Приложение №4. Диагностика для детей второго года обучения (нарушение зрения)
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Епихова Ольга Вячеславовна

Диагностика для детей дошкольного возраста, второго года обучения с нарушениями зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_4_-5_let.docx71.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 69»

 ЭМР Саратовской области

 Педагогическая диагностика

детей с нарушением зрения

второго года обучения

(от четырёх до пяти лет).

Литература:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) /Под редакцией Л.И. Плаксиной М. 2003

2 .Программы воспитания и обучения в детском саду /Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой М. 2007

3. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду - М. 2005

4. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения - М. 1998

5. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения - М. 2000

6. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением - СПб. 1995

7. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих - СПб. 1998

8. Вершинина Н. Б.  Диагностика уровней освоения программы: вторая младшая и средняя группы. – Волгоград: Учитель, 2011. – 115 с.,

9. Скворцова И В. 100 логопедических игр: для детей 4-6 лет. — СП6. : Нева, 2005. С. 231.

10. Сагайдачная Е.А., Богина Т.Л., Яковлева Т.С. Держим на контроле  //Справочник старшего воспитателя №3, сентябрь 2007, с. 16-28

11. Крулехт М В. Дошкольник и рукотворный мир / М. В. Крулехт. —   СПб.: Детство-Пресс, 2003.— с. 113—114

12. Филиппова Ю. В. Общение.  Дети до 5 лет / Ю. В. Филиппова - Ярославль Академия развития, 2001.— с. 160.

 

13. Ушакова О. С., Арушанова А.Г. Занятия по развитию речи в детском саду. — М., 1998.

14. Моргулис Л.И., Ремезова Л.А. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста.  -  Самара, 2007

15. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика -  М.: 2001

16. Помораева, И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений  — М.:  Мозаика - Синтез, 2007.

Пояснительная записка.

 

Педагогическая диагностика необходима для определения, наличия условий для развития ребенка в соответствии с  его  возрастными  особенностями,  возможностями  и  индивидуальными  склонностями.

            При усвоении «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной одним из наиболее важных направлений коррекционно-педагогической деятельности  является:

-  оценка индивидуального развития ребенка

-  учет динамики  развития   ребенка.

           Оценка индивидуального развития детей  заключается в анализе освоения ими содержания образовательных разделов:

  • Развитие  зрительного восприятия
  • Ориентировка в пространстве
  • Социально-бытовая ориентировка
  • Состояние общей моторики
  • Состояние мелкой моторики

            Диагностика проводится индивидуально  три раза в год: в сентябре, январе и мае.

            Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

             Показатели  развития выражаются в словесной (опосредованной) форме:

С сформированы знания;  

Ч – частично сформированы знания;

Н – не сформированы знания.  

         

           Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий педагога на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.  По результатам мониторинга специалистом составляется аналитическая справка с выводами и рекомендациями.

 1.  Исследование зрительного восприятия.

 Цель:  определить уровень представлений детей о признаках предмета: цвет, форма, величина, пространственное положение;

 - умение сличать различное изображение с реальным  предметом.

 Коррекционная цель: развивать скорость и полноту зрительного     обследования;

 - формировать зрительно – двигательные умения  обследовать предметы планомерно и целенаправленно.

 Воспитательная задача: развивать познавательный интерес к окружающему миру;

 - сосредоточенность, любознательность, внимание;

  - умение слушать педагога, товарищей.

Перечень параметров исследования:

  1. Умение различать, называть геометрические формы: круг, квадрат, овал, треугольник.  
  2. Выделять основную форму и форму деталей реальных предметов.
  3. Умение узнавать и называть цвет реальных предметов.
  4. Знать, называть, сличать величину предметов путем наложения, приложения.
  5. Различать движущиеся объекты, называть их скоростные качества.
  6. Умение пользоваться лупой, биноклем.
  7. Умение группировать предметы по форме.
  8. Умение группировать предметы по величине.
  9. Умение группировать предметы по  цвету.
  10. Умение сличать реальное изображение с реальным предметом.
  11. Умение сличать контурное изображение с реальным предметом.
  12. Умение сличать силуэтное изображение с реальным предметом.

 Игры и упражнения для определения уровня развития зрительного восприятия.

 Параметр исследования №1. Умение различать, называть геометрические формы: круг, квадрат, овал, треугольник.

  Дидактическая игра «Найди такие же фигуры».

Материал:  два набора (у педагога и у ребенка) фигур: для ребёнка 4 лет- круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; для ребёнка 5 лет - тоже и овал.

Содержание диагностического задания:

По образцу.  Посмотри на фигуру, которая находится у меня и положи такую же.

Параметр исследования №2. Выделять основную форму и форму деталей реальных предметов.

Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».

Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др.). 

Содержание диагностического задания:

Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, стакан — цилиндр, окно, дверь — прямоугольник и др.

  Параметр исследования №3. Умение узнавать и называть цвет реальных предметов.

Материал: два набора кругов разного цвета.

Для ребёнка четырёх лет - красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый.

Для ребёнка пяти лет - красный,  желтый,  зеленый,  синий,  черный, белый, оранжевый, фиолетовый,  коричневый,  голубой.

Ход исследования. Посмотри на цвет, который у меня. Назови его. Найди у себя такой же.

Параметр исследования №4. Знать, называть, сличать величину предметов путем наложения, приложения.

Материал: набор предметов разной величины для сравнения по одному, нескольким признакам.

Для ребёнка 4 лет – большой – маленький.

Для ребёнка пяти лет - по одному признаку сравниваются три предмета, два предмета – по двум признакам (короткий - длинный, толстый - тонкий, высокий - низкий, широкий -узкий).

Ход исследования. Педагог предлагает: «Найди у себя тот предмет по величине, который я назову. Покажи заданный по величине предмет такой же, больше или меньше. Сравни предметы по величине».

  Параметр исследования №5. Различать движущиеся объекты, называть их скоростные качества.

Развивающая среда: улица

Прогулка.

  Педагог просит назвать движущиеся объекты на улице, а затем назвать их скорость (человек, коляска, машина).

    Параметр исследования №6. Умение пользоваться лупой, биноклем.

Материал: лупа, бинокль.

Содержание диагностической беседы:

  Педагог просит назвать лежащие на столе предметы, затем спрашивает, для чего они, как ими пользоваться, где хранить их.

    Параметр исследования №7.  Умение группировать предметы по форме.

Дидактическая игра «Найди домик».

Материал: большие круги, квадрат, треугольник — «домики». Набор кругов, квадратов, треугольников разных цветов меньшего размера.

Содержание диагностического задания:

Учитель показывает большие круг, квадрат и треугольник, поясняет, что это домики для геометрических фигур.

Далее предлагает ребенку расселить маленькие фигуры по своим домикам.

  Параметр исследования №8. Умение группировать предметы по величине.

Материал: набор предметов разной величины для сравнения по одному, нескольким признакам.

Для ребёнка четырёх лет - по одному признаку сравниваются два предмета;

Для ребёнка пяти лет - по одному признаку сравниваются три предмета, два предмета – по двум признакам.

Ход исследования. Педагог предлагает показать заданный по величине предмет такой же, больше или меньше. Сравни предметы по величине.

  Параметр исследования №9. Умение группировать предметы по  цвету.

Материал: два набора кругов разного цвета

для ребёнка четырёх лет - красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый;

для ребёнка пяти лет - красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, голубой, коричневый, черный, белый.

Ход исследования. 

Педагог просит перечислить предметы определённого цвета.

Параметр исследования №10. Умение сличать реальное изображение с реальным предметом.

Материал: реальные предметы, реальные картинки.

 Для ребёнка четырёх лет-3-4 изображения.

Для ребёнка пяти лет- 5-6 картинок.

Ход исследования. Назови предметы, которые видишь на столе.  Покажи картинку, где он изображён.

Параметр исследования №11. Умение сличать контурное изображение с реальным предметом.

Материал: реальные предметы, контурные картинки.

 Для ребёнка четырёх лет-3-4 изображения.

Для ребёнка пяти лет- 5-6 картинок.

Ход исследования. Назови предметы, которые видишь на столе.  Назови, тень какого предмета я тебе показала.

  Параметр исследования №12. Умение сличать силуэтное изображение с реальным предметом.

Материал: реальные предметы,  силуэтные картинки.

 Для ребёнка четырёх лет-3-4 изображения.

Для ребёнка пяти лет- 5-6 картинок.

Ход исследования. 

 Назови предметы, которые видишь на столе.  Назови, тень какого предмета я тебе показала.

2.  Исследование восприятия пространства и

 пространственной ориентировки.

 Цель: выявить уровень умения детей выделять, соотносить, определять различные пространственные признаки и отношения;

- пользоваться информацией об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы;

- развивать словарь на основе предметной соотнесенности слова.

  

Коррекционная цель: определить уровень зрительно-пространственной адаптации (т. е. необходимого объёма пространственных представлений, умений, навыков, при наличии которых они смогут ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей средой;

- возможности практического микро и макро ориентирования;

 

Воспитательная задача: воспитывать самостоятельность, активность.

Перечень параметров исследования:

  1. Обозначение в речи пространственного расположения частей своего тела.
  2. Определение  пространственного расположения предметов от себя.
  3. Умение показывать рукой направления пространства от себя.
  4. Определять и словесно обозначать направления: вперед, вверх, направо.
  5. Понимать и действовать по словесным сигналам: быстро, высоко, далеко.
  6. Выделять, соотносить, обозначать словами величины:  высокий, ниже, низенький.
  7. Называть местонахождение предметов в пространстве: у окна, в шкафу.
  8. Уметь размещать предметы по словесному описанию.
  9. Уметь ориентироваться в помещениях детского сада: кабинеты, зал, выход.
  10. Уметь ориентироваться на участке детского сада.
  11. Уметь ориентироваться на поверхности стола: слева, вверху, посередине.
  12. Уметь ориентироваться на листе бумаги: слева, вверху, посередине, внизу
  13. Умение соотносить реальные предметы с условными обозначениями.
  14. Умение соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой.
  15. Моделирование пространственных отношений: справа, впереди, посередине.

Игры и упражнения для определения уровня развития ориентировки в пространстве.

  Параметр исследования №1. Обозначение в речи пространственного расположения частей своего тела.

Ход исследования.  Покажи левую (правую) руку (ногу, глаз, ухо). Подними вверх (опусти вниз) руку (ногу).

  Параметр исследования №2.  Определение  пространственного расположения предметов от себя (справа, слева, спереди, сзади, вверху, внизу).

 Дидактическая игра «Назови, что видишь».

Содержание диагностического задания:

По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него.  

  Параметр исследования №3. Умение показывать рукой направления пространства от себя.

Дидактическая игра «Поручение».

Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.

Содержание диагностического задания:

Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю. Инструкция.

Расставь игрушки следующим образом: матрешку — впереди (относительно себя),  машинку - сзади,  мяч — слева, пирамидку - справа.

  Параметр исследования №4.  Определять и словесно обозначать направления: вперед, вверх, направо.

 Дидактическая игра «Поиграем с зайчиком».

Материал: игрушка зайчик, морковка.

Содержание диагностического задания:

"Возьми одну морковку и выполни задание зайчика. Подними морковку вверх; отведи направо, вперед.

Параметр исследования №5.  Понимать и действовать по словесным сигналам: быстро, высоко, далеко.

Развивающая среда: кабинет тифлопедагога.

Ход исследования. Педагог просит ребенка сказать, что находиться высоко, далеко. Что едет быстро: детская коляска или машина? Подпрыгни высоко; прыгни далеко; пробеги быстро.

Параметр исследования №6. Выделять, соотносить, обозначать словами величины:  высокий,  ниже, низенький.

Материал: предметные изображения: большой, маленький; длинный, короткий;  толстый, тонкий; высокий, низкий; широкий, узкий.

Ход исследования. Педагог просит ребенка посмотреть на картинки и назвать, какие по размеру эти предметы.

Параметр исследования №7. Называть местонахождение предметов в пространстве: у окна, в шкафу.

 Ориентировка в большом пространстве.

Развивающая среда: интерьер группы, спальни, приемной комнаты, и др.

Ход исследования. Назови, где твой стульчик, где сидит кукла и т. д.

Параметр исследования №8. Уметь размещать предметы по словесному описанию.

 Материал:  игрушка.

Ход исследования. Возьми правой рукой игрушку и расположи её так, как я скажу: справа и слева, вверху и внизу, посередине.

  Параметр исследования №9. Уметь ориентироваться в помещениях детского сада: кабинеты, зал, выход.

Развивающая среда: помещение детского сада.

Ход исследования. Покажи, как пройти в музыкальный зал, выйти на улицу и т. д.

Параметр исследования №10. Уметь ориентироваться на участке детского сада.

Развивающая среда: участок детского сада.

Ход исследования. Покажи, как пройти на огород, выйти на улицу, зайти в помещение детского сада и т. д.

Параметр исследования №11.  Умение ориентироваться на поверхности стола: слева, вверху, посередине.

Дидактическое упражнение «Расположи игрушку на столе».

Материал: игрушка.

Ход исследования. Возьми игрушку и расположи её на столе справа (слева, вверху, внизу, посередине). 

  Параметр исследования №12.  Микроориентировка на листе бумаги.

Материал: 5 мелких игрушек,  лист бумаги.

Ход исследования. Возьми игрушки и расположи их на листе справа и слева, вверху и внизу, посередине.

Параметр исследования №13. Умение соотносить реальные предметы с условными обозначениями. 

Дидактическое  упражнение «Угадай».

Материал: набор игрушек - кубик,  мяч, пирамидка; рисунки условных обозначений предметов.

Содержание диагностического задания:

Ребенок сидит на ковре лицом к учителю.

Инструкция. Какие игрушки ты видишь?  Расставь игрушки к нужным рисункам.

Параметр исследования №14. Умение соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой  пространства.

Дидактическая игра «Поручение».

Материал: набор игрушек - кубик,  мяч, пирамидка.

Содержание диагностического задания:

Ребенок сидит на ковре лицом к учителю.

Инструкция. Расставь игрушки по схеме.

Параметр исследования №15. Моделирование пространственных отношений: справа, впереди, посередине.

 Материал:  игрушка, стол.

Ход исследования. Возьми игрушку и поставь её на столе, где тебе нравиться. Расскажи, где стоит игрушка?

3. Исследование знаний по социально-бытовой ориентировке.

Цель: 

- определить объём представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях (в том числе и о бытовой и профессиональной деятельности взрослых);

 - выявить умения детей обобщать, группировать предметы наглядно и на слух;

- выявить особенности речи детей: умение составлять описательный рассказ о предмете, по картинке;

 - умение устанавливать причинно - следственные связи и зависимости;

 - умение детей отражать  в речи воспринимаемые ими предметы, их признаки, свойства,    качества.

Коррекционная цель: 

- выявить уровень сформированности у детей с патологией зрения навыки самостоятельной деятельности (предметно-практической, игровой, учебной);

-умение рационально пользоваться зрением для получения представлений об окружающем мире с использованием сохранных анализаторов (осязание, слух,  двигательно-тактильную, вкусовую, обонятельную, температурную чувствительность)

Воспитательная задача:

- воспитывать навыки самостоятельности;

 - прививать культуру общения со сверстниками, взрослыми.

Перечень параметров исследования:

  1. Знание имени,  фамилии, возраста.
  2. Знание имени, отчества родителей; имена других членов семьи.
  3. Называть части тела, их назначение (руки, пальцы, зубы, волосы, лицо).
  4. Умение называть детали предмета. «У стула есть ножки, спинка, сиденье».
  5. Умение группировать предметы по назначению.
  6. Умение группировать предметы по форме.
  7. Умение группировать предметы по цвету.
  8. Умение группировать предметы по материалу.
  9. Умение обобщать предметы: одежда, обувь, мебель, игрушки, посуда.
  10. Назначение помещений в детском саду. Поведение ребенка в них.
  11. Представление о поведении в общественных местах: магазин, аптека.
  12. Кто, что делает? Повар, прачка, врач, медсестра,  воспитатель, мама,  папа.
  13. Орудия труда: назначение, хранение, использование.
  14. Название времен года, сезонных явлений.
  15. Уметь группировать транспорт по назначению (грузовой, легковой), его виды.
  16. Назначение светофора.

 Игры и упражнения для определения уровня развития знаний по социально-бытовой ориентировке.

Параметр исследования №1. Знание имени,  фамилии, возраста.

Беседа по вопросам воспитателя.

1) Назови свое имя, свою фамилию.

2) Сколько тебе лет?

 Параметр исследования №2. Знание имени, отчества родителей; имена других членов семьи.

Беседа по вопросам воспитателя.

Назови свое имя, отчества родителей; имена других членов семьи.

Параметр исследования №3. Называть части тела, их назначение: руки, пальцы, зубы, волосы, лицо.

Дидактическое упражнение «Что забыл нарисовать художник?»

Материал: предметные картинки (2—3), где изображен человек с отсутствием какой-либо части лица.

Содержание диагностического задания:

Предложить ребенку предметные картинки, на которых человек (2—3). На каждой из картинок есть несоответствие (нет ушей, носа или глаз).

Ребенок должен заметить данное несоответствие и ответить на вопросы воспитателя.

— Для чего человеку уши, нос, глаза? Расскажи, зачем и как нужно следить за полостью рта (за волосами).

Параметр исследования №4. Умение называть детали предмета. «У стула есть ножки, спинка, сиденье».

Дидактическое упражнение «Что забыл нарисовать художник?»

Материал: предметные картинки (2—3), где изображен предмет с отсутствием какой-либо его части.

Содержание диагностического задания:

Предложить ребенку предметные картинки. На каждой из картинок есть несоответствие.

Ребенок должен заметить данное несоответствие и ответить на вопрос учителя.

— Чего не хватает предмету? Для чего он нужен?

Параметр исследования №5. Умение группировать предметы по назначению.

Игровое задание «Что здесь лишнее?».

Материал: предметные картинки с изображением различной обуви (весенней, летней, зимней) и предметные картинки различных предметов (например, зонтик, мячик и т. д.).

Содержание диагностического задания.

Учитель раскладывает картинки по принципу «Четвёртый лишний» (2—3 различных варианта).

Задания:

Найди лишний предмет.

— Объясни, почему он лишний.

— Из какого материала сделан предмет?

— Что можно с ним делать? Расскажи.

Параметр исследования №6. Умение группировать предметы по форме.

Дидактическое задание «Подбери предметы одинаковой формы».

Материал: предметные картинки с изображением игрушек, мебели, одежды, школьных принадлежностей и т. д..

Содержание диагностического задания:

Найди картинки, где  предметы имеют круглую форму (квадратные, прямоугольные).

Параметр исследования №7. Умение группировать предметы по цвету.

Дидактическое упражнение «Подбери предметы одного цвета».

Материал: предметные картинки с изображением мебели, посуды, одежды, игрушек, обуви (по 4—5 шт.).

Содержание диагностического задания:

Найди картинки, где предметы красного цвета (зеленые) и т. д.

Параметр исследования №8. Умение группировать предметы по материалу.

Игровое задание «Подбери предметы одного материала».

Материал: предметные картинки с изображением различной обуви (весенней, летней, зимней) и предметные картинки различных предметов (например, зонтик, мячик и т. д.).

Содержание диагностического задания.

Учитель раскладывает картинки.

Задание:

- Покажи все резиновые предметы.

-  Расскажи об этом предмете.

Параметр исследования №9. Умение обобщать предметы: одежда, обувь, мебель, игрушки, посуда.

Игровое задание «Найди похожие картинки»

Материал: карточки (не менее 5 шт.) с изображением групп из 5—7 предметов, относящихся к игрушкам (одежде, мебели и т. д.).

Содержание диагностического задания:

Инструкция ребенку.

— Рассмотри внимательно картинки. Найди и назови сходные предметы одним словом.

— Объясни, почему ты так считаешь? Для чего они нужны? (Например, машина, автобус, самолёт; валенки, туфли, сандалии; стул, табуретка, кресло.)

Параметр исследования №10. Назначение помещений в детском саду. Поведение ребенка в них.

Наблюдение за детьми во время экскурсии с целью выявления назначений помещений в детском саду, умений выполнять  правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на "Вы").

Параметр исследования №11. Представление о поведении в общественных местах: магазин, аптека.

Наблюдение за детьми во время экскурсий с целью выявления умений выполнять знания правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «Вы»).

Параметр исследования №12. Кто, что делает? Повар, прачка, врач, медсестра,  воспитатель, мама,  папа.

Дидактическая игра  «Кто, что делает?».

Материал: сюжетные картинки с изображением людей различных профессий - воспитатель, повар, врач, водитель.

Содержание диагностического задания.

 Вопросы. «Назови, кто изображен на картинках? Что делает врач (воспитатель, продавец, прачка, дворник)? Каким должен быть врач?  Кем ты хотел бы стать, когда вырастешь?

Параметр исследования №13. Орудия труда: назначение, хранение, использование.

Игровое задание «Помоги Гномику».

Материал: сюжетные и предметные картинки с изображением материалов и инструментов.

Содержание диагностического задания.

Создается проблемная ситуация, требующая помощи в выборе материалов и инструментов.

— Гномику надо заготовить много дров на зиму.  Какие инструменты  ему потребуются и почему?  (На картинках изображены топор, пила ручная, пила электрическая, ножницы, нож).

Какие правила нужно соблюдать при работе с данными инструментами?

Чем опасны все инструменты? Где они хранятся?

— Гномик хочет сшить новые зимние штанишки. Из чего штанишки сшить? (На 3—4 карточках образцы материалов: бумага, ткань разного цвета и плотности.)

- Какой материал лучше выбрать и почему? Какие  инструменты нужны Гномику? (На предметных картинках нарисованы швейная машинка, иголка с ниткой, ножницы, ткань.) Где хранятся ножницы, иглы?

Параметр исследования №14. Название времен года, сезонных явлений.

Дидактическая игра «К нам пришел почтальон».

Материал: сюжетные картинки «Времена года».

Содержание диагностического задания:

Учитель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Он сообщает, что почтальон принес детям открытки. Получив открытку, ребёнок  не должен показывать ее. Нужно рассказать сюжет так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие.

Параметр исследования №15. Уметь группировать транспорт по назначению: грузовой, легковой, его виды.

Дидактическая игра «Инопланетянин».

Материал: предметные картинки тематики «Транспорт».

Содержание диагностического задания:

Учитель сообщает:

— Сегодня к нам прилетел инопланетянин.  Давай расскажем о неизвестных ему предметах.

Ребенку необходимо назвать предмет, его части, назначение.

— Что это? (Автобус.)

— Автобус какой? (Большой, железный, т. д.)

— Для чего нужен автобус?

— Что есть у автобуса?

Далее сравнить автобус с самолетом.

— А теперь расскажи инопланетянам, кого возит автобус? К какому виду транспорта он относится? Какие еще машины можно назвать легковыми? (Аналогично – грузовой транспорт).

Параметр исследования №16. Назначение светофора.

Собеседование.

Материал: картинка «Светофор».

Ход беседы. Расскажи, как называется предмет на картинке? Для чего он необходим?

4.  Исследование состояния общей моторики.

Цель: -  определить уровень сформированности у детей координации движений, ориентировку в макропространстве, чувства  равновесия;

- определить индивидуальный подход для коррекции двигательных функций.

Коррекционная цель: определить возможности детей преодолевать недостатки зрительно-пространственной ориентировки с привлечением сохранных анализаторов.

Воспитательная задача: -  развивать физические качества: координацию, выносливость, меткость, быстроту, ловкость;

                               - прививать навыки здорового образа жизни.

Перечень параметров исследования:

  1. Ходьба с заданиями, с использованием звуковых, зрительных ориентиров.
  2. Бег с изменением темпа, направления.
  3. Подлезание под веревку боком.
  4. Лазанье по гимнастической лесенке с пролета на пролет.
  5. Прыжки на двух ногах с заданиями.
  6. Отбивание  мяча  о землю одной рукой  (3-4 раза подряд).
  7. Прослеживание  движения  глазами.

 Игры и упражнения для определения уровня состояния общей моторики.

Параметр исследования №1.  Ходьба с заданиями, с использованием звуковых, зрительных ориентиров.

Ход исследования. 1. Педагог предлагает ребёнку пройти по физкультурному залу, соблюдая его углы, обозначенными кеглями.

2. Педагог предлагает ребёнку пройти по залу, слушая внимательно темп ударов в бубен.

Параметр исследования №2.  Бег с изменением темпа, направления.

Ход исследования. Педагог предлагает ребёнку пройти быстро (медленно) до кегли, затем вправо (влево).

Параметр исследования №3 Прыжки на двух ногах с заданиями

Ход исследования. Педагог предлагает ребёнку попрыгать на двух ногах с заданиями.

Параметр исследования №4.  Лазанье по гимнастической лесенке, с пролета на пролет.

Ход исследования. Педагог предлагает ребёнку подняться по лесенке вверх, перейти на другой пролёт.

Параметр исследования №5. Отбивание  мяча  о землю одной рукой  (3-4 раза подряд).  Прослеживание движения  глазами.

Ход исследования. Педагог предлагает ребёнку отбить  мяч  о землю одной рукой  (3-4 раза подряд).

Параметр исследования №6.  Подлезание под веревку боком.

Ход исследования. Педагог предлагает ребёнку подлезть под верёвку боком. (Высота веревки – 50 см.).

5.  Исследование развития осязания, мелкой моторики рук.

Цель: 

- выявить уровень сформированности  у детей умений и навыков осязательного восприятия предметов (пластилин, карандаш, бумага и т. д.);

- определить уровень владения приёмами выполнения предметно- практических действий с помощью сохранных анализаторов;

- определить уровень сформированности зрительно-двигательной координации для индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку.

Коррекционная цель: определить уровень развития точности движений мелкой моторики рук;

- точность совмещения зрительного и двигательного анализаторов;

-умение ориентироваться в микропространстве;

-сформированность внимания и контроля за собственными действиями.

Воспитательная задача: - формировать эстетический вкус;

- формировать умение доводить начатое до конца;

- воспитывать аккуратность, старательность при выполнении работы.

Перечень параметров исследования:

  1. Навык держания карандаша: постановка пальцев, нажим.
  2. Штриховка. Умение регулировать движения.
  3. Точность проведения линий. «Дорожки».
  4. Координация движений глаз-рука при работе с трафаретом.
  5. Координация движений глаз-рука при работе с ножницами.

Игры и упражнения для определения уровня развития осязания,

                                                                                                мелкой моторики рук.

Параметр исследования №1. Навык держания карандаша: постановка пальцев, нажим.

Дидактическое задание «Раскрась фигуру».

Материал: тестовый лист с изображениями круга, квадрата, треугольника, цветные карандаши.

Ход исследования. Рассмотри фигуру. Закрась фигуру. Помни, что лист поворачивать нельзя. Не заходи за контур рисунка. 

Параметр исследования №2. Штриховка. Умение регулировать движения.

Дидактическое задание «Заштрихуй фигуру».

Материал: тестовый лист с вариантами штриховки в разных направлениях, цветные карандаши.

Ход исследования. Рассмотри рисунок. Заштрихуй фигуру. Помни, что штриховать нужно в направлении, указанном стрелочкой. Соблюдай одинаковые расстояния между линиями (примерно 0,5см). Не заходи за контур рисунка. 

Параметр исследования №3. Точность проведения линий «Дорожки»

(по методике Л. А. Вангера).

Дидактическое упражнение «Доедим до домика».

Материал: рисунок, на котором нарисованы дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом.

Ход исследования. На рисунке есть дорожки  к домикам и машины. Ты должен соединить линией машину и дорожки к домикам, не съезжая с дорожки. Машина должна проехать по дорожке к домику.

Параметр исследования №4. Координация движений глаз-рука при работе с трафаретом.

Диктант с использованием трафарета.

Материал:  предметные трафареты, лист бумаги,  карандаш.

Ход исследования. Обведи по трафарету в левом верхнем углу грибок, в левом нижнем углу – цветок, в правом нижнем углу – елочку.  Проведи с помощью линейных трафаретов от грибка к ёлочке – ломанную линию, а от ёлочки  к цветку – волнистую линию.

Параметр исследования №5. Координация движений глаз - рука при работе с ножницами.

Монометрический тест.

Материал: ножницы.

Для ребёнка пяти лет - изображение любых геометрических фигур.

Для ребёнка шести лет - любое силуэтное изображение.

Ход исследования. Вырежи фигуру по контуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Развёрнутое тематическое планирование по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения второго года обучения в 2012 -13 учебном году.

В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для средней группы детей с нарушением зрения, ...

Конспект развлечения для детей второго года обучения «Путешествие на остров «Знайки»

Программное содержание: Закрепить знания о геометрических фигурах, временах года, понятиях «длинный»,  «короткий», количественном счете в пределах «5». Упражнять в умении угадывать сказки по...

Конспект занятия по математике для детей второго года обучения с нарушениями интеллекта "Преобразование дискретных множеств"

Конспект занятия по математике для детей второго года обучения с нарушениями интеллекта "Преобразование дискретных множеств"...

Занятие для детей второго года обучения «Игрушки в гостях у ребят»

Занятие для детей второго года обучения «Игрушки в гостях у ребят»...

Приложение №4. Диагностика для детей первого года обучения (нарушение зрения)

Диагностика для детей дошкольного возраста, первого года обучения с нарушениями зрения....

Диагностика НПР детей второго года жизни. Показатели и методика выявления Второй год жизни

Диагностика НПР детей второго года жизни. Показатели и методика выявления Второй год жизни...