Совместная работа учителя логопеда и воспитателя по использованию активных методов в условиях инклюзивного образования.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Деятельность логопедической группы в рамках инклюзивного образования .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuziya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная работа учителя логопеда и воспитателя по использованию активных методов в условиях инклюзивного образования.

                                                                                                 

Деятельность логопедической группы в рамках инклюзивного образования заключается в комплексной помощи детям с нарушением речи.  Только благодаря совместным усилиям со стороны коллектива детского сада и родителей ребенка можно добиться  максимального результата.

Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. В образовательной области – это форма обучения, при которой учащиеся с ОВЗ посещают те же детские сады, что и их нормально развивающиеся сверстники; имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели и обеспечиваются необходимой поддержкой.

Коррекционная работа проводилась на основе рабочей программы разработанной в соответствии с  ФГОС  (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155) с учетом СанПиН., на основе Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (автор Нищева Н.В.).

Цель: Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Задачи логопедической работы:

  1. Устранение дефектов звукопроизношения и развитие фонематического слуха.
  2. Развитие навыков звукового анализа
  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
  4. Формирование грамматического строя речи.
  5. Развитие связной речи старших дошкольников.
  6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Коррекционная  работа в логопедической  группе ведется по нескольким направлениям: работа с детьми, с педагогами и с родителями

1.Работа с детьми.

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии  пересматриваются и переводятся с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Поэтому одной задач, по внедрению инновационных технологий в совместной работе логопеда и воспитателя, мы видим  использование активных методов обучения.

   У детей с ОВЗ  внимание, постоянно рассеивается, они долго концентрируются на задании, с трудом запоминают. И чтобы их заинтересовать, создать мотивацию, повысить уровень памяти, внимания в своей работе  совместно с воспитателями используем  активные методы обучения в игровой форме.

         На фронтальных занятиях  в логопедической группе часто используем  активные  методы  презентации учебного материала.

Очень эффективный  метод - «Цветик-семицветик».. Данный метод позволят  сориентировать детей в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей  работы с новым материалом. На магнитную  доску прикрепляется «Цветик-семицветик». В центре его указывается название темы. Каждый лепесток цветка заполнен, но закрыт. Открывая лепесток, дети узнают, что произойдет с ними, какое задание им нужно выполнить. На логопедических занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Рефлексия окончания логопедического занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Метод «Улыбочки» помогает оценить эмоциональное состояние ребенка после занятия.

При обучении детей логопедической группы грамоте используем методы:

  1. «У меня в кармашке»( Дети после данной фразы называют слово на заданный звук).
  2.  «Чья башня  выше?» (по заданию педагога  назвать слова , которые: начинающиеся на заданный звук; с заданным количеством слогов; оканчивающееся на заданный звук.)
  3. «Придумай рифму» (придумать рифму к заданному слогу: КА-КА-РУКА)
  4. «Билетики» (дети  называют слово с заданным количеством слогов, и тогда они могут занять место в автобусе).
  5.  «Живые картинки»( назвать место персонажа картины, где он находится: сзади, впереди, около, рядом, между).
  6.  «Звуковой  кубик» (ребенок бросает кубик и придумывает слово на тот звук который ему выпадет).

7. «Цифровой кубик» (детям нужно придумать слово и назвать его с числительным. Ребенок бросает кубик и придумывает слово.(Например: 1Г- один гриб, 2З- два зонта, 5 Ж- пять жуков)

8. «Кубик со слогами» (детям нужно придумать слово на заданный звук с данным количеством слогов. (Например М2- море).

9. «Вопрос-ответ».

2. Работа с педагогами.

  • Консультации для воспитателей:

1.Знакомство с диагностикой сенсорной и познавательной сфер детей с речевыми нарушениями, проводимой педагогом-психологом.

2. Посещение занятий воспитателей детского сада.

3. Посещение занятий логопедов ДОО.

4. Участие в работе  учителей-логопедов в городе.

4. Посещение открытых занятий.

5. Участие на форумах логопедических сайтов.

  • Консультации для музыкального руководителя: особенности развития просодической и ритмической сторон речи у воспитанников логопедической группы и т .д.
  • Беседы с педагогом –психологом.

3.Работа с родителями

В нашем детском саду обеспечена открытость дошкольного учреждения и созданы условия для активного участия родителей (законных представителей) в образовательной  деятельности.

Педагоги используют  различные формы работы.

1. Родительские собрания.

2. Консультации для родителей.

3. Родительские пятиминутки.

4. Индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей.

5.  Беседы  и направление родителей с детьми на консультацию к  специалистам  поликлиники для уточнения клинических диагнозов.

Профилактическая работа с родителями:

1. Оформление стендов, папок-передвижек

2.Оформление тематических папок по обогащению словаря

3.Знакомство родителей с персональным сайтом  ДОУ.

Инновационные методы воздействия  в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.   В  комплексной логопедической помощи эти методы, не требуя особых усилий, ускоряют  процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Применение активных методов и приёмов обучения в совместной работе учителя – логопеда и воспитателей  группы  повышает познавательную активность детей с ОВЗ, развивает их творческие способности, активно вовлекает воспитанников в образовательный процесс, стимулирует их самостоятельную деятельность.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет педагогам  чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации обучения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

В  работе  с детьми с ОВЗ, мы убедились, что правильная организация коррекционного процесса обучения  в логопедической группе, при участии всех субъектов образовательного процесса, даёт лучший результат  для устранения речевых недостатков у детей  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование квиллинг-технологии в совместной работе учителя–логопеда и воспитателя»

Представляю вашему вниманию доклад на тему: «Использование квиллинг-технологии в совместной работе учителя–логопеда и воспитателя»...

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.

Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...

Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов для использования в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности

МБДОУ «Лямбирский детский  сад № 3 комбинированного вида»        Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов для испол...

Совместная работа учителя - логопеда и воспитателя как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОНР

Консультация для воспитателей логопедических групп и учителей - логопедов об организации совместной работы учителя- логопеда и воспитателей при работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения, в условиях инклюзивного образования

В данной статье говорится об особенностях взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения...

Консультация для педагогов «Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя в условиях группы для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Благодаря современным стандартам образования дети с тяжелыми нарушениями речи должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОУ. При этом все более зн...