«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
статья по коррекционной педагогике

Филатова Наталия Валентиновна

Данная статья представляет собой опыт использования музыкальной технологии и игровых упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в дошкольных учреждениях. Материал актуален для музыкальных руководителей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психологов, воспитателей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-igrovye_uprazhneniya_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx24.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  И УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

М.А. Иванова

МБДОУ «Детский сад № 179» г. Чебоксары

Н.В. Филатова

МБДОУ «Детский сад № 82» г. Чебоксары

Аннотация: Данная статья представляет собой опыт использования музыкальной технологии и игровых упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в дошкольных учреждениях. Материал актуален для музыкальных руководителей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психологов, воспитателей.

Ключевые слова: Коммуникация, танцы, музыкально-игровые упражнения, коррекция.

Современные дошкольное образование предполагает равные возможности для всех детей, в том числе, для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).  Помимо специальных детских садов  активно внедряется  инклюзивное образование, тьюторство.   Перед педагогами стоит задача не только скорректировать имеющиеся нарушения, но и подготовить ребенка к «взрослой» жизни, сначала школьной, а потом и к самостоятельной.  Но дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания. В нашем дошкольном учреждении организованы группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и детей с задержкой психического развития (ЗПР). В процессе работы мы заметили, что обе группы воспитанников испытывают проблемы с коммуникацией: дети плохо налаживают отношения, трудно или совсем не общаются со сверстниками и со взрослыми, имеют трудности со взаимодействием в процессе игр и во время занятий. Авторы коррекционных программ, такие как Н.В.Нищева, Л.Б. Баряева и др. отмечают, что  для детей с ОВЗ характерны эмоциональная и личностная незрелость, проблемы коммуникативного характера. Музыкальные игры в ненавязчивой форме включают детей в общий процесс, побуждают к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, формируют положительный образец поведения. Чтобы быстрее и успешнее прошла социализация таких детей в коллективе в своей работе мы обращаемся к  технологии А. И. Бурениной «Коммуникативные танцы-игры для детей». Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр? Это танцы, основанные на простых движениях, а  музыкальное сопровождение со словами подсказывает, какое движение следует выполнять следующим, игровой сюжет воспринимается естественно, без напряжения, задание доступно по смыслу. В коммуникативных танцах-играх развивается не только  музыкальный слух, пластичность, выразительность движений, ориентировка в пространстве, но и умение вступать в контакт, воспринимать партнера, ощущать свое тело и координировать собственные движения с движениями партнера или коллектива, умение раскрепощаться. После включения коммуникативных танцев в совместную деятельность мы заметили, что у воспитанников больше не вызывает проблем  необходимость сотрудничать, дети более уверенно чувствуют себя в коллективе, учатся соотносить свои действия с действиями сверстников.

Коммуникативные  танцы построены, в основном, на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, доброжелательное  отношение людей друг к другу, поэтому они вызывают и закрепляют положительные, радостные эмоции. Такие танцы-игры являются доступными и в то же время привлекательными, вызывают яркие положительные эмоции.  Технологию  «Коммуникативные танцы-игры для детей» А.И.Бурениной  с успехом можно использовать  в коррекционной работе с детьми, имеющими различную патологию развития.  

Наряду с применением данной технологии использование в работе музыкально-игровых упражнений позволяет скорректировать речевые нарушения, имеющиеся у детей с особыми возможностями здоровья.  С древних времен люди заметили положительное влияние музыки на здоровье человека. Еще Авиценна лечил музыкой нервные и психические заболевания. Сегодня без музыкального воспитания трудно представить себе образовательную организацию, а тем более детский сад, ведь музыка сопровождает детей во всех видах деятельности. Музыкально-игровые упражнения предлагают  М.Ю. Картушина, О.Н. Арсеневская,  Е.А. Судакова и др. Они могут быть направлены на развитие дыхания, динамики, умение управлять голосом, изменять его высоту и окраску. Вот несколько примеров.

Упражнение  на развитие дыхания «33Егорки». Цель – распределить один выдох на всю длину  фразы, (как можно большее количество Егорок). Исполняется без музыкального сопровождения на двух звуках в пределах секунды.

Как у леса на пригорке жили 33 Егорки.

Поглубже носиком вдохнем и Егорок считать начнем:

1 Егорка, 2 Егорки, 3 Егорки…. и т.д.

Упражнение на развитие звуковысотного слуха и звуковедение. «Веселые путешественники».  Цель – передавать голосом изменения высоты и силы звука.

Машина. Руку поставить перед собой на уровне  пояса, ладонью вниз. На любой гласный звук  вести руку ровно – «машина едет по ровной дороге», добавить небольшие голосовые колебания в пределах интервала секунда вверх-вниз – «машина едет по неровной дороге, по кочкам».

Корабль. Показывать рукой волны, голосом воспроизводить движение  звука в пределах терции-кварты.

Воздушный шар. Рукой рисовать в воздухе восьмерку вертикально, голосом следовать за рукой – шар поднимается в небо, потом опускается, снова поднимается и т.д. до окончания выдоха.

Самолет. Рукой изобразить взлет самолета, сначала ровно, потом быстро по плавной линии вверх – голосом следовать за движением руки, от низкого звука до высокого. Посадка – то же самое в обратном порядке.

Коммуникативная игра-танец «Здравствуй, мой дружок!»

Здравствуй, здравствуй, каблучок!  - стучат пяточкой об  пол.

Здравствуй, здравствуй, кулачок!    - постукивают кулачками перед собой.

А теперь пойдем в кружок.               - идут в центр круга, взявшись за руки.

Здравствуй, здравствуй, мой дружок!    - приветствуют друг друга,

                                                                      кивая головой.

Коммуникативный танец «Здравствуй, друг!»

Зашагали ножки, прямо по дорожке,         Дети ходят врассыпную по залу.

Весело шагали и друга повстречали.         Останавливаются и находят      

                                                                        себе партнёра.

Здравствуй, здравствуй, милый друг,        Здороваются за руку.

Ты посмотри вокруг.                                   Разводят руки в стороны.

Ты мне просто улыбнись,

Крепко обнимись.                                  Обнимают друг друга.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. — СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
  2.  Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет, - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Арсеневская О. Н. " Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия, игры, упражнения."-  Издательство:Учитель, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...

Современные педагогические технологии. Опыт работы педагогов по выбору образовательной технологии и организация работы с детьми. Круги и кольца Луллия.

Новое ― это хорошо забытое старое,Но иногда старое возвращается так скоро,Что о нем даже не успеваешь забыть.                         ...

Двигаться, чтобы учиться: использование специальных упражнений в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы)

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребенка. А добиться этого можно только при условии тесного взаимодействия всех участников педагогическог...

Работа над интонационной выразительностью речи: Дикция. Использование игровых коррекционных упражнений в работе с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является - дикция.Дикция - это то, как чисто собеседник выговаривает звуки....

План работы по самообразованию «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми с ОВЗ среднего дошкольного возраста 4- 5 лет»

План работы по самообразованию «Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми с ОВЗ среднего дошкольного возраста 4- 5 лет»...

Здоровьесберегающая технология - кинезиологические упражнения в работе с детьми.

Здоровьесберегающая технология - кинезиологические упражнения в работе с детьми.Актуальность:Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед нами педагога...