Клуб для родителей "Мы вместе"
материал по коррекционной педагогике

Пескова Кира Вячеславовна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_klub.docx119.12 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский клуб «Мы вместе» как эффективная форма взаимодействия с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ

Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…  (И. Кант)

«Лучшее, что мы можем дать нашим детям, - это наша любовь»  (Луиза Хей)

Пояснительная записка

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, и на его основе формируются определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Участие родителей в жизни ребёнка является  непосредственным  показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею  своих  прав, выражением понимания человеком своего социального  статуса  и  возможностей. Таким образом, в общении с родителями происходит начальный период становления индивида.

Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, а ведь в детстве закладывается основа личности человека.

Жизнь современной семьи состоит из бесконечной суеты и ежедневных стрессов, которые связаны с перегруженностью на работе и гонкой за материальным благополучием из-за нехватки денег. Стремясь к обеспечению финансовой стабильности семьи и достойного уровня жизни, многие родители даже не замечают, что их ребенок уже вырос, а потом удивляются: в кого же пошел он характером, если в отличие от них он не любит трудиться и проявляет ко всему безразличие.

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей.

Ст. 61 СК гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются родители, как субъекты родительских правоотношений (родительские правоотношения — это правоотношения между родителями и детьми).

Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обеспокоены поведением своих детей, так как, по мнению учёных, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т.д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким местом повышения психолого-педагогической культуры родителей может стать детский сад. В детском саду ребёнок — равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском саду  характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодействии детский сад и семья могут создавать условия для полноценного развития личности ребёнка, признавать его ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т.д. Главная тенденция – обучать родителей и помогать им  в решении этих задач.

Актуальность проблемы, очевидна, так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно развивать и  воспитывать своих детей. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и доступно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.

Именно это послужило толчком создания клуба «Мы вместе» на базе нашего детского сада, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие лёгкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения с взрослыми и сверстниками.

Работа Клуба является важным шагом в направлении повышения психологической и педагогической культуры родителей и требуют новых подходов в работе с ними.

Направление групповой работы с родителями, основанное детским психотерапевтом X. Джайноттом, возникло в 50-е годы XX века и получило название «модель группового психологического консультирования», где основными методами являлись: групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры. Клуб можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Описание групповых методов работы с родителями можно найти в работах отечественных психологов и психотерапевтов А. Я. Варги, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми, которое, как утверждают авторы, происходит в процессе групповой работы, повышает эффективность психокоррекционных мероприятий с детьми.

Как отмечал Л. С. Выготский, мать является первой социальной средой для ребенка раннего возраста и своеобразной стартовой основой для всей последующей психической деятельности, то есть основой здоровой психики. Весьма актуально звучит сформулированное им общее положение о воспитании: «воспитывать значит организовать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети»

Многие родители достаточно хорошо осознают проблемы своих детей, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решать  их. Работа специалистов и  анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки.

По данным физиолого-гигиенического мониторинга Российской академии образования ежегодно увеличивается число дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Ребенок с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ «Об образовании в РФ», ст.2 п. 16).       

Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства не зависимо от психофизиологических и других особенностей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых. Семья является надёжным фундаментом в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества. Поэтому в своей работе мы применяем личностно-ориентированный, гуманно-личностный подход к детям и к родителям.

Таким образом, одним из важных направлений в деятельности ДОУ является работа с семьями детей с ОВЗ.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи.

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям. Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного привлечения других специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед). Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с Положением (приложение1) и программным содержанием работы, который составляется на один учебный год  и может корректироваться в соответствии с запросом родителей. В плане отражается тематика встреч, консультаций; форма организации, сроки, ответственные.

Организации встреч с родителями предшествует подготовительная работа, которая состоит из нескольких этапов:

1. С помощью анкетирования и опроса родителей руководитель Клуба выявляет волнующие родителей проблемы, наиболее востребованные темы для обсуждения.

2. Тема встречи оглашается заранее. На информационных стендах для родителей в приемных вывешивается приглашение на встречу

Построение плана-программы клуба «Мы вместе»

Данная программа состоит из девяти встреч, цель которых — дать участникам представление об особенностях развития и воспитания детей. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность встречи может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели.

Основная часть

Она состоит из нескольких этапов (по усмотрению ведущего).

Теоретический этап, как правило, проводится в виде мини-лекции или консультации по данной проблеме. Её цель — сосредоточить внимание на вопросе, познакомить с новой информацией по проблеме и научными подходами к ней.

Практический этап - отрабатываются конкретные навыки по взаимодействия с детьми в виде решения педагогических ситуаций, обмена мнениями, игр и т. д. Игры и игровые ситуации помогут избежать монотонности занятия, являются прекрасной разминкой для любой категории слушателей. Игры помогают родителям более непринужденно выполнять сложные задания.

Диагностический этап — способствует собственному осознанию родителями своих проблем и включает разработку и проведение тестирования, опросников, различных методик, проективных рисунков и т. д.

Во время работы, чтобы сохранить конфиденциальность и душевное спокойствие, каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции. Никто посторонний результатов теста не видит. Предполагается, что извлекаемая из результатов теста информация станет предметом размышления и переживания, будет побуждать к самоанализу. Тест — это прежде всего инструмент диалога. Результаты могут привести к смене установок относительно собственных способностей и возможностей и замене стратегий поведения. Также в виде тестов в начале и в конце встреч можно использовать методику самооценки по шкалам: самочувствие, активность, настроение и др.

Коррекционно-профилактический этап имеет непосредственно практико-ориентированную направленность — аутотренинга, релаксации, упражнения на снятие психоэмоционального напряжения и др.

Заключительная часть

Завершая работу клуба с родителями, целесообразно подвести итоги, в которых необходимо дать оценку того, оправдались ли ожидания его участников, что было значимым для каждого из них, какие выводы для себя сделали. На завершающем этапе заседания Клуба важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый родитель должен решать для себя, что на занятии подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Как это можно сделать?

Во время проведения процедуры обратной связи (в программе этот момент отмечен как «самооценка» или «рефлексия») в конце работы можно использовать следующие приемы:

1. Письменная форма (каждый участник отвечает на вопросы письменно):

  • Чем полезна именно для Вас данная встреча?
  • Ваши пожелания на следующую встречу и др.

2. Устная форма

Возможны другие варианты.

Программное содержание

Сентябрь

Встреча 1. Воспитывать - значит любить

Цели: познакомить родителей с их правами и обязанностями по отношению к детям; дать характеристику основным типам семейного воспитания; познакомить с приоритетными направлениями и перспективами развития семейной политики.

План:

  1. Вступление  (информация о клубе, его целях, задачах, планах).
  2. Знакомство с нормативно-правовой базой семьи (Закон «Об образовании РФ», Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка).
  3. Беседа «Характеристика типов семейного воспитания».
  4. Встреча со специалистами (учителем – дефектологом, педагогом – психологом, учителем – логопедом)
  5. Рефлексия.

Октябрь

Занятие 2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Цели: познакомить родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста; обозначить основные проблемы, связанные с возрастными особенностями, и наметить пути их решения.

План

Приветствие.

  1. Беседа о психическом и физическом развитии ребенка и его особенностях
  2. Игровое упражнение: продолжи фразу: «Чтобы обеспечить успешное развитие, нужно…» — родителям предлагается ответить на этот вопрос с точки зрения ребенка, воспитателя, родителя.
  3. Родители совместно с педагогом вырабатывают три способа решения обозначенной проблемы (стратегический, тактический, фантастический).
  4. Рефлексия заседания.

Ноябрь

Занятие 3. Роль матери и отца в развитии ребёнка

Цели: содействовать осознанию родителями своей роли в развитии ребенка; определить разницу отцовского и материнского воспитания; выработать навыки взаимодействия с ребенком.

План

Приветствие.

1. Дискуссия «Роль матери и отца в эмоциональном развитии ребенка».

2.  Тест «Какой вы родитель?».

3. Консультация «Выходной с малышом».

4. Памятка родителям «Как оказать ребенку психологическую поддержку в любой ситуации».

5. Рефлексия.

Декабрь

Занятие 4. Я и мой ребёнок

Цели: повышение родительской компетентности в понимании потребностей ребенка дошкольного возраста; исследование родителями собственной способности смотреть на мир глазами ребенка.

План

Приветствие.

  1. Рисуночное упражнение (взрослым предлагается изобразить в виде метафоры свой выбор способа родительского поведения в ситуациях, когда ребенок готов «свести с ума»; обсуждение результатов).
  2. Решение педагогических ситуаций.

Инструкция. «Выберите из предложенного списка правил в семье одно, обоснуйте свой выбор». Ситуации (на карточках):

Первая

а) проявление нежности к ребенку делает его слабым, уязвимым, беззащитным перед трудностями;

б) родители — хозяева ребенка;

в) в семье признается право каждого на ошибку.

Вторая

а) любовь связана с чувством долга;

б) в семье признается право открыто говорить о своих желаниях;

в) ребенок отвечает за настроение родителей.

Третья

а) требования родителей к ребенку и ожидания всегда реалистичны;

б) спонтанность ребенка представляет угрозу для авторитета родителей;

в) любой член семьи может отвечать отказом на просьбу и не чувствовать себя при этом виноватым.

Четвертая

а) родители определяют, что правильно, а что нет;

б) свободное выражение своих чувств приветствуется и поощряется в семье;

в) родители заслуживают уважения, потому что они родители.

3. Игровое упражнение «Пойми меня».

Родителям предлагается угадать эмоциональное состояние, потребность ребенка по описанию его позы, жестов:

а) ребенок стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую;

б) ребенок грызет кончик карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится, топчется, перебирает ногами;

в) ребенок сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты, внешне заторможен.

4. Обсуждение памятки:

  • правила — неотъемлемая часть жизни каждого ребенка в семье;
  • хорошо, если правил не слишком много и они не вступают в явное противоречие с потребностями ребенка;
  • все ограничения усваиваются при условии их согласованного предъявления всеми членами семьи;
  • важно придерживаться в предъявлении запретов дружелюбного тона, а не повелительного;
  • обращаясь к ограничениям, запретам, важно пользоваться системой взаимных уступок — принципиальность уместна менее всего.

5. Рефлексия.

Январь

Занятие 5. Секреты психологического здоровья

Цели: изучить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка; побудить родителей проявлять заботу о психоэмоциональном состоянии ребенка.

План
Приветствие

  1. Дискуссия «Факторы, влияющие на эмоциональное здоровье ребенка».
  2. Мини-лекция «Как воспитывать детей с разным темпераментом».

3. Практическое задание-исследование «Может ли влиять порядок рождения на развитие ребенка?»

  1. Тест «Воспитательная позиция».
  2. Рефлексия.

Февраль

Занятие 6. Полезные и бесполезные игрушки

Цели: изучить влияние совместных игр в семье на развитие личности ребенка; познакомить родителей с играми и игрушками, необходимыми ребенку.

План

Приветствие.

1. Предварительное анкетирование — сообщение результатов. Вопросы анкеты:

  • Любит ли Ваш ребенок играть?
  • В какие игры Вы играете с детьми дома?
  • Чему могут научить ребенка эти игры?
  • Любимая игра ребенка дома?
  • С папой ребенок любит играть?
  • С мамой ребенок любит играть?
  • Какие игрушки Вы покупаете ребенку?
  • Нужно ли играть с ребенком и почему?
  1. Дискуссия «Как научить малыша играть».
  2. «Какие игрушки нужны детям» — консультация педагога-психолога и воспитателя.
  3. Конверт дружеских вопросов (по желанию родителей):
  • Как привлечь ребенка к игре?
  • Что делать, если ребенок просит Вас поиграть, а Вы смотрите телевизор?
  • Как приучить ребенка убирать игрушки?

2. Практикум по умению проводить игры с детьми в домашних условиях

3. Рефлексия.

Март

Занятие 7.  Детские страхи

Цель: актуализировать проблему детских страхов и тревожности для профилактики их возникновения.

План

Приветствие.

  1. Консультация «Детские страхи».
  2. Практическая часть:
  • Тест тревожности (А. Захаров);
  • Рисунок родителей «Страшная история» — комментарии психолога;
  • Памятка для  родителей: «Осторожно, страхи!»

 3. Рефлексия.

Апрель

Занятие 8. Воспитание детей с особенностями в поведении (тревожные, гиперактивные, агрессивные)

Цели:  познакомить родителей с понятием «агрессивность», «гиперактивность», «тревожность», раскрыть их психологические особенности; представить  родителям содержанием  игр, направленных на преодоление агрессивности, гиперактивности, тревожности  у детей.

План

  1. Анкетирование
  2. Решение педагогических ситуаций.
  3. Практические советы о способах общения с детьми, способах помощи детям, имеющим трудности.
  4. Рисование «Мир детства и мир взрослых». Обсуждение: есть ли взаимодействие между миром взрослых и детей; как они могут помочь друг другу; в каком мире вам хочется быть сейчас; есть ли на рисунке место конфликту, где? И т. д.
  5. Самооценка (продолжи фразу: «Работая с группой, я понял(а), что…».

Май

Занятие 9. Итоговое заседание клуба

Цели: рефлексия; успехи и неудачи проделанной работы; построить перспективу развития Клуба на следующий год.

 План

Приветствие.

  1. Обсуждение эффективности деятельности, вклада каждого участника педагогического процесса, анализ работы Клуба, дальнейшее планирование.
  2. Анкетирование родителей (изучение запроса на следующий учебный год).
  3. Самооценка («Дерево успеха»).

При принятии решения каждому родителю выдается три листочка разного цвета, один из которых он должен прикрепить к «дереву успеха».

Цвет листочка обозначает следующее:

  • зеленый — активно использую знания и приемы, приобретенные на встречах, в процессе воспитания моего ребенка;
  • желтый — узнала много нового, однако придерживаюсь своих методов воспитания;
  • красный — жалею, что участвовал (а) в работе Клуба.

Литература

1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. - 2014. - №4.

2. Бавина Т. В., Агаркова Е. И. Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада, 2019

3. Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб. - метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2014.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». – М.: АСТ: 2017.

5. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова. - М.: ТЦ "Сфера", 2014.

6. Конвенция о правах ребенка  (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

7. Конституция Российской Федерации (РФ)

8. А. Кузнецова.  «Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет», 2011 г

9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -  М., 2000

10. Педагогика взаимоотношения: занятия с родителями / авт.-сост. О.В.Москалюк, Л.В. Погонцева. – Волгоград: Учитель, 2018.

11. Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

12. Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей в детском саду». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010

13. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 2007
14. Седова, Л.Н. Теория и методика воспитания / Л.Н. Седова. - М.: Высшее образование, 2015.
 

15. Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им.А. А. Кулешова, 2013. - 101 с.

16. Семейный Кодекс РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

17. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

18. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru, 2013, №3

(Приложение1)

Положение

о работе родительского клуба «Мы вместе»

МБДОУ «Детский сад №8 г. Выборга»

1. Общие положения

 1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность родительского клуба «Мы вместе» МБДОУ «Детский сад №8 г. Выборга» (далее Клуб).

1.2. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) ст. 44;

- Федеральным государственным образовательным стандартом (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 17.10.2013 г. № 1155);

- Уставом ДОУ

- Настоящим Положением

1.3. Настоящее Положение регламентирует совместную деятельность ДОУ и родителей (законных представителей) в рамках социального партнерства. Определяет формы взаимодействия детского сада с родителями и способы организации их совместной деятельности и общения.

1.4. Клуб является дополнительным компонентом образовательной деятельности, где родители могут получать консультативную и методическую помощь по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников.

1.5.Основными принципами работы Клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

1.6. Руководство деятельностью Клуба осуществляет старший воспитатель ДОУ в тесном контакте с заведующим ДОУ, со специалистами (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, музыкальным руководителем) и воспитателями ДОУ.

1.7. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

2. Цели и задачи деятельности   Клуба

2.1. Целью деятельности Клуба является - создание оптимальных условий для обеспечения взаимодействия ДОУ с семьей как механизм повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

 2.2. Основными задачами деятельности Клуба является:

2.2.1. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность, выявление потребности и поддержки образовательных инициатив семьи.

2.2.2.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи; повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

2.2.3. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах:

-  формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

2.2.4. Содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;

2.2.5. способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

Принципы взаимодействия ДОУ и семьи

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

2. Преемственность согласованных действий.

3. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.

4. Открытость.

5. Индивидуальный подход к каждой семье.

6. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи.

7. Сотрудничество, а не наставничество.

8. Динамичность, мобильность, целенаправленность, систематичность.

3. Функции Клуба

В Клубе проводится деятельность по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи; повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах всестороннего развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

4. Участники Клуба

Участниками Клуба являются родители детей групп компенсирующей направленности для детей ЗПР, педагоги, педагог-психолог, учитель – дефектолог, учитель – логопед.

5. Содержание деятельности Клуба

5.1. Деятельность Клуба осуществляется по следующим формам:

- анкетирование, опрос

- семинары;

- лектории;

- практикумы;

- круглый стол;

- тренинги и др.

 5.2. Формы общения могут быть: наглядные, вербальные, игровые,  и пр.

6. Права и обязанности участников Клуба

6.1. Родители (законные представители) имеют право:

- свободно излагать собственное мнение;

- участвовать в дискуссии;

- обмениваться опытом в воспитании детей;

- получать квалифицированную консультативную помощь по физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию детей, по уходу за ребенком, проблемам адаптации, воспитания и обучения ребенка в ДОУ и дома.

 6.2. ДОУ имеет право:

-  изучать и распространять положительный опыт семейного воспитания.

 6.3. ДОУ обязано:

- организовать работу Клуба в соответствии с планом работы ДОУ и планом работы Клуба на учебный год;  

- учитывать интересы и потребности родителей (законных представителей);

- предоставлять квалифицированную консультативную помощь родителям.

7. Организация деятельности Клуба

7.1. Деятельность Клуба осуществляется на базе ДОУ один раз в месяц.

7.2. Мероприятия проводятся в соответствии с данным Положением, планом работы ДОУ и планом работы Клуба на текущий учебный год.

8. Ожидаемые результаты

Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:

- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также  участию в образовательном процессе ДОУ;

- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания  и обучения дошкольников между детским  садом, семьей и школой.

- открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.

9. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента утверждения и издания приказа руководителя ДОУ.

8.2. Изменения и дополнения вносятся в настоящее Положение по мере необходимости и подлежат утверждению руководителем ДОУ.

Паспорт программы

Критерий

Описание

1

Полное название

2

Форма предоставления продукта

Тематическое планирование на  учебный год.

3

Актуальность

Наиболее полное удовлетворение потребностей семьи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение единства семейного и дошкольного воспитания.

4

Цель работы клуба:

повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, развития, укрепления здоровья детей с ОВЗ, а также помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

5

Задачи клуба

  • оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения, воспитания и развития детей;
  • формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
  • формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
  • повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
  • просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Условия реализации

- Сайт МБДОУ

- Устные консультации

- Родительское собрание

- Родительский уголок

- Полезные советы

- Совместные досуги

- Совместные вернисажи

- Межсемейный опыт

- Совместное творчество педагога, родителей и детей

- Дни открытых дверей

- Семинары-практикумы

- Мастер-классы

Сроки реализации программы

Учебный год (с сентября по апрель)

Автор программы

Пескова К.В., старший воспитатель высшей категории

Ожидаемый результат

  • Сформированность у родителей определенных моделей поведения с ребенком;
  • повышение уровня педагогических знаний и умений;
  • активизирование позитивного мышления, помогающего родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей;
  • устанавливание доверительного отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно скажется на эмоциональном состоянии ребенка в момент адаптации к ДОУ.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект клуба родителей "Играем вместе"

Установление эффективного сотрудничества между родителями и педагогами....

Проект клуба родителей "Играем вместе"

Установление эффективного сотрудничества между родителями и педагогами....

План работы клуба родителей «Мы вместе» первой младшей группы

План работы клуба родителей «Мы вместе» первой младшей группы...

Родительский клуб для пап «ВМЕСТЕ С ПАПОЮ ВДВОЁМ ГОРЫ МЫ ПЕРЕВЕРНЕМ!»

Конспект родительского клуба для пап «ВМЕСТЕ С ПАПОЮ ВДВОЁМ ГОРЫ МЫ ПЕРЕВЕРНЕМ!»...

План работы родительского клуба «Творим, мастерим вместе»

В нашем детском саду используем нетрадиционные формы работы с родителями. Одна из них создание родительского клуба. Клуб - наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая у...

Клуб выходного дня "Вместе веселей"

Система взаимодействия с родителями (законными представителями)  воспитанников посредством клубной работы...

Семейный клуб "Добрые дела - вместе!"

Организация социального партнерства ДОО и семьи возможна через непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно...