Презентация "Умелые пальчики"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ревенко Снежана Григорьевна

Развитие мелкой моторики.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «Умелые пальчики». Техника «Торцевание».

Слайд 2

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Пояснительная записка

Слайд 3

Работу кружка умелые руки мы ведём второй год. На втором году обучения мы решили использовать для развития мелкой моторики технику «торцевание». Занятия торцеванием – процесс творческий, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает творческие способности, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, самое главное способствует развитию мелкой моторики и связной речи. «Торцевание»– один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации. С помощью «торцевания» можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Еще малоизвестная, эта техника очень быстро обретает новых поклонников и завоевывает популярность в мире рукоделия. Столь стремительный рост ее популярности объясняется, во-первых, необычным эффектом «пушистости», который дает «торцевания», а во-вторых, очень легким способом исполнения. Для работы необходимы гофрированная, простая цветная или папиросная бумага (тишью), можно использовать и салфетки, карандаш, ножницы, клей и основа, на которую будут крепиться детали. Актуальность.

Слайд 4

Работу кружка умелые руки мы ведём второй год. На втором году обучения мы решили использовать для развития мелкой моторики технику «торцевание». Занятия торцеванием – процесс творческий, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает творческие способности, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, самое главное способствует развитию мелкой моторики и связной речи. «Торцевание»– один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации. С помощью «торцевания» можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Еще малоизвестная, эта техника очень быстро обретает новых поклонников и завоевывает популярность в мире рукоделия. Столь стремительный рост ее популярности объясняется, во-первых, необычным эффектом «пушистости», который дает «торцевания», а во-вторых, очень легким способом исполнения. Для работы необходимы гофрированная, простая цветная или папиросная бумага (тишью), можно использовать и салфетки, карандаш, ножницы, клей и основа, на которую будут крепиться детали. Актуальность.

Слайд 5

Цель: Научить детей технике «торцевание». Задачи: Образовательные задачи: Научить приёмам аппликации в технике «торцевание»: вырезывание, скручивание, приклеивание. Закрепить знание правил техники безопасности при работе с ножницами. Развивающие задачи: Развивать мелкую моторику. Развивать связную речь. Развивать пространственное мышление и творческие способности. Воспитательная задача: Формирование аккуратности и бережного отношения к работе. Целевая аудитория : дети 5-6 лет с ОНР. Цель. Задачи.

Слайд 6

Программа работы кружка рассчитана на одногодичное обучение. Количество детей в группе для освоения программы – 15 человек. Режим работы кружка – 1 раз в неделю, пятница. Организация деятельности кружка.

Слайд 7

Программа кружка «Умелые пальчики» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с рабочей программой. Все задания соответствуют по сложности детям старшего дошкольного возраста с ОНР. Изучение каждой лексической темы рабочей программы завершается изготовлением изделия кружковой работы. Программа предполагает работу с детьми в форме НКОД, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Структура программы кружка.

Слайд 8

В программу включены следующие разделы: работа с гофрированной бумагой. Работа с салфетками. Методические приёмы: словестные, наглядные, практические. Инструменты и материалы: Ножниц, простые карандаши, клей ПВА, гуашь, кисточки, гофрированная цветная бумага, цветные салфетки, листы А4, стаканчики. Структура программы кружка.

Слайд 9

В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми умений изготовления поделок из гофрированной бумаги, используя технику « торцевание», развитие речи, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики и глазомера, художественного вкуса. Ожидаемый результат.

Слайд 10

Месяц Лексическая тема Неделя Тема сентябрь «Осень» 3 «Осенний лист» «Признаки осени» 4 «Ветка рябины» октябрь «Деревья осенью» 1 «Русская берёзка» « Огород.Овощи » 2 «Морковка» «Сад. Фрукты» 3 «Яблоко наливное» «Грибы. Лесные ягоды» 4 «Мой любимый гриб» ноябрь «Одежда» 1 «Платье для куклы» Перспективный план.

