Работа с детьми с гиперактивностью и дефицитом внимания. Практика учителя-дефектолога.
статья по коррекционной педагогике

Меженская Наталья Викторовна

Данная статья посвещена применению на практике рекомендаций по работе с гиперактивными детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с детьми с гиперактивностью и дефицитом внимания.

Практика учителя-дефектолога.

О гиперактивности сейчас говорят и пишут очень много! Советов и рекомендаций тысячи! Хочу поделиться своими наблюдениями. Опыт у работы с гиперактивным детьми у меня  не большой. За 2,5 года были занятия с мальчиком с СДВГ 8-ми лет, назовём его Вася. Еще один мальчик Саша, 6 лет. Так же ко мне обращались за консультацией родители Данила (6 лет), родители Маши (6 лет).  С обучающимся работа проходила индивидуально.  

Дети с гиперактивностью, как известно, характеризуются неустойчивостью (колебаниями) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля. Ребенок продуктивно работает в течение 5—15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3 — 7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. Работая с Васей, я заметила, что действительно, ребёнок в какой-то момент «выключается». Задание, которое он выполнял, вдруг становится непонятным, инструкции проговаривается ребёнком несколько раз, он теряется и доделать до конца не может. В этот момент можно дать какое-либо задание другого характера, чтобы переключить ребёнка. После  Вася обычно снова приступал к работе с новыми силами.

В момент, когда активность внимания высока, у некоторых наблюдался очень высокий темп выполнения заданий. Важно быть помнить о том, что ребёнок может выполнить все быстро, и подготовить про запас несколько дополнительных игр или упражнений.

Часто советуют установить твердые правила, которые ребёнку важно обязательно выполнять. Да! На практике фраза «У нас правило!» действовала безотказно.  Естественно, сначала детей познакомили с этими правилами: слушать педагога, выполнять задания, доделывать до конца, сидеть спокойно, брать игрушки с разрешения педагога. Некоторое время дети испытывали трудности, но со временем привыкли и стали соблюдать правила.

Еще одно наблюдение: давая поручения важно смотреть ребёнку в глаза. Когда зрительный контакт установлен, можно быть уверенной, что ребёнок слышит обращенную к нему речь. Особенно, если педагог говорит что-то важное.  Концентрация на задании позволяете ребёнку настроиться на рабочий лад.

Гибкая система вознаграждения за хорошо (без отвлечений) выполненное задание – как это применять на занятиях? В нашем случае поощрением был выбор любой игрушки или понравившейся дидактической игры. Бабушкин метод, так сказать: «Сначала суп, потом конфеты».  Как правило, на это отводилось минут 5-ть в конце занятия.  Такой подход мотивирует ребёнка на выполнение заданий. Этот метод я использую в работе не только с гиперактивными детьми.

У гиперактивных часто наблюдается повышенная отвлекаемость. Занимаясь индивидуально, снизить влияние отвлекающих факторов вполне возможно. Сама ситуация индивидуального занятия предполагает спокойную обстановку. В условиях коллективной работы – это сделать сложнее.

Подводя итог работы с детьми, я пришла к выводу, что работать с ними было интересно. При регулярном посещении занятий Вася достиг хороших результатов. Положительная динамика прослеживалась в усвоении знаний, развитии психических процессов, в частности внимания.  Наблюдая за ним, я отмечала не один раз, что этот ребёнок отличается от других не только своим поведением, но и неординарностью мышления. Иногда он, увлекшись заданием, сам экспериментировал и делал выводы, подмечал тонкости и детали.

Но, к моему сожалению, не всегда результаты были такими. Работа с Сашей устойчивой положительной динамики не принесла. Мальчик часто пропускал занятия, реализовать программу в полном объёме с ребёнком не удалось.

При работе с детьми очень важен контакт с их родителями! И, на мой взгляд, в коррекционной работе – это самое сложное. Когда мамы и папы понимают сложности ребёнка и выполняют рекомендации специалистов, то преодолевать трудности легче. Затраченные усилия обязательно принесут результат,  практика это подтверждает.



Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку с гиперактивностью032А.jpg032А.jpg

 и нарушением внимания?

Наши советы помогут родителям и близким взрослым взглянуть на проблему с другой стороны,

чтобы помочь своему дорогом чаду и себе!

  • Установите твердый распорядок дня (даже режим недели/месяца), обязательный не только для ребенка, но и для всех членов семьи. Режим дня должен быть удобен для всей семьи. Так, ребенок будет меньше переутомляться, питаться и отдыхать вовремя. Это позволит ему учиться саморегулированию, а вам - быть спокойней. Сон, отдых после нагрузок, перерывы во время выполнения домашних заданий – все это поддерживает целостность ребенка и его внимание. Напоминайте об этом распорядке почаще.
  • Можно развесить по дому напоминания в виде картинок.
  • Важно, чтоб у ребёнка были обязанности. Напоминайте ребенку о его обязанностях не только устно. Пусть он видит их: повесьте на стену их перечень.
  • Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития и способностям. Прежде чем поручить ребенку что-либо, тщательно взвесьте, сможет ли он справиться с этим.
  • Поручения должны быть короткими, четкими и конкретными.
  • Давая поручения, старайтесь смотреть ребёнку в глаза. Это сконцентрирует его на задании, а так же эмоциональной поддержит. Ласковый взгляд укрепляет чувство безопасности и уверенности в себе.
  • Не ожидайте, что поручение или свою обязанность ребенок сразу выполнит очень хорошо.
  • Придумайте гибкую систему вознаграждения за хорошо (без отвлечений) выполненное задание (поручение, обязанность). Поощрять необходимо сразу, не откладывая на потом. Хорошо, если Вам удастся создать совместный список поощрений: то, чем можно  наградить. Это могут быть приятные мелочи, совместные прогулки, кино, совместное время дома, когда вы можете просто играть, рисовать, лепить, баловаться.
  • Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь. Возможно выполнение одного и того же действия нужно будет продемонстрировать не один раз. Запаситесь терпением!
  •  Убедитесь, что ребенок видит связь между поступком и его последствием. Подписывайте соглашения со своим ребенком типа: «Я, Алексей, обязуюсь три дня подряд не опаздывать в школу. Если я это выполню, то смогу смотреть телевизор на 30 минут дольше». 
  •  Следует объяснить ребенку, что обязанности, не выполненные в срок, придется выполнять в другое время, предназначенное для отдыха и развлечений. Нельзя разрешать откладывать выполнение дел на другое время, т.к. потом он может забыть это сделать.  
  •  Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка. Не подбирайте за ним вещи и игрушки.
  •  Не следует давать ребенку только директивные указания: « Ты должен сделать то-то и то-то». Лучше говорить с ним в более мягкой форме: «После того, как ты соберёшь игрушки, можешь посмотреть телевизор».
  •  Постарайтесь снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания. Выключите телевизор, когда пришло время накрывать на стол. Не приглашайте друзей в дом, когда ребенок делает уроки.
  •  Предусмотрите еженедельную уборку ребенком своей комнаты, стирку одежды и мытьё игрушек. Обеспечьте такую атмосферу в доме, когда работают все вместе, поддерживая порядок в доме. (На самом деле любую работу можно сделать совместной. Это не только поможет ребёнку, но и укрепит взаимоотношения в семье!)
  •  И помните! В ежедневном общении Ваш ребенок должен обязательно чувствовать нежные прикосновения (прикосновение к руке, поглаживание по голове, легкое объятие и т. п.). Тогда он будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легче общаться с людьми.

Спасибо за внимание!

  1. По материалам журнала «Дефектология» №1.2000 год. Стр. 61 А.Г. Московкина, МПГУ
  2. https://www.b17.ru/article/podskazki_dlya_roditelej_giperaktivnykh/
  3. http://uchitelskaia.ru/giperaktivnyiy-rebenok/
  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/02/26/giperaktivnye-deti



Предварительный просмотр:

Гиперактивность и дефицит внимания!032А.jpg032А.jpgБезимени-1ПА.jpg

                         Рекомендации для педагога.

                          Современным детям с гиперактивностью приходится трудно! Взрослым, находящимся рядом, не легче!

Уже в дошкольном возрасте дети с такими проблемами без видимой цели бегают, прыгают, карабкаются, ползают, не могут сосредоточиться, спокойно сидеть, постоянно ёрзают на стуле, чем часто раздражают учителей, родителей, посторонних. Гиперактивный ребенок мешает работе в коллективе. Такой ученик не может ждать, пока его спросят, перебивает учителя (воспитателя) и детей, отвлекается сам и мешает другим.

Что делать, когда в классе/группе обучается такой ребёнок?

  • Дети с гиперактивностью характеризуются неустойчивостью (колебаниями) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля. Ребенок продуктивно работает в течение 5—15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3 — 7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил он снова способен к продуктивной деятельности и т.д. В момент этого отдыха можно дать какое-либо задание другого характера, чтобы переключить его.
  • Прежде чем поручить ребенку что-либо сделать, стоит взвесить, сможет ли он справиться с этим. Не стоит ожидать, что поручение или свою обязанность он сразу выполнит очень хорошо.
  • Нужно установить твердые правила, которые ребёнку важно обязательно выполнять. Напоминание о правилах поможет справиться с трудностями и приучит к дисциплине.
  • Посильные поручения, которые ребенок должен выполнять  регулярно (ежедневно, еженедельно и т.д.) благотворно повлияют на воспитание волевых качеств, самоконтроли и ответственного отношения к деятельности.
  • Давая поручения, старайтесь смотреть ребёнку в глаза. Это сконцентрирует его на задании.
  • Важно включение ребенка в разнообразную социально значимую деятельность. Это помогает созданию активных и действенных форм детского опыта, улучшает межличностные отношения в коллективе,  закрепляет положительные  представление ребенка о самом себе.
  • Не стоит предотвращать последствия забывчивости ребенка. Напоминание об обязанностях не только устно, но и в наглядной форме  (табличек, картинок и т.д.) поможет ребенку развивать волевые качества и самоконтроль.
  • Поможет гибкая система вознаграждения за хорошо (без отвлечений) выполненное задание. Стоит чаще показывать ребенку, как лучше выполнить то или иное задание, не отвлекаясь.
  • Общение лучше выстраивать в более мягкой форме. Директивные указания не принесут желаемого результата.
  •  У таких детей часто наблюдается повышенная отвлекаемость. Важно снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания (насколько это возможно в условиях работы в коллективе).

Надеемся, что наши советы помогут педагогам выстроить работу с ребёнком,  чтобы помочь ему и себе!Бегут 1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция развития внимания гиперактивного ребенка на занятиях с учителем-дефектологом.

           В последнее время педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке....

Особенности работы с детьми, имеющими синдромом гиперактивности с дефицитом внимания.

Консультация для педагоговГБОУ детский сад № 994 г. МоскваПодготовил учитель –логопедСултанова Наталия Витальевна2013 год Особенности работы  с детьми, имеющими  синдромом  гиперак...

Кинезиология и логоритмика как виды работ с детьми с СДВГ(синдром дефицита внимания и гиперактивность).

Статья расчитана на широкий круг читателей и специалистов.В ней рассказано о нетрадиционных методиках в работе логопеда-кинезиологии и логоритмике.Показаны этапы работы,приведены примеры из личного оп...

Особенности работы с родителями детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Статья в которой описываются практические рекомендации для родителей гиперактивных детей. Данные рекомендации будут полезны и педагогам, работающим с данной категорией детей....

Рекомендации педагогам по работе с детьми, у которых синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Здесь представлены рекомендации педагогам по работе с детьми с СДВГ....

Подвижные игры в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Подвижные игры в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности....

Картотека дидактических игр по художественно-эстетическому развитию для работы в старшей группе с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Картотека дидактических игр по художественно-эстетическому развитию для работы в старшей группе с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....