чтобы с возможной точностью выразить в речи свою мысль ( Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., 2006).
Успешность овладения речевой деятельностью во многом зависит от объема пассивного и активного словаря ребенка, от правильного выбора слов, необходимых для общения. Адекватные раннему возрасту вербальные средства являются основой для развития номинативной функции речи и служат для удовлетворения различных коммуникативных потребностей ребенка . Словарь, обеспечивая содержательную сторону речи, играет чрезвычайно важную роль в формировании познавательной деятельности человека. С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее — слова обобщающего характера.
В случаях девиантного речевого развития имеет место качественное и количественное своеобразие лексического запаса, наиболее ярко проявляющееся в бедности активного словаря по сравнению с пассивным. Характерной особенностью словаря детей с общим недоразвитием речи является неточность употребления слов, которое выражается в вербальных парафазиях. Среди многочисленных вербальных парафазии этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю, а также в процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения.
Иногда дети с общим недоразвитием речи используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер. Анализ словарного запаса позволил выявить своеобразие лексических ошибок: замена названия части названием целого; замена названия предмета названием действия; замена слов близкими по ситуации и внешним признакам; замена видовых понятий родовыми; замена названий признаков. Недостаточное знание норм употребления слова для выражения разнообразных оттенков его содержания применительно к разным ситуациям является одним из наиболее выраженных особенностей процесса овладения словарным запасом детьми с общим недоразвитием речи.
У детей с общим недоразвитием речи нарушение лексики проявляется резком расхождении объема активного и пассивного словаря. У детей с общим недоразвитием речи выявляется ограниченность словарного запаса. Незнание точного смысла слов, употребляемых в прямом и переносном значениях приводит к трудностям актуализации словаря. Несформированность семантических полей обнаруживается в нарушениях употребления синонимов и антонимов. Ограниченность лексических представлений проявляется в нарушении норм лексической сочетаемости.
Картотека игр по развитию лексики: 1 . Развитие ассоциаций. Логопед дает следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, какое вспомнишь (или какое придет в голову)». Затем задать вопрос: «Как ты думаешь, почему припомнилось именно это слово?» Слова называются по одному. Перечень слов: — стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, цвет; — стоит, говорит, расти, петь, смеяться, падать, слезать; — желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный; — быстро, высоко, весело .
2. Назвать одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.
3. Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется).
4. Игра «Найди «лишний» предмет». Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя».
5. Игра «Назови лишнее слово ». Логопед называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». а) «Лишнее» слово среди имен существительных: кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол , шкаф, ковер, кресло, диван; пальто , шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива , яблоко, помидор, абрикос, груша; волк , собака, рысь, лиса, заяц; лошадь , корова, олень, баран, свинья; роза , тюльпан, фасоль, василек, мак; автобус , комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл; зима , апрель, весна, осень, лето; мама , подруга, папа, сын, бабушка; море , озеро, река, мост, пруд; круг , квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник; Николай , Саша, Иванов, Миша, Петр; Москва , Новгород, площадь, Петербург, Псков; молоток , топор, ложка, пила, клещи; Илья , Федор, Петров, Андрей, Женя; сыр , будка, мороженое, масло, творог; бутылка , банка, сковородка, кувшин, стакан; молоко , сливки, сыр, сало, сметана; дом , сарай, изба, хижина, здание; береза, сосна , дерево, дуб, ель; книга , альбом, блокнот, краски, тетрадь; кисточка , карандаш, лист, краски, картина; торт , портфель, сумка, рюкзак, чемодан; месяц , день, год, небо, час; гнездо , кора, муравейник, курятник , берлога; молоток , гвоздь, топор, клещи, долото; минута , секунда, час, вечер, сутки; грабеж , кража, землетрясение, поджог, нападение. б) «Лишнее» слово среди имен прилагательных: грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый , звонкий, смелый, отважный; желтый , красный, сильный, зеленый; слабый , ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий , прочный, надежный; дряхлый , старый, изношенный, маленький, ветхий; смелый , храбрый, отважный, злой, решительный; глубокий , мелкий, высокий, светлый , низкий. в) «Лишнее» слово среди глаголов: думать, ехать, размышлять, соображать; бросился , слушал, ринулся, помчался; ненавидеть , презирать, наказывать; приехал , прибыл, убежал, прискакал; пришел , явился, смотрел; выбежал , вошел, вылетел, выскочил; налил , насорил, вылил; подбежал , вошел, подошел.
6. Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок ). Пары слов: Яблоко и груша Помидор и тыква Чашка и стакан Кофта и свитер Стул и кресло Тарелка и миска Грузовик и легковая машина Самолет и птица
6. Разложить картинки по сходству. На доске выставляется ряд картинок: овца , дерево, корова, колос. Детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки (к картинке «овца»); стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево»); молоко, сыр, масло, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колос»). У каждого ребенка по одной-две картинки. Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из четырех на доске и объяснить, почему он положил именно так.
7. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии). Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары. Огурец — овощ, ромашка (земля, цветок, клумба). Помидор — огород, яблоко (забор, сад, груша). Часы — время, градусник (кровать, температура, окно). Машина — мотор, лодка (парус, вода, палуба). Стол — скатерть, пол (мебель, доски, ковер). Молоток — гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик). Костюм — ткань, дом (забор, кирпичи, лестница). Стул — дерево, булка (стол, зерно, нож). Окно — дом, глаз (рот, очки, лицо). Телефон — ухо, телевизор (радио, антенна, глаз). Шапка — голова, сапог (щетка, мальчик, нога). Шерсть — овца, молоко (сыр, корова, кот). Гвоздь — молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска). Ручка — пенал, тетрадь (книга, парта, портфель). Кошка — котенок, курица (утка, петух, цыпленок). Трамвай — троллейбус, стол (книга, кресло, дерево). Курица — петух, кошка (котенок, кот, молоко). Машина — шофер, самолет (машинист, летчик, небо). Чтение — буква, счет (задача, число, вопрос).
8. Игра «Отгадай что?» а) Логопед: «Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи?» Лук, репа, подорожник, укроп. Чеснок, редис, роза, брюква. Смородина, кабачки, петрушка, огурцы. Помидор, щавель, свекла, капуста. Картофель, яблоко, клубника, ромашка. б) Логопед: «Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных». Лиса, волк, собака, заяц. Лошадь, теленок, лось, медведь. Белка, кошка, петух. Сарай, корова, коза, овца. в) Логопед: «Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?»: Грузовик, метро, самолет, скамейка. Автобус, дорога, вертолет, машина. Поезд, дом, пароход, магазин. Трамвай, водитель, троллейбус.
9 . Игра «Догадайтесь, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды): Гвоздь — молоток, шуруп... Дом — крыша, книга... Квадрат — куб, круг... Птица—яйцо, растение... Хорошо — лучше, медленно... Огонь—пожар, вода... Зерно — амбар, деньги... Электричество — выключатель, вода... Одежда — голый, обувь... Школа — обучение, больница... Человек — ребенок, собака... Резина — шина, сталь... Птица — гнездо, человек.. Пальто — пуговица, ботинок... Утро — ночь, зима... Белка — дупло, собака — ... Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение, кошелек, кран , босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень, конура.
10. Задание «Выбери правильный ответ». Логопед: «Подумай и ответь». В году месяцев (7, 12, 16, 24). Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда). У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы). Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь). Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).
11. Игра «Назови части ». Два варианта: а) по картинке; б) по представлению. Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части. Пример : кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть, грузовик — ... , дом — ... , дерево — ... , человек - … .
12. Игра «Отгадай предмет по названию его частей». Логопед: «Я загадаю слово, а ты подумай и ответь». Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля). Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет). Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо). Рукава, воротник, манжеты (рубашка). Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова). Пол, стены, потолок (комната). Подоконник, рама, стекло (окно).
13. Игра «Кто что умеет делать ?». Логопед предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает. Учитель учит, доктор лечит, повар варит (готовит), уборщица убирает, дворник подметает, маляр красит, художник рисует, парикмахер стрижет, чертежник чертит, плотник рубит топором (пилит, строгает), строитель строит дома, шофер водит машину, продавец продает, покупатель покупает, портной шьет.
14. Подобрать слова-«родственники» (тема «Зима »). На доске картинки «Зима». Проводится беседа по картинкам. а) Логопед: «А теперь подберите слова-«родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму»? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-«родственники» к слову «зима»? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день), «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа), «зимнее» (небо, солнце, утро)». б) Логопед: «Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях лежит... (снег). Подберите слова-«родственники» к слову «снег» (снежинка, снежок). Кого лепят из снега? (Снеговика.) А как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.) А как называется цветок, который первым появляется из-под снега весной? (Подснежник.) Итак, какие же слова-«родственники» мы подобрали к слову «снег»? (Снежок, снежинка, снеговик, снежная, подснежник)».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., 2006. 2. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. 3. Выготский Л .С. Избранные психологические исследования. – М., 1956. 4. Выготский Л. С. К вопросу о развитии научных понятий в школьном возрасте // Шиф Ж. И. Развитие научных понятий у школьников. – М., 1935. 5. Громова О. Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития речи // Дефектология. 2003. № 6. 6. Гуровец Г. В. Использование ассоциативного эксперимента при обследовании детей с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. – М., 1975. 7. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990. 8. Изучение и коррекция речевых расстройств. // Под ред. Л.Г. Парамоновой. – Л., 1986. 9. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2003. 10. Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб., 2002. 11. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников. – СПб., 2006. 12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные занятия в старшей группе детей с ОНР. Пособие для логопедов. – М., 1999. 13. Коновалова С. Н. К вопросу о формировании предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2004. № 5. 14. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001. 15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2004. 16. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968. 17. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1999. 18. Логопедия. // Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. – М., 2002. 19. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб., 2004. 20. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1994. 21. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону, 1998. 22. Медведева Т. В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связанной речи детей с третьим уровнем речевого развития // Дефектология. 2002. № 3. 23. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. // Под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. 24. Методы обследования нарушений речи у детей. Сборник научных трудов. – М., 1982. 25. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов. // Под общей редакцией д.п.н ., проф. Г.В. Чиркиной. – М. 2005. 26. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2002. 27. Практикум по детской логопедии. // Под ред. проф. В.И. Селиверстова. – М., 1997. 28. Проблемы детской речи – 1999: Материалы Всероссийской конференции. // Под ред. С.Н. Цейтлин , М.Б. Елисеева. 29. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2003.
30. Серебрякова Н. В. К вопросу о методике изучения ориентировки на слово у детей-дошкольников с нарушениями речи // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. – Л., 1987. 31. Серебрякова Н. В. Ориентировки на семантическую структуру слова у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии, осложненной элементами общего недоразвития речи // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. – Л., 1989. 32. Серебрякова Н. В., Соломаха Л. С. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2000. 33. Смирнова И. А. К вопросу формирования словаря у дошкольников с церебральным параличом // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. – Л., 1987. 34. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие детей и пути его коррекции. – М., 2003. 35. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1980. 36. Струнина Е. М. Работа над смысловой стороной слова // Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф. А.Сохина и Т. В.Тарунтаевой . – М., 1977. 37. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. СПб., 1999. 38. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М., 2001. 39. Ушакова Г. Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. - М., 1970. 40. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999. 41. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987. 42. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М., 1989. 43. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004. 44. Халилова Л. Б. Усвоение лексических значений слов // Особенности психофизиологического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 1985. 45. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003. 46. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Цветочная сказка"конспетк совместной деятельности по развитию музыкальных способностей группы компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий
предлагаемый материал поможет провести занятие легко и с интересом для детей, вовлекая и заинтересовывая их. Дети получают удовольствие, а вы решаете поставленные задачи....
Использование игровых педагогических технологий в коррекционной работе воспитателей групп компенсирующей направленности. в соответствии с ФГОС ДО.
В статье представлены игровые педагогические технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с нарушением интелекта: технология организации с/р игры, игровые технологии в НОД, при прове...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием игровых технологий по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи «Поможем Снегурочке расколдовать елку»
Цель: посредством использования игровых технологий в образовательном процессе формировать у дошкольников элементарные математические представления.Задачи:·...
Конспект НОД по познавательному развитию детей с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: "Весна, весна на улице...."
Конспект занятия с детьми с нарушением речи по ознакомлению с окружающим миром: явлениями весны, живой и неживой природой....
Конспект нод по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности зля детей с ОВЗ на тему: «Помоги лесным друзьям» (с использованием здоровьесберегающих технологий)
Программное содержание. 1. Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов, умение узнавать и называть их. Совершенствовать умения делать выводы, формулировать правила.Развивать речев...
Доклад "Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей группы компенсирующей направленности"
Доклад представлен на городском методическом объединении учителей- логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности....
НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием игрового набора «Дары Фребеля» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Цель: формирование познавательной и мотивационной готовности детей к обучению в школе посредством игрового набора «Дары Фребеля».Задачи:• Развивать:- способность принимать и понимать ...