«Развитие коммуникативных навыков методом арт-терапии (юнгианская песочница)» у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Вашему вниманию предлагается конспект занятия с элементами психологического тренинга для воспитанников старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района
Санкт-Петербурга
Конспект
занятия с элементами психологического тренинга по социально-коммуникативному развитию на тему «Развитие коммуникативных навыков методом арт-терапии (юнгианская песочница)» у детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила и провела
Педагог-психолог
С.А. Максимова
Санкт-Петербург
2017г.
Цель: формирование навыков взаимодействия и конструктивного сотрудничества детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи:
- Закреплять представления о себе и других сверстниках
- Закрепить понятие «настроение»
Развивающие задачи:
- Развивать у детей способность к сочувствию, сопереживанию, сорадованию (эмпатийные свойства личности), как основу конструктивных взаимоотношений
- Формировать умение размышлять и осмысливать результаты собственной деятельности
- Развивать тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта»
- Развивать восприятие, творческое мышление и воображение
- Развивать монологическую связную речь
- Корректировать у детей самооценку и развивать их уверенность в себе
- Развивать процессы саморегуляции
- Развивать любознательность и познавательную мотивацию
Воспитательные задачи:
- поддерживать дружеские взаимоотношения
- формировать чувство ответственности за коллективный результат
- дать возможность детям выразить своё настроение, учить детей ощущать близость, тепло другого.
- стимулировать взаимопомощь и заботу о других.
Виды деятельности:
- Игровая
- Коммуникативная: упражнение-игра «Цветок настроения», упражнение-игра «Лепестки желаний», упражнение-игра «Паутинка», ответы на вопросы, диалоги, упражнение «Колодец», упражнение «Разрезная картинка».
- Продуктивная: упражнение в юнгианской песочнице «Построение общего песочного мира».
Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Технологии:
- Игровая (создание игровой мотивации)
- Здоровьесберегающая (развитие тактильной чувствительности, снятие психоэмоционального напряжения в результате использования метода песочной терапии)
- Познавательно-исследовательская деятельность (использование эвристической беседы)
- Социоигровая (создание условий для взаимодействия «ребенок-ребенок»)
Материал и оборудование:
Песочница, набор миниатюрных фигурок, магнитофон (в одном количестве), музыкальный диск с аудиозаписями (в одном количестве), кисточка (в одном количестве), лопатка (в одном количестве), клубок ниток (в одном количестве), набор разноцветных лепестков Цветика-семицветика на каждого ребенка (7 наборов в коробочках), цветок ромашки (в одном количестве)
Предварительная работа:
- знакомство детей с песочницей и правилами работы в ней, демонстрация фигурок
- игры в песочнице на развитие творческого воображения
- беседы с детьми о значимости культуры в общении друг с другом, о дружбе и взаимопомощи
Ход тренинга:
Вводная часть:
Психолог: Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас! Поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями!
- Ребята, занимайте, пожалуйста, места (дети занимают места на подушечках, расположенные на ковре)
- Мы с вами продолжаем наши занятия и сегодня мы отправимся в совместное маленькое увлекательное путешествие, с помощью которого вы сможете получить новые знания о взаимоотношениях людей друг с другом. Но перед этим поиграем в следующую игру.
Упражнение - игра «Цветок настроения»
Психолог: «В одной волшебной стране властелин песка вырастил необычный цветок, все его лепестки были разного цвета.
- Помните, на предыдущих занятиях мы говорили, что, каждое настроение может иметь свой цвет. Сейчас постарайтесь прислушаться к себе и понять какое у вас сейчас настроение. Теперь возьмите лепесток того цвета, с которым вы соотносите ваше настроение сейчас и положите его к сердцевине цветка.
Дети обозначают цветом свое настроение.
- Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А у тех ребят, у кого оно не очень хорошее, мы надеемся, что в конце нашего занятия оно улучшится.
- Посмотрите, ребята, у нас получился не просто цветок настроений, а настоящий цветик – семицветик.
Упражнение - игра «Лепестки желаний»
Психолог: «Сейчас у нас получился цветик- семицветик. Вы помните, ребята, из одноименной сказки, что каждый лепесток этого цветка был волшебный и исполнял желания? Давайте и мы попробуем высказать друг другу свои желания или ожидания по поводу предстоящего занятия.
(Каждый ребенок высказывает свои пожелания, держа в руках цветок ромашки, после чего дети убирают лепестки обратно в коробочку)
Спасибо, ребята! Мы все постараемся, чтобы наши с вами ожидания обязательно сбылись. А начнем мы с интересной игры, которая позволит нам ощутить друг друга единым целым.
Основная часть:
Упражнение- игра «Паутинка»
Психолог: - «Сейчас мы с вами находимся в одном общем круге. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Каждый из нас сможет выразить свои добрые мысли и чувства друг к другу. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра».
(Психолог несколько раз обматывает свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони или указательного пальца и катит клубок в сторону одного из детей.)
Психолог: - «Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ребенка, который должен быть следующим в "паутине". После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ребенку фразу, начинающуюся с одних и тех же слов, например: "Маша, ты мне нравишься, потому что..." Вы можете говорить о том, чем вас обрадовал тот ребенок, которому вы передаете клубок, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок».
Дети передают клубочек друг другу.
Психолог: - «Ребята, посмотрите, в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви».
После окончания упражнения происходит обсуждение и краткий анализ происходившего.
Наш клубочек волшебный смог нас объединить, теперь мы самый настоящий коллектив, мы вместе и сейчас мы с вами будет взаимодействовать и превратимся в маленьких волшебников, которые творят маленькие чудеса. Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? Правильно, мы будем творить в нашей песочнице.
Дети переходят в песочницу.
Упражнение «Разрезная картинка»
Психолог: «В песке закопаны части разрезной картинки, вам нужно их отыскать и собрать картинку. Что получилось? (Машина). На машине мы отправляемся в путь. Раз, два, три, в Песочную страну машина нас вези!».
Упражнение «Построение общего песочного мира».
Психолог: «Выберите каждый из коллекции игрушек фигурку, которая привлечет ваше внимание. А теперь расскажите о ней: что это за фигурка? Какими качествами характера она обладает? У кого есть похожие качества? Как ваша фигурка себя чувствует? Сколько ей лет?
Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Пока будет играть музыка, вам необходимо совместными усилиями построить город, обустроить пространство для жизни ваших героев. Перед началом работы договоритесь что вы будете строить.
В течение времени, пока играет мелодия, дети совместно друг с другом строят город.
По окончанию работы, психолог просит детей рассказать о созданном городе, помогая при этом наводящими вопросами: «Что это за город? Как он называется? Кто в ней еще живет? Чем занимаются? Всем ли хорошо в этой стране? и т.п.
Заключительная часть:
Вопросы для обсуждения:
- Понравилось ли вам совместное строительство?
- Что понравилось больше всего?
- Что помогало вам в работе, когда вы строили один совместный город?
- Что может помогать людям выполнять общее дело?
- Какие чувства возникали в процессе игры?
Упражнение- игра «Колодец»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие коммуникативных способностей как фактор снижения уровня конфликтности у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
В данной статье раскрывается значение общения ребенка со сверстниками для его развития, самооценки. Обозначены причины проблем межличностных отношений, намечены возможные пути решения конфликтны...
Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
В презентации по ИЗО деятельности я предлагаю предоставлять ребенку максимально проявить себя и показать свои возможности...
Использование методов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Не секрет, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаи...
Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».
Данная рабочая программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...
Занятие в педагогической песочнице для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Кто всех умнее?"
Занятие направлено на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников....