Особенности работы с детьми с ЗПР в условиях общеобразовательной группы детского сада.
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Особенности работы с детьми с ЗПР в условиях общеобразовательной группы детского сада.
Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Дети с задержкой психического развития составляют большой процент в массовых детских садах.
Многие дети с ЗПР не прошли обследование на ПМПК, другая группа детей обследована, но не получила официального заключения и.т.п. Часто из-за нехватки мест в специализированных детских садах, либо из-за недопонимания родителями всей сложности ситуации и из-за необоснованных предубеждений многие дети с задержкой психического развития посещают общеобразовательные группы.
В новых условиях инклюзивного образования таких детей становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо знать особенности развития детей с ЗПР, чтобы дать особенным детям равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Особенности развития детей с ЗПР
Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы детей с ЗПР. Недостаточен процесс переработки сенсорной информации. Детям трудно целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они наблюдают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Не могут узнать даже знакомые объекты, если они изображены в непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия предметов у них занимает больше времени.
Внимание детей с ЗПР характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость.
В мыслительной деятельности также обнаруживается отставание. Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом уровне, однако установить причинно – следственные связи дети затрудняются. Для них характерен пониженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса. Слабая сформированность обобщающей функции слова обусловливает трудности в овладении детьми родовыми понятиями. Недостаточна гибкость мышления, наблюдается склонность к стереотипным решениям, использованию неадекватных способов действия. При пересказе несложные небольшие рассказы, сказки такие дети слушают с вниманием, иногда пересказывают с помощью педагога, но скоро забывают; общий смысл прочитанного понимают не всегда.
Затруднено овладение математическими представлениями. Многие дети с ЗПР могут правильно указать большую или меньшую группу предметов, воспроизвести числовой ряд в пределах 5 (далее часто с ошибками), в обратном счете затрудняются; пересчитывают небольшое количество предметов (в пределах 5), но нередко не могут назвать результат.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно отражается на продуктивной деятельности (элементы письма, рисование карандашом, лепка).
Отмечаются затруднения при формировании структуры деятельности. Дети с ЗПР нуждаются в особой помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и образцу.
В игровой деятельности дети с ЗПР не могут без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, не учитывают общие интересы, не способны контролировать свое поведение. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют, возникают трудности при переходе к основному виду деятельности школьника – учебной.
Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических конструкций, недостаточности фонетико – фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, резко недостаточная развернутость в высказывании. Выявляется низкий уровень владения звуковым анализом слова. Не все дети с ЗПР справляются даже с выделением гласного звука из начала слова.
Дети с ЗПР испытывают трудности ориентирования в пространстве, в овладении временными понятиями. Они не понимают или выполняют задания неправильно.
Без проведения специальных коррекционных мероприятий у таких детей к началу школьного обучения оказываются несформированными школьно – значимые функции. Дети с ЗПР не готовы к социальной позиции школьника. Ослабленность нервной системы приводит к повышению утомляемости, истощаемости, что непременно сказывается на успешности обучения.
Воспитатели, работающие с такими детьми нуждаются в психолого-педагогической поддержке на пути к профессиональному и личностному росту, приобретению опыта практической деятельности в условиях инклюзивного обучения.
Как нужно воспитателю построить работу, если в группе есть дети с ЗПР?
20 правил работы с детьми с ЗПР для воспитателя.
- Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
- Многократно повторять материал на занятиях.
- Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
- При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
- Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
- Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
- Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
- Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
- Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
- Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
- Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
- Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
- Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
- Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
- Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
- Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
- Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
- Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
- При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (дефектолог, логопед, психолог).
- При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).
На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился в специализированных учреждениях, имеющих квалифицированных специалистов, методическую базу и специальные условия, учитывающие индивидуальные особенности детей.
Педагоги массовых детских садов, перенимающие данный опыт, имеют возможность достичь высоких результатов в работе с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательных учреждений.
(из опыта работы и по материалам интернет-ресурсов )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.
.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...
Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.
В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада
В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...
Работа по развитию речи детей в условиях общеобразовательной группы детского сада.
С каждым годом жизнь предъявляет к нам и нашим детям более высокие требования.Неуклонно растет объем необходимых знаний.Сейчас к семи годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно бога...
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе детского сада.
Описание опыта работы с детьми с КИ в логопедической группе. Рекомендации по созданию условий для детей с КИ и разделению функций педагогов....
Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях комбинированной группы
Дошкольный возраст -наилучший период для коррекции. Детский сад является наиважнейшей ступенью в развитии детей и кореекции имеющихся нарушений. Специфика работы воспитателя на группе комбинированной ...