Слайд 11

Месяц Лексическая тема Неделя Тема «Обувь» 2 «Чудо-дерево» «Игрушки» 3 «Моя любимая игрушка» «Посуда» 4 «Украшение тарелки» декабрь «Зима. Зимующие птицы» 1 «Снегирь» «Домашние животные» 2 «Утята на пруду» «Дикие животные» 3 «Тигрёнок» «Новый год» 4 «Ёлочная игрушка» Перспективный план

Слайд 12

Месяц Лексическая тема Неделя Тема январь «Мебель» 2 «Кровать для мишки» «Транспорт» 3 «Грузовик» «Профессии на транспорте» 4 «Самолёт» февраль «Детский сад» 1 «Наш детский сад» «Ателье» 2 «Одежда для куклы» «Наша армия» 3 «Открытка для папы» «Стройка» 4 «Инструменты» март «Весна» 1 «Открытка» Перспективный план

Слайд 13

Месяц Лексическая тема Неделя Тема «Комнатные растения» 2 «Фиалка» «Рыбы» 3 «Аквариум» «Наш город» 4 «Мой дом» апрель «Работы на селе» 1 «Трактор» «Космос» 2 «Ракета» «Хлеб» 3 «Торт для друзей» «Почта» 4 «Открытка» май «ПДД» 1 «Наш друг-светофор» «Насекомые» 2 «Бабочка» Перспективный план

Слайд 14

1.Ивлева С.Н. «Техника торцевания из бумаги – секреты рукодельниц». Москва, 2010; 2. Форум «Разные техники поделок из бумаги»; 3. Энциклопедический словарь юного художника ­ сост. Н.И. Платонова. Используемая литература



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 8 «Ручеёк».

Картотека игр на развитие внимания.

Составитель: Ревенко С.Г.

                                                                    воспитатель первой квалификационной категории

http://xn---99-5cdtbf0hi.xn--p1ai/images/vospital.jpg

г. Дальнегорск

2016 г.

Игры на развитие  слухового внимания.

Цель предлагаемых ниже игр и упражнений: развивать у детей  дошкольного возраста с ОНР слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие.

«Нос – пол - потолок»

Описание: дети выполняют команды, которые говорит и показывает взрослый.  Нос – показывают пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок – поднимают руки вверх.

Взрослый называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять  только те команды, которые называет ведущий.

«Бывает - не бывает»

Описание: Взрослый говорит предложения. Если то, о чем говориться в предложении – бывает, дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами.

Предложения:

«Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится. Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует»…

«Четыре стихий»

Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют дви­жения в соответствии со словами: «земля»— руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проиг­равшим.

«Хамелеон»

Описание: Взрослый рассказывает, что хамелеон - ящерица, умеющая менять свою окраску в зависимости от того места, на котором она находится. Таким образом она маскируется, прячется, чтобы ее не нашли враги.

 Затем взрослый задает вопросы: какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на красной кирпичной крыше, на желтой соломе, на черном камне, на шахматной доске?

 Дети отвечают быстро, после чего задание можно усложнить, не называя цвет предмета, на котором сидит хамелеон. Например: на соломе, на крокодиле, на кирпиче, на асфальте...

«Поиск»

Ребёнок в течение 15-30 секунд должен осмотреться и найти вокруг себя как можно больше предметов заданного цвета. Затем их нужно перечислить.

«Дотронься до…»

Взрослый говорит: «Дотронься до… (и называет какой-нибудь цвет)»,  - а ребёнок должен быстро найти предмет этого цвета и до тронуться до него.

«Внимательные руки»

Взрослый читает слова, а ребёнок должен поднять правую руку, если в слове есть буква !И!, и левую, если в слове буква «В».

«Хлопни, если…»

Взрослый читает слова, если среди них встречаются названия растений (животных), то ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Если нет, то руки лежат спокойно.

«Кто летает?»

Взрослый читает слова. Если он называет что-нибудь или кого-нибудь, способного летать, ребёнок быстро говорит летает и разводит руки в стороны. Если предмет не летает, то ничего делать не надо.

«Угадай чей, голос?» Лексическая тема «Домашние животные»

Воспитатель, имитируя голоса животных, т.е. произносит различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое.Затем педагог произносит это же звукосочетание тихо: «А это кто?» — спрашивает он. Дети: «Это котёнок».— «Как вы узнали, что это котёнок?» Дети: «Котёнок мяукает тихо, а мама-кошка — громко».

 «Возьми игрушку»  

Наглядный материал: Игрушки / предметы / предметные картинки, названия которых состоят от 1 до 4 слогов: кук-ла, мяч, до-мик, лев, Бу-ра-ти-но, Че-бу-ра-шка, и пр. Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки / предметы / предметные картинки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.Воспитатель, следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо, чётко произнося звуки.

«Будь внимательным!»

Так делали наши бабушки. Папилломы уйдут за 10 дней. Просто возьмите...Почему аптеки молчат? Грибок боится как огня обыкновенного дешевого...Бабушкин метод похудения! Так можно скинуть 24 кг за неделю, потратив всего 1 р Воспитатель, спрашивает у детей, можно ли ездить на машине, затем он просит их перечислить, на чем еще можно ездить. Дети перечисляют: «На автобусе, троллейбусе, трамвае» и т. д. После этого учитель-логопед читает рассказ и предлагает детям хлопать в ладоши, когда они услышат названия средств передвижения:«В воскресенье Костя и Света собрались к бабушке на дачу. Вместе с мамой дети сели в троллейбус и поехали на вокзал. Света и Костя устроились около окна и с огромным интересом смотрели, что делается вокруг. Мимо троллейбуса проехал КАМАЗ. А вот промчался мотоцикл, а следом ехала специальная машина «Скорая помощь». На остановке их обогнал автобус. Проезжая мимо парка, дети увидели, как девочки катались на велосипедах, а мальчики на самокатах. На вокзале мама купила билеты. Дети с интересом начали наблюдать за поездами – они увидели товарный поезд, а потом мимо промчался скорый пассажирский состав. Вскоре подошла электричка, и они сели в третий вагон. Мама посадила детей опять у окошка, и ребята опять начали своё наблюдение. Вот пролетел самолёт. Костя с уверенностью сказал: «Заходит на посадку, видишь, колёсики видны, это шасси называется». Электричка летит по рельсам. А ребята смотрят в окошко, и считают, сколько и какие машины им встретятся на пути – вот легковая машина, а вот и грузовики едут. Не заметили, как приехали на станцию. Бабушка живёт на дальнем хуторе, и поэтому за гостями приехал дедушка – на повозке, запряжённой одной лошадкой! Света дедушке на ушко тихо сказала, что они с Костей считали, сколько машин они увидят во время поездки. Дедушка засмеялся, и сказал, что тоже участвует в игре – и показал на игрушку – кораблик!!! А кораблик этот был с секретом! На даче их встретила бабушка». Воспитатель, читает медленно, выделяя голосом нужные слова. Вопросы: Какие виды транспорта встретились в рассказе (легковой, электрический, грузовой, пассажирский, товарный; воздушный, наземный, водный)?. А какой вид не встретился (подземный). К какому виду транспорта относится повозка (гужевой)? Как вы думаете, какой секрет был у кораблика (ответы детей).

«Найди ошибку?»

Наглядный материал: Предметные картинки: медведь, белка, волк, заяц, ежик и др. Воспитатель, показывает игрушку и называет заведомо неправильно действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например, педагог говорит: «Медведь пишет письмо». Вопрос: Может медведь писать письмо? Учитель-логопед спрашивает – «А что же может делать медведь?» (ответы детей – рычать, ходить, спать, сосать лапу, смотреть и т.д.). Воспитатель, следит, чтобы дети внимательно слушали, правильно называли действия, которые могут совершать животные, четко и чисто произносили звуки.

«Самые внимательные»

Дети сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «Вода» – руки в стороны; «Земля» – руки вниз; «Огонь» – закрыть руками глаза; «Воздух» – поднять руки вверх.

«Слова»

Взрослый чётко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности. Например: собака, курица, корова, утка, поросёнок, цыплёнок и т.п.        

«Что в коробке?»

Дошкольникам демонстрируются звучание в спичечных коробках: песка, земли, проса, гороха, камешков. После чего взрослый мешает коробочки и предлагает ребнку за звучанием определить, что находится в коробке.

«Расскажи как было»

Дошкольникам предлагается рассмотреть сложную сюжетную картинку и запомнить все детали рассказа взрослого о приключении её героев. Затем взрослый задаёт вопросы по этой картинке, а ребенок отвечают на них вспоминая рассказ.

Игра «Слушаем слова»

Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. Игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши. Чтобы игра не надоедала, её  можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.

Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное.

Игра «На стол! Под стол! Стучать!»

Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять ваши команды. Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребёнка. Для этого сначала говорите команду, и сами её правильно выполняйте, ребенок будет повторять всё за вами. Затем начинаете путать ребёнка – говорить одну команду, а делать что-то другое.

Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет руки, повторяя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок за повторяет. «На стол!» – руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен делать то, что вы говорите, а не то, что выполняете.

Игра «Лови - не лови»

Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например: «Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить.

Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите «Лови» несколько раз подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру, добавляя слово «Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры, отбивать мяч он может только во время молчания.

Игра «Послушай и сделай как я»

Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями - малыш простукивает ритм, а вы повторяете.

Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 - 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.

Игры на развитие зрительного внимания.

Цель предлагаемых ниже игр и упражнений: развивать у детей  дошкольного возраста с ОНР зрительного внимание.

«Спичечный узор»

Спички прячут в ладонях, трясут и бросают на стол. Затем рассматривают образовавшуюся фигуру. Взрослый просит ребёнка повторить  фигуру. Затем оба узора накрывают листом. Ребёнок должен по памяти воспроизвести.

Количество спичек зависит от возраста. Можно начать с 3 штук.

«Запрещенное движение»

Ход игры: взрослый встает перед участниками игры. Дети следят за руками  ведущего и повторяют его простые движения. Существует одно условие – запрещается повторять 1 движение (договориться какое).

«Что изменилось?»

Описание. Взрослый развешивает на доске разные картинки и просит детей запомнить, как они расположены. Затем дети закрывают глаза, взрослый меняет местами несколько картинок, а дети должны назвать что изменилось. Можно использовать игрушки. Количество зависит от возраста.

«Нарисуй по памяти»

Описание: Перед ребенком кладется карточка с изображением какой-то фигуры. Он внимательно смотрит на эту фигуру в течение 10 секунд. Затем карточка переворачивается изображением вниз, а на своем листе бумаги ребенок рисует то, что запомнил.

«Сделай по памяти»

Описание: У детей на столах карточки размером 20х20 см, разделенные на четыре части. На доске нарисована маркером такая же карточка, только большего размера. В образовавшиеся четыре квадрата взрослый вписывает любые четыре буквы. Ребята внимательно смотрят в течение 10 секунд. Затем нарисованное на доске закрывается шторкой, и дети у себя на карточках выкладывают те буквы и в том порядке, как запомнили. Набор букв лежит на подносах.

«Сделай как у меня»

Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, картинку и т.п. (Можно использовать палочки Кюизенера)                  

«Расставь как было»          

Перед ребенком на столе взрослый расставляет семь игрушек. После того, как он рассмотрел игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время игрушки меняет местами и даёт задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».

«Срисовывание по клеточкам»  

Детям даётся лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

«Найди лишнее»

 Ребенку предлагается карточка с изображением 6 – 7 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти. Например: лиса, медведь, волк, воробей, белка, заяц, ёж. (Воробей – птица).  

«Кто быстрее»

Взрослый показывает ребенку ленточки разных цветов. Задача его состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т.п., которые соответствуют определённому цвету. Например: Жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава.

«Ктоспрятался?»

Воспитатель  раскладывает на столе перед ребенком 10 картинок с животными. После того, как ребята их рассмотрели, он просит их закрыть глаза, а он в это время убирает 3 – 4 картинки и спрашивает: «Посмотрите, какие животные спрятались?»      

«Дорисуй»

Взрослый раздаёт детям рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и т.п.

«Найди отличия»    

Взрослый предлагает детям карточку с изображением двух картинок, которые имеют несколько различий. Детям нужно как можно быстрее найти эти отличия.

Средняя группа ОНР «Кристаллики».

В группе всего - 15 детей.

Убыл - 1 ребёнок (Дегасюк Дима).

Прибыл - 1 ребёнок ( Дедур Глеб).

Оставлен на дублирование - 1 ребёнок (Дедур Глеб) не прошёл в полном объёме программу средней группы с ОНР.

Переведено в старшую группу ОНР - 14 детей:

  1. Абуткова Анна
  2. Белокопытова Лада
  3. Гриненко Эвелина
  4. Доровских Александр
  5. Заздравных Матвей
  6. Кузьмина Кира
  7. Лещинский Артём
  8. Лущиков Артём
  9. Майхов Денис
  10. Назаренко Артём
  11. Назаренко Константин
  12. Паршин Константин
  13. Соломенникова Татьяна
  14. Удод Даниил

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад №8 «Ручеёк» г. Дальнегорск

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

МДОБУ «Детский сад № 8 «Ручеёк»

протокол №____от __________2017г.

УТВЕРЖДАЮ

_______________________ 

Заведующий МДОБУ

«Детский сад № 8 «Ручеёк»

_______________________2017г.

        Программа кружковой работы.

«Умелые пальчики» техника «Торцевание».

Старшая группа ОНР «Кристаллики» на 2017-2018 учебный год.

http://i64.fastpic.ru/big/2014/0703/58/2fb6c9bf6d2e1098e370ff2c8d0df458.jpg

г. Дальнегорск

2017 год

Пояснительная записка.

 В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Актуальность программы.

Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию).

Проблема развития мелкой моторики является значимой и актуальной. Актуальность данной проблемы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, что способствует речевому развитию и подготовит ребенка к школе. В логопедические группы приходят дети с тяжелыми нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка, и его мышление. В настоящее время в нашу логопедическую группу посещают дети с ОНР, у которых, нарушены – психические процессы, речевое развитие, моторика. У детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.

Работу кружка «Умелые пальчики» мы ведём второй год. На втором году обучения мы решили использовать для развития мелкой моторики технику «Торцевание». Занятия торцеванием – процесс творческий, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает творческие способности, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, самое главное способствует развитию мелкой моторики и связной речи.

«Торцевание»– один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации. С помощью «торцевания» можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Еще малоизвестная, эта техника очень быстро обретает новых поклонников и завоевывает популярность в мире рукоделия. Столь стремительный рост ее популярности объясняется, во-первых, необычным эффектом «пушистости», который дает «торцевания», а во-вторых, очень легким способом исполнения. Для работы необходимы гофрированная, простая цветная или папиросная бумага (тишью), можно использовать и салфетки, карандаш, ножницы, клей и основа, на которую будут крепиться детали.

Цель: Научить детей технике «Торцевание».

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Научить приёмам аппликации в технике «Торцевание»: вырезывание, скручивание, приклеивание.
  • Закрепить знание правил техники безопасности при работе с ножницами.

Развивающие задачи:

  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать пространственное мышление и творческие способности.

Воспитательная задача:

  • Формирование аккуратности и бережного отношения к работе.

Целевая аудитория: дети 5-6 лет с ОНР.

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка рассчитана на одногодичное обучение.  Количество детей в группе для освоения программы – 15 человек. Режим работы кружка – 1  раз в неделю, пятница.

Структура программы 

Программа кружка «Умелые пальчики» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с рабочей программой. Все задания соответствуют по сложности детям старшего дошкольного возраста с ОНР. Изучение каждой лексической темы рабочей программы завершается изготовлением изделия кружковой работы. Программа предполагает работу с детьми в форме НКОД, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. 

В программу включены следующие разделы:

  • работа с гофрированной бумагой.
  • работа с салфетками.

Методические приёмы: словестные, наглядные, практические.

Инструменты и материалы:

Ножниц, простые карандаши, клей ПВА, гуашь, кисточки, гофрированная цветная бумага, цветные салфетки, листы А4, стаканчики.

Ожидаемый результат:

В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми умений изготовления поделок из гофрированной бумаги, используя технику «Торцевание», развитие речи, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики и глазомера, художественного вкуса. 

Перспективный план кружковой работы

        

Месяц

Лексическая

 тема

Неделя

Тема

        Задачи

сентябрь

«Осень»

3

«Осенний лист»

(бумага)

Научиться изготавливать торцовку и приклеивать её на деталь, развивать мелкую моторику.

«Признаки осени»

4

«Ветка рябины»

(бумага)

Научиться изготавливать торцовку и приклеивать её на деталь, развивать мелкую моторику.

октябрь

«Деревья осенью»

1

«Русская берёзка»

(салфетки)

Учить работать в технике «торцевание», осваивать пошаговые приёмы выполнения работы.

«Огород.Овощи»

2

«Морковка»

(бумага)

Учить работать в технике «Торцевание», закреплять умение правильно располагать композицию, развивать пространственное воображение.

«Сад. Фрукты»

3

«Яблоко наливное»

(бумага)

Развивать умение создавать плоскостные работы из бумаги методом «Торцевание», мелкую моторику.

«Грибы и лесные ягоды»

4

«Мой любимый гриб»

(салфетки)

Закреплять технику «Торцевание», приклеивание деталей, развивать творческое мышление.

ноябрь

«Одежда»

1

«Платье для куклы»

(бумага)

Учить делить плоскостную композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму.

«Обувь»

2

«Чудо-дерево»

коллективная

(бумага)

Побуждать детей к экспериментированию в цвете и форме, воспитывать аккуратность при работе с клеем, развивать мелкую моторику.

«Игрушки»

3

«Моя любимая

игрушка»

(бумага)

Закреплять технику «Торцевание», приклеивание деталей, развивать творческое мышление.

«Посуда»

4

«Украшение тарелки»

(бумага)

Закреплять технику «Торцевание», учитьсамостоятельно подбирать цветовую гамму, развивать творческие способности.

декабрь

«Зима. Зимующие птицы»

1

«Снегирь»

(бумага)

Учить работать в технике «Торцевание», закреплять умение правильно располагать композицию, развивать пространственное воображение.

«Домашние животные»

2

«Утята на пруду»

(бумага)

Закреплять технику «Торцевание», приклеивание деталей, развивать творческое мышление.

«Дикие животные»

3

«Тигрёнок»

(бумага)

Закреплять умение делить объёмную аппликацию, развивать мелкую моторику, фантазию и воображение.

«Новый год»

4

«Ёлочная игрушка»

(бумага)

Развивать умение создавать  плоскостные работы из бумаги методом «Торцевание», мелкую моторику.

Побуждать детей к экспериментированию в цвете и форме.

январь

«Мебель»

2

«Кровать для мишутки»

(бумага)

Закреплять технику «Торцевание», приклеивание деталей, развивать творческое мышление.

«Грузовой и пассажирский транспорт»

3

«Грузовик»

(бумага)

Продолжать учить работать в технике «Торцевание», осваивать пошаговые приёмы выполнения работы. Воспитывать аккуратность при работе с инструментами.

«Профессии на транспорте»

4

«Самолёт»

(салфетки)

Закреплять технику «Торцевание», приклеивание деталей, развивать творческое мышление.

февраль

«Детский сад. Профессии»

1

«Наш Детский сад»

(салфетки)

Развивать умение создавать контурные работы из бумаги методом «Торцевание», воспитывать желание создавать свои работы по собственному замыслу.

«Ателье. Закройщик».

2

«Оденем куклу»

(бумага)

Развивать мелкую моторику,

фантазию и воображение.

«Наша армия»

3

«Открытка для папы»

(бумага)

Закреплять умение аккуратно наклеивать детали на картон, развивать творческое воображение.

«Стройка. Профессия строитель»

4

«Инструменты»

(бумага)

Закреплять технику «Торцевание», приклеивание деталей.

март

«Весна. Приметы весны.

Мамин праздник»

1

«Открытка для мамы»

(бумага)

Развивать умение создавать  контурные работы из бумаги методом «Торцевание», творческое воображение.

«Комнатные растения»

2

«Фиалка»

(бумага)

Формировать умение правильно располагать аппликацию, воспитывать эстетический вкус.

«Пресноводные и

Аквариумные рыбки».

3

«Аквариум»

коллективная

Учить при работе в коллективе распределять обязанности, развивать мелкую моторику.

«Наш город»

4

«Мой дом»

(салфетки)

Закреплять технику «Торцевание», приклеивание деталей, развивать творческое мышление.

апрель

        «Весенние работы на селе»

1

«Трактор»

(бумага)

Развивать умение создавать плоскостные работы из бумаги методом «Торцевание», мелкую моторику.

«Космос»

2

                «Ракета»

(бумага)

Продолжать учить работать в технике «Торцевание», осваивать пошаговые приёмы выполнения работы. Воспитывать аккуратность при работе с инструментами.

«Откуда хлеб пришёл?»

3

«Торт для друзей»

(бумага)

Формировать умение правильно располагать аппликацию, пространственное воображение.

«Почта»

4

«Открытка»

(бумага)

Развивать навык создавать контурные работы из бумаги методом «Торцевание», мелкую моторику и эстетический вкус.

май

«Правила дорожного движения»

1

«Наш друг – светофор»

(бумага)

Побуждать детей к экспериментированию в цвете и форме, воспитывать аккуратность при работе с клеем, развивать мелкую моторику.

«Насекомые»

2

«Бабочка»

(бумага)

Учить делить плоскостную композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму.

Используемая литература:

1.Ивлева С.Н. «Техника торцевания из бумаги – секреты 
рукодельниц». Москва, 2010;
2.  Форум «Разные техники поделок из бумаги»;
3.Энциклопедический словарь юного художника    сост.   Н.И. Платонова.

4. 1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

5. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.  

Приложение№1

Диагностический пакет.

Методика «Полоски»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута).

Примечание: для этого задания мы использовали тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».

Оценка:

3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Дорожки»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Мячики»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.

2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).

1 балл – 3 и более ошибок.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Лес»

Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – 1–2 раза сошел с линии.

2 балла – 3–4 раза сошел с линии.

1 балл – 5 и более раз сошел с линии.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Узоры»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – с ошибками.

1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Узоры по клеточкам»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – с ошибками.

1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Линии»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – 1 ошибка.

1 балл – 2 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Домик»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – 1 – 2 ошибки.

1 балл – 3 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Фигуры»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – ошибки в 1 фигуре.

1 балл – ошибки в 2 фигурах.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Письмо»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу».

Оценка:

3 балла – скопировал правильно.

2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками.

1 балл – допустил 2 и более ошибки.

0 баллов – не смог скопировать фразу.

Общий результат:

 27 и более баллов – высокий уровень

от 17 баллов до 26 баллов – средний уровень

от 16 баллов и менее – низкий уровень

 

 

 

Приложение№2

Результаты диагностики развития мелкой моторики.

Старшая группа ОНР №1.

Ф.и.ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Абуткова А

Белокопытова Л

Бойко А.

Гриненко Э.

Дедур Г.

Доровских С.

Дранько В.

Кузьмина К.

Лещинский А.

Лущиков А.

Майхов Д.

Некрасов А.

Притуляк А.

Соломенникова Т

Удод Д.

1 - «Полоски»

2 - «Дорожки»

3 – «Мячики»

4 – «Лес»

5 – «Узоры»

6 – «Узоры по клеточкам»

7 – «Линии»

8 – «Домик»

9 – «Фигуры»

10 – «Письмо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...