Игры для развития внимания дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Сироткина Лилия Анатольевна

Игры для развития внимания дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_vnimanie.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Подборка игр, направленных на развитие внимания дошкольников с проблемами в развитии.

1.«Муха»

Цель – развитие концентрации и распределения внимания.

Оборудование: квадрат, разделенный на 9 небольших квадратов

Ход игры: Взрослый диктует ребенку траекторию передвижения мухи. «Муха полетела вниз,вправо, вниз,вверх,влево» и т.д Если ребенок точно следил за полетом мухи, в этот момент он должен хлопнуть. На первых порах можно разрешить следить, помогая себе пальчиком или передвигая пуговицу, которая перемещается в клетку, в которой находится муха.

Инструкция: «В центре поля сидит муха. Я буду говорить, куда муха полетела, а ты внимательно следи за ее передвижением.»

2.«Ряды слов»

Цель- развитие переключаемости внимания.

Инструкция: «Мы с тобой поиграем в игру. Я тебе буду называть ряд слов. Когда ты услышишь, что я назвала какое-то животное, хлопни в ладоши».

Ход игры:

Ребенку предлагается ряд слов, где одно из них будет обозначать животное. Данное упражнение можно усложнять: предложить ребенку вставать, когда он слышит слово, которое обозначает транспортное средство. И затем оба варианта упражнения соединить в одно. Таким образом, в ряде слов должно быть два слова, одно обозначает животное, другое транспортное средство. Также для усложнения упражнения можно количество слов в ряду увеличивать, тем самым развивая объем внимания ребенка.

3.«Найди предмет по его тени» 

Цель - развитие объема внимания.

Оборудование: картинки с изображением предметов, картинки с контурами предметов.

Инструкция: «Мы с тобой сейчас поиграем в игру. Найди к картинке ее тень и положи вместе».

Ход игры:

Ребенку предлагаются картинки с изображением предмета, к которому он должен подобрать его тень.

4.«Определи, где звучит?”

Цель: развитие направленности слухового внимания.

Оборудование: колокольчик

Инструкция: «Закрой глаза. Послушай и определи, где звучит колокольчик?»

Ход игры:

1 вариант Дети закрывает глаза. Педагог тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку педагога хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.

5. «12 одинаковых предметов»

Цель – развитие зрительного внимания.

Оборудование: две картинки с изображением 12 одинаковых предметов

Ход игры: Задача ребенка – сравнивая 2 картинки, найти 12 одинаковых предметов.

Инструкция: «Посмотри на картинки.  Ты видишь комнаты, в которых живут брат и сестра. Найди в этих комнатах одинаковые предметы.»

6. «Поймай сигнал»

Цель – развитие слухового внимания

Ход игры:

Взрослый читает ряд слов. Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит слово, в котором есть заданный звук. Например, задан звук [о], ребенок должен «поймать» все слова с заданным звуком.

Инструкция: «Представь, что ты диспетчер на военном корабле. Твоя задача – найти потерявшийся корабль, засечь его сигнал. Я буду читать слова, если услышишь звук [о]-хлопни в ладоши – это значит, что ты поймал нужный сигнал.»

7. «Расставь точки» 

Цель – развитие зрительной памяти. 

Оборудование: две таблицы (с точками и пустая), карандаш. 

Ход игры: 

Вариант 1. Ребенку предлагаются две таблицы, на одной из которых хаотично расставлены точки. Необходимо перенести их на чистый вариант таблицы. 

Вариант2. Ребенок закрывает одну из таблиц и переносит точки в положенные клеточки пустой таблицы. 

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

8. Модификация методики Рыбакова 

Цель - формирование распределения внимания и способности к переключению, а также на развитие кратковременной памяти. 

Оборудование: таблица, на которой представлены 10 строк по 8 мячей разного размера. 

Ход игры:

Вариант 1. Учитывая возраст и степень умственного развития ребенка, ему предлагают подсчитать все мячи одного размера (например, все большие или все маленькие). Счет построчный. 

Вариант 2 (усложненный). Ребенок одновременно должен пересчитывать мячи каждого размера (например, один большой, один маленький, два больших, три маленьких, шесть больших, четыре маленьких и т.д.) 

Инструкция: «Посмотри на первую строчку (вторую, третью и т.д). Посчитай и скажи, сколько здесь больших мячей/ маленьких мячей.

9.«Найди отличия» 

Цель - развитие концентрации внимания.

Оборудование: картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями.

Ход игры:

Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться (от 2-3 до 5-6). В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана организующая помощь: «Посмотри, что держит в лапках кот» и т.д. 

Инструкция: «Помоги художнику найти ошибки. Найди на картинках 5 отличий».

10. «Колокольчик»

Цель – развитие слухового внимания; находить источник звучания;

Оборудование: две одинаковые коробки, колокольчик.

Ход игры: на столе перед ребенком взрослый ставит две одинаковые коробки (одна пустая, во второй — колокольчик).

Взрослый читает рифмовку:

Колокольчик наш, звени,

Песня, разливайся!

Динь-динь-динь!

Дон-дон-дон!

Колокольный слышен звон!

Взрослый звенит колокольчиком и прячет колокольчик в коробку на глазах у ребенка. Ребенку предлагается закрыть глаза, и в это время взрослый меняет коробки местами. Предложите ребенку найти колокольчик.

11. «Аленушка-ревушка»

Цель - развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: кукла, карточка с изображением куклы, а под ней полоски с разным количеством точек (от 1 до 4).

Ход игры: детям показывают куклу и читают двустишие:

У нас живет Аленушка —

Плакса девочка и ревушка.

Взрослый воспроизведит звук [А] один, два, три или четыре раза и попросит ребенка показать на картинке столько же точек, сколько раз заплакала Аленушка, и сказать, что же она хочет.

Инструкция: «Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон: „А", если хочет грушу: „А-А" (произносите звук отрывисто), если яблочко, то плачет: „А-А-А", если банан, то плачет: „А-А-А-А". Скажи, как можно одним словом назвать лимон, грушу, банан, яблоко?» — «Фрукты».— «Правильно. А теперь послушай внимательно, чего хочет Аленушка».

12. «Мишка»

Цель - развивать слуховое внимание, память;

Оборудование: игрушечный медвежонок или любая другая игрушка; карточка с изображением этой игрушки; карточка с двумя рядами точек (в первом ряду одна точка, во втором — пять), карточки с цифрами (от 1 до 5).

Ход игры: Взрослый знакомит ребенка с медвежонком.

Топайте ногой разное количество раз (1,4, 2 раза). Действия выполняйте медленно, чтобы ребенок успел сосчитать их количество и показать такое же количество точек на карте.

Инструкция : «Мишка пришел в гости и хочет с тобой поиграть. Он очень капризный и часто топает ногами. Когда мишка будет топать, посчитай, сколько раз он топнул. Найди на полоске столько же точек. Скажи, сколько раз топнул мишка».

13.« Гимнастика внимания»

Цель: развитие произвольного внимания

Ход игры:

Взрослый, называя части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем взрослый начинают путать  детей, называя одну часть тела, показывать другую.

Инструкция: «Проверим, кто из вас самый внимательный. Я назову часть тела, покажи её на себе.»

14."Слушай команду"

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: магнитофонная или грамзапись «Марш».

Ход игры: Каждый ребёнок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шёпотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!»

15."Выкладывание узора из мозаики"

Цель: развитие концентрации и объема внимания.

Оборудование: мозаика, образец.

Ход игры: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт, как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

16.«Что изменилось?»

Цель - развивать произвольное внимание и кратковременную память;

Оборудование: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

17. «Разведчики»

Цель – развивать концентрацию, переключаемость, объем зрительного внимания.

Оборудование: предметы в помещении.

Ход игры:

Задача игроков – внимательно осмотреть помещение, в котором проводится игра, и назвать как можно больше определенных предметов.

Варианты: кто больше назовет предметов определенного цвета, определенной формы, сделанных из определенного материала, начинающиеся на определенный звук.

Ребенку предлагается соревнование: кто больше назовет предметов, находящихся в комнате (зеленого цвета/ овальной формы/, название которых начинается на звук [c]). Участники по очереди называют предметы.

Инструкция: «Мы оказались в школе, где готовят разведчиков. Разведчик должен быть очень внимательным.  Осмотри внимательно всё в этой комнате. Назови как можно больше предметов зеленого цвета. Называть будем по очереди - по одному предмету. Тот из нас (вас), кто сможет назвать больше предметов - лучший ученик школы разведчиков.»

18. Вперед, к звездам!

Цель – развивать концентрацию, переключаемость внимания.

Оборудование: лист с таблицей значков в разной последовательности.

Ход игры: Задача ребенка – за 1 минуту найти и вычеркнуть в таблице как можно больше значков разными способами (молнии зачеркнуть, стрелочки обвести в кружок и т.д). Если ребенку трудно распределять внимание между 2мя значками, то нужно начать с одного – сначала зачеркнуть все молнии, затем обвести все стрелочки в кружок.

Инструкция: «Помоги космическому кораблю долететь в другую галактику. Для этого нужно собрать как можно больше стрелок, указывающих вниз. Обведи их в кружок. Твоему перелету мешают черные молнии, зачеркни их. Действовать нужно быстро, через 1 минуту портал закроется. Действуй!».

19. Обгонялки

Цель – развитие избирательности внимания.

Оборудование: картинка с цифрами в шуме.

Ход игры: Задача игроков – находить быстрее другого числа от 1 до 30. Числа на поле могут быть перевернуты, заштрихованы, замаскированы. За каждое найденное число, показанное быстрее противника, игрок получает 1 очко. Досчитав до 30, игроки подсчитывают очки.

Инструкция: «Числа замаскировались. Найди и покажи числа по порядку от 1 до 30 быстрее противника».

20. «Карлики и великаны.»

Цель – развивать произвольное внимание.

Ход игры. Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если наоборот, что-то очень маленькое (например, иголка, мышка), то дети садятся на корточки. Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останутся 2-3 человека.

Инструкция: «Будьте внимательны. Я буду говорить слова. Если слово обозначает что-то очень большое, то станьте великанами, а если слово обозначает что-то маленькое, превратитесь в карликов.»

Использованные ресурсы:

  1. Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем внимание с нейропсихологом. Комплект материалов для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. -  3-е изд. – М.: Генезис, 2018. – 72 с. + (22 л.)
  2. Лукина Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).—СПб.: «Паритет», 2003.—112 с—(Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
  3. Жданова Елена Игры для развития внимания дошкольников https://www.maam.ru/detskijsad/igry-na-razvitie-vnimanija-doshkolnikov.html
  4. Сильченко Тамара Картотека игр и упражнений на развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста. https://infourok.ru/kartoteka-igr-i-uprazhneniy-napravlennih-na-razvitie-proizvolnogo-vnimaniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1624553.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие внимания дошкольников

Консультация для родителей...

"Игры на развитие внимания дошкольников"

Консультация для родителей и педагогов....

Игры на развития внимания дошкольников.

Игры на развития внимания  дошкольников....

Игры на развитие внимания дошкольников.

Подборка интересных игр и упражнений для развития внимания у обучающихся старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры на развитие внимания дошкольников

Примеры дидактических игр на развитие внимания дошкольников: I. Развиваем зрительное внимание. 1. «Сделай как у меня» Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мо...

Игры на развитие внимания дошкольников

«Лови – не лови!» Взрослый бросает мяч, ребенок ловит. Договоритесь, что можно ловить мяч, если сказано: «Лови!». Если мяч брошен без слова, его нужно отбить. Усложняя игру, добавляем слово «Не лови!...