Роль логоритмических упражнений в развитии речи у детей с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.
Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы, ее произносительной и семантической сторон. Наличие у таких детей вторичных отклонений ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и др.), двигательной сфере создает дополнительные затруднения. Эти нарушение требуют специальной коррекции
Занимаясь детьми с ОНР, мы приходим к выводу, что одной из эффективных коллективных форм коррекционной работы с детьми с речевой патологией и представляют собой логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, движения, музыки. Именно музыка служит организующим началом и используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развитие мелодико-интонационных характеристик голоса и координации речи и движения. На занятиях отрабатываются ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного материала содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, двигательная сфера, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей. В основе занятий лежит комплексно - игровой метод. Занятия построены на сказочных сюжетах, в соответствии с лексическими темами.
Элементы логоритмики включаются и в другие виды коррекционно-развивающей работы (утренняя гимнастика, игровая деятельность, музыкальные и физкультурные занятия, фронтальные и подгрупповые, индивидуальные занятия и.т.д.) что говорит о тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ и делает коррекционную работу более успешной.
В тесном взаимодействии специалистов ДОУ учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя была разработана система занятий по логоритмике для детей с ОНР, для преодоления основных дефектов речи коррекции и развитии психофизических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_logoritmiki.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль логоритмических упражнений в развитии речи у детей с ОВЗ.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.
Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы, ее произносительной и семантической сторон. Наличие у таких детей вторичных отклонений ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображении и др.), двигательной сфере создает дополнительные затруднения. Эти нарушение требуют специальной коррекции
Занимаясь детьми с ОНР, мы приходим к выводу, что одной из эффективных коллективных форм коррекционной работы с детьми с речевой патологией и представляют собой логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, движения, музыки. Именно музыка служит организующим началом и используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развитие мелодико-интонационных характеристик голоса и координации речи и движения. На занятиях отрабатываются ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного материала содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, двигательная сфера, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей. В основе занятий лежит комплексно - игровой метод. Занятия построены на сказочных сюжетах, в соответствии с лексическими темами.
Элементы логоритмики включаются и в другие виды коррекционно-развивающей работы (утренняя гимнастика, игровая деятельность, музыкальные и физкультурные занятия, фронтальные и подгрупповые, индивидуальные занятия и.т.д.) что говорит о тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ и делает коррекционную работу более успешной.
В тесном взаимодействии специалистов ДОУ учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя была разработана система занятий по логоритмике для детей с ОНР, для преодоления основных дефектов речи коррекции и развитии психофизических функций.
Основополагающий принцип проведения занятий - это взаимосвязь речи, музыки и движения.
Цель логоритмического воздействия - преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой в конечном итоге - адаптация к условиям внешней среды.
Задачи логоритмического воздействия:
- Расширять и обогащать словарный запас;
- Формировать навыки правильного звукопроизношения в различных формах и видах речи и развивать слухо-зрительно-двигательную координацию;
- Развивать музыкальный, тембровый слух, чувство ритма; речевую, общую, тонкую моторику мимику и пантомимику
- Развивать психические функции;
- Воспитывать коммуникативные качества личности, чувство прекрасного через музыкальные образы.
- Принципы построения логоритмических занятий
Принцип доступности - предполагает правильный подбор заданий, инструкций чередования упражнений их повторяемость. Все это определяется двигательными, речевыми и интеллектуальными возможностями детей.
Принцип дозированности правильный подбор упражнений и игр с умеренной психофизической нагрузкой, общефизиологического воздействия.
Принцип коммуникативной направленности - занятия должны быть насыщены ситуациями, которые побуждают детей к речевой деятельности и общению, включается соответствующий материал, который отбирается с учетом уровня речевого развития детей.
Принцип тематического планирования - тесная взаимосвязь с обучением и воспитанием.
Принцип дифференцированного подхода сообразно возрасту детей структуре и составу нарушенных функций.
Принцип интегрированного подхода - где объединяются задачи развития детской личности, что позволяет собрать в коррекционно-развивающих целях все лучшее, что есть в теории и практики психологии, педагогики и частных методик.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип индивидуального подхода - учет возрастных, психофизиологических и речевых возможностей детей.
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
- Логопедическую, (артикуляционную гимнастику)
- Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук.
- Упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующей возрастным особенностям детей, для мышечно - двигательного и координационного тренинга.
- Вокально-артикуляционные упражнения, для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него.
- Фонопедическое упражнение по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания.
- Песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
- Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами развивающие чувство ритма.
- Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве.
- Упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативного образа, и мышления.
- Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
- Упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, с нашей точки зрения, структура занятия может меняться и не всегда включать в себя все перечисленные элементы. На занятиях должна быть атмосфера радости и доброжелательности. Должны быть созданы условия для возникновения удивления интереса, радости и выражения своих чувств. Занятия должны помочь каждому ребенку обрести веру в себя, организовать ситуацию поиска, поощряя любое усилие, с его стороны радуясь его творческим успехам.
Логоритмика
Тема: «Весна перелетные птицы»
Цель: Преодоление речевых нарушений путем развития воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
- Учить детей петь выразительно, чисто интонируя мелодию, четко проговаривать слова, сопровождая их соответствующими движениями, совершенствовать умения удерживать дыхание до конца музыкальной фразы.
- Развивать фонематическое восприятие, музыкально - образное представление; мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение; общую, тонкую моторику, мимику и пантомимику.
- Закрепление знаний детей по теме «Весна».
- Воспитывать интерес к русской народной игре.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Дети входят в зал здороваются с гостями. Распевка «Солнышко».
Стихотворение - загадка
- Вводная часть.
Если солнышко печет, тает снег, ручей течет
И грачи на горе
Значит, что на дворе?
Дети: Весна
- Основная часть.
- Пальчиковая игра.
« Грач - грачевник»
Ах, грач на горе
Знать, весна на дворе
Голубочки голубочки
Принесите по клубочку
Кукушки кукушки
Принесите по катушке
Чечетки чечетки принесите всем по щетке
А синицы - молодицы принесите всем по спице
Жура-Жура жураван шей Весне ты сарафан.
Логопед: Услышала весна, что ее все ждут и пришла на землю
- Песня хоровод « Веснянка»
- Прогулка по весеннему лесу
Логопед: Эй, веселый народ отправляемся в поход
Марш под музыку « Мы шагаем, мы шагаем»
Упражнение на координацию речи и движения
Мостик в стороны качался
А под ним ручей смеялся
На носочках мы пойдем
На тот берег перейдем
На тот берег попадем
Дальше, глубже в лес пойдем
Налетели комары
Руки вверх над головой
Руки вверх хлопок другой
Комаров вех перебьем
И к болоту попадем
Перейдем преграду вмиг
И по кочкам прыг, прыг, прыг
Под кустом пролезть не страшно
И под елкой не опасно
Друг за другом успевайте
Только ветки не сломайте
Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем
Лес дремучий ниже ветки
Испугались наши детки
Логопед: Пока в лесу гуляли, тропинку потеряли
Теперь вперед идут, кричат, людей зовут
Лишь эхо отвечает, их путает, пугает
- . Речевая игра « Эхо» на развитие интонационной стороны речи
М.Р.Эхо я тебя зову
Д. А-у, А-у (призывно)
М.Р. ты уже поело
Д. Ело - Ело (утвердительно)
М.Р. Хочешь булочку мою
Д. Чью, Чью (вопросительно)
М.Р. Я тебе конфетку дам
Д. Ам, Ам, (радостно)
М.Р. Эхо ближе подойди
Д. Ты иди. Ты иди просительно
М.Р. А вдруг там болото
Д. То-то, То-то (испуганно)
М.Р. Ладно я потом приду
Д. Жду, Жду (успокаивающе)
- Мимическая гимнастика « Облако»
Логопед:
По небу плыли облака
А я на них смотрел
И два похожих облачка
Найти я захотел
Дети сидят на стульях и наблюдают за облаками воображаемыми с выражением внимания и интереса на лице:
Логопед:
Я долго всматривался в ввысь
И даже щурил глаз
Щурят глаза
А, что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас
Вот облако веселое смеется надо мной
(показываем следующее облако) Дети улыбаются
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной
Я тоже посмеялся с ним
Мне весело с тобой!
И долго, долго облачку
Машут рукой
Махал я вслед рукой
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес
Показывает плачущее облако. Дети изображают плачущее облако.
И каплями дождинками расплакалось оно
И стало грустно, грустно так, а вовсе не смешно
Логопед:
В лесу дождик припустил, чуть ребят не замочил
Разбежались кто, куда не страшна нам беда
(Бег врассыпную под музыку медленную, быструю)
Вышло солнышко опять ,все пошли опять гулять
Упражнение на развитие дыхания « К солнышку»
Логопед:
Руки к солнцу поднимаю
( руки вверх через стороны делая вдох через нос)
И вдыхаю, и вдыхаю
Ну а руки опускаю
Воздух тихо выдыхаю
(Через стороны руки вниз и тихо произносят ф-ф-ф)
Это очень хорошо, что сегодня дождь прошел
- Упражнение на координацию речи и движения
Солнце вешнее пригрело (руки через стороны вврех)
Тает снег, тает лед (хлопки)
К нам весна красна, идет (топаем)
Я пойду в весенний сад (сходятся в центр круга)
Там соловушки свистят (расходятся)
Прилетели скворушки (отводят руки назад)
Стали чистить перышки (кружатся)
Вишни распускаются (руки вверх)
Пчелки просыпаются (руки в стороны)
(Бег по кругу ж-ж-ж под музыку медленно - быстро- медленно)
- .Чистоговорка «Ж» (дети стоят в кругу)
Жу-жу-жу над цветами я кружу
(дети вращают перед собой указательными)
Жа-жа-жа испугалась я ежа
(сжимают и разжимают пальцы)
Жи-жи-жи пролетели стрижи
(взмах кистями рук)
Ужу-ужу-ужу чуть не упала в лужу
( качают головой в право влево)
- Логопед: Весна – весна красная
Пришла весна ясная
Птицы громко поют
Долго спать не дают
Дети садятся на стульчики
- Слушание музыкального произведения М.И. Глинка « Песня жаворонка»
Логопед: Дети, а каких еще перелетных птиц мы с вами знаем?
- Игра с мячом «Что умеют делать птицы?» название слов – действий
- Игра на развитие памяти и внимания
Логопед: А сейчас поиграем еще раз
1-2-3 теперь птицы мы
Будет музыка звучать
Будем прыгать, клевать, летать
(выполняют соответствующие движения под разную музыку)
(После игры дети садятся на стульчики.)
- Слушание дождя (релаксация)
- Ритмическая игра «Шаловливые сосульки»
Шаловливые сосульки
Сели на карниз
Шаловливые сосульки
Посмотрели вниз
Посмотрели чем заняться
Стали каплями кидаться
Целый день идет трезвон
Дили- Дили- Дили Дон
Дидактическая игра на определение длительностей ( восьмые, четвертные, половинные).
- Логопед:
Солнце скрылось за горою
Нам пора домой с тобою
Завтра будем мы играть
Зарю - зореньку встречать
Русская народная игра «Заря – заряница»
Уж как зоренька заря
русы косы заплела
Кто те косы сосчитает
Играть вместе с нами станет (танцуют)
1-2-3
1-2-3
Русы косы заплети
- Заключительная часть
Логопед:
Вот наше весеннее путешествие подошло к концу.
Понравилось оно вам?
О чем и о ком мы сегодня с вами вспомнили?
А закончим мы наше занятие русскими народными пословицами о весне
Увидел грача - весну встречай
Увидел скворца, значит – весна крыльца
Март с водою, а апрель с травою
Ранний прилет грачей и жаворонков к теплой весне
Дети выходят из зала под музыку
Речевка:
Звонче хлопай, хлопай, хлопай
Руки выше поднимай
Бодро топай, топай, топай
Никогда не отставай
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль фольклора в развитии речи у детей".
Знакомство с народными произведениямиобогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии....
«Роль сказки в развитии речи у детей 4-5 лет»
Задачи : Образовательная: Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной ф...
Роль семьи в развитии речи у детей дошкольного возраста
для родителей, воспитателей, учителей-логопедов...
Роль родителей в развитии речи у детей
Роль родителей в развитии речи у детей...
Роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста
Игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место.Благодаря использования в своей работе игр, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возра...
Консультация для родителей в средней группе «Роль родителей в развитие речи у детей»
Консультация для родителей в средней группе «Роль родителей в развитие речи у детей»...
Консультация для родителей "Роль родителей в развитии речи у детей"
Консультация для родителей "Роль родителей в развитии речи у детей"...