Методические подходы к формированию зрительно-моторных функций у детей с различными отклонениями в развитии в различных видах деятельности.
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Одним из основных компонентов зрительного восприятия, без которого невозможно нормальное развитие ребенка в процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной), является зрительно – моторная координация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зрительно-моторная координация – это согласованные действия рук и глаза. | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Консультация
Методические подходы к формированию зрительно-моторных функций у детей с различными отклонениями в развитии в различных видах деятельности.
Учитель-дефектолог
Забудаева Е.А.
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А.Сухомлинский).
Одним из основных компонентов зрительного восприятия, без которого невозможно нормальное развитие ребенка в процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной), является зрительно – моторная координация.
Зрительно-моторная координация – это согласованные действия рук и глаза.
С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Глаз видит – рука изображает, такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.
Успешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и совершенствуются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребёнку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в её двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации.
Если ребёнок много и с удовольствием строит и конструирует по схемам, выкладывает мозаичные узоры, а также рисунки из палочек в соответствии с образцами, срисовывает изображения различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы. Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой.
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений (тонкой моторики). Слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс.
У детей с недоразвитием речи, а также с задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью зрительно-моторная координация не развита, следовательно, и устная речь не сформирована, все это вместе приводит к нарушениям письменной речи в школьные годы, что очень ярко проявляется неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу. А также вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать.
Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного-моторных координаций можно значительно снизить. И чем раньше будет проводиться коррекционная работа в этом направлении, тем результат будет лучше!
Начинать работу следует с формирования у детей умения целенаправленно рассматривать, т. е. зрительно обследовать предметы. Под руководством педагога дети вычленяют основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении. При этом подчеркнем, что рассматривание или узнавание предметов и их изображений детьми с недоразвитием речи, ЗПР, интеллектуальной недостаточностью, требует более длительного времени, так как это связано с характерной для них замедленностью процессов анализа и синтеза.
Работая над умением рассматривать объекты, картины и т. д., мы решаем следующие задачи:
* формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;
* расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;
* формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся, зрительно обследовать его);
* совершенствование зрительно-двигательной координации;
* формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.
Рассмотрим варианты заданий для развития зрительного восприятия, основанные на принципах постепенного усложнения:
* обследование отдельных объемных предметов с постепенно усложняющимся строением;
* сравнение натуральных объемных предметов и объектов (2—4, отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др., в дальнейшем сравнение их изображений);
* узнавание реалистических изображений в разных ракурсах;
* обследование отдельных плоскостных предметов по контуру с постепенно усложняющимся строением, с разборными деталями (частями);
* сравнение контурных изображений предметов и объектов (2—4, отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
* сравнение натуральных сходных предметов и объектов (2—4, различающихся незначительными признаками (строением, количеством деталей, оттенками одного цвета, размером, расположением отдельных частей и др., в дальнейшем сравнение их изображений);
* сравнение контурных изображений предметов и объектов (2—4, различающихся незначительными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
* узнавание предмета по его части;
* рассматривание сюжетных картинок;
* рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами.
Усложнение заданий может идти за счет использования наложенных, «зашумленных» перечеркнутых, не дорисованных контурных изображений, увеличения количества воспринимаемых реальных предметов (объектов) и их изображений для запоминания (от 2—3 до 6—7), применения графических и абстрактных изображений (в том числе букв, цифр и их элементов).
Варианты заданий для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания:
* определение изменений в ряду предметов;
* нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки;
* нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;
* нахождение нереальных элементов нелепых картинок;
* запоминание 2—6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности.
Зрительно-моторная координация эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений: ходьба и бег по разметкам, катание на велосипеде, самокате по дорожкам и ограниченным площадкам; метание в цель различными предметами в играх «Летающие тарелки», «Летающие колпачки», «Дартс», «Кольцеброс», «Попади в цель».
Возможно использование специальных упражнений, связанных с обводкой по трафарету, силуэтным и контурным изображениям.
Например:
* Обвести по контуру столько квадратиков, сколько слышится звуков.
* Обвести на верхней полоске 7 кружочков, а на нижней полоске — на 2 треугольника больше.
* Второй, четвертый и шестой квадратики на верхней строчке закрасить красным цветом, а третий, пятый и седьмой на нижней строчке заштриховать.
* В разных местах листа обвести по внешнему или внутреннему контуру трафареты игрушек, а затем соединить их дорожками.
Исходя из этого, с детьми с различными нарушениями можно использовать комплексы упражнений, направленные на развитие зрительно-моторных функций.
Работа проводится в следующих направлениях:
Формирование умений по определению цвета, формы и величины объектов при рассматривании картин, книжных иллюстраций, рисунков на обучающих занятиях.
Упражнения:
«Что изменилось?» - ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось. На начальном этапе берем игрушки, четко отличающиеся друг от друга, в последствии усложняем выставляем ряд одинаковых игрушек с небольшими отличительными признаками (бантики на куклах, одежда и т. д.)
«Найди ошибку»- ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями: слово одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя);
пример — сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.; предложений — пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).
Ребенок объясняет, как исправить эту ошибку.
«Найди отличия»- детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.
«Наложенные изображения»- ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр, наложенных друг на друга). Необходимо назвать все изображения.
«Спрятанные изображения»- предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.
«Зашумленные изображения» - предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.
«Парные изображения»- предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5—7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.
Варианты:
- используются парные игрушки;
- предъявляют предмет и его изображение.
«Незаконченные изображения»- предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).
Варианты:
*предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь, требуется восстановить все изображение).
«Точечные изображения»- предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.
«Перевернутые изображения»- предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их.
«Разрезанные изображения»- предъявляют части 2—3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.
Варианты:
* предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).
«Запомни и нарисуй» - ребенку предлагают запомнить ряд из 4—6 предметов, а затем схематично нарисовать их.
«Буковки»- предлагают несколько рядов произвольно расположенных букв алфавита.
Необходимо найти и обвести карандашом (или подчеркнуть):
* все буквы И;
* все гласные;
* одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.
«Найди букву»- в тексте ребенку предлагают одной чертой подчеркнуть букву А, двумя — все буквы Н, под буквой О поставить точку.
«Где зажегся фонарик?»- педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребенок должен определить его местоположение.
Варианты:
* сосчитать, сколько раз зажегся фонарик.
«Сложи узор»- сложить такой же узор, какой предложен педагогом, а также составить самые различные узоры из кубиков Коса, Никитина.
«Шкафчик» - материал: склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками.
На глазах у ребенка в один из ящичков прячут маленькую игрушку. Через 15—20 мин ребенку предлагают ее найти.
Варианты:
* прятать одновременно 2—3 игрушки;
* найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку.
«Незаконченные изображения»- детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки — левое ухо и т. д.). Предлагают дорисовать, назвать.
Эти упражнения могут вводиться как в обучение, так и в игровую деятельность.
Упражнения для развития зрительно-двигательных координаций в разных видах деятельности
1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).
2.Обведение по качеству геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).
3.Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).
4.Раскрашивание и штриховка. Регулярно, по изучаемым лексическим темам.
5.Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.)
6.Конструирование и работа с мозаикой.
7.Выкладывание фигур из спичек (палочек).
8.Штриховки.
9.Освоение ремесел (плетение, работа с бисером и пр.).
10.Пальчиковая гимнастика.
- Обведение рисунков по контуру и соединение по точкам
- Продолжение рисунков (по клеточкам).
- Дорисовывание картинок (недостающие детали, вторая половинка картинки).
- Графические диктанты.
- Упражнение «Стражи Галактики» (по точкам).
- Рисование по точкам, цифрам.
- Рисование нитками (ниткография)
- Рисование пальчиками на песке.
- Пластилиновая живопись (пластилинография)
- Графическая музыка (рисование под классическую музыку «Времена года»
- Печатки, трафареты, раскраски, лекала.
- Работа с пластилином, глиной, цветным соленым тестом с использованием природного материала
- Работа с бумагой (различной текстуры, тканью, природным материалом) и многое другое.
24.Повтори рисунок.
- Одень куклу на прогулку и мн.др.
- настоящее время данный комплекс игр и упражнений, можно успешно применять в коррекционной работе в условиях дошкольного образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в работе с детьми предметов, различных пособий для развития движений в повседневной деятельности детей
Рекомендации по спользованию в работе с детьми предметов, различных пособий для развития движений в повседневной деятельности детей....
Конспект НОД по формированию зрительно-моторной готовности к обучению в школе детей подготовительной группы "В гостях у Царевны-Лягушки"
Тема: "В гостях у Царевны-Лягушки"Задачи: формирование зрительно-моторной готовности детей к обучению в школе.Цели: развитие внимания,скорости,реакции,моторной ловкости,подготовка руки к письму,развит...
Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности.
Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности....
Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности.
Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности....
Проект " Песочная терапия как здоровье сберегающий компонент в коррекционной работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии"
Игра с песком-это естественная и доступная форма деятельности для ребенка. Еще Д. Ушинский говорил: " Самая лучшая игр...
Использование игровых приёмов в процессе формирования зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Использование игровых приёмов в процессе формирования зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с ОВЗ...