«Развитие коммуникативных навыков методом арт-терапии (юнгианская песочница)» у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Максимова Светлана Александровна

Вашему вниманию предлагается конспект занятия с элементами психологического тренинга для воспитанников старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района

 Санкт-Петербурга

Конспект

занятия с элементами психологического тренинга по социально-коммуникативному развитию на тему «Развитие коммуникативных навыков методом арт-терапии (юнгианская песочница)» у детей старшего дошкольного возраста.

        Подготовила и провела

        Педагог-психолог

 С.А. Максимова

        Санкт-Петербург

        2017г.

Цель: формирование навыков взаимодействия и конструктивного сотрудничества детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

  • Закреплять представления о себе и других сверстниках
  • Закрепить понятие «настроение»

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей способность к сочувствию, сопереживанию, сорадованию (эмпатийные свойства личности), как основу конструктивных взаимоотношений
  • Формировать умение размышлять и осмысливать результаты собственной деятельности
  • Развивать тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта»
  • Развивать восприятие, творческое мышление и воображение
  • Развивать монологическую связную речь
  • Корректировать у детей самооценку и развивать их уверенность в себе
  • Развивать процессы саморегуляции
  • Развивать любознательность и познавательную мотивацию

Воспитательные задачи:

  • поддерживать дружеские взаимоотношения
  • формировать чувство ответственности за коллективный результат
  • дать возможность детям выразить своё настроение, учить детей ощущать близость, тепло другого.
  • стимулировать взаимопомощь и заботу о других.

Виды деятельности:

  • Игровая
  • Коммуникативная: упражнение-игра «Цветок настроения», упражнение-игра «Лепестки желаний», упражнение-игра «Паутинка», ответы на вопросы, диалоги, упражнение «Колодец», упражнение «Разрезная картинка».
  • Продуктивная: упражнение в юнгианской песочнице «Построение общего песочного мира».

Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Технологии:

  • Игровая (создание игровой мотивации)
  • Здоровьесберегающая (развитие тактильной чувствительности, снятие психоэмоционального напряжения в результате использования метода песочной терапии)
  • Познавательно-исследовательская деятельность (использование эвристической беседы)
  • Социоигровая (создание условий для взаимодействия «ребенок-ребенок»)

Материал и оборудование:

Песочница, набор миниатюрных фигурок, магнитофон (в одном количестве), музыкальный диск с аудиозаписями (в одном количестве), кисточка (в одном количестве), лопатка (в одном количестве), клубок ниток (в одном количестве), набор разноцветных лепестков Цветика-семицветика на каждого ребенка (7 наборов в коробочках), цветок ромашки (в одном количестве)

Предварительная работа:

  • знакомство детей с песочницей и правилами работы в ней, демонстрация фигурок
  • игры в песочнице на развитие творческого воображения
  • беседы с детьми о значимости культуры в общении друг с другом, о дружбе и взаимопомощи

Ход тренинга:

Вводная часть:

Психолог: Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас! Поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями!

- Ребята, занимайте, пожалуйста, места (дети занимают места на подушечках, расположенные на ковре)

- Мы с вами продолжаем наши занятия и сегодня мы отправимся в совместное маленькое увлекательное путешествие, с помощью которого вы сможете получить новые знания о взаимоотношениях людей друг с другом. Но перед этим поиграем в следующую игру.

Упражнение - игра «Цветок настроения»

Психолог: «В одной волшебной стране властелин песка вырастил   необычный цветок, все его лепестки были разного цвета.

 - Помните, на предыдущих занятиях мы говорили, что, каждое настроение может иметь свой цвет. Сейчас постарайтесь прислушаться к себе и понять какое у вас сейчас настроение.  Теперь возьмите лепесток того цвета, с которым вы соотносите ваше настроение сейчас и положите его к сердцевине цветка.

Дети обозначают цветом свое настроение.

- Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А у тех ребят, у кого оно не очень хорошее, мы надеемся, что в конце нашего занятия оно улучшится.

 - Посмотрите, ребята, у нас получился не просто цветок настроений, а настоящий цветик – семицветик.

Упражнение - игра «Лепестки желаний»

Психолог: «Сейчас у нас получился цветик- семицветик. Вы помните, ребята, из одноименной сказки, что каждый лепесток этого цветка был волшебный и исполнял желания? Давайте и мы попробуем высказать друг другу свои желания или ожидания по поводу предстоящего занятия.

 (Каждый ребенок высказывает свои пожелания, держа в руках цветок ромашки, после чего дети убирают лепестки обратно в коробочку)

Спасибо, ребята! Мы все постараемся, чтобы наши с вами ожидания обязательно сбылись. А начнем мы с интересной игры, которая позволит нам ощутить друг друга единым целым.

Основная часть:

Упражнение- игра «Паутинка»

Психолог: - «Сейчас мы с вами находимся в одном общем круге. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Каждый из нас сможет выразить свои добрые мысли и чувства друг к другу. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра».

(Психолог несколько раз обматывает свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони или указательного пальца и катит клубок в сторону одного из детей.)

Психолог: - «Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ребенка, который должен быть следующим в "паутине". После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ребенку фразу, начинающуюся с одних и тех же слов, например: "Маша, ты мне нравишься, потому что..." Вы можете говорить о том, чем вас обрадовал тот ребенок, которому вы передаете клубок, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок».

Дети передают клубочек друг другу.

Психолог: - «Ребята, посмотрите, в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви».

 После окончания упражнения происходит обсуждение и краткий анализ происходившего.

Наш клубочек волшебный смог нас объединить, теперь мы самый настоящий коллектив, мы вместе и сейчас мы с вами будет взаимодействовать и превратимся в маленьких волшебников, которые творят маленькие чудеса. Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? Правильно, мы будем творить в нашей песочнице.

 Дети переходят в песочницу.

Упражнение «Разрезная картинка»

Психолог: «В песке закопаны части разрезной картинки, вам нужно их отыскать и собрать картинку. Что получилось? (Машина). На машине мы отправляемся в путь. Раз, два, три, в Песочную страну машина нас вези!».

Упражнение «Построение общего песочного мира».

Психолог: «Выберите каждый из коллекции игрушек фигурку, которая привлечет ваше внимание. А теперь расскажите о ней: что это за фигурка? Какими качествами характера она обладает? У кого есть похожие качества? Как ваша фигурка себя чувствует? Сколько ей лет?

Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Пока будет играть музыка, вам необходимо совместными усилиями построить город, обустроить пространство для жизни ваших героев. Перед началом работы договоритесь что вы будете строить.

В течение времени, пока играет мелодия, дети совместно друг с другом строят город.

По окончанию работы, психолог просит детей рассказать о созданном городе, помогая при этом наводящими вопросами: «Что это за город? Как он называется? Кто в ней еще живет? Чем занимаются? Всем ли хорошо в этой стране? и т.п.

Заключительная часть:

Вопросы для обсуждения:

- Понравилось ли вам совместное строительство?

- Что понравилось больше всего?

- Что помогало вам в работе, когда вы строили один совместный город?

- Что может помогать людям выполнять общее дело?

- Какие чувства возникали в процессе игры?

Упражнение- игра «Колодец»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие коммуникативных способностей как фактор снижения уровня конфликтности у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

В данной статье раскрывается значение общения ребенка со сверстниками для его развития, самооценки.  Обозначены причины проблем межличностных отношений, намечены возможные пути решения конфликтны...

Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

В презентации по ИЗО деятельности я предлагаю предоставлять ребенку максимально проявить себя и показать свои возможности...

Использование методов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Не секрет, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаи...

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

Занятие в педагогической песочнице для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Кто всех умнее?"

Занятие направлено на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников....