Приложения №6. НОД "Волшебные превращения"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Епихова Ольга Вячеславовна

НОД для детей с нарушением зрения "Волшебные превращения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_volshebnye_prevrashcheniya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №69»

ЭМР Саратовской области

Конспект НОД учителя-дефектолога в средней группе для детей с нарушениями зрения

Тема: «Волшебные превращения»

Коррекционно-образовательные задачи: Продолжать знакомство детей с жизнью насекомых.  Развивать познавательную и исследовательскую деятельность детей.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать зрительное и слуховое внимание; выразительность мимики лица; способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций.   Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, цветовосприятие, ориентировку в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать у детей навыки сотрудничества, ответственное отношение к выполнению заданий. Воспитывать доброжелательность, бережное отношение и любовь к природе.

Демонстрационный и раздаточный материал: Мольберт. Картина «Цветок». Дидактическая игра «Радуга».   Геометрические формы (овал, квадрат, круг, треугольник), цветочки с изображением весёлых и грустных лиц. Макеты гусениц и бабочек, шерстяные нитки, волшебная коробка. Стакан с водой, пипетка. Магнитофон, аудиозапись «Танец Гусенички», «Волшебные превращения». Цветные атласные ленточки для зрительной гимнастики «Бабочки летают».

Предварительная работа: Чтение и рассматривание иллюстраций сказки «Как бабочка стала разноцветной». Дидактические игры: «Заплатки», «Цвет, форма, величина», «Предметы и контуры».

Ход занятия

Зрительная гимнастика:

«Давайте поздороваемся!»

Доброе утро, дружок!

Просыпается правый (левый) глазок!

Просыпается другой!

Улыбайся, дорогой!

Учитель-дефектолог: Ребята, что-то сегодня в группе творится непонятное. Посмотрите,  какой беспорядок.  Педагог обращает внимание детей на разбросанные по столу фигуры (квадраты, овалы, круги и треугольник из фетра, и круглые фигуры из дерева). Посмотрите на фигуры  и скажите, какого они цвета? Какой формы? Из какого материала они изготовлены? Как вы думаете, откуда они здесь появились? (Дети думают, пожимают плечами). Вот эти кружочки из игры «Радуга». Да действительно из игры. Что мы можем сделать? (Собрать) Давайте  соберём. Ева, какого цвета  лепесток ты собираешь? Красного цвета и т.д., а какие, фигурки в листочке – круглые. А они одинаковые по размеру (по величине)? Большой, средний и маленький. Ну, вот молодцы собрали игру, навели порядок.  

А вот эти фигурки сюда не подходят, как вы думаете ,почему? (Потому что они из ткани, другой формы и размера.) Что мы с вами делали из этого материала? Мы делали картину «Цветок». Листочки у цветка тоже из такой ткани, они зеленого цвета.  Ой, что-то наша картина висит неровно. И посмотрите под картиной такие – же фигурки. Давайте подойдём, поправим её и внимательно рассмотрим, что на ней изображено. На картине растёт цветок.  Посмотрите, ребята, какое лицо у цветочка? (У цветочка грустное лицо, он плачет, просит о помощи). Покажите, ребята на своих лицах грусть. Вот как грустно и плохо цветочку. Что же могло его огорчить (А может растение надо полить).

Педагог набирает в пипетку из стакана холодную воду. Поливает растение. Листочки. Цветочки. Капает детям на ладошки.

Дождик. Дождик веселей

Капай. Капай воду лей:

На листочек. Кап, кап, кап.  

На цветочек: Кап, кап, кап.

На дорожку. Кап, кап, кап.

На  ладошку: Кап, кап, кап.

Во время упражнения педагог обращает внимание детей на температуру воды (холодная или горячая), на ощущения, которые появляются. Просит одного из ребят описать, что он чувствует, ловя дождинки.

Учитель-дефектолог: Ребята, хоть цветочек мы полили, но он почему-то всё ещё грустный.   (Звучит фонограмма чавкающего существа).  Ой, ребята, вы слышали... что это за звуки...? На что они похожи? Кто-то что-то ест. Кто же это может быть?

Ой, смотрите! На листьях поселились какие-то зелёные «червячки», как они называются? Гусенички. Кто знает, что делают гусеницы, когда поселяются на растениях? Они едят зеленые листочки, пьют из них сок, а от этого растение может заболеть или даже погибнуть. Ребята, посмотрите, а какие лица у гусениц? Весёлые, довольные, сытые, радостные.

Танец «Гусеничка».   Давайте покажем, как веселятся сытые гусеницы.

Прыг, скок гусеничка я.

Прыг, скок правый сапожок!

Прыг, скок правый сапожок!

Вот так танцую весело всегда дружок.

Прыг, скок гусеничка я.

Прыг, скок левый сапожок!

Прыг, скок левый сапожок!

Вот так танцую весело всегда дружок.

Учитель-дефектолог: А теперь давайте соберём всех гусениц и сделаем им домики. Как называются домики у гусениц, в которых они спят? Кокон.  Правильно, кокон. Что нам потребуется для работы? Нитки.  

Дети снимают гусениц с растения и садятся за столы. Педагог проводит пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика: «Вышли пальчики гулять»

Вышли пальчики гулять, стали весело плясать.

Вот так, вот так! Стали весело плясать.

Тут собачка прибежала, наши пальцы испугала,

Пальцы испугались, в кулачочек сжались,

А собака ходит, пальцы не находит.

Кулачки стучали, собаку испугали.

Ну, а пальчики опять стали весело плясать.

Поплясали, поплясали ой, как быстро мы устали.

Мы немножко отдохнём и опять плясать начнём!

Дети связывают гусениц нитками. Педагог обращает внимание детей на осанку, если кто-то не справляется с заданием – помогает.  

Учитель-дефектолог: Закончили. Молодцы! А теперь давайте сложим их в волшебную коробочку, пусть немного отдохнут, поспят.

Посмотрите, изменилось настроение у нашего цветочка? Нет, он всё ещё грустный. Ребята, мне кажется, я знаю, что нам надо сделать. Давайте листочки на картине   починим. Хотите? Хотим! Посмотрите, в  каждом листочке не хватает кусочка, это их так гусеницы пообъели. Серёжа, скажи, какой формы тебе нужен кусочек, чтобы листочек починить? (Круглой формы). А у тебя Аня, на, что похожа съеденная часть листочка? (На сердечко). Подбирайте нужную фигурку и прикладывайте её на листочек. Получается? Аня, какую фигурку  ты прикладываешь? Квадрат. И т.д.  Так листочки починили. Молодцы!!! Всю работу мы сделали? Или ещё что-то надо доделать? Давайте украсим лепестки у цветка. Давайте!    Для этого нам потребуется пластилин. Возьмём пластилин красного цвета. Раскатаем жгутики, а из них сделаем завиточки-заплатки и ими украсим лепестки. Дети работают с пластилином, украшают лепестки. Можно предложить ещё украсить завитки блестящими пайетками.

Учитель-дефектолог: Посмотрите, что у нас получилось. Вам нравится? Да. Здорово! Очень красивая картина. Вы молодцы! Хорошо потрудились.

Давайте покажем ее гусеничкам . Подойдите к коробочке, давайте посмотрим что они делают. А…… Они спят. А как же мы теперь покажем им картину?. Правильно! Их нужно разбудить. Закроим коробочку и скажем волшебные слова.  Повторяйте за мной

Под музыку «Волшебное превращение» дети проговаривают слова:

Гусеница злющая, цветом зеленущая,

Превращайся в добрую, красивую, задорную,

Над цветком порхай веерком махай.

(Дети и педагог ходят вокруг волшебной коробочки, выполняют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук).

Учитель-дефектолог:  А сейчас должно произойти чудо!

Педагог открывает коробку, а там вместо гусениц лежат бабочки. Дети достают бабочек, подходят к свисающим с потолка разноцветным атласным ленточкам и выполняют зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика: «Посади глазками бабочку на ленточку».

Учитель-дефектолог: Ребята, посмотрите, какие у нас бабочки? Разноцветные, красивые, весёлые. Ну, а сейчас наши бабочки отправляются в полёт.

Двигательная гимнастика: «Бабочки летают» под музыку дети имитируют полёт бабочек.

Учитель-дефектолог: Пусть бабочки полетают, а мы посмотрим, как чувствует себя наше растение. Посмотрите, цветок улыбается. Да, действительно улыбается. Ребята, покажите на своих лицах радость. Вот как хорошо, весело, радостно!

 Итог занятия.  Педагог раскладывает фотографии на столе.

Учитель-дефектолог: А теперь давайте вспомним, чем мы занимались на занятии. Какие дела мы делали добрые, хорошие или плохие? Мы на занятии сделали много хороших дел. Развеселили растение. Прожорливых гусениц превратили в красивых бабочек. Починили листочки. Сделали красивую картину. Молодцы ребята.

Пальминг. Упражнение на снятие мышечного напряжения и утомления глаз.

Педагог предлагает детям сесть на ковёр.

Учитель-дефектолог: Возьмитесь за руки, закройте глаза и представьте, что внутри нас течёт ручеёк: весёлый, ласковый, весенний. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, спокойная. Ручеёк был маленьким озорником. Чувствуете, как он бежит по вашим рукам, передавая, друг другу радость, хорошее настроение. Что ты чувствуешь? А ты?

 

Приложение

Сказка о том, как бабочка стала разноцветной.

Наступила весна. Природа оживилась: то тут, то там из разных щелей, из земли, из-под коры деревьев начали вылезать разные насекомые. Они стремились погреть свои тельца под тёплым весенним солнышком. Под старым прошлогодним листиком лежало несколько куколок, которые осенью сплели для себя из тончайших нитей.  Казалось, что они абсолютно пустые, внутри них никого нет. Но вдруг оболочка одной куколки разорвалась и через образовавшуюся щель выбралась на волю уже не,  а совсем взрослая бабочка. Расправив крылышки,  взлетела и села на рядом стоящую лавочку, которая была тёплой от солнца.

«Какая тёплая лавка, - подумала бабочка и с любопытством огляделась вокруг. - А где же травка? Где же цветочки? Вероятно, я очень рано проснулась. На некоторых лужицах ещё есть лёд. Но солнце здорово печёт, и недалеко журчит ручеёк. И в целом сегодня - чудесный денёк!»

Так рассуждая, бабочка полетела знакомиться с окружающим миром, но вначале решила привести себя в порядок и прежде умыться, попить чистой водицы в ручейке, чьё журчание слышалось недалеко от лавочки, на которой она только что сидела.

Присев около воды, бабочка сразу увидела своё отражение: на неё глядело невзрачное насекомое, у которого были совершенно, белые крылья. А мир вокруг был такой разноцветный: по веточкам ползали божьи коровки с ярко-красными спинками, над водой парили голубые стрекозы, торопилась по важным делам зелёная гусеницаБабочка горько заплакала, опустив низко свои крылышки. Она подумала, что с ней никто не захочет дружить, потому что она такая бесцветная и некрасивая.

Солнышку стало её очень жалко, оно погладило тёплым лучиком бабочку по крылышку, и на нём чудесным образом осталось жёлтое пятнышко. Но бабочка даже не заметила этого. Божья коровка чтобы поддержать расстроившуюся подружку, потёрлась ласково об неё бочком и оставила ярко-красный след. Толстая гусеница, проползая мимо, каждой своей ножкой дружески похлопала по крылу, оставляя отпечатки в виде зелёных точек. Но бабочка так горько плакала, что ничего не замечала вокруг.

И только когда откуда-то сверху на крыло бабочки упала капелька, она непроизвольно от холодного прикосновения закрыла оба крыла. А когда крылья вновь раскрылись, то все увидели, что все разноцветные пятнышки, которые были на одном крыле, отпечатались на другом. Все восторженно ахнули и зааплодировали от произошедшего чуда. Бабочка от неожиданности перестала плакать, промыла заплаканные глазки, и вдруг она увидела своё новое отражение в ручейке: на неё смотрела очаровательная красотка с разноцветными крылышками. И снова мир в её глазах стал удивительным и прекрасным.

Дети, это, конечно, сказка, а в сказках всегда случаются чудеса. В природе бабочки появляются на свет с красивым узором на крылышках. Эту яркую окраску им придают мельчайшие чешуйки, имеющие яркую раскраску. Если взять бабочку в руки, то на руках останется разноцветная пыльца. Насекомое, теряя пыльцу с крыльев, может от этого погибнуть. Поэтому не нужно ловить бабочек и брать их в руки, лучше просто за ними наблюдать. Бабочки не только украшают наши поля и луга, но и приносят пользу природе: собирая с цветов нектар, они опыляют растения, чтобы в дальнейшем в них появились семена.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ООП

  1. Беспорядок в группе
  2. Внимание на фигуры деревянные  на столе и тканевые на полу,  ремонт игры
  3. Внимание на картину
  4. Настроение картины
  5. Показываем грусть
  6. Поливаем
  7. Чавканье, нахождение гусениц
  8. Танец гусениц
  9. Делаем домики коконы для гусениц, помещаем их в коробку
  10. Чиним листья и лепестки
  11.  Превращаем гусениц в бабочек Волшебное превращение
  12. Показываем радость
  13. Украшаем картину бабочками
  14. Итог фото


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный сценарий совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы в рамках образовательного проекта о воде «Превращения капельки»

Этот материал является частью образовательного тематического проекта о воде. Знакомясь опытныи путем со свойствами воды, дети осознают значение воды для всего живого на земле; начинают понимать, почем...

Проект «Превращения капельки»

Образовательный тематический проект о воде.Поэтапное  содержание проекта.Интегрирование проекта в образовательные области в соответствиии с федеральными государственными требованиями....

проект организации кружка по тестопластике с детьми средней группы «Удивительное превращение теста».

Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и от...

Занятие-опыт в старшей группе " Превращения капельки и ее волшебные превращения"

Формировать представления дошкольников о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

"Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

quot;Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту  "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...