Развитие речевого дыхания у дошкольников с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Тараканова Ксения Павловна

Речевое дыхание — основа звучащей речи.

Правильное речевое дыхание – это диафрагмальное дыхание.

 Диафрагмальное дыхание, также называемое брюшным дыханием, связано с использованием движений диафрагмы и брюшных мышц для достижения полного глубокого дыхания. Диафрагма – это куполообразная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости.

 Речевое дыхание  обеспечивает:

  • нормальное голосообразование
  • правильное усвоение звуков
  • способно изменять силу их звучания,
  • помогает верно соблюдать паузы
  • сохранять плавность речи
  • использовать речевую мелодику.
  • Недостаточное развитие речевого дыхания влечет за собой нарушения звукопроизношения.

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его.

 

Требования к проведению дыхательной гимнастики:

• не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

• температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

• одежда не должна стеснять движений;

• не заниматься сразу после приема пищи;

• не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

• воздух набирать через нос

• плечи не поднимать

• выдох должен быть длительным и плавным через рот

• необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

Игры и упражнения для развития речевого дыхания направленны:

  • На формирование диафрагмального дыхания.
  • На дифференциацию носового и ротового дыхания.
  • На выработку более длительного вдоха и более продолжительного выдоха.
  • На развитие фонационного (озвученного) выдоха.
  • На тренировку речевого дыхания в процессе произнесения фразы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dyhanie.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 компенсирующего вида Красногвардейского района                   Санкт-Петербурга

 Методическая разработка по теме: «Игры и упражнения для развития речевого дыхания,  в соответствии с  комплексно-тематическим планированием»

(Подготовительная группа)

Составитель: Тараканова К.П. (учитель-логопед)

                                                               

                                                              Санкт-Петербург

2019 г.

Дыхание - это жизнь.

Дыхательная гимнастика способствует:

  • насыщению всего организма кислородом
  • нормализации ритма дыхания
  • увеличению силы дыхательных мышц
  • улучшению воздушной проводимости бронхолегочного аппарата
  • является профилактикой легочных, сосудистых, простудных заболеваний, нарушений голоса.

Речевое дыхание — основа звучащей речи.

Правильное речевое дыхание – это диафрагмальное дыхание.

 Диафрагмальное дыхание, также называемое брюшным дыханием, связано с использованием движений диафрагмы и брюшных мышц для достижения полного глубокого дыхания. Диафрагма – это куполообразная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости.

 Речевое дыхание  обеспечивает:

  • нормальное голосообразование
  • правильное усвоение звуков
  • способно изменять силу их звучания,
  • помогает верно соблюдать паузы
  • сохранять плавность речи
  • использовать речевую мелодику.
  • Недостаточное развитие речевого дыхания влечет за собой нарушения звукопроизношения.

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его.

Требования к проведению дыхательной гимнастики:

• не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

• температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

• одежда не должна стеснять движений;

• не заниматься сразу после приема пищи;

• не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

• воздух набирать через нос

• плечи не поднимать

• выдох должен быть длительным и плавным через рот

• необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

Игры и упражнения для развития речевого дыхания направленны:

  • На формирование диафрагмального дыхания.
  • На дифференциацию носового и ротового дыхания.
  • На выработку более длительного вдоха и более продолжительного выдоха.
  • На развитие фонационного (озвученного) выдоха.
  • На тренировку речевого дыхания в процессе произнесения фразы.

Сентябрь, 1—3 недели  Обследование детей. Учим детей дышать.

Дети сидят на стульчиках, спинки ровные, одна рука на груди, а вторая в области диафрагмы. На вдох надуваем животик, на выдох – втягиваем.  Вдох через нос, продолжительный выдох через рот. Взрослый читает рифмовку:

1 неделя 

    А теперь мы не спеша будем правильно дышать

    Раз, два, три, четыре, пять

    Все умеем мы считать

    Отдыхать  умеем тоже, руки на живот положим

   Сядем ровно – станем выше и легко, легко подышим

2 неделя

“Надуй шарик”

Встать, прямо не напрягаясь. Для контроля, за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота, левую для контроля за движением ребер – положить сбоку, чуть выше талии. Сделать глубокий вдох через нос. Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара. Расслабить брюшной пресс.

(Повторить 3-5 раз)

Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем;
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.

3 неделя

Оборудование – листочки из тонкой бумаги.

Предложите детям «устроить листопад» - сдуть листочки с ладони. (Следим, чтобы дети не надували щёки)

Сентябрь, 4-я неделя         «Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью»         

«Дует легкий ветерок – ф-ф-ф…

И качает так листок – ф-ф-ф…

Выдох спокойный, не напряжённый.

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф…

И качает так листок – ф-ф-ф…

Выдох активный.

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки

На веточках сидят

Осенние листочки детям говорят.

Осиновый – а-а-а

Рябиновый  - и-и-и

Берёзовый- о-о-о

Дубовый-у-у-у

Октябрь, 1-я неделя         «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»

Ветер воет У-У-У.    Листья с веток оборву.  

(Руки стоят на столе, опираясь на локти, пальцы разведены в стороны [это деревья и ветки с листьями]. Губы округлить и слегка вытянуть вперед,  подуть на пальцы и медленно ими пошевелить.)

Ветер листики сдувает. (Сильнее подуть на пальцы и быстро пошевелить ими)

Их он по двору гоняет. (Руки лежат на столе, пальцы расслаблены. Дуем на ладони,  переворачиваем их. [Ветер уносит листья]

Я листочки подмету, я порядок наведу. [Кисть руки расслаблена и свободно движется по столу]

Октябрь, 2-я неделя         «Фрукты. Труд взрослых в садах»

Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту

Есть сказка новая у нас – интереснейший рассказ.

Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела,

Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.

А это яблоня какая? Да, да, красивая, большая, (Дети делают большой круг)

И много у нее ветвей, совсем как руки у детей.

(Поднимают вверх соединенные руки)

Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся.

(Дети покачивают руками из стороны в сторону)

Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,

Носом воздух набираем, через ротик выпускаем.

(Дети дуют все вместе)

Сразу яблоки упали и о землю застучали

(Дети топают ногами).

Одно яблоко осталось, повисело еще малость,

Носом воздух набираем, через ротик выпускаем.

Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось

(Движение «веретено» согнутыми в локтях руками)

Октябрь, 3-я неделя         «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»

«Пчелка» Сесть на стул прямо, опустить голову и обхватить свою грудную клетку, скрестив руки. Пчела жужжит – на продолжительном выдохе ребёнок произносит ж-ж-ж, сжимая скрещенными руками ребра.

Пчела летает – ребенок на вдохе через нос раскидывает в сторону выпрямленные руки и максимально расправляет плечи.

Октябрь, 4-я неделя          «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

 Носиком дышу свободно,

 Тише-громче, как угодно.

  Без дыханья жизни нет,

  Без дыханья меркнет свет.

  Дышат птицы и цветы,

  Дышим  он и я и ты.

Ноябрь, 1-я неделя         «Поздняя осень. Грибы, ягоды»

“Ветер и листья”

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук “ф”. Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук “п”, делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз (“листья опадают”).

Ноябрь, 2-я неделя         «Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных»

Курочки спят – ребёнок стоит чуть наклонившись вперёд, свесив расслабленные руки и голову.

Курочки хлопают крыльями – ребенок похлопывает себя по коленкам и на выдохе говорит «тах-тах-тах». После этого поднимаем вверх руки и делаем глубокий вдох. 

Ноябрь, 3-я неделя         «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме»

 “Ежик”

После активного вдоха через нос дети на выдохе произносят 
“пых-пых...”, энергично работая мышцами живота.

Ноябрь, 4-я неделя         «Осенние одежда, обувь, головные уборы»
Чуть колышется трава 
И слегка шумит листва –
Дети шёпотом произносят последнюю  фразу, затем делают глубокий вдох через нос и очень медленно и тихо выдыхают.
Это лёгкий ветерок
Прилетел к нам на лужок.
Дети шёпотом произносят фразу, затем делают глубокий вдох через нос и очень медленно и тихо выдыхают.
Ветерок чуть осерчал,
Кепку с головы сорвал,
Дети в полный голос произносят фразу, затем делают глубокий вдох через нос и с силой выдыхают.
Травушку к земле прижал
И деревья раскачал.
Дети в полный голос произносят фразу, затем делают глубокий вдох через нос и с силой выдыхают.
Снова лёгкий ветерок
Прилетел к нам на лужок.
Дети шёпотом произносят фразу, затем делают глубокий вдох через нос и очень медленно и тихо выдыхают.

Декабрь, 1-я неделя         «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы».

 «Туча»

Ла-ла-ла,  ла-ла-ла туча по небу плыла

(Пальцы обеих рук соединить и округлить в форме шара)

Вдруг из тучи над землей, полетел снежный рой

(Подставить ладошки ко рту, губы округлить и слегка вытянуть вперед и подуть)

Ветер дунул, загудел, рой снежинок вверх взлетел

(Поднимать кисти вверх вращая ими)

Ветер с ними кружится, может и подружится

Декабрь, 2-я неделя          «Мебель».

“Произнеси на одном выдохе”   Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания и произнесение от 2 до 4 слов на одном выдохе, например, счет (один, два, три, четыре), дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг), предметы, относящиеся к определенной родовой группе (шкаф, диван, стул, софа).

 Декабрь, 3-я неделя         «Посуда».

«Горячий чай» Рот открыть, губы в улыбке, язык высунут, боковые края широкого языка подняты. Представить, что наливаем в «чашечку» чай…Подуть на него. Следить, чтобы щёки не надувались. 

Декабрь, 4-я неделя          

«Новый год»

 Как подул Дед мороз – в воздухе морозном полетели, закружились

Ледяные звёзды

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала прямо на ладошку.

(Кладем снежинку на ладошку и сдуваем ее)

Ой не тай снежинка, подожди немножко.

Январь, 2-я неделя         «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия»

 «Паровозик»

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая чух-чух-чух. Через определенные промежутки времени остановиться и говорить на выдохе ту – туу. Продолжительность до 30 сек.

Январь, 3-я неделя         «Профессии взрослых. Трудовые действия»

“Каша”

Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:

. Раз, два, три,
Горшочек, вари!

(“Продукты” поочередно входят в круг - "горшочек").

Каша варится

(Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").

Огонь прибавляют.

(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

Раз, два, три,
Горшочек, не вари!

Январь, 4-я неделя         «Труд на селе зимой»

«Погреем ручки»

 Греем свои ладошки.  Рот ребёнка широко открыт. Плавно выдыхаем тёплую воздушную струю, попеременно произнося гласные «А, У,О» 

Февраль, 1-я неделя         «Орудия труда. Инструменты»

«Кузнец»

 Кузнец поднимает тяжелый молот бьёт им по наковальне, приговаривая «Ух»

Ноги на ширине плеч. Руки в замке, на вдох поднимаются, на выдохе со словами «Ух» падают вниз, одновременно с наклонами туловища.

Февраль, 2-я неделя         «Животные жарких стран, повадки, детеныши»

“Бегемотик".

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Стихотворный текст, произносит взрослый, а дети выполняют нужные действия

Февраль, 3-я неделя         «Комнатные растения, размножение, уход»

«Насос» Накачаем мы воды, чтобы поливать цветы

  (Наклоны туловища 1.вправо – 2.влево, руки скользят вдоль туловища. Широкая улыбка, зубы сомкнуты, произносим звук «С». Вдох через нос при выпрямлении туловища между наклонами.  

Февраль, 4-я неделя         «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»

«Ныряльщики за жемчугом»  На дне морском лежит прекрасная жемчужина. Достать её сумеет тот, кто сможет задержать дыхание. Ребенок в положении стоя делает спокойный вдох – выдох через нос. (повторяет дважды) Третий вдох- зажимает нос и приседает до желания выдохнуть.

Март, 1-я неделя «Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник»

    Качели вверх (вдох)

    Качели вниз (выдох)

    Крепче ты дружок, держись.

  ( Вдох и выдох через нос).

Март, 2-я неделя         «Наша Родина — Россия»

Удивляться чему есть, в мире всех чудес не счесть!

(Встать прямо, опустить плечи, расставить руки в стороны, сделать свободный вдох, руки опустить вниз делая выдох).

Март, 3-я неделя         «Москва — столица России»

“Часики”

Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки за голову. Медленно наклониться вправо – вдох (живот втянуть). Вернуться в исходное положение - полный выдох (живот расслабить).

Тик – так, тик – так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.

Март, 4-я неделя         «Наш родной город»  

Вырасти хочу скорей, добро делать для людей!

(Встать прямо, руки поднять, делая вдох, опустить руки, делая выдох).

Апрель, 1-я неделя         «Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Маршака»

Вправо- влево повернемся и друг другу улыбнемся.

(Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо – вдох. На выдохе повернуться – одна рука за спину, другая вперёд . Вернуться в И.П. 7 раз)

Апрель, 2-я неделя         «Мы читаем. Знакомство с творчеством К. Чуковского»

Упражнение «Обдуваем плечи»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо
Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.

Апрель, 3-я неделя         «Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Михалкова»

Ушки слышать всё хотят. Про ребят и про зверят.

Наклон головы вправо – сильный вдох, накло головы влево – произвольный выдох

Апрель, 4-я неделя         «Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Барто»

Надуваем шар с тобой,
Надуваем шар большой,
Он красивый – просто – Ах!
Ой, совсем надулся – Бах!
(Руки сложены ладонь к ладони на уровне рта. После произнесения 1-ой  фразы дети делают глубокий вдох через нос и резко выдыхают, ладони при этом необходимо развести в противоположные стороны примерно на 20 сантиметров.
После произнесения 2-ой фразы дети делают глубокий вдох через нос и резко выдыхают, ладони при этом разводим ещё шире. После произнесения 3-ей фразы дети делают глубокий вдох через нос и резко выдыхают, ладони при этом необходимо развести на всю ширину размаха рук.

Во время произнесения слова «Бах» ладони необходимо резко прижать друг к другу (чтобы получился хлопок).

Май, 2-я неделя   «Поздняя весна. Перелетные птицы весной.   Насекомые весной»

 “Бабочки”

Бабочка – красавица

На ладошку села.

Ветерок подул

– Она и полетела.

Летела – летела

И на цветочек села.

Задача ребенка - сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок

“Пчела”

Пчелка, гуди,
В поле лети.
С поля лети —
Медок неси
.

Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук “ж”. В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: “Ам!”

Май, 3-я неделя   «Мы читаем. Творчество А. С. Пушкина»

Упражнение «Веселый петушок»
Исходное положение. Стоя прямо, руки опущены вдоль тела.
Выполнение. Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам. На выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз.

Май, 3-я неделя «Школа. Школьные принадлежности»

Дети друг другу сдувают карандаш. Язык широкий, лежит на нижней губе. Щеки не раздуваются! Воздушная струя бежит по центру языка.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.

Устная речь не возможна без дыхания, которое служит энергией для образования голоса. Чистота и плавность звучания голоса зависят от того, как говорящий пользуется им. Так плавность звучания зависит не...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Использование дыхательных упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи.

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более ак...

Развитие речевого дыхания у дошкольников.

Развитие речевого дыхания. Упражнения и стихи по теме «Осень».Развитие речевого дыхания очень важно для дошкольников в любое время года. Я постаралась подобрать для вас игры, упражнения и стихи, спосо...

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., ШИШКОВА Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А.Трохина) Северного окружного управления Московс...

Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.

В статье указаны проблемы преодоления  развития речевого дыхания у детей с речевой патологией....

Здоровьесберегающая методика: Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания,нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.Возраст: с 3-х летВариативность1)    Начинать занятия сл...