использование ЭОР в работе дефектолога
статья по коррекционной педагогике
использование электронных образовательных ресурсов в работе учителя-дефектолога ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_eor_v_rabote_uchitelya-defektologa.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ЭОР в работе учителя-дефектолога учреждения
У большинства современных детей, посещающих ДОУ, имеются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, сложности приема и переработки информации, наблюдается снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность.
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения.
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
В своей работе я применяю электронные образовательные ресурсы в различных направлениях:
Диагностика:
· создание базы данных по итогам диагностики;
· проведение мониторинга работы;
· отслеживание динамики работы;
· составление графиков и диаграмм.
Профилактика, коррекция нарушений, формирование предметных представлений:
1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:
· электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
· DVD, CD диски и аудиокассеты («Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);
· специальные компьютерные игры, входящие в программно-дидактические комплекс «Мерсибо Плюс.2» (ООО «Мерсибо»).
2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:
· игры, презентации на сайтах.
3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов (приложение: «Наглядный материал к занятию по лексической теме «Овощи» для использования на интерактивной доске»).
4. Видеозапись работы ребенка на занятии.
· повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);
· расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;
· повышение эффективности усвоения материала детьми;
· повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
· активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;
· формирование мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;
· создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
· реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);
· возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);
· совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);
Работа с коллегами:
1. Сетевое общение.
2. Использование информационных интернет – ресурсов
· обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;
· участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций;
· обучение на дистанционных курсах повышения квалификации, вебинарах, мастер-классах.
Работа с педагогами и родителями:
1. Электронные консультации на интернет–сайте http://nsportal.ru/elena-borisovna-semenova.
2. Использование мультимедийных презентаций, фотогалерей.
· нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;
· создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями;
· самостоятельное создание фотогалерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения;
· консультирование родителей, педагогов, используя возможности Интернета.
Методическая работа
1. Использование информационных интернет – ресурсов:
· удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:
· оформление отчетной и текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;
· создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.
· создание своего электронного адреса, интернет-сайта.
Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Используемые в работе ЭОР – официальные электронные СМИ:
«Наукоград»;
«Дошкольник (дошкольник РФ)»;
«Конференц-зал»;
«Большая переменка»;
«Педагогика. Online»;
«Анекс (экстернат РФ)»;
«Шпаргалка»;
«Инфоурок»;
«Электронное сетевое сообщество педагогических работников»;
«Педразвитие «НУМИ» (NUMI.ru);
«Prodlenka, org»;
«Maam»;
«NSportal ru»;
«PEDMIR ru»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация.Использование компьютерных технологий в дефектологи.
Данная презентация предназначена для установления вида и степени дисфункции у ребенка с использованием компьютерных технологий(диагностика)...
Особенности работы дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушения речи и эмоционально-волевой сферы
Данная презентация предназначена для родителей. В ней раскрываются особенности работы дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушения речи и эмоционально-волевой сферы. Что бесспокоит родителей...
" Система работы дефектолога с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи"Выступление на педагогическом совете
При создании системы для работы с детьми с нарушениями речи учитывались онтогенетический принцип, принципы системности, комплексности, развития, взаимосвязи нарушения речи с другими сторонами психичес...
Презентация Блоки Дьенеша в работе дефектолога
В настоящее время целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Для достижения этой цели необходимо решить ряд зад...
Комплексное перспективное планирование работы дефектолога для детей с ЗПР
Особенности психофизического развития детей с выраженной степенью умственной отсталости определяют весьма ограниченные их возможности в обучении и развитии. Возможности формирования и развития у ...
Методическая разработка "Коррекционно-развивающая работа дефектолога с детьми ДЦП по формированию мелкой моторики рук"
Методический опыт рекомендован воспитателям общеобразовательных и коррекционных групп, родителям, начинающим дефектологам и логопедам....
Работа дефектолога в условиях ФГОС
В связи с переходом на новые Стандарты и качественно иную парадигму образовательного процесса, претерпевает изменения и содержательная часть профессиональной деятельности специалиста образовательного ...