Игры для развития внимания дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подборка игр, направленных на развитие внимания дошкольников с проблемами в развитии.
1.«Муха»
Цель – развитие концентрации и распределения внимания.
Оборудование: квадрат, разделенный на 9 небольших квадратов
Ход игры: Взрослый диктует ребенку траекторию передвижения мухи. «Муха полетела вниз,вправо, вниз,вверх,влево» и т.д Если ребенок точно следил за полетом мухи, в этот момент он должен хлопнуть. На первых порах можно разрешить следить, помогая себе пальчиком или передвигая пуговицу, которая перемещается в клетку, в которой находится муха.
Инструкция: «В центре поля сидит муха. Я буду говорить, куда муха полетела, а ты внимательно следи за ее передвижением.»
2.«Ряды слов»
Цель- развитие переключаемости внимания.
Инструкция: «Мы с тобой поиграем в игру. Я тебе буду называть ряд слов. Когда ты услышишь, что я назвала какое-то животное, хлопни в ладоши».
Ход игры:
Ребенку предлагается ряд слов, где одно из них будет обозначать животное. Данное упражнение можно усложнять: предложить ребенку вставать, когда он слышит слово, которое обозначает транспортное средство. И затем оба варианта упражнения соединить в одно. Таким образом, в ряде слов должно быть два слова, одно обозначает животное, другое транспортное средство. Также для усложнения упражнения можно количество слов в ряду увеличивать, тем самым развивая объем внимания ребенка.
3.«Найди предмет по его тени»
Цель - развитие объема внимания.
Оборудование: картинки с изображением предметов, картинки с контурами предметов.
Инструкция: «Мы с тобой сейчас поиграем в игру. Найди к картинке ее тень и положи вместе».
Ход игры:
Ребенку предлагаются картинки с изображением предмета, к которому он должен подобрать его тень.
4.«Определи, где звучит?”
Цель: развитие направленности слухового внимания.
Оборудование: колокольчик
Инструкция: «Закрой глаза. Послушай и определи, где звучит колокольчик?»
Ход игры:
1 вариант Дети закрывает глаза. Педагог тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.
2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку педагога хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.
5. «12 одинаковых предметов»
Цель – развитие зрительного внимания.
Оборудование: две картинки с изображением 12 одинаковых предметов
Ход игры: Задача ребенка – сравнивая 2 картинки, найти 12 одинаковых предметов.
Инструкция: «Посмотри на картинки. Ты видишь комнаты, в которых живут брат и сестра. Найди в этих комнатах одинаковые предметы.»
6. «Поймай сигнал»
Цель – развитие слухового внимания
Ход игры:
Взрослый читает ряд слов. Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит слово, в котором есть заданный звук. Например, задан звук [о], ребенок должен «поймать» все слова с заданным звуком.
Инструкция: «Представь, что ты диспетчер на военном корабле. Твоя задача – найти потерявшийся корабль, засечь его сигнал. Я буду читать слова, если услышишь звук [о]-хлопни в ладоши – это значит, что ты поймал нужный сигнал.»
7. «Расставь точки»
Цель – развитие зрительной памяти.
Оборудование: две таблицы (с точками и пустая), карандаш.
Ход игры:
Вариант 1. Ребенку предлагаются две таблицы, на одной из которых хаотично расставлены точки. Необходимо перенести их на чистый вариант таблицы.
Вариант2. Ребенок закрывает одну из таблиц и переносит точки в положенные клеточки пустой таблицы.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
8. Модификация методики Рыбакова
Цель - формирование распределения внимания и способности к переключению, а также на развитие кратковременной памяти.
Оборудование: таблица, на которой представлены 10 строк по 8 мячей разного размера.
Ход игры:
Вариант 1. Учитывая возраст и степень умственного развития ребенка, ему предлагают подсчитать все мячи одного размера (например, все большие или все маленькие). Счет построчный.
Вариант 2 (усложненный). Ребенок одновременно должен пересчитывать мячи каждого размера (например, один большой, один маленький, два больших, три маленьких, шесть больших, четыре маленьких и т.д.)
Инструкция: «Посмотри на первую строчку (вторую, третью и т.д). Посчитай и скажи, сколько здесь больших мячей/ маленьких мячей.
9.«Найди отличия»
Цель - развитие концентрации внимания.
Оборудование: картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями.
Ход игры:
Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться (от 2-3 до 5-6). В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана организующая помощь: «Посмотри, что держит в лапках кот» и т.д.
Инструкция: «Помоги художнику найти ошибки. Найди на картинках 5 отличий».
10. «Колокольчик»
Цель – развитие слухового внимания; находить источник звучания;
Оборудование: две одинаковые коробки, колокольчик.
Ход игры: на столе перед ребенком взрослый ставит две одинаковые коробки (одна пустая, во второй — колокольчик).
Взрослый читает рифмовку:
Колокольчик наш, звени,
Песня, разливайся!
Динь-динь-динь!
Дон-дон-дон!
Колокольный слышен звон!
Взрослый звенит колокольчиком и прячет колокольчик в коробку на глазах у ребенка. Ребенку предлагается закрыть глаза, и в это время взрослый меняет коробки местами. Предложите ребенку найти колокольчик.
11. «Аленушка-ревушка»
Цель - развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: кукла, карточка с изображением куклы, а под ней полоски с разным количеством точек (от 1 до 4).
Ход игры: детям показывают куклу и читают двустишие:
У нас живет Аленушка —
Плакса девочка и ревушка.
Взрослый воспроизведит звук [А] один, два, три или четыре раза и попросит ребенка показать на картинке столько же точек, сколько раз заплакала Аленушка, и сказать, что же она хочет.
Инструкция: «Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон: „А", если хочет грушу: „А-А" (произносите звук отрывисто), если яблочко, то плачет: „А-А-А", если банан, то плачет: „А-А-А-А". Скажи, как можно одним словом назвать лимон, грушу, банан, яблоко?» — «Фрукты».— «Правильно. А теперь послушай внимательно, чего хочет Аленушка».
12. «Мишка»
Цель - развивать слуховое внимание, память;
Оборудование: игрушечный медвежонок или любая другая игрушка; карточка с изображением этой игрушки; карточка с двумя рядами точек (в первом ряду одна точка, во втором — пять), карточки с цифрами (от 1 до 5).
Ход игры: Взрослый знакомит ребенка с медвежонком.
Топайте ногой разное количество раз (1,4, 2 раза). Действия выполняйте медленно, чтобы ребенок успел сосчитать их количество и показать такое же количество точек на карте.
Инструкция : «Мишка пришел в гости и хочет с тобой поиграть. Он очень капризный и часто топает ногами. Когда мишка будет топать, посчитай, сколько раз он топнул. Найди на полоске столько же точек. Скажи, сколько раз топнул мишка».
13.« Гимнастика внимания»
Цель: развитие произвольного внимания
Ход игры:
Взрослый, называя части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем взрослый начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую.
Инструкция: «Проверим, кто из вас самый внимательный. Я назову часть тела, покажи её на себе.»
14."Слушай команду"
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: магнитофонная или грамзапись «Марш».
Ход игры: Каждый ребёнок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.
Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шёпотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!»
15."Выкладывание узора из мозаики"
Цель: развитие концентрации и объема внимания.
Оборудование: мозаика, образец.
Ход игры: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.
Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт, как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».
16.«Что изменилось?»
Цель - развивать произвольное внимание и кратковременную память;
Оборудование: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.
Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.
17. «Разведчики»
Цель – развивать концентрацию, переключаемость, объем зрительного внимания.
Оборудование: предметы в помещении.
Ход игры:
Задача игроков – внимательно осмотреть помещение, в котором проводится игра, и назвать как можно больше определенных предметов.
Варианты: кто больше назовет предметов определенного цвета, определенной формы, сделанных из определенного материала, начинающиеся на определенный звук.
Ребенку предлагается соревнование: кто больше назовет предметов, находящихся в комнате (зеленого цвета/ овальной формы/, название которых начинается на звук [c]). Участники по очереди называют предметы.
Инструкция: «Мы оказались в школе, где готовят разведчиков. Разведчик должен быть очень внимательным. Осмотри внимательно всё в этой комнате. Назови как можно больше предметов зеленого цвета. Называть будем по очереди - по одному предмету. Тот из нас (вас), кто сможет назвать больше предметов - лучший ученик школы разведчиков.»
18. Вперед, к звездам!
Цель – развивать концентрацию, переключаемость внимания.
Оборудование: лист с таблицей значков в разной последовательности.
Ход игры: Задача ребенка – за 1 минуту найти и вычеркнуть в таблице как можно больше значков разными способами (молнии зачеркнуть, стрелочки обвести в кружок и т.д). Если ребенку трудно распределять внимание между 2мя значками, то нужно начать с одного – сначала зачеркнуть все молнии, затем обвести все стрелочки в кружок.
Инструкция: «Помоги космическому кораблю долететь в другую галактику. Для этого нужно собрать как можно больше стрелок, указывающих вниз. Обведи их в кружок. Твоему перелету мешают черные молнии, зачеркни их. Действовать нужно быстро, через 1 минуту портал закроется. Действуй!».
19. Обгонялки
Цель – развитие избирательности внимания.
Оборудование: картинка с цифрами в шуме.
Ход игры: Задача игроков – находить быстрее другого числа от 1 до 30. Числа на поле могут быть перевернуты, заштрихованы, замаскированы. За каждое найденное число, показанное быстрее противника, игрок получает 1 очко. Досчитав до 30, игроки подсчитывают очки.
Инструкция: «Числа замаскировались. Найди и покажи числа по порядку от 1 до 30 быстрее противника».
20. «Карлики и великаны.»
Цель – развивать произвольное внимание.
Ход игры. Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если наоборот, что-то очень маленькое (например, иголка, мышка), то дети садятся на корточки. Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останутся 2-3 человека.
Инструкция: «Будьте внимательны. Я буду говорить слова. Если слово обозначает что-то очень большое, то станьте великанами, а если слово обозначает что-то маленькое, превратитесь в карликов.»
Использованные ресурсы:
- Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем внимание с нейропсихологом. Комплект материалов для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - 3-е изд. – М.: Генезис, 2018. – 72 с. + (22 л.)
- Лукина Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).—СПб.: «Паритет», 2003.—112 с—(Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
- Жданова Елена Игры для развития внимания дошкольников https://www.maam.ru/detskijsad/igry-na-razvitie-vnimanija-doshkolnikov.html
- Сильченко Тамара Картотека игр и упражнений на развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста. https://infourok.ru/kartoteka-igr-i-uprazhneniy-napravlennih-na-razvitie-proizvolnogo-vnimaniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1624553.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие внимания дошкольников
Консультация для родителей...
"Игры на развитие внимания дошкольников"
Консультация для родителей и педагогов....
Игры на развития внимания дошкольников.
Игры на развития внимания дошкольников....
Игры на развитие внимания дошкольников.
Подборка интересных игр и упражнений для развития внимания у обучающихся старшего дошкольного возраста....
Дидактические игры на развитие внимания дошкольников
Примеры дидактических игр на развитие внимания дошкольников: I. Развиваем зрительное внимание. 1. «Сделай как у меня» Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мо...
Игры на развитие внимания дошкольников
«Лови – не лови!» Взрослый бросает мяч, ребенок ловит. Договоритесь, что можