В дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Наблюдая за детьми с ЗПР, отметили, что продуктивные виды деятельности вносят значительный вклад не только в развитие творческих способностей воспитанников, мелкой моторики, но и способствуют развитию речи и познавательному развитию. Мной наработан богатый опыт по овладению детьми нетрадиционных художественных техник.
Разработала перспективный тематический план использования этих техник на занятиях по изодеятельности, учитывая индивидуальные особенности и возможности детей.
Необычное рисование привлекает внимание детей, развивает познавательный интерес. Дошколята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу; происходит обогащение и активизация словарного запаса. Все это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности воспитанников.
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют детей. На каждом занятии обязательно используем загадки, стихи.
А волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие, у них сохраняется высокая активность, работоспособность. Положительная эмоциональная реакция детей в процессе деятельности позволяет довести им свою работу до конца.
Хочется отметить простоту исполнения выразительного образа, яркость и фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребенком изобразительных средств. Наши воспитанники с удовольствием занимаются рисованием в свободной самостоятельной деятельности, используя нетрадиционные техники.
И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует. Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес, Цветы, машины, сказки, пляски… Всё нарисуем: были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на земле. В. Берестов
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь .
интересно весело красиво эмоционально креативно познавательно Нетрадиционные техники
Цель работы: Развитие речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными техниками рисования; развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке.
№ Тема занятия Нетрадицион- ные техники Программное Содержание Оборудование 1. Астры в вазе Рисование методом тычка Продолжать учить рисовать метом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете и геометрических формах – круг. Альбомный лист с карандашным контуром вазы и трех небольших кругов, гуашь, две кисти, изображение астр. 2. Гриб – боровик. Рисование методом тычка. Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Расширять знания детей о грибах и их видах. Альбомный лист с контурным изображением грибов, образец, гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрации и муляжи грибов . 1.октябрь Осеннее дерево. Рисование пальчиками, ладошкой. Учить рисовать деревья приемом пальчикового рисования и ладошкой. Закрепить признаки осени. Совершенствовать умения делать отпечатки ладони - крона дерева, пальчиками – листочки. Развивать цветовосприятие , творчество. Листы бумаги с нарисованными стволами и ветками, гуашь желтого, красного цветов, салфетки, иллюстрации, образцы. 2.. Яблочко наливное Рисование методом тычка. Продолжать рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете, заполнять контур несколькими цветами . Листы бумаги с изображенным контуром яблока, две кисточки, гуашь желтого. красного, зеленого цветов, образец. 1. Нарисуй шарфик. Печать по трафарету, рисование пальчиками. Познакомить с печать по трафарету, учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции и творчество. Шарфики, вырезанные из ткани, гуашь в мисочке, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки. 2. Гусь Рисование методом тычка. Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о домашних птицах. Зеленый лист с контурным изображением гуся, гуашь белого, красного цвета, две кисти (жесткая и беличья), принадлежности для рисования, образец
Рисование крупами Рисование по-мокрому Рисунок своими руками (рисование пальцами и ладошками) Ниткография Рисование штампом тычковое рисование, оттиск) Монотипия Игры с кляксами ( Кляксография ) Граттаж Пластилинография Рисование расческой, зубной щеткой Способы изображения
Оттиск печатками из овощей и фруктов Возраст: от трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Оттиск пенопластом, поролоном Возраст : от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта. Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт , поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой. Возраст : от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Отпечатки листьев. Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тампонирование ватными палочками, карандашом Возраст: от 2 лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель. Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным .
Монотипия предметная . Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная Возраст: от 6 лет Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка . Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
-материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить; -знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать; -не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием; -хвалите ребёнка , помогайте ему, доверяйте ему, ведь каждый ребёнок индивидуален! Рекомендации педагогам и родителям:
Используемая литература: Сайт: http://pedsovet.su/
Перспективное планирование
СЕНТЯБРЬ | ||||
Лексическая тема | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программные задачи | Оборудование |
«Детский сад» | «Петушки» | Рисование ладошками. | Познакомить детей с техникой рисования ладошками. Научить делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). К- развивать мелкую моторику, воображение. Л.-оречевление действий. | Тонированные листы бумаги, гуашь в мисочках, петушок - игрушка, принадлежности для рисования. |
«Игрушки» | «Самолёт» | Печать по трафарету | Упражнять в печатании с помощью трафарета. Закреплять умение дорисовывать у самолёта детали: иллюминаторы, дверь. Формировать представления дошкольников об игрушках, их назначении, существенных признаках (цвет, форма, величина), о материалах, из которых они сделаны. Воспитывать аккуратность. К.- развитие зрительно-моторной координации. Л. обогащать словарь прилагательных, глаголов | Поролон, трафареты, бумага, гуашь, кисти, салфетки, готовая композиция – образец. |
ОКТЯБРЬ | ||||
«Осень. Деревья, кустарники, лес» | «Осень в лесу» | Отпечаток (оттиск) капустным листом | познакомить детей с новым приёмом изобразительной техники – отпечаток (оттиск) капустным листом, учить прижимать капустный лист к бумаге; закреплять знания о времени года – осень; формировать умение передавать в рисунке впечатление от красоты осеннего дерева; закреплять умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно краскам осени; развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение; воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени, аккуратность при работе с красками. К-развитие мелкой моторики; Л.- активизация словаря прилагательных. | Бумага, стаканы с водой, краски гуашь, кисти №5, салфетки, клеёнки, подставки под кисти, сюжетные осенние картинки, листья пекинской капусты |
«Овощи» | «Дары Осени» | Рисование методом тычка. | Учить детей передавать форму и характерные особенности овощей. Продолжать учить рисовать метом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете и геометрических формах – круг. Закрепить навыки работы с кистью. Воспитывать аккуратность при работе с красками. К. развитие зрительно-моторной координации. Л. обогащать словарь прилагательных, глаголов. | Альбомный лист с карандашным контуром вазы и трех небольших кругов, гуашь, две кисти |
«Фрукты, ягоды» | «Яблочко Наливное» | Рисование методом тычка. | Продолжать учить рисовать методом тычка. Повторить названия фруктов, местом их выращивания; учить описывать их. Закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете, заполнять контур несколькими цветами. К. развитие мелкой моторики, творческого воображения. Л. совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. | Листы бумаги с изображенным контуром яблока, две кисточки, гуашь желтого. красного, зеленого цветов, образец. |
НОЯБРЬ | ||||
«Одежда. Головные уборы» | «Украшение платочка» | Рисование пальчиками, печать пробками | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками, развивать чувство композиции и ритма. Формировать сенсорные способности. К.- развитие мелкой моторики. Л.- обогащение словаря существительных, прилагательных, глаголов. | Цветной лист треугольной формы, гуашь, пробки, салфетки, платки. |
«Обувь» | «Сапожки для матрешки». | Рисовать ватной палочкой | Закреплять умение рисовать нетрадиционным способом, рисовать ватной палочкой, продолжать развивать умение правильно держать палочку, учить составлять целое из частей, группировать обувь (детская-взрослая). Развивать умение различать и называть цвет (красный, желтый, зеленый, синий); величину (большой- маленький). К.-развитие внимания, памяти. Л.-Закреплять в активном словаре названия основных цветов: красный, зеленый, желтый, синий. | Пара детских и пара взрослых сапог, картонные сапоги разного цвета из двух частей, гуашь красного цвета, ватные палочки, салфетки, макеты бумажных сапожков, кукла. |
«Продукты питания» | «Бублики - баранки» | Рисование пальчиками | Учить изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. Формировать умение рисовать кольца (бублики и баранки), контрастные по размеру (диаметру). Упражнять в технике рисования пальчиками. К.-Развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука». Л.-Вызвать у детей радость от проговаривания знакомой потешки и желание активно договаривать слова и фразы | Листы тонированной бумаги (для фона), гуашевая краска жёлтого цвета, кисти разного размера и подставки для них, баночки с водой, салфетки для просушивания ворса. Образцы нарисованных бубликов и баранок для развития тактильных ощущений. |
«Посуда» | «Чашка для мамы» | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Учить классифицировать посуду, К.- развитие мелкой моторики. Л.- побуждать к проговариванию выполняемых действий, правильно называть: кухонная, столовая, чайная, глиняная, стеклянная, металлическая. | Лист бумаги с изображением чашки, пробки, цветная гуашь. |
ДЕКАБРЬ | ||||
«Мебель. Электропри-боры» | «Телевизор» | Оттиск поролоном. | Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу. формировать представления о предметах, необходимых человеку, их назначении; К. развитие зрительно-моторной координации. Л. практическое употребление предложений разной конструкции. | Листы бумаги с изображенным контуром телевизора, паралон, две кисточки, гуашь желтого. красного, зеленого, синего цветов, образец. |
«Зима. Зимние забавы» | «Красивые снежинки» | Свеча + акварель. | Упражнять в рисовании свечкой снежинок, закрепить умение тонировать рисунок. Воспитывать аккуратность. Формировать представления о сезонных изменениях в природе. К.- развитие внимания, памяти; Л.- | Свеча, акварель, кисти, вырезанные снежинки из бумаги. |
«Новый год» | «Весёлый снеговик» | Тычок жесткой кистью, рисование пальчиками. | Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность. Расширять представления о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. К-развитие представления, мелкой моторики; Л.-практическое употребление простых предложений. | Снеговик, вырезанный из серой бумаги, белая гуашь, жесткая кисть, гуашь красного, черного цвета в мисочке, салфетка |
ЯНВАРЬ | ||||
«Домашние животные» | «Собака на коврике» | Рисование солью. | формировать умения рисовать солью; развивать творческие способности детей, воображение и восприятие окружающего мира воспитывать доброе и нежное отношение к домашним животным, воспитывать аккуратность при выполнении работы, умение ее старательно выполнять. К.-развивать мелкую моторику рук; Л.- Развивать умение выделять признаки сходства и различия и выражать их в речи. | картинки с изображением собак (щенков, картон белого цвета, соль, розетки для соли, гуашь, кисточки для краски, стаканчики, салфетки. |
«Дикие животные» | «Ёжик» | Рисование смятой бумагой. | Совершенствовать умение рисовать смятой бумагой ежа, развивать чувство ритма, композиции. Формировать представления о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. Воспитывать аккуратность. К.- развитие внимания, памяти; Л.- активизировать словарь существительных, глаголов, прилагательных. | Силуэт ёжика, гуашь, смятая бумага, картина «Ежи». |
ФЕВРАЛЬ | ||||
«Домашние птицы» | «Гусь» | Рисование методом тычка. | Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. К.- развитие мышления, внимания; Л.-развивать диалогическую речь | Зеленый лист с контурным изображением гуся, гуашь белого, красного цвета, две кисти (жесткая и беличья), принадлежности для рисования, образец |
«Дикие птицы» | «Грачи» | Рисование методом тычка. | Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о перелетных птицах. К.-развивать мелкую моторику рук; Л.- развивать умение выделять признаки сходства и различия и выражать их в речи. | Листы с контуром грача, черная и белая гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрация. |
МАРТ | ||||
«Семья. Части тела» | «Моя рука – моя семья» | Рисование ладошками. | Закреплять приемы рисования ладошками, умение дорисовывать фломастерами и гуашевыми красками части тела (нос, рот, глаза и т. д.); Формировать представления о семье; воспитывать уважение и любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их портреты. К.-развивать мелкую моторику; Л.-обогащать и активизировать словарь в процессе расширения представлений о семье; | белые листы формата А-4, фломастеры, набор гуаши, кисти, влажные салфетки, стакан с водой, музыкальный центр, аудиозапись. |
«Дом, город, страна» | «Улицы нашего города» | Печать по трафарету, примакивание. | Совершенствовать умение в данной технике, закреплять умение печатать по трафарету. Формировать первичное представление о родном городе, его достопримечательностях. Развивать способность наблюдать, описывать. Воспитывать аккуратность в работе. К.- развитие внимания, памяти; Л.- активизировать словарь существительных, глаголов, прилагательных. | Лист формата А4 тонированный, гуашь, кисти, трафареты, иллюстрации с изображением города. |
«Транспорт» | Таинствен ный космос. | Восковые мелки + акварель. | Закреплять умение выполнять рисунок восковыми мелками, тонировать лист акварельными красками. Расширять кругозор, знания детей о космосе. К.- развивать воображение, внимание; Л.-практическое употребление простых предложений. | Листы бумаги, кисти, акварель, восковые мелки, иллюстрации по теме «Космос». |
АПРЕЛЬ | ||||
«Профессии» | Добрый доктор Айболит. | Восковые мелки + акварель. | Учить рисовать человека восковыми мелками или маркером, дополнять детали (чемоданчик, градусник и т. д.), тонировать лист. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Продолжать знакомить детей с трудом врача. Воспитывать в детях чувство уважения к труду. К-развитие представления, мелкой моторики; Л.-практическое употребление простых предложений. | Листы бумаги разного формата, восковые мелки, маркеры, иллюстрации, принадлежности для рисования. |
«Весна. Насекомые» | Ветка мимозы. | Рисование пальчиками. | Закреплять умение самостоятельно рисовать цветы мимозы, делая отпечаток пальцами. Учить располагать цветы вдоль всего стебля, закреплять умение рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах. К.- развитие внимания, памяти; Л.- активизировать словарь существительных, глаголов, прилагательных. | Светло – зеленый лист, гуашь зеленого и желтого цвета, кисть, образец или иллюстрация, принадлежности для рисования. |
«Водоемы и их обитатели» | «Рыбки» | Печатание пробками, тычок ватной палочкой, пуантилизм, рисование пальчиками, рисование смятой бумагой. | Вызвать у детей интерес к образу рыбки, упражнять раскрашивать разными способами с применением нетрадиционной техники - пуантилизм, добиваться выразительности образа путём контрастного сочетания цветов; воспитывать желание оказать помощь одинокой рыбке. К.-развивать мелкую моторику; Л.-обогащать и активизировать словарь в процессе расширения представлений о водоемах и их обитателях. | Силуэты рыбок, гуашь, ватные палочки, пробки, бумага, фломастеры, салфетки, презентация с изображением рыбок, скотч, нарисованный аквариум с рыбкой. |
МАЙ | ||||
«Лето. Школа» | «Радуга - дуга» | Рисование ватными палочками. | Развитие чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя, любоваться природой; развитие воображения, фантазии; развитие чувства цвета, восприятия цвета; продолжать знакомить с техникой рисования гуашью ватными палочками. К.- развитие внимания, памяти; Л.- активизировать словарь существительных, глаголов, прилагательных. | Картинки с изображением радуги; гуашь, листы бумаги, ватные палочки, салфетки. |
«Повторение пройденного» | «Волшебные облака» | Кляксография, рисование пальчиками. | Закреплять умение рисовать пальчиками, способом кляксографии. Развивать абстрактно – образное мышление, учить видеть в пятне образ. К-развитие представления, мелкой моторики; Л.-практическое употребление простых предложений. | Тонированные листы бумаги, белая гуашь, иллюстрации. |
НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С КОЛЛЕГАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФАНТАЗИИ И ТВОРЧЕСТВА, ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей детей. Смену детских поколений и их предпочтений, появление...
Открытое занятие для педагогов по рисованию: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста «Летний дождик»...
Возраст: младший дошкольный возрастНаправление: художественно-эстетическоеТехника: пластилинографияТема: «Утенок и цыпленок на полянке»Цель: Научить детей создавать картину с помощью пласт...
В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию....
Актуальность данной темы связана с тем, что: во-первых, школьное обучение требует достаточно богатого воображения, которое необходимо для усвоения детьми новых знаний; во-вторых, современном...