Методические подходы к формированию зрительно-моторных функций у детей с различными отклонениями в развитии в различных видах деятельности.
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Забудаева Елена Александровна

 

Одним из основных компонентов зрительного восприятия, без которого невозможно нормальное развитие ребенка в процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной), является зрительно – моторная координация.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Консультация

Методические подходы к формированию зрительно-моторных функций у детей с различными отклонениями в развитии в различных видах деятельности.

Учитель-дефектолог

Забудаева Е.А.

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А.Сухомлинский).

Одним из основных компонентов зрительного восприятия, без которого невозможно нормальное развитие ребенка в процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной), является зрительно – моторная координация.

Зрительно-моторная координация   это согласованные действия рук и глаза.

        С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Глаз видит – рука изображает, такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.

Успешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и совершенствуются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребёнку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в её двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации.

Если ребёнок много и с удовольствием строит и конструирует по схемам, выкладывает мозаичные узоры, а также рисунки из палочек в соответствии с образцами, срисовывает изображения различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы. Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой.

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений (тонкой моторики). Слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс.

У детей с недоразвитием речи, а также с задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью зрительно-моторная координация не развита, следовательно, и устная речь не сформирована, все это вместе приводит к нарушениям письменной речи в школьные годы, что очень ярко проявляется неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу. А также вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать.

Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного-моторных координаций можно значительно снизить. И чем раньше будет проводиться коррекционная работа в этом направлении, тем результат будет лучше!

Начинать работу следует с формирования у детей умения целенаправленно рассматривать, т. е. зрительно обследовать предметы. Под руководством педагога дети вычленяют основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении. При этом подчеркнем, что рассматривание или узнавание предметов и их изображений детьми с недоразвитием речи, ЗПР, интеллектуальной недостаточностью, требует более длительного времени, так как это связано с характерной для них замедленностью процессов анализа и синтеза.

Работая над умением рассматривать объекты, картины и т. д., мы решаем следующие задачи:

* формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;

* расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;

* формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся, зрительно обследовать его);

* совершенствование зрительно-двигательной координации;

* формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.

Рассмотрим варианты заданий для развития зрительного восприятия, основанные на принципах постепенного усложнения:

* обследование отдельных объемных предметов с постепенно усложняющимся строением;

* сравнение натуральных объемных предметов и объектов (2—4, отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др., в дальнейшем сравнение их изображений);

* узнавание реалистических изображений в разных ракурсах;

* обследование отдельных плоскостных предметов по контуру с постепенно усложняющимся строением, с разборными деталями (частями);

* сравнение контурных изображений предметов и объектов (2—4, отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);

* сравнение натуральных сходных предметов и объектов (2—4, различающихся незначительными признаками (строением, количеством деталей, оттенками одного цвета, размером, расположением отдельных частей и др., в дальнейшем сравнение их изображений);

* сравнение        контурных        изображений предметов        и объектов (2—4, различающихся незначительными        признаками         (цветом,        формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);

* узнавание предмета по его части;

* рассматривание сюжетных картинок;

* рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами.

        Усложнение заданий может идти за счет использования наложенных, «зашумленных» перечеркнутых, не дорисованных контурных изображений, увеличения количества воспринимаемых реальных предметов (объектов) и их изображений для запоминания (от 2—3 до 6—7), применения графических и абстрактных изображений (в том числе букв, цифр и их элементов).

        Варианты заданий для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания:

* определение изменений в ряду предметов;

* нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки;

* нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;

* нахождение нереальных элементов нелепых картинок;

* запоминание 2—6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности.

 Зрительно-моторная координация эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений: ходьба и бег по разметкам, катание на велосипеде, самокате по дорожкам и ограниченным площадкам; метание в цель различными предметами в играх «Летающие тарелки», «Летающие колпачки», «Дартс», «Кольцеброс», «Попади в цель».

 Возможно использование специальных упражнений, связанных с обводкой по трафарету, силуэтным и контурным изображениям.

Например:

* Обвести по контуру столько квадратиков, сколько слышится звуков.

* Обвести на верхней полоске 7 кружочков, а на нижней полоске — на 2 треугольника больше.

* Второй, четвертый и шестой квадратики на верхней строчке закрасить красным цветом, а третий, пятый и седьмой на нижней строчке заштриховать.

* В разных местах листа обвести по внешнему или внутреннему контуру трафареты игрушек, а затем соединить их дорожками.

Исходя из этого, с детьми с различными нарушениями можно использовать комплексы упражнений, направленные на развитие зрительно-моторных функций.

Работа проводится в следующих направлениях:

Формирование умений по определению цвета, формы и величины объектов при рассматривании картин, книжных иллюстраций, рисунков на обучающих занятиях.

Упражнения:

«Что изменилось?» - ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось. На начальном этапе берем игрушки, четко отличающиеся друг от друга, в последствии усложняем выставляем ряд одинаковых игрушек с небольшими отличительными признаками (бантики на куклах, одежда и т. д.)

«Найди ошибку»- ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями: слово одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя);

пример — сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.; предложений — пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).

Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.

«Найди отличия»- детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.

«Наложенные изображения»- ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр, наложенных друг на друга). Необходимо назвать все изображения.

«Спрятанные изображения»- предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

«Зашумленные изображения» - предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.

«Парные изображения»- предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5—7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.

Варианты:

  • используются парные игрушки;
  • предъявляют предмет и его изображение.

«Незаконченные изображения»- предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).

Варианты:

*предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь, требуется восстановить все изображение).

«Точечные изображения»- предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.

«Перевернутые изображения»- предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их.

«Разрезанные изображения»- предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.

Варианты:

* предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

«Запомни и нарисуй» - ребенку предлагают запомнить ряд из 4—6 предметов, а затем схематично нарисовать их.

«Буковки»- предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита.

Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть):

* все буквы И;

* все гласные;

* одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.

«Найди букву»- в тексте ребенку предлагают одной чертой подчеркнуть букву А, двумя — все буквы Н, под буквой О поставить точку.

«Где зажегся фонарик?»- педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребенок должен определить его местоположение.

Варианты:

* сосчитать, сколько раз зажегся фонарик.

«Сложи узор»- сложить такой же узор, какой предложен педагогом, а также составить самые различные узоры из кубиков Коса, Никитина.

«Шкафчик» - материал: склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками.

На глазах у ребенка в один из ящичков прячут маленькую игрушку. Через 15—20 мин ребенку предлагают ее найти.

Варианты:

* прятать одновременно 2—3 игрушки;

* найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку.

«Незаконченные изображения»- детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки — левое ухо и т. д.). Предлагают дорисовать, назвать.

Эти упражнения могут вводиться как в обучение, так и в игровую деятельность.

Упражнения для развития зрительно-двигательных координаций в разных видах деятельности

1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).

2.Обведение по качеству геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).

3.Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).

4.Раскрашивание и штриховка. Регулярно, по изучаемым лексическим темам.

5.Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.)

6.Конструирование и работа с мозаикой.

7.Выкладывание фигур из спичек (палочек).

8.Штриховки.

9.Освоение ремесел (плетение, работа с бисером и пр.).

10.Пальчиковая гимнастика.

  1. Обведение рисунков по контуру и соединение по точкам

  1. Продолжение рисунков (по клеточкам).
  2. Дорисовывание картинок (недостающие детали, вторая половинка картинки).

  1. Графические диктанты.

  1. Упражнение «Стражи Галактики» (по точкам).
  2. Рисование по точкам, цифрам.
  3. Рисование нитками (ниткография)
  4. Рисование пальчиками на песке.

  1. Пластилиновая живопись (пластилинография)
  2. Графическая музыка (рисование под классическую музыку «Времена года»

  1. Печатки, трафареты, раскраски, лекала.

  1. Работа с пластилином, глиной, цветным соленым тестом с использованием природного материала

  1. Работа с бумагой (различной текстуры, тканью, природным материалом) и многое другое.

24.Повтори рисунок.

  1. Одень куклу на прогулку и мн.др.
  • настоящее время данный комплекс игр и упражнений, можно успешно применять в коррекционной работе в условиях дошкольного образовательного учреждения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в работе с детьми предметов, различных пособий для развития движений в повседневной деятельности детей

Рекомендации по спользованию в работе с детьми предметов, различных пособий для развития движений в повседневной деятельности детей....

Конспект НОД по формированию зрительно-моторной готовности к обучению в школе детей подготовительной группы "В гостях у Царевны-Лягушки"

Тема: "В гостях у Царевны-Лягушки"Задачи: формирование зрительно-моторной готовности детей к обучению в школе.Цели: развитие внимания,скорости,реакции,моторной ловкости,подготовка руки к письму,развит...

Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности.

Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности....

Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности.

Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности....

Проект " Песочная терапия как здоровье сберегающий компонент в коррекционной работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии"

                    Игра с песком-это естественная и доступная форма деятельности для ребенка. Еще Д. Ушинский говорил: " Самая лучшая игр...

Использование игровых приёмов в процессе формирования зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Использование игровых приёмов в процессе формирования зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с ОВЗ...