картотека игр
картотека по коррекционной педагогике
Игры, упражнения направленные на сенсорное, моторное, эмоционально-волевое, социальное развитие, для группы компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.docx | 52.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №7 «Подснежник» г.Таштагол
Игры, упражнения направленные на сенсорное, моторное, эмоционально-волевое, социальное развитие, для группы компенсирующей направленности
Составила педагог-психолог
Мерзлякова Е.И.
2017г.
Игры, упражнения, направленные на сенсорное развитие
№ | Название игры, упражнения | Цели: | Ход игры | Методическое обеспечение |
1 | Аппликация «Радуга» | Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой, фиолетовый цвета. | Вопросы: 1.Ребята, знакомы ли вы с таким природным явлением, как радуга? (показать готовую аппликацию) 2.Из каких цветов состоит радуга? 3.В какой последовательности расположены цвета в радуге? 4. Давайте, сделаем радугу сами. | Цветная бумага, 7 цветов (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), клей, белая бумага. |
2 | «Звучащие игрушки» | Развитие слуховых ощущений, подготовка к восприятию музыки. | Определить на звук звучащий предмет, сказать название | Погремушки, бубен, колокольчик, дудка |
3 | «Окраска воды» | Ознакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «тёмный», «светлее», «темнее». | Добавлять краску в воду, обратить внимание детей на оттенки воды, озвучивая: «светлый», «тёмный», «светлее», «темнее». | Гуашь одного цвета, вода, кисти |
4 | Геометрическая мозаика | Развитие умения в ориентировке на два признака одновременно цвет, форму. |
| Прямоугольник бардовый – 3 шт. Квадрат – 3 шт. Круг – 3 шт. Шестиугольник – 3 шт. Треугольник - 6 шт. |
5 | Палочки «Кюизенера» | Развития восприятия по длине, цвету, обучение счёту, умения собирать рисунок по образцу. | См. приложение | Набор палочек |
6 | «Вставь фигуру» | Развитие восприятия по форме | Вставь формы в соответствующие прорези | Деревянная доска с соответствующими прорезями |
7 | «Мозаика»,
| Развитие восприятия по цвету, воображения, навыка прямого счёта. | Задания:
| Мозаики различных цветов и размеров |
8 | «Напольная мозаика» | Развитие восприятия по цвету, воображения, навыка прямого счёта. | 1. «Собери бусы из двух контрастных цветов». 2. «Собери бусы зелёного цвета и посчитай их количество». 3. « Собери поезд и посчитай количество вагонов, назови цвета вагонов». | |
9 | «Сенсорное дерево» | Развитие восприятия по цвету, моторное развитие. | Пристегнуть яблочки к дереву, назвать цвета яблок. | |
10 | «Сенсорный домик» | Развитие восприятия по цвету, по форме, моторное развитие, познавательное развитие | Инструкция: подбери ключи, открой дверцу, вставь игрушки, каждую в свой домик. | Пластмассовый домик с дверками, с выемками имеющими прорези различных геометрических форм, ключи. |
11 | «Коробка форм» | Развитие восприятия по форме, моторное развитие | Предложить ребёнку подобрать формы к соответствующим прорезям | |
12 | «Пирамидка» | Развитие восприятия по величине, моторное развитие | Предложить ребёнку надеть кольца на пирамидку от самого большого до самого маленького, не нарушая последовательности. | Пирамидки различных размеров , цветов, с любым количеством колец. |
13 | «Укрась бабочку» | Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятиях много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику. | Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их. В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее. | Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов. |
14 | «Покажи и назови цвет» | Развитие цветового восприятия |
| Разноцветные счётные палочки |
15. | «Цветок и лепесток» | Развитие цветового восприятия, направлено на выделение цвета как ведущего признака, на различение и называние основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый). | перед ребенком расставляют четыре цветных карточки и говорят: «Это цветочки». Показывают цветные цветочки и предлагают найти каждому цветку свой домик. Затем просят ребенка показать по очереди: желтый, красный, синий и зеленый цветок. Если ребенок правильно показал, то можно предложить назвать цветы по цвету. | 4 цветные карточки (лепестка) – красного, желтого, зеленого и синего цвета, 4 цветочка соответствующих цветов. |
16. | «Пианино» | Развитие слухового восприятия. | Предложить свободную игру | Игрушечное пианино |
17. | «Металлофон» | Развитие слухового восприятия | Предложить свободную игру | Металлофон, деревянные палочки |
Игры, упражнения, направленные на моторное развитие:
№ | Название игры | цели | Ход игры | Методическое обеспечение |
1 | «Бусы» | укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости | Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус. | бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка, веревочка |
2 | «Игра – шнуровка» | развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. | Ловкость рук я развиваю Со шнуровкою играю. Тренирую логику И мелкую моторику! | «Кот» «Ёжик» «Лисичка» «Собачка» «Сапожок» |
3 | «Сложи рисунок из счётных палочек» | Развитие мелкой моторики рук, сенсорное развитие, развитие воображения. | Инструкция: «Придумай узор и сложи» | Разноцветные счётные палочки |
4. | «Сенсорное дерево» | Развитие мелкой моторики рук, сенсорное развитие. | Инструкция: « Закрепи яблочки на дереве, назови цвет яблока». | Тряпичное дерево с пуговицами, разноцветными яблоками (вязь) |
«Гусеница» | Развитие мелкой моторики рук | Инструкция: «Собери гусеницу» с помощью пуговиц | Игрушка «Гусеница» из отдельных элементов | |
6. | «Разрежь овощи, фрукты» | Развитие мелкой моторики, сенсорное развитие. | Инструкция: «Разрежь овощи и собери». | Разрезанные овощи, фрукты на липучках, деревянный нож. |
7. | «Поймай рыбок» | Развитие глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости. | Пластмассовые рыбки, удочки. | |
8. | «Застегни молнию» | Развитие мелкой моторики, произвольности поведения | Методические пособия с молниями | |
9. | «Продвинь шарик, назови цвет» | Развитие мелкой моторики, сенсорное развитие. | Изогнутый металлический стержень с нанизанными на нём цветными бусинками | |
10. | «Юла» | Развитие мелкой моторики, координации движения | Игрушка юла |
Уверенность в себе (игры на снятие напряжения, повышение самооценки, коммуникативности)
№ | Название игры | Цель | Ход игры | Методическое обеспечение | ||||||||||||||
1 | «Волшебный клубочек» | Способствовать развитию смелости, активности, навыков общения, снятию напряжения. | Начиная от педагога, каждый наматывает на палец ниточку клубка, говорит свое имя и передает клубочек стоящему слева от себя ребенку, пока клубочек вернется опять к педагогу. | Клубочек с нитками, стульчики по количеству детей | ||||||||||||||
2 | Игра «Мяч другу». | Способствовать развитию смелости, активности, навыков общения, снятию напряжения. | Педагог называет ребенка его любимым именем и бросает ему мяч. Ребенок ловит мяч. Тот, кто поймал мяч, называет по имени другого ребенка и бросает ему мяч. Педагог следит, чтобы мяч побывал у всех детей. | Небольшой резиновый мяч, стульчики по количеству детей | ||||||||||||||
3 | «Ёж» | Способствовать снятию психомышечного напряжения, агрессии; обеспечить эмоциональное благополучие детей, побуждать к активности, уверенности. | Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, сворачиваются в клубочек, сжимаются, растопыривают свои иголки, чтобы враг укололся. Но опасность миновала, и ежи остались в кругу друзей. Они расслабляются, вытягиваются и греются на солнышке. (Повторяется 3 раза). | |||||||||||||||
4 | «У медведя во бору» | снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; | Дети идут к «медведю», напевая песенку: У медведя во бору Я гуляю и пою, Медведь, вставай, Из берлоги вылезай! Когда «медведь» начинает рычать, дети прячутся в широко раскрытых объятиях воспитателя. Игра повторяется 2-3 раза | |||||||||||||||
5 | «Непослушные мышата» | формирование положительной самооценки, преодоление упрямства. | Непослушные мышата Маму слушать не хотят. Ножками потопайте, - Нет, нет, нет! Ручками похлопайте. – Нет, нет, нет! Головкой покивайте. – Нет, нет, нет! Со мною поиграйте. – Нет, нет, нет!Мышка качает головой: -Ах, какие озорные, непослушные какие! Ножками не топайте. – Будем, будем, будем! Топают ногами. -Руками не хлопайте. - Будем, будем, будем! Хлопают в ладоши. -Головкой не кивайте. – Будем, будем, будем! Кивают головой. -Со мною не играйте. – Будем, будем, будем! Прыгают на месте. –Ах, какие озорные, непослушные мышата | |||||||||||||||
6 | «Шалтай-болтай» | снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации) | Итак, взрослый в этой игре должен читать стихотворение: Шалтай-Болтай Когда вы произнесете последнюю строчку, ребенок должен резко наклонить тело вперед и вниз, перестав болтать руками и расслабившись. Можно позволить ребенку для иллюстрации этой части стихотворения упасть на пол. | |||||||||||||||
7 | «Волшебное кресло» | учить детей видеть достоинства окружающих и высказывать свое доброжелательно отношение к ним. | Дети по очереди садятся на «волшебное кресло». Как только ребенок садится в кресло — «высвечиваются» его достоинства, внешние и внутренние. Дети описывают хорошие качества ребенка (по очереди), высказывая свое доброе отношение в таких выражениях «Мне нравится, что…», «Я всегда рад видеть ее, потому что…», «Мне приятно, когда она …» и т. п. | «волшебное кресло». | ||||||||||||||
8 | «Давайте познакомимся» | позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться в новой среде. | Упражнения проводятся в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, то что-то рассказывает о себе). В это время можно передавать друг другу любую вещь, игрушку. | Любая игрушка | ||||||||||||||
9 | «Мое имя» | Упражнение способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника. | Каждый участник говрит по кругу о том, какя форма его имени ему больше нравиться (Лена, Леночка, Елена…) и какая не нравится. Как он хочет чтобы его называли в группе. После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леночка и т.д.) | |||||||||||||||
10 | «Подарок на всех» (Цветик-семицветик) | Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. | Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?» Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети, лепесток, через запад и восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснешся ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы…. В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание. | Бумажный цветик-семицветик | ||||||||||||||
11 | «Зайчики и лиса» | Развиваем умение сотрудничать: учится слышать, понимать и подчиняться правилам, коррекция тревожности.
| Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребенок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять». Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать, Через минуту – другую воспиттатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает». Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», но напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали – зайки в лес все убежали». Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок,к которым дети постепенно пордводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в чётком соответствии со словесными указаниями воспитателя. | стульчик | ||||||||||||||
12 | «Совушка - сова» | Снятия напряжения, повышение самооценки, познавательное развитие | Детям показывают сову (картинка, фотография), рассказывают о ней. Один ребёнок сова; остальные – лесные птички. Сова сидит на дереве (стул, ящик и т. д.), птички бегают округ неё, осторожно к ней приближаются. Воспитатель:
Совушка – сова, большая голова, На дереве сидит, головой вертит, Во все стороны глядит. Вдруг она как полетит…. При последнем слове (не ранее) сова «слетает» с дерева и начинает ловить птичек. Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется. В эту игру охотно играют даже малыши. Они пока не умеют ловить друг друга, зато радостно бегают по залу, ждут сигнала (удар в ладоши, возглас «стоп!»), по которому они должны остановиться. | Картинка совы | ||||||||||||||
13 | «Поднимите руку все те, кто…» | Повышение уверенности в себе, развитие внимания | Ведущий дает задание: Поднимите руку все те, кто… - любит бегать, - радуется хорошей погоде, - имеет младшую сестру, - любит дарить цветы, …….. При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы повторим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто запомнил: - кто у нас в группе любит сладкое? - у кого есть младшая сестра?» и т.д. Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные): - кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется каждому ребенку. Если он не может ответить, ему помогает группа. | |||||||||||||||
14 | Пальчиковая гимнастика «Моя семья». | Повышение самооценки, моторное развитие | Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой. | |||||||||||||||
15 | «Пузырь» | -снятие эмоционального напряжения ; -снижение излишней двигательной активности, импульсивности; | Все берутся за руки и встают в маленький круг. воспитатель рассказывает стишок и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним: Надувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся! Круг расширяется, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки. Игра повторяется 2-3 раза. | |||||||||||||||
16 | «Мишка косолапый» | -создание положительного настроя -развитие умения действовать соответственно правилам игры; -развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; | ||||||||||||||||
17 | «Комплимент» | Развитие умения выражать своё отношение к другому через слово, действие. | Дети, сидя в кругу, говорят друг другу комплименты | |||||||||||||||
18 | «Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели» | -создание положительного настроя -развитие умения действовать соответственно правилам игры; -развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; |
|
«Чувства, желания, взгляды» (игры направленные на эмоциональное развитие)
№ | Название игры | цель | Ход игры | Методическое обеспечение |
1 | «Как ты себя чувствуешь?» | Развитие внимательности, эмпатии, умение чувствовать настроение другого. | Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом. Ребенок, состояние которого описывается, и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет. | |
2 | «Моё настроение» | Развитие умений описывать свое настроение, распознавать настроение других; развитие эмпатии. | Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветком, животным, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка. | |
3 | Беседа «Правила доброты» | Развитие эмпатии (сочувствия), нравственности. | - Помогай слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду. - Прощай ошибки других. - Не завидуй. - Будь внимателен к окружающим: может быть, кто-то нуждается и в твоей поддержке, помощи, сочувствии. | |
4 | Игра «Цветок настроений». . | Эмоционально-личностное развитие | Детям предлагается выбрать гуашь того цвета, который похож на их настроение или просто нравится. Ведущий сообщает, что они все вместе сейчас нарисуют очень необычный цветок – «цветок настроений, у которого лепестки будут разного цвета – похожие на разные эмоции». Рисовать детям тоже предлагается необычным способом – ведущий раскрасывает ладошки детей краской того цвета, который они выбрали, и предлагает сделать отпечатки – лепестки вокруг нарисованной заранее на листе серединке цветка. Затем дети вместе рассматривают получившийся цветок и пытаются назвать лепестки эмоций. Ведущий обращает внимание детей на то, что лепестки разного цвета – украшают цветок. | Гуашь разных цветов |
5 | Игра «Кляксы» | Эмоционально-волевое развитие | Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть кляксу на лист и сложить лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная клякса. | (используется жидкая краска-гуашь) |
6 | Упражнение «Моё желание» | Эмоционально-личностное развитие | Дети рисуют свои желания на бумаге цветными карандашами. | Цветные карандаши, бумага |
7 | Упражнения «Продолжи» « Я люблю когда….» « Мне нравится……» «Я хотел бы ………» «Мне приятно каждый день…» | Эмоциональное развитие, повышение самооценки | « Я люблю когда….» « Мне нравится……» «Я хотел бы ………» «Мне приятно каждый день…» | |
8 | "Ласковые лапки" | развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым. | Взрослый подбирает 6-7 предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату, пластмассовые шарики и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; педагог объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами отгадать, какой «зверек» прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. | кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату, пластмассовые шарики |
10 | «Разговор с руками»
| Научить детей контролировать свои действия. | Ребенку предлагается обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить оживить ладошки (нарисовать им глазки, ротик). После этого затеять беседу с руками(«Кто вы?», «Как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Что вы не любите делать?», «Какие вы?»)Если ребенок не подключается к разговору, педагог проговаривает сам. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое могут делать, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно заключением договора между руками и хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение двух, трех дней, они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться , играть и никого не обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина. | Карандаши, бумага |
11 | « Клубок эмоций» | - уменьшение эмоционального возбуждения; | В момент эмоционального возбуждения ребенка, предчувствуя надвигающейся конфликт, предложить ребенку урегулировать своё эмоциональное состояние с помощью клубка эмоций. Для этого дается ребенку клубок яркой пряжи, предварительно размотанный наполовину, объясняя при этом, что он не простой, а волшебный. Домотав его до конца, мы оставим в нем все плохое и негативное и он поможет успокоиться. | Клубок ниток |
12 | «Волшебная линия» | с помощью линейки и цвета передать настроение. | с помощью линейки и цвета передать настроение: спокойная линия, радостная, хитрая, злая, большая, волнующаяся. | Линейка, бумага, краски |
13 | «Наоборот» | Эмоциональное и интеллектуальное развитие | Дети сидят в кругу, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый – злой, радостный – грустный и т.д. | мяч |
14 | «Дождик» | Задачи: -создание положительной эмоциональной обстановки; -сплочение группы, отработка умения согласовывать свои -развитие общей и мелкой моторики: развитие внимания, речи и воображения. | Для каждого ребёнка лист бумаги и фломастеры, карандаши | |
15 | «Бумажные развалы» | Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других | Сразу оговорить, что дети после занятия убирают. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх. | бумага |
16 | «Назови героя» | Эмоционально-нравственное развитие, отреагирование собственных чувств | Ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки | |
17 | Упражнение «Письмо любимому герою» | Развитие понимания себя и других | Дети рисуют для любимого сказочного персонажа | Бумага, карандаши, фломастеры. |
18 | Упражнение «Моя группа» | Развивать чувство принадлежности к группе | Дети рисуют свою группу | Бумага, карандаши, фломастеры. |
19 | Игра «Руки» | Развитие внимания к эмоциональному состоянию других людей | Дети работают в парах. Ведущий предлагает познакомится с руками соседа, поссорится, помириться. | |
20 | «Украсим Ляле бантик» | -создание положительной эмоциональной обстановки; -сплочение группы, отработка умения согласовывать свои -развитие общей и мелкой моторики: развитие внимания, речи и воображения. | Взрослый читает стихотворение: Ляля в гости собралась, Завязала бант большой. Давайте бантик превратим В яркий и цветной. - Давайте украсим Ляле бантик разными цветами так как вы сможете. - Какие красивые бантики у вас получились. Потанцуйте вместе со своей Лялей. Взрослый включает музыку и дети танцуют. | Бумажный силуэт зайчихи Ляли, на котором нарисованы лицо и яркое платье, на голове – белый бант, фломастеры, карандаши. |
Игры, направленные на социальное развитие
№ | Название игры | цель | Ход игры | Методическое обеспечение |
1 | Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
| научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда». | Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. | Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги. |
2. | Сюжетно-ролевая игра «Игрушки у врача»
| учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар». | воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. | куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп и т.д. |
3. | Сюжетно-ролевая игра «День рождения Стёпы ».
| расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис». | воспитатель сообщает детям о том, что у Стёпы (другого ребёнка) сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Стёпе и поздравляют его. Стёпа предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры. | игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики. |
4. | «Ожившие игрушки» | научить детей вживаться в образ. | Воспитатель говорит: «Ребята, как вы думаете, игрушкам грустно оттого, что они не могут разговаривать? Давайте представим, что они ожили и рассказывают, откуда они появились, кто в них играл, не обижали ли вы их, в какие игры они хотели бы еще сыграть». Дети по очереди подходят к воспитателю, вытаскивают на ощупь игрушку из мешка и рассказывают короткую историю этой игрушки от первого лица. | мешочек с игрушками. |
5. | "Приходите в гости к нам" | научить детей вживаться в образ, расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь | Пригласить игрушки на праздничный обед (обойти вместе с ребенком комнату и предложить нескольким куклам и животным прийти в гости, побуждая ребенка к разговору с игрушками). Накрыть праздничный стол, расставить посуду по числу приглашенных гостей, угощенье (фрукты, овощи, конфеты и пр.). Рассадить гостей за столом. Предложить им угощенье, поинтересоваться, что каждый из гостей хочет съесть. Разложить угощенье на тарелки, покормить гостей. По окончании обеда поблагодарить гостей, проводить их домой. Гостями могут быть не только игрушки, но и члены семьи, сверстники. | игрушки, которые могут прийти в гости к ребёнку, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики. |
6 | «Игрушки у врача» | учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар». | Воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь. | куклы, игрушечные зверята, игрушечные медицинские инструменты |
7 | Беседа «Как вести себя на улице» | Социальное развитие, развитие навыков общения | Ход беседы. Педагог рассказывает о том, что на улице,- как и в магазине, надо научиться вести себя правильно, Он предлагает детям ответить на следующие вопросы:
| |
8 | «День рождение куклы» | познакомить детей с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом, со столовой посудой; учить правильно находить и отбирать посуду для чаепития; продолжать обогащать содержание игр; способствовать объединению детей для совместных игр; обогащать словарный запас; воспитывать желание соблюдать нормы поведения за столом, уважительное отношение к друг другу. | Воспитатель говорит, что у куклы Кати сегодня день рождения и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Кате, чем порадуют её. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок мёда или с зайкой, который подарит Кате вкусную сладкую морковку. Затем воспитатель предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол для гостей, пpигoтoвить чай. Дети собираются на день рождения. При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота и др. | чайная посуда, скатерть, кукла в нарядном платье, образные игрушки (мишка, заяц, бочонок с медом, морковка). Можно использовать предметы-заместители. |
9 | «Строим дом» | познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал». | Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют. | крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д. |
10 | «Печем пирожки» | знакомить детей с процессом приготовления пирожков и правилами безопасности на кухне; учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов; развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к чужому труду; закреплять умение объединятся в группы в игре, выполнять игровые действия. | Вос-ль: -Дети, вы хотите со мной поиграть? Я буду пирожки печь. Посмотрите, что у меня есть (снимает крышку с коробки и кладет ее рядом). -Я буду тесто месить для пирожков. Вот так, вот так! (Перемешивает в коробке детали из строителя. ) С чем вы любите пирожки? С повидлом? Вот этот пирожок для тебя, он с повидлом (показывает, как лепить пирожок). -Ой, а куда же мне положить пирожки? На чем будем их печь? (Хорошо, если кто-то из детей догадается, что для этого можно использовать лежащую на столе крышку от коробки.) Действительно, сюда можно пирожки класть! Пусть это будет противень, как у мамы на кухне. -Вот здесь будет Сонин пирожок с повидлом. А с чем Сережа любит пирожок? Хочешь с капустой или с яблоками? Вот он, пирожок с яблоками и Эле пирожок слепим, и Альбине. -У нас осталось еще место, давайте еще пирожок сделаем. Кто мне поможет? -Полина, замеси тесто. Вот как у тебя хорошо получается! -А теперь лепи пирожок вот так, как я. Клади его на противень. (Предлагает другим детям.) Много пирожков получилось. Не осталось ни одного свободного места. Надо в духовку ставить, пусть пекутся. А где же у нас будет духовка? -Оля, где будем печь пирожки? Вот здесь? (Можно использовать любые заместите ли.) Это плита? Включай побыстрей! Поставили пироги. - А как там наши пирожки? -Понюхайте, как вкусно пахнет. -Оля, посмотри, пирожки уже зарумянились? -Конечно, они готовы. Я сейчас их вытащу из духовки. Осторожно, горячо! -Угощайтесь. Вот это чей пирожок? Вкусно? (Раздаю пирожки всем. Если дети будут брать «пирожок» в рот, остановить их.) Вот какие пирожки получились вкусные. Мы поели, а куклы голодными остались. Они тоже хотят пирожков. | кухонная посуда, куклы, детали строительного набора, игрушечные пирожки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...