Приложение №4. Диагностика для детей второго года обучения (нарушение зрения)
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Диагностика для детей дошкольного возраста, второго года обучения с нарушениями зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_4_-5_let.docx | 71.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 69»
ЭМР Саратовской области
Педагогическая диагностика
детей с нарушением зрения
второго года обучения
(от четырёх до пяти лет).
Литература:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) /Под редакцией Л.И. Плаксиной М. 2003
2 .Программы воспитания и обучения в детском саду /Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой М. 2007
3. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду - М. 2005
4. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения - М. 1998
5. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения - М. 2000
6. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением - СПб. 1995
7. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих - СПб. 1998
8. Вершинина Н. Б. Диагностика уровней освоения программы: вторая младшая и средняя группы. – Волгоград: Учитель, 2011. – 115 с.,
9. Скворцова И В. 100 логопедических игр: для детей 4-6 лет. — СП6. : Нева, 2005. С. 231.
10. Сагайдачная Е.А., Богина Т.Л., Яковлева Т.С. Держим на контроле //Справочник старшего воспитателя №3, сентябрь 2007, с. 16-28
11. Крулехт М В. Дошкольник и рукотворный мир / М. В. Крулехт. — СПб.: Детство-Пресс, 2003.— с. 113—114
12. Филиппова Ю. В. Общение. Дети до 5 лет / Ю. В. Филиппова - Ярославль Академия развития, 2001.— с. 160.
13. Ушакова О. С., Арушанова А.Г. Занятия по развитию речи в детском саду. — М., 1998.
14. Моргулис Л.И., Ремезова Л.А. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста. - Самара, 2007
15. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика - М.: 2001
16. Помораева, И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений — М.: Мозаика - Синтез, 2007.
Пояснительная записка.
Педагогическая диагностика необходима для определения, наличия условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями.
При усвоении «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной одним из наиболее важных направлений коррекционно-педагогической деятельности является:
- оценка индивидуального развития ребенка
- учет динамики развития ребенка.
Оценка индивидуального развития детей заключается в анализе освоения ими содержания образовательных разделов:
- Развитие зрительного восприятия
- Ориентировка в пространстве
- Социально-бытовая ориентировка
- Состояние общей моторики
- Состояние мелкой моторики
Диагностика проводится индивидуально три раза в год: в сентябре, январе и мае.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.
Показатели развития выражаются в словесной (опосредованной) форме:
С – сформированы знания;
Ч – частично сформированы знания;
Н – не сформированы знания.
Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий педагога на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи. По результатам мониторинга специалистом составляется аналитическая справка с выводами и рекомендациями.
1. Исследование зрительного восприятия.
Цель: определить уровень представлений детей о признаках предмета: цвет, форма, величина, пространственное положение;
- умение сличать различное изображение с реальным предметом.
Коррекционная цель: развивать скорость и полноту зрительного обследования;
- формировать зрительно – двигательные умения обследовать предметы планомерно и целенаправленно.
Воспитательная задача: развивать познавательный интерес к окружающему миру;
- сосредоточенность, любознательность, внимание;
- умение слушать педагога, товарищей.
Перечень параметров исследования:
- Умение различать, называть геометрические формы: круг, квадрат, овал, треугольник.
- Выделять основную форму и форму деталей реальных предметов.
- Умение узнавать и называть цвет реальных предметов.
- Знать, называть, сличать величину предметов путем наложения, приложения.
- Различать движущиеся объекты, называть их скоростные качества.
- Умение пользоваться лупой, биноклем.
- Умение группировать предметы по форме.
- Умение группировать предметы по величине.
- Умение группировать предметы по цвету.
- Умение сличать реальное изображение с реальным предметом.
- Умение сличать контурное изображение с реальным предметом.
- Умение сличать силуэтное изображение с реальным предметом.
Игры и упражнения для определения уровня развития зрительного восприятия.
Параметр исследования №1. Умение различать, называть геометрические формы: круг, квадрат, овал, треугольник.
Дидактическая игра «Найди такие же фигуры».
Материал: два набора (у педагога и у ребенка) фигур: для ребёнка 4 лет- круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; для ребёнка 5 лет - тоже и овал.
Содержание диагностического задания:
По образцу. Посмотри на фигуру, которая находится у меня и положи такую же.
Параметр исследования №2. Выделять основную форму и форму деталей реальных предметов.
Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».
Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др.).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, стакан — цилиндр, окно, дверь — прямоугольник и др.
Параметр исследования №3. Умение узнавать и называть цвет реальных предметов.
Материал: два набора кругов разного цвета.
Для ребёнка четырёх лет - красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый.
Для ребёнка пяти лет - красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, оранжевый, фиолетовый, коричневый, голубой.
Ход исследования. Посмотри на цвет, который у меня. Назови его. Найди у себя такой же.
Параметр исследования №4. Знать, называть, сличать величину предметов путем наложения, приложения.
Материал: набор предметов разной величины для сравнения по одному, нескольким признакам.
Для ребёнка 4 лет – большой – маленький.
Для ребёнка пяти лет - по одному признаку сравниваются три предмета, два предмета – по двум признакам (короткий - длинный, толстый - тонкий, высокий - низкий, широкий -узкий).
Ход исследования. Педагог предлагает: «Найди у себя тот предмет по величине, который я назову. Покажи заданный по величине предмет такой же, больше или меньше. Сравни предметы по величине».
Параметр исследования №5. Различать движущиеся объекты, называть их скоростные качества.
Развивающая среда: улица
Прогулка.
Педагог просит назвать движущиеся объекты на улице, а затем назвать их скорость (человек, коляска, машина).
Параметр исследования №6. Умение пользоваться лупой, биноклем.
Материал: лупа, бинокль.
Содержание диагностической беседы:
Педагог просит назвать лежащие на столе предметы, затем спрашивает, для чего они, как ими пользоваться, где хранить их.
Параметр исследования №7. Умение группировать предметы по форме.
Дидактическая игра «Найди домик».
Материал: большие круги, квадрат, треугольник — «домики». Набор кругов, квадратов, треугольников разных цветов меньшего размера.
Содержание диагностического задания:
Учитель показывает большие круг, квадрат и треугольник, поясняет, что это домики для геометрических фигур.
Далее предлагает ребенку расселить маленькие фигуры по своим домикам.
Параметр исследования №8. Умение группировать предметы по величине.
Материал: набор предметов разной величины для сравнения по одному, нескольким признакам.
Для ребёнка четырёх лет - по одному признаку сравниваются два предмета;
Для ребёнка пяти лет - по одному признаку сравниваются три предмета, два предмета – по двум признакам.
Ход исследования. Педагог предлагает показать заданный по величине предмет такой же, больше или меньше. Сравни предметы по величине.
Параметр исследования №9. Умение группировать предметы по цвету.
Материал: два набора кругов разного цвета
для ребёнка четырёх лет - красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый;
для ребёнка пяти лет - красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, голубой, коричневый, черный, белый.
Ход исследования.
Педагог просит перечислить предметы определённого цвета.
Параметр исследования №10. Умение сличать реальное изображение с реальным предметом.
Материал: реальные предметы, реальные картинки.
Для ребёнка четырёх лет-3-4 изображения.
Для ребёнка пяти лет- 5-6 картинок.
Ход исследования. Назови предметы, которые видишь на столе. Покажи картинку, где он изображён.
Параметр исследования №11. Умение сличать контурное изображение с реальным предметом.
Материал: реальные предметы, контурные картинки.
Для ребёнка четырёх лет-3-4 изображения.
Для ребёнка пяти лет- 5-6 картинок.
Ход исследования. Назови предметы, которые видишь на столе. Назови, тень какого предмета я тебе показала.
Параметр исследования №12. Умение сличать силуэтное изображение с реальным предметом.
Материал: реальные предметы, силуэтные картинки.
Для ребёнка четырёх лет-3-4 изображения.
Для ребёнка пяти лет- 5-6 картинок.
Ход исследования.
Назови предметы, которые видишь на столе. Назови, тень какого предмета я тебе показала.
2. Исследование восприятия пространства и
пространственной ориентировки.
Цель: выявить уровень умения детей выделять, соотносить, определять различные пространственные признаки и отношения;
- пользоваться информацией об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы;
- развивать словарь на основе предметной соотнесенности слова.
Коррекционная цель: определить уровень зрительно-пространственной адаптации (т. е. необходимого объёма пространственных представлений, умений, навыков, при наличии которых они смогут ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей средой;
- возможности практического микро и макро ориентирования;
Воспитательная задача: воспитывать самостоятельность, активность.
Перечень параметров исследования:
- Обозначение в речи пространственного расположения частей своего тела.
- Определение пространственного расположения предметов от себя.
- Умение показывать рукой направления пространства от себя.
- Определять и словесно обозначать направления: вперед, вверх, направо.
- Понимать и действовать по словесным сигналам: быстро, высоко, далеко.
- Выделять, соотносить, обозначать словами величины: высокий, ниже, низенький.
- Называть местонахождение предметов в пространстве: у окна, в шкафу.
- Уметь размещать предметы по словесному описанию.
- Уметь ориентироваться в помещениях детского сада: кабинеты, зал, выход.
- Уметь ориентироваться на участке детского сада.
- Уметь ориентироваться на поверхности стола: слева, вверху, посередине.
- Уметь ориентироваться на листе бумаги: слева, вверху, посередине, внизу
- Умение соотносить реальные предметы с условными обозначениями.
- Умение соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой.
- Моделирование пространственных отношений: справа, впереди, посередине.
Игры и упражнения для определения уровня развития ориентировки в пространстве.
Параметр исследования №1. Обозначение в речи пространственного расположения частей своего тела.
Ход исследования. Покажи левую (правую) руку (ногу, глаз, ухо). Подними вверх (опусти вниз) руку (ногу).
Параметр исследования №2. Определение пространственного расположения предметов от себя (справа, слева, спереди, сзади, вверху, внизу).
Дидактическая игра «Назови, что видишь».
Содержание диагностического задания:
По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него.
Параметр исследования №3. Умение показывать рукой направления пространства от себя.
Дидактическая игра «Поручение».
Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.
Содержание диагностического задания:
Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю. Инструкция.
Расставь игрушки следующим образом: матрешку — впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч — слева, пирамидку - справа.
Параметр исследования №4. Определять и словесно обозначать направления: вперед, вверх, направо.
Дидактическая игра «Поиграем с зайчиком».
Материал: игрушка зайчик, морковка.
Содержание диагностического задания:
"Возьми одну морковку и выполни задание зайчика. Подними морковку вверх; отведи направо, вперед.
Параметр исследования №5. Понимать и действовать по словесным сигналам: быстро, высоко, далеко.
Развивающая среда: кабинет тифлопедагога.
Ход исследования. Педагог просит ребенка сказать, что находиться высоко, далеко. Что едет быстро: детская коляска или машина? Подпрыгни высоко; прыгни далеко; пробеги быстро.
Параметр исследования №6. Выделять, соотносить, обозначать словами величины: высокий, ниже, низенький.
Материал: предметные изображения: большой, маленький; длинный, короткий; толстый, тонкий; высокий, низкий; широкий, узкий.
Ход исследования. Педагог просит ребенка посмотреть на картинки и назвать, какие по размеру эти предметы.
Параметр исследования №7. Называть местонахождение предметов в пространстве: у окна, в шкафу.
Ориентировка в большом пространстве.
Развивающая среда: интерьер группы, спальни, приемной комнаты, и др.
Ход исследования. Назови, где твой стульчик, где сидит кукла и т. д.
Параметр исследования №8. Уметь размещать предметы по словесному описанию.
Материал: игрушка.
Ход исследования. Возьми правой рукой игрушку и расположи её так, как я скажу: справа и слева, вверху и внизу, посередине.
Параметр исследования №9. Уметь ориентироваться в помещениях детского сада: кабинеты, зал, выход.
Развивающая среда: помещение детского сада.
Ход исследования. Покажи, как пройти в музыкальный зал, выйти на улицу и т. д.
Параметр исследования №10. Уметь ориентироваться на участке детского сада.
Развивающая среда: участок детского сада.
Ход исследования. Покажи, как пройти на огород, выйти на улицу, зайти в помещение детского сада и т. д.
Параметр исследования №11. Умение ориентироваться на поверхности стола: слева, вверху, посередине.
Дидактическое упражнение «Расположи игрушку на столе».
Материал: игрушка.
Ход исследования. Возьми игрушку и расположи её на столе справа (слева, вверху, внизу, посередине).
Параметр исследования №12. Микроориентировка на листе бумаги.
Материал: 5 мелких игрушек, лист бумаги.
Ход исследования. Возьми игрушки и расположи их на листе справа и слева, вверху и внизу, посередине.
Параметр исследования №13. Умение соотносить реальные предметы с условными обозначениями.
Дидактическое упражнение «Угадай».
Материал: набор игрушек - кубик, мяч, пирамидка; рисунки условных обозначений предметов.
Содержание диагностического задания:
Ребенок сидит на ковре лицом к учителю.
Инструкция. Какие игрушки ты видишь? Расставь игрушки к нужным рисункам.
Параметр исследования №14. Умение соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой пространства.
Дидактическая игра «Поручение».
Материал: набор игрушек - кубик, мяч, пирамидка.
Содержание диагностического задания:
Ребенок сидит на ковре лицом к учителю.
Инструкция. Расставь игрушки по схеме.
Параметр исследования №15. Моделирование пространственных отношений: справа, впереди, посередине.
Материал: игрушка, стол.
Ход исследования. Возьми игрушку и поставь её на столе, где тебе нравиться. Расскажи, где стоит игрушка?
3. Исследование знаний по социально-бытовой ориентировке.
Цель:
- определить объём представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях (в том числе и о бытовой и профессиональной деятельности взрослых);
- выявить умения детей обобщать, группировать предметы наглядно и на слух;
- выявить особенности речи детей: умение составлять описательный рассказ о предмете, по картинке;
- умение устанавливать причинно - следственные связи и зависимости;
- умение детей отражать в речи воспринимаемые ими предметы, их признаки, свойства, качества.
Коррекционная цель:
- выявить уровень сформированности у детей с патологией зрения навыки самостоятельной деятельности (предметно-практической, игровой, учебной);
-умение рационально пользоваться зрением для получения представлений об окружающем мире с использованием сохранных анализаторов (осязание, слух, двигательно-тактильную, вкусовую, обонятельную, температурную чувствительность)
Воспитательная задача:
- воспитывать навыки самостоятельности;
- прививать культуру общения со сверстниками, взрослыми.
Перечень параметров исследования:
- Знание имени, фамилии, возраста.
- Знание имени, отчества родителей; имена других членов семьи.
- Называть части тела, их назначение (руки, пальцы, зубы, волосы, лицо).
- Умение называть детали предмета. «У стула есть ножки, спинка, сиденье».
- Умение группировать предметы по назначению.
- Умение группировать предметы по форме.
- Умение группировать предметы по цвету.
- Умение группировать предметы по материалу.
- Умение обобщать предметы: одежда, обувь, мебель, игрушки, посуда.
- Назначение помещений в детском саду. Поведение ребенка в них.
- Представление о поведении в общественных местах: магазин, аптека.
- Кто, что делает? Повар, прачка, врач, медсестра, воспитатель, мама, папа.
- Орудия труда: назначение, хранение, использование.
- Название времен года, сезонных явлений.
- Уметь группировать транспорт по назначению (грузовой, легковой), его виды.
- Назначение светофора.
Игры и упражнения для определения уровня развития знаний по социально-бытовой ориентировке.
Параметр исследования №1. Знание имени, фамилии, возраста.
Беседа по вопросам воспитателя.
1) Назови свое имя, свою фамилию.
2) Сколько тебе лет?
Параметр исследования №2. Знание имени, отчества родителей; имена других членов семьи.
Беседа по вопросам воспитателя.
Назови свое имя, отчества родителей; имена других членов семьи.
Параметр исследования №3. Называть части тела, их назначение: руки, пальцы, зубы, волосы, лицо.
Дидактическое упражнение «Что забыл нарисовать художник?»
Материал: предметные картинки (2—3), где изображен человек с отсутствием какой-либо части лица.
Содержание диагностического задания:
Предложить ребенку предметные картинки, на которых человек (2—3). На каждой из картинок есть несоответствие (нет ушей, носа или глаз).
Ребенок должен заметить данное несоответствие и ответить на вопросы воспитателя.
— Для чего человеку уши, нос, глаза? Расскажи, зачем и как нужно следить за полостью рта (за волосами).
Параметр исследования №4. Умение называть детали предмета. «У стула есть ножки, спинка, сиденье».
Дидактическое упражнение «Что забыл нарисовать художник?»
Материал: предметные картинки (2—3), где изображен предмет с отсутствием какой-либо его части.
Содержание диагностического задания:
Предложить ребенку предметные картинки. На каждой из картинок есть несоответствие.
Ребенок должен заметить данное несоответствие и ответить на вопрос учителя.
— Чего не хватает предмету? Для чего он нужен?
Параметр исследования №5. Умение группировать предметы по назначению.
Игровое задание «Что здесь лишнее?».
Материал: предметные картинки с изображением различной обуви (весенней, летней, зимней) и предметные картинки различных предметов (например, зонтик, мячик и т. д.).
Содержание диагностического задания.
Учитель раскладывает картинки по принципу «Четвёртый лишний» (2—3 различных варианта).
Задания:
Найди лишний предмет.
— Объясни, почему он лишний.
— Из какого материала сделан предмет?
— Что можно с ним делать? Расскажи.
Параметр исследования №6. Умение группировать предметы по форме.
Дидактическое задание «Подбери предметы одинаковой формы».
Материал: предметные картинки с изображением игрушек, мебели, одежды, школьных принадлежностей и т. д..
Содержание диагностического задания:
Найди картинки, где предметы имеют круглую форму (квадратные, прямоугольные).
Параметр исследования №7. Умение группировать предметы по цвету.
Дидактическое упражнение «Подбери предметы одного цвета».
Материал: предметные картинки с изображением мебели, посуды, одежды, игрушек, обуви (по 4—5 шт.).
Содержание диагностического задания:
Найди картинки, где предметы красного цвета (зеленые) и т. д.
Параметр исследования №8. Умение группировать предметы по материалу.
Игровое задание «Подбери предметы одного материала».
Материал: предметные картинки с изображением различной обуви (весенней, летней, зимней) и предметные картинки различных предметов (например, зонтик, мячик и т. д.).
Содержание диагностического задания.
Учитель раскладывает картинки.
Задание:
- Покажи все резиновые предметы.
- Расскажи об этом предмете.
Параметр исследования №9. Умение обобщать предметы: одежда, обувь, мебель, игрушки, посуда.
Игровое задание «Найди похожие картинки»
Материал: карточки (не менее 5 шт.) с изображением групп из 5—7 предметов, относящихся к игрушкам (одежде, мебели и т. д.).
Содержание диагностического задания:
Инструкция ребенку.
— Рассмотри внимательно картинки. Найди и назови сходные предметы одним словом.
— Объясни, почему ты так считаешь? Для чего они нужны? (Например, машина, автобус, самолёт; валенки, туфли, сандалии; стул, табуретка, кресло.)
Параметр исследования №10. Назначение помещений в детском саду. Поведение ребенка в них.
Наблюдение за детьми во время экскурсии с целью выявления назначений помещений в детском саду, умений выполнять правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на "Вы").
Параметр исследования №11. Представление о поведении в общественных местах: магазин, аптека.
Наблюдение за детьми во время экскурсий с целью выявления умений выполнять знания правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «Вы»).
Параметр исследования №12. Кто, что делает? Повар, прачка, врач, медсестра, воспитатель, мама, папа.
Дидактическая игра «Кто, что делает?».
Материал: сюжетные картинки с изображением людей различных профессий - воспитатель, повар, врач, водитель.
Содержание диагностического задания.
Вопросы. «Назови, кто изображен на картинках? Что делает врач (воспитатель, продавец, прачка, дворник)? Каким должен быть врач? Кем ты хотел бы стать, когда вырастешь?
Параметр исследования №13. Орудия труда: назначение, хранение, использование.
Игровое задание «Помоги Гномику».
Материал: сюжетные и предметные картинки с изображением материалов и инструментов.
Содержание диагностического задания.
Создается проблемная ситуация, требующая помощи в выборе материалов и инструментов.
— Гномику надо заготовить много дров на зиму. Какие инструменты ему потребуются и почему? (На картинках изображены топор, пила ручная, пила электрическая, ножницы, нож).
Какие правила нужно соблюдать при работе с данными инструментами?
Чем опасны все инструменты? Где они хранятся?
— Гномик хочет сшить новые зимние штанишки. Из чего штанишки сшить? (На 3—4 карточках образцы материалов: бумага, ткань разного цвета и плотности.)
- Какой материал лучше выбрать и почему? Какие инструменты нужны Гномику? (На предметных картинках нарисованы швейная машинка, иголка с ниткой, ножницы, ткань.) Где хранятся ножницы, иглы?
Параметр исследования №14. Название времен года, сезонных явлений.
Дидактическая игра «К нам пришел почтальон».
Материал: сюжетные картинки «Времена года».
Содержание диагностического задания:
Учитель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Он сообщает, что почтальон принес детям открытки. Получив открытку, ребёнок не должен показывать ее. Нужно рассказать сюжет так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие.
Параметр исследования №15. Уметь группировать транспорт по назначению: грузовой, легковой, его виды.
Дидактическая игра «Инопланетянин».
Материал: предметные картинки тематики «Транспорт».
Содержание диагностического задания:
Учитель сообщает:
— Сегодня к нам прилетел инопланетянин. Давай расскажем о неизвестных ему предметах.
Ребенку необходимо назвать предмет, его части, назначение.
— Что это? (Автобус.)
— Автобус какой? (Большой, железный, т. д.)
— Для чего нужен автобус?
— Что есть у автобуса?
Далее сравнить автобус с самолетом.
— А теперь расскажи инопланетянам, кого возит автобус? К какому виду транспорта он относится? Какие еще машины можно назвать легковыми? (Аналогично – грузовой транспорт).
Параметр исследования №16. Назначение светофора.
Собеседование.
Материал: картинка «Светофор».
Ход беседы. Расскажи, как называется предмет на картинке? Для чего он необходим?
4. Исследование состояния общей моторики.
Цель: - определить уровень сформированности у детей координации движений, ориентировку в макропространстве, чувства равновесия;
- определить индивидуальный подход для коррекции двигательных функций.
Коррекционная цель: определить возможности детей преодолевать недостатки зрительно-пространственной ориентировки с привлечением сохранных анализаторов.
Воспитательная задача: - развивать физические качества: координацию, выносливость, меткость, быстроту, ловкость;
- прививать навыки здорового образа жизни.
Перечень параметров исследования:
- Ходьба с заданиями, с использованием звуковых, зрительных ориентиров.
- Бег с изменением темпа, направления.
- Подлезание под веревку боком.
- Лазанье по гимнастической лесенке с пролета на пролет.
- Прыжки на двух ногах с заданиями.
- Отбивание мяча о землю одной рукой (3-4 раза подряд).
- Прослеживание движения глазами.
Игры и упражнения для определения уровня состояния общей моторики.
Параметр исследования №1. Ходьба с заданиями, с использованием звуковых, зрительных ориентиров.
Ход исследования. 1. Педагог предлагает ребёнку пройти по физкультурному залу, соблюдая его углы, обозначенными кеглями.
2. Педагог предлагает ребёнку пройти по залу, слушая внимательно темп ударов в бубен.
Параметр исследования №2. Бег с изменением темпа, направления.
Ход исследования. Педагог предлагает ребёнку пройти быстро (медленно) до кегли, затем вправо (влево).
Параметр исследования №3 Прыжки на двух ногах с заданиями
Ход исследования. Педагог предлагает ребёнку попрыгать на двух ногах с заданиями.
Параметр исследования №4. Лазанье по гимнастической лесенке, с пролета на пролет.
Ход исследования. Педагог предлагает ребёнку подняться по лесенке вверх, перейти на другой пролёт.
Параметр исследования №5. Отбивание мяча о землю одной рукой (3-4 раза подряд). Прослеживание движения глазами.
Ход исследования. Педагог предлагает ребёнку отбить мяч о землю одной рукой (3-4 раза подряд).
Параметр исследования №6. Подлезание под веревку боком.
Ход исследования. Педагог предлагает ребёнку подлезть под верёвку боком. (Высота веревки – 50 см.).
5. Исследование развития осязания, мелкой моторики рук.
Цель:
- выявить уровень сформированности у детей умений и навыков осязательного восприятия предметов (пластилин, карандаш, бумага и т. д.);
- определить уровень владения приёмами выполнения предметно- практических действий с помощью сохранных анализаторов;
- определить уровень сформированности зрительно-двигательной координации для индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку.
Коррекционная цель: определить уровень развития точности движений мелкой моторики рук;
- точность совмещения зрительного и двигательного анализаторов;
-умение ориентироваться в микропространстве;
-сформированность внимания и контроля за собственными действиями.
Воспитательная задача: - формировать эстетический вкус;
- формировать умение доводить начатое до конца;
- воспитывать аккуратность, старательность при выполнении работы.
Перечень параметров исследования:
- Навык держания карандаша: постановка пальцев, нажим.
- Штриховка. Умение регулировать движения.
- Точность проведения линий. «Дорожки».
- Координация движений глаз-рука при работе с трафаретом.
- Координация движений глаз-рука при работе с ножницами.
Игры и упражнения для определения уровня развития осязания,
мелкой моторики рук.
Параметр исследования №1. Навык держания карандаша: постановка пальцев, нажим.
Дидактическое задание «Раскрась фигуру».
Материал: тестовый лист с изображениями круга, квадрата, треугольника, цветные карандаши.
Ход исследования. Рассмотри фигуру. Закрась фигуру. Помни, что лист поворачивать нельзя. Не заходи за контур рисунка.
Параметр исследования №2. Штриховка. Умение регулировать движения.
Дидактическое задание «Заштрихуй фигуру».
Материал: тестовый лист с вариантами штриховки в разных направлениях, цветные карандаши.
Ход исследования. Рассмотри рисунок. Заштрихуй фигуру. Помни, что штриховать нужно в направлении, указанном стрелочкой. Соблюдай одинаковые расстояния между линиями (примерно 0,5см). Не заходи за контур рисунка.
Параметр исследования №3. Точность проведения линий «Дорожки»
(по методике Л. А. Вангера).
Дидактическое упражнение «Доедим до домика».
Материал: рисунок, на котором нарисованы дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом.
Ход исследования. На рисунке есть дорожки к домикам и машины. Ты должен соединить линией машину и дорожки к домикам, не съезжая с дорожки. Машина должна проехать по дорожке к домику.
Параметр исследования №4. Координация движений глаз-рука при работе с трафаретом.
Диктант с использованием трафарета.
Материал: предметные трафареты, лист бумаги, карандаш.
Ход исследования. Обведи по трафарету в левом верхнем углу грибок, в левом нижнем углу – цветок, в правом нижнем углу – елочку. Проведи с помощью линейных трафаретов от грибка к ёлочке – ломанную линию, а от ёлочки к цветку – волнистую линию.
Параметр исследования №5. Координация движений глаз - рука при работе с ножницами.
Монометрический тест.
Материал: ножницы.
Для ребёнка пяти лет - изображение любых геометрических фигур.
Для ребёнка шести лет - любое силуэтное изображение.
Ход исследования. Вырежи фигуру по контуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.
Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения в 2012 -13 учебном году....
Развёрнутое тематическое планирование по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения второго года обучения в 2012 -13 учебном году.
В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для средней группы детей с нарушением зрения, ...
Конспект развлечения для детей второго года обучения «Путешествие на остров «Знайки»
Программное содержание: Закрепить знания о геометрических фигурах, временах года, понятиях «длинный», «короткий», количественном счете в пределах «5». Упражнять в умении угадывать сказки по...
Конспект занятия по математике для детей второго года обучения с нарушениями интеллекта "Преобразование дискретных множеств"
Конспект занятия по математике для детей второго года обучения с нарушениями интеллекта "Преобразование дискретных множеств"...
Занятие для детей второго года обучения «Игрушки в гостях у ребят»
Занятие для детей второго года обучения «Игрушки в гостях у ребят»...
Приложение №4. Диагностика для детей первого года обучения (нарушение зрения)
Диагностика для детей дошкольного возраста, первого года обучения с нарушениями зрения....
Диагностика НПР детей второго года жизни. Показатели и методика выявления Второй год жизни
Диагностика НПР детей второго года жизни. Показатели и методика выявления Второй год жизни...