Статья: "ТЕЛЕСНО – ОРИЕТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕМИ ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Аникина Дарья Алексеевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_po_tel._orient._metod.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

 «ТЕЛЕСНО – ОРИЕТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕМИ ОВЗ »

                                   Учитель-дефектолог ГБДОУ №93

Аникина Д.А

1.

- Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о  «телесно-ориентированном подходе» в обучении и развитии детей  с ОВЗ, где одним из направлений данной методики является, ориентация в пространстве и концентрация внимания.

   Применение данного метода в работе с детьми является актуальной проблемой, так как в последнее время возросло количество детей с ОВЗ.

Современные методы коррекции разделяются на два основных направления и входят в коррекционную программу.

  • Когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения знаний и формирование высших психических функций. Например, целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т.д.
  •  Второе направление — методы двигательной (психомоторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы.

На занятиях с детьми, могут быть использованы элементы телесно-ориентированных (двигательных) методов. В процессе работы ребенок учится устанавливать контакт с собственным телом и управлять им.

Какие элементы мы можем использовать в своей работе?

  • Пальчиковая гимнастика
  • Самомассаж пальцев рук
  • Кинезиологические упражнения
  • Дыхательная, звуковая, артикуляционная  гимнастика
  • Телесно – пространственная ориентация
  • Подвижные игры различной интенсивности
  • Ритмические и танцевальные упражнения
  • Релаксационные упражнения
  • Рисование на спине букв, цифр
  • Стихи с движениями
  • Рисование пальчиковыми красками.
  • Рисование пальчиками на песке

 Где можно использовать элементы телесно-ориентированного подхода? Данные методы можно интегрировать в различные виды деятельности ДОУ

  • Утренняя гимнастика, физкультурные занятия
  • Физкультминутки во время собственной образовательной деятельности
  • В совместной деятельности с детьми как часть занятия
  • На прогулке
  • В индивидуальной и коррекционно – развивающей работе
  • В организации режимных моментов (одевании- раздевании)
  • В игровой деятельности

Телесно ориентированной метод включает в себя пространственную ориентацию, которая дает нам возможность ее использовать для формирования концентрации внимания детей с ОВЗ.

Работа начинается с поиска комфортное положение тела ребенка в пространстве, нужного для концентрации внимания и восприятия информации. Существуют три распространенных варианта положения тела в пространстве:

  • Лежа
  • Сидя
  • Стоя

Как только мы нашли комфортное положение тела ребенка, мы можем попробовать сконцентрировать его внимания. Чтобы ребенок не отвлекался на посторонние предметы можно использовать ширму (ограничиваем пространство).

2. Практическая часть

«Солдат - тряпичная кукла»

Игровое упражнение, позволяющее регулировать эмоциональные и телесные проявления. Ребенку предлагается поиграть. Когда педагог говорит «Солдат», ребенку нужно вытянуться в «тугую струну», встать «по стойке «Смирно», «приклеить» ноги к полу, почувствовать связь с землей, так, словно он — ее продолжение. В таком положении ребенок стоит несколько минут. Педагог, в это время, подбадривает его, хвалит, говорит о том, что он — настоящий оловянный солдатик — крепкий, стальной, его не сломать. После этого педагог произносят фразу «Тряпичная кукла» и ребенок принимает форму тканевой игрушки: он также стоит на месте, однако, его ноги и руки выглядят слабыми, они безвольно «висят», в них нет «стержня». Во время проигрывания этой роли ребенок должен четко ощутить расслабление каждой части тела — головы, шеи, плеч, рук, корпуса, ног. В таком положении ему нужно «провисеть» несколько минут так, словно он вот-вот упадет. Команды педагога чередуются: «Солдат - тряпичная кукла» несколько раз. Упражнение расслабляет, способствует повышению самоконтроля, вызывает положительные эмоции, развивает телесную и эмоциональную осознанность, снижает психомоторную активность.

«Замри»

Дидактические задачи: развитие зрительно-двигательной координации.

Игровой материал: карточки со схематическим изображением человека в различных позах.

Музыкальный материал. «Марш», музыка И. Кишко или любая ритмичная музыка в умеренном темпе.

Методика проведения. Педагог предварительно разъясняет детям схемы, изображающие позы человека. Задание выполняется в два этапа.

Первый этап.

Ребенок воспроизводит перед зеркалом статическую фигуру, изображенную на схеме, и сам оценивает правильность выполнения.

Второй этап.

Звучит марш. Дети двигаются по залу, по окончании музыки замирают в позе, соответствующей схеме, предъявленной педагогом. (Как вариант, дети могут двигаться не под музыку, а под стихотворную форму с четкой ритмической структурой.)

«Свеча»

Цель: улучшает ритмику организма, развивает самоконтроль и произвольность.

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Сосулька»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Ход игры: Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы своего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под воздействием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

3.Заключительная часть.

Таким образом, телесно-пространственный подход эффективен для:

  • развития координации и равновесия;
  • мелкой моторики;
  •  речи;
  • зрительных, тактильных, слуховых анализаторов;
  • эмоциональной сферы;
  • навыков общения;
  • повышения сенсорной чувствительности;
  • обучения основам саморегуляции;
  • коррекции нарушений эмоционально-волевой сфере детей;
  • снятия эмоционального и психомоторного напряжения.

Литература:

1.Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство» М., 2005.

2.Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия// Автор - составитель Л.С. Сергеева. СПб, 2000.

3.Использование интернет ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход в коррекционно – развивающей работе с детьми раннего возраста, имеющими речевые и интеллектуальные нарушения

принципы и задачи коррекционно- развивающей работы, конспекты занятий, разработанные при обучении неговорящих детей....

Консультация для педагогов "Подходы к коррекционно - развивающей работе по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста"

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии зд...

«ТЕЛЕСНО – ОРИЕнТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ»

Мастер- класс для педагогов коррекцилнных учреждений, воспитателей....

Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Соблюдение комплексного подхода необходимая предпосылка для успешной коррекционной работы в работе с детьми с ОВЗ.Современный подход к преодолению различных речевых нарушений настоятельно требует разр...

Инновационные подходы в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.

Инновационные подходы  в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ....

Статья из опыта работы «Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»

Статья из опыта работы«Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»...