Адаптированная образовательная программа Дошкольного образования (структура, особенности разработки)
презентация по коррекционной педагогике
Создание доступной образовательной среды требует от всех участников образовательных отношений новых подходов к моделированию эффективных механизмов разработки АОП ДОО в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования и разных вариантов её реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_aop.pptx | 2.51 МБ |
Описание слайдов к презентации | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В современной системе образования, направленной на обеспечение доступности качественного образования, создание условий для обучающихся с ОВЗ является одним из главных ресурсов «развития человеческого капитала ».
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяется задача, направленная на повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (в том числе с ОВЗ), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 « Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида» (п.16)
Создание доступной образовательной среды требует от всех участников образовательных отношений новых подходов к моделированию эффективных механизмов разработки АОП ДОО в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования и разных вариантов её реализации.
В качестве нормативно-правовых оснований проектирования адаптированных образовательных программ выступает Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Основанием к разработке АОП является заключение психолого-медико-педагогической комиссии и заявление родителей (законных представителей). В рекомендациях ПМПК определяются конкретные проблемы в развитии ребенка и указывается на необходимость работы по АОП, разработанной на основе ПрАООП определенной нозологической группы.
Методологические подходы при проектировании АОП : системно- деятельностный подход как ведущий в стандартизации системы общего образования Российской Федерации (А.Г. Асмолов ). субъектно- деятельностный подход (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская , О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова и др.), предполагающий активность, самостоятельность, инициативность, творчество ребенка, его стремление к сотрудничеству и взаимодействию в детских видах деятельности ;
компетентностный подход как один из возможных результатов оценки образования как «знания в действии» (А.Г. Асмолов ); индивидуально-дифференцированный подход к разработке и условиям реализации АОП для детей с ОВЗ; функционально-системный подход , связанный с организацией коррекционно-педагогического процесса, который дает возможность использовать комбинированную модель образовательного процесса.
. Одним из условий получения качественного образования детей с ОВЗ на основе компетентностного подхода является управление ДОО как цепочка непрерывных взаимосвязанных действий
АОП разрабатывается и утверждается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ
Структура АОП ДО (в соответствии с ФГОС ДО –п.2) В Российской Федерации основой для проектирования целевого раздела АОП ДО в ДОО являются следующие нормативные документы : Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования http://www.iroio.ru/materials.aspx?id=127 Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для различных нозологических групп http://fgosreestr.ru/
1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты, как целевые ориентиры освоения АОП ДО Структура ЦЕЛЕВОГО РАЗДЕЛА
Целевой раздел программы Цели и задачи реализации АОП Принципы и подходы к формированию АОП Значимые для разработки и реализации АОП характеристики Пояснительная записка
Значимые характеристики – это: 1 . возрастные и 2. индивидуальные особенности воспитанников Вашего ДОУ: сколько групп, есть ли особенные дети….. в т. ч. 3. характеристики особенностей развития детей раннего 4. и дошкольного возраста.
Целевой раздел программы КОНКРЕТИЗИРУЮТ требования Стандарта к целевым ориентирам с учетом Возрастных возможностей и индивидуальных различий детей Особенности развития детей с ОВЗ Планируемые результаты
2.1 . Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка. Структура содержательного раздела (п. 2.11.2.ФГОС ДО )
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
2.2 . Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации АОП ДО с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов . 2.3 . Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
2.4 . Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 2.5 . Способы и направления поддержки детской инициативы 2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников . 2.7. Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
Структура Организационного раздела (п. 2.11.3. ФГОС ДО) описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
ЧАСТЬ ОП, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Включает различные направления, выбранная участниками образовательных отношений из числа парциальных программ и/или созданных ими самостоятельно; Учитывает образовательные потребности, и интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и может быть ориентирована на: Специфику национальных, социокультурных и иных условий Выбор тех парциальных программ и форм организации работы с потребностями и интересами детей, а также возможностями педагогического коллектива Сложившиеся традиции ДОО (группы)
В соответствии с п.2.12. ФГОС ч асть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы .
Дополнительный раздел программы Текст краткой презентации Ориентирован на родителей Доступ для ознакомления
Содержание краткой презентации Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа Используемые Примерные программы Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Предварительный просмотр:
Слайд 1
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
структура, особенности разработки
Слайд 2.
В современной системе образования, направленной на обеспечение доступности качественного образования, создание условий для обучающихся с ОВЗ является одним из главных ресурсов «развития человеческого капитала».
Слайд 3.
Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяется задача, направленная на повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (в том числе с ОВЗ), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество. Во ФГОС ДО определяется в качестве основной задача «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».
Слайд 4
Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014), содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются Адаптированная образовательная программа, а для инвалидов также – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (п. 16). Таким образом, исходя из нормативных требований, любая ДОО, в которой обучаются дети с ОВЗ, обязана самостоятельно разрабатывать и реализовывать АОП. При проектировании такой программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ важно понимать, что такие программы, с одной стороны, должны в полной мере соответствовать установленным законодательством требованиям к структуре и содержательному наполнению разделов, а с другой – отражать специфику ее реализации в ДОО для детей с конкретными видами ограничений по здоровью, учитывать психофизические особенности, возможности и потребности ребенка.
Слайд 5
Создание доступной образовательной среды требует от всех участников образовательных отношений новых подходов к моделированию эффективных механизмов разработки АОП ДОО в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования и разных вариантов её реализации. При этом каждая АОП должна быть нацелена на преодоление несоответствия между процессом обучения и воспитания ребенка с ОВЗ по основной образовательной программе дошкольного образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
Слайд 6
В качестве нормативно-правовых оснований проектирования адаптированных образовательных программ выступает Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Статья 2 данного нормативного документа содержит определение понятия «адаптированная образовательная программа» – «образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».
Слайд 7
Основанием к разработке АОП является заключение психолого-медико-педагогической комиссии и заявление родителей (законных представителей). В рекомендациях ПМПК определяются конкретные проблемы в развитии ребенка и указывается на необходимость работы по АОП, разработанной на основе ПрАООП определенной нозологической группы.
Слайд 8
При проектировании АОП необходимо учитывать следующие методологические подходы:
- системно-деятельностный подход как ведущий в стандартизации системы общего образования Российской Федерации (А.Г. Асмолов). С позиции данного подхода при проектировании образовательной программы акцент смещается с содержательной части программы на результаты деятельности ребенка в процессе освоения образовательного содержания. Таким образом, результаты деятельности ребенка могут выступать как отражение его позитивной социализации, индивидуализации, развития личности;
- субъектно-деятельностный подход (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова и др.), предполагающий активность, самостоятельность, инициативность, творчество ребенка, его стремление к сотрудничеству и взаимодействию в детских видах деятельности;
- Слайд 9
- компетентностный подход как один из возможных результатов оценки образования как «знания в действии» (А.Г. Асмолов);
- индивидуально-дифференцированный подход к разработке и условиям реализации АОП для детей с ОВЗ;
- функционально-системный подход, связанный с организацией коррекционно-педагогического процесса, который дает возможность использовать комбинированную модель образовательного процесса.
Слайд 10
Одним из условий получения качественного образования детей с ОВЗ на основе компетентностного подхода является управление ДОО как цепочка непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для разработки и реализации АОП для разных нозологических групп. Такое индивидуально-ориентированное управление образовательным процессом обеспечивает перевод ДОО на новый, более качественный уровень развития.
Слайд11
АОП разрабатывается и утверждается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ
Слайд 12
Пример титульного листа
- Название ДОО
- «Утверждаю: Заведующий ДОО…»
- Принято на заседании педагогического совета, дата, № протокола.
- «Согласовано» (Общественный орган управления ДОО, Управление образования)
- Год
- На обороте титульного листа – содержание (оглавление) образовательной программы.
Слайд 13
Структура АОП ДО
(в соответствии с ФГОС ДО –п.2)
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. пояснительная записка
1.2. планируемые результаты, как целевые ориентиры освоения АОП ДО
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Общее содержание АОП, обеспечивающее полноценное развитие ребенка с ОВЗ
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание МТБ обеспечения АОП
3.2. Распорядок и/или режим дня
3.3. Особенности РППС
Слайд 14
В Российской Федерации основой для проектирования целевого раздела АОП ДО в ДОО являются следующие нормативные документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования http://www.iroio.ru/materials.aspx?id=127
- Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для различных нозологических групп http://fgosreestr.ru/
Слайд 15
Структура ЦЕЛЕВОГО РАЗДЕЛА
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты, как целевые ориентиры освоения АОП ДО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.
Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной ...
Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.
Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
Участие в разработке Адаптированной образовательной программы дошкольного образования
Являясь воспитателем группы компенсирующей направленности, участвовала в разработке соответствующей программы, оиентированной на контингент воспитанников....
Консультация для педагогов "Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
Инклюзивное образование...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (сложная структура дефекта ЗПР, ДЦП, ТНР)
Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей со сложной структурой дефекта спроектирована с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образован...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития ЗПР с учетом психофизических особенностей ребенка с расстройством аутистического спектра 3-7 лет
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития ЗПР с учетом психофизических особенностей ребенка с расстройством аутистического спектра 3-...