Презентация на тему "Роль педагога-психолога в инклюзивном образовании"
презентация по коррекционной педагогике
В презентации описываются:
актуальность проблемы;
направления, задачи, принципы псхолого-педагогческого сопровождения;
суть психологической работы с ребенком-инвалидом и детьми с ОВЗ;
роль семь в жизни ребенка с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga-psihologa.ppt | 843.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В рамках ФГОС наиболее актуальной проблемой становится роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования. Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд ребенка-инвалида и на желании ему помочь. Включение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает педагога-психолога. Его роль в данном процессе – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Другими словами, дошкольный психолог сопровождает изменение дошкольной корпоративной культуры и помогает педагогам адаптироваться к новым вызовам профессии.
Следует выделить два направления психолого-педагогического сопровождения: актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка; перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии. Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов службы сопровождения (педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинские работники, воспитатели). Компоненты сопровождения: • диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального); • реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности; • анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения и развития, и тех требований, которые она предъявляет к уровню развития ребенка.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются: 1) организация ранней коррекции нарушений развития детей (с момента выявления); 2) помощь (содействие) ребенку и его семье в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; 3) психологическое обеспечение образовательных и воспитательных программ; 4) развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов, воспитанников, родителей; 5) мониторинг результативности коррекционно-развивающей, воспитательной работы и обучения ребенка (психолого-педагогический мониторинг)
Основные принципы сопровождения: 1) комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка; 2) непрерывность сопровождения развития ребенка в образовательном процессе; 3) информационно-методическое обеспечение процесса сопровождения; 4) социально-педагогическое и психологическое проектирование (прогнозирование) сопровождающей деятельности; 5) активное вовлечение родителей, педагогического и детского коллектива в мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в развитии.
Суть психологической работы с ребенком-инвалидом и детьми с ОВЗ состоит в: снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности; формировании коммуникативных навыков.
В своей работе педагог-психолог использует следующие методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь, ролевые игры, тренинговые упражнения, группу психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей с ОВЗ, так и для членов их семей.
Большая проблема при работе с детьми с ОВЗ и инвалидов – выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей, поэтому очень важно психолого-педагогическое образование родителей. Методологическим основанием этой работы является положение, что семья – это та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе – «Я-концепция», где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа. Родители таких детей не только значительно дольше несут ответственность за своего ребенка, чем родители здоровых детей, но и лучше, чем кто-либо, знают его личностные особенности.
Задачей психологической работы с родителями детей с ОВЗ и инвалидов является выявление и развитие индивидуальных ресурсов членов семей, внутрисемейных ресурсов. Все поставленные задачи решаются через различные формы взаимодействия с семьей. Используя традиционные формы и методы работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные консультации, лекции, посещение семьи, родительские тренинги), более расширеные формы взаимодействия с семьей (родительские чтения, психологические разминки, практикумы, родительские вечера, дискуссии, круглые столы, выпуск информационных бюллетеней, буклетов, памяток). Здесь они учатся: всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов воспитания у родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, раскрываются новые ресурсы.
Психическое и физическое здоровье ребенка с ОВЗ сильнейшим образом зависит от его настроения и душевного состояния. С целью социальной адаптации таких детей в школе осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в Фестивалях, спортивных мероприятиях и др.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога-психолога службы практической психологии образования России
Принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 г. в г. Москве....
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Этический кодекс психолога Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О...
Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога- психолога системы образования России (далее - психолог).Главной целью Этического кодекса является установле...
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога-психолога службы практической психологии образования России
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог).Главной целью Этического кодекса является уста...
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные видыдеятельности педагога-психолога системы образования.Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и ...
Видеотрансляция работы конференции «Этапы и результаты апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Видеотрансляция работы конференции «Этапы и результаты апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»....
Консультация для педагогов "Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования"
1.Современное состояние инклюзивного образования. 2.Специфика деятельности (сопровождения) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования....