«Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
1 слайд
«Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду»
Подготовила: музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» города Железногорска Курской области
Прибыльнова Марина Викторовна
г. Железногорск - 2018 год
2 слайд
Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса - смех. Поэтому в адаптационный период необходимо в группе создать такие условия, чтобы ребенок больше смеялся и занимался той деятельностью, которая приносит ему удовольствие. Конечно, это игровая деятельность. Игра способствует безболезненному вхождению ребенка в детский сад. Работу в этом направлении мы проводим большую, а я сегодня расскажу вам об играх, которые мне нравятся больше всего, которые у нас апробированы и приносят желаемый эффект.
3 слайд
На первом этапе мы используем индивидуальные игры с ребёнком, привлекая к игре маму. Мама приводит ребенка в детский сад и по необходимости остается или приходит позже. Присутствие мамы облегчает душевное состояние ребенка.
4 слайд
В игре «Разговор с игрушкой» именно мама помогает ребенку
выразить свое эмоциональное состояние, переживания по поводу пребывания в детском саду.
Мама надевает на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Игрушки беседуют друг с другом, здороваются пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки.
5 слайд
Еще одной своей находкой мы считаем игрушечную «Коробочку радостей». Такая коробочка поднимет настроение робким застенчивым детям, чувствующим себя дискомфортно в группе. Родители дома готовят с ребенком такую «радостную коробочку», в которую складывают небольшие недорогие вещи, которые любит их ребенок, и приносят ее в детский сад. Ребенок в любую минуту может взять эту коробочку, потрогать ее содержимое и почувствовать себя дома.
6 слайд
Очень эффективны подвижные игры в паре с мамой. Они регулируют процессы возбуждения и торможения, снижают уровень тревожности, развивают пластику движений.
Например, игра «Бабочки на весеннем лугу».
Эту игру любят абсолютно все дети: прятки, но не простые, а прозрачные. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то момент испытывает каждый ребенок). Накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом — он спрятался! И маму, спрятавшуюся за прозрачным шарфом, он отыщет гораздо быстрее. Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек. Бабочки сидят, летают, кружатся, потягиваются, расправляя крылья.
7 слайд
Очень эффективной я считаю игру ребенка с мамой и куклой. Игра побуждает к рефлексии позитивных родительских чувств, вызывает положительное отношение к детскому саду.
Ход игры. Мама приносит в группу ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), просит показать, где у куклы голова, ноги, живот и т.д. Предлагает причесать ее, умыть, накормить и т.д.
8 слайд
Важнейшими везде и всегда были, есть и будут игры с руками. Первые такие игры, конечно же, с мамами. Потому что только мамы помогут адаптировать ребенка не только к детскому саду, но и к игре. Ведь многие дети, впервые дни, боятся даже руку дать воспитателю, или кулак разжать. Поэтому именно мама предлагает ребенку игру «Кто в кулачке?»
Мама раскрывает кисти рук и шевелит пальцами и просит ребенка повторить. Помогает по необходимости.
9 слайд
По мере привыкания ребёнка к воспитателю, мы начинаем сами включаться в игру с ребенком в паре Основная задача коммуникационных игр на этом этапе – формирование эмоционального контакта, доверия детей к нам.
10 слайд
Для развития навыков общения и установления контакта ребенка и взрослого я провожу игру «Иди ко мне».
Отхожу от ребенка, маню его к себе, обнимаю и говорю ласковые слова.
11 слайд
Чтобы снять напряжение, расслабить ребенка очень подходит игра «Хоровод».
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Ход игры. Мы держим ребенка за руки, ходим по кругу, читаем стихи. При произнесении последней фразы все «падают» на землю.
12 слайд
С этой же целью мы проводим игру «Покружимся». Но в игру включаем двух игрушечных мишек.
13 слайд
На этапе обучения играм с ребенком в паре начинаю обучать детей приемам самомассажа. Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие, развивает мелкую моторику и координацию движений. Обучение простейшим приемам происходит в игре.
Игра «Колючий ежик» На ладонь кладу необычный шарик. Вместе с ребенком внимательно рассматриваем его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладу шарик на ладонь ребенка, прокатываю «ежика» по каждому пальчику, совершая массирующие движения.
Самомассаж кисти наряду с успокаивающим оказывает еще и общеоздоровительный эффект.
14 слайд
Увеличить число детей с легкой степенью адаптации мне помогает экспериментальная деятельность. Она развивает тактильное восприятие, наблюдательность, обогащает сенсорный опыт, стимулирует познавательную активность.
Игра «Что нам подскажут пальчики».
Ход игры:
На тарелку кладу природные материалы — шишку, каштан, камушек, косточку от персика. Рассматриваем, трогаем, описываем их. Затем предлагаю ребенку закрыть глаза, протянуть ладошку, отгадать, какой предмет лежит на ней. Игра учит легко приспосабливаться к различным обстоятельствам, развивает чувствительность рук.
15 слайд
Многолетняя практика позволяет мне утверждать, что уже в адаптационный период необходимо начинать проводить исследовательскую деятельность. Это работу я осуществляю через игры с водой. Вода-это уникальное средство для развития ребенка. Она поглощает негативную энергетику и стабилизирует эмоциональное состояние. Дает возможность познавать мир и возбуждает интерес к исследовательской деятельности.
Для игр с водой беру таз с теплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновые игрушки.
Ход игры:
Дети опускают в воду игрушки и предметы, играют с ними. Я даю задания: как можно больше взять предметов в одну руку и пересыпать их в другую; собрать одной рукой, например, бусинки, а другой — камушки; приподнять как можно больше предметов на ладонях. После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения — около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.
16 слайд
Особой любовью пользуются у детей игры с песком. Песок помогает расслабиться, вызывает приятные тактильные ощущения; когда песок медленно сыпется - это зрительно завораживает.
Мы создаем в группе свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Можно закопать в песок игрушку, потом ее откопать; спрятать, а потом найти. На песке можно оставлять отпечатки рук, кулачков, предметов. А можно просто рисовать.
Полезно играть в песочнице двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга.
Из песка можно построить все, что хочется: быстро изменить постройку, превратить в другую - эти превращения отвлекают детей от переживаний, развивают тактильную чувствительность.
17 слайд
Развеселить плачущего ребенка, успокоить слишком расшалившегося, переключить внимание мне помогает Забава с «глазком».
Даю ребенку листок картона с вырезанной посередине дырочкой. Объясняю: это наши очки, они помогают разглядывать. Ребенок смотрит сквозь очки на все, что угодно - это обычно зачаровывает малыша.
18 слайд
Ребенок приходит в детский сад и, как правило, отгораживается от других детей и от незнакомых взрослых. И для преодоления таких защитных барьеров ребенка мы используем
Игры с кистями рук. Помимо преодоления защитных барьеров, такие игры развивают сгибательные и разгибательные мышцы рук и пальцев, их гибкость.
Ход игры: Взрослый выполняет движения и просит ребенка их повторить: отпускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцами «кисточкой» кружки на щеках ребенка.
19 слайд
Игры мы подбираем таким образом, чтобы они помогали расслабиться рассерженному агрессивному ребенку, и в то же время ободряли робкого. Этих противоположных целей нам помогает достигнуть игра.
«Покатаемся на лошадке».
Ход игры. Сажаем ребенка на лошадку-качалку, раскачиваем то сильно, то слабо и произносим «но-но» то тихо, то громко.
20 слайд
Для достижения тех же целей, что и в предыдущей игре, мы играем с ребенком в «Мяч».
Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, имитирует отбивание мяча от пола. Потом «мячик» убегает, а взрослый ловит его.
21 слайд
В паре с мамой дети поиграли, в паре с воспитателем поиграли. Дети уже нам доверяют, и в этот период мы начинаем закладывать основы общения ребенка с взрослыми и сверстниками одновременно. То есть, организуем игры малыми группами и целой группой.
22 слайд
Пример такой игры «Пришел петрушка».
Цель: установление эмоционального контакта воспитателя с детьми, формирование процесса социальной адаптации у детей.
Ход игры. Приношу Петрушку, рассматриваю его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, заботливого, улыбчивого человека.
23 слайд
Чтобы научить детей взаимодействовать, создать положительный эмоциональный климата в группе, я предлагаю поиграть в
«Поезд».
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
24 слайд
Подвижная игра - это источник радости и одно из средств общения взрослого и ребёнка, так как эмоциональное общение возникает на основе совместных действий.
Игра «Солнышко и дождик» улучшает психофизическое самочувствие малышей посредством радостных, эмоциональных переживаний.
25 слайд
Мы учим детей не просто играть, а играть рядом. В игре «Хоровод с куклой» настраиваем детей на позитивное сотрудничество, создаем положительный эмоциональный фон.
Ход игры. Приношу новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Прошу детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Беремся за руки и танцуем вместе с куклой.
Игру сопровождаю улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Вариант: игра проводится с мишкой.
26 слайд
Хотелось бы сказать об Упражнении “Дышим животиком”. Это упражнение несет успокоительный эффект.
Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, приводит к общему расслаблению. Такое дыхание поможет ребёнку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.
Это упражнение мы делаем лёжа или сидя. Предлагаем детям положить ладонь на живот и почувствовать, как живот поднимается.
Работа диафрагмы должна восприниматься ребёнком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например кубик, и посмотрим, как она поднимается и опускается при вдохе и выдохе.
27 слайд
Особое внимание уделяем играм, направленным на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом. Таковой является игра
«Храбрые лягушата».
Игра дает возможность детям в момент физического и эмоционального напряжения «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом.
Ход игры: По ходу игры дети комкают листочки и бросают их. Потом рвут их на много мелких кусочков, подбрасывают вверх, чтобы получился веселый салют. Результат салюта собираем в корзинку.
Малышам нравится игра-превращение в храбрых лягушат. В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. И, конечно, подвижная игра — это источник радости и одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.
28 слайд
Игры на сплочение коллектива также занимают особое место в адаптационный период.
Игра «Передай колокольчик».
Формирует у детей предпосылки к общению, учит обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.
Ход игры. Дети стоят полукругом. Стоящий в центре звонит в колокольчик и приглашает в круг другого ребенка, называя его по имени. Дети, которые пока не могут произносить имена, пользуются указательным жестом.
29 слайд
Игра «Мяч в кругу».
Улучшает психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний; воспитывает активно-положительное, доброжелательное отношение друг к другу, учит играть рядом, развивает моторику, глазомер.
Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу.
30 слайд
Дети эмоционально раскрепощаются в подвижных играх-забавах
«Мы топаем ногами».
Цель: сплочение группы, развитие способности быстро реагировать на инструкцию, снижение излишней двигательной активности.
Играющие становятся в круг. Взрослый читает стихотворение и выполняет с детьми то, о чем в нем говорится: топает, хлопает, бегает.
31 слайд
Детям в детском саду не хватает тактильного контакта, поэтому детям нравятся такие игры как
«Пускание мыльных пузырей».
Мне тоже нравится эта игра. В период адаптации она помогает снять эмоциональное напряжение и агрессию;
снижает излишнюю двигательную активность, импульсивность;
способствует установлению контакта друг с другом, сплочению группы;
Я пускаю мыльные пузыри, а дети ловят их.
Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:
Потом предлагаю детям самим превратиться в мыльные пузыри и полетать под музыку. А затем говорю: «Ну-ка, пузыри,
Собирайтесь в баночку».
Детки подбегают ко мне и прижимаются близко- близко друг к другу, как в «тесной баночке».
Также можно пускать зеркальцем солнечных зайчиков.
32 слайд
Ход игры: педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:
В нашей группе, в нашей группе,
Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят,
Вместе рядышком сидят.
Называем по очереди всех детей:
А у нас есть … Настя
А у нас есть … Петя и т.д.
Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят
Вместе рядышком сидят.
В период адаптации также необходимо давать ребенку внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, чем хочу, сколько хочу). Для этого мы в своих группах создаем условия для самостоятельных игр: предлагает малышам куклы, машинки, мячи и другие игрушки.
33 слайд
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для малышей в период адаптации к детскому саду
Игры разработаны на основе материалов из книг З. Н. Богуславской и О. Е. Смирновой. Данные игры можно использовать на первых занятиях с малышами в период адаптации к детскому саду. Первая ...
Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду
в статье представлен опыт работы по созданию "Дерева группы", система игр на сплочение коллектива, система работы по адаптации детей в группе....
Игры для детей в период адаптации к детскому саду на снятие психоэмоционального напряжения
«Поиграем дома!!!» Игры для детей в период адаптации к детскому саду на снятие психоэмоционального напряженияИгра: ребенок лежа на животе, ...
Интегрированное занятие с детьми в период адаптации к детскому саду. Тематическое занятие «Снежная зима»
Создание положительного эмоционального настроя, развитие внимания, тактильного восприятия, речи и воображения, формирование дове...
Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. « В гости к бабушке»
Адаптация к детскому саду....
Содержание и методы работы с детьми в период адаптации к детскому саду
Данный материал содержит катотеку игр для детей младшего дошкольного возраста, направленных на смягчение периода адаптации к детскому саду. Все игры поделены на три группы:1 группа – игры, напра...
Консультация для родителей: " Игры с детьми в период адаптации к детскому саду"
Игры с детьми в период адаптации к детскому саду Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма к новой обстановке т. е. детский сад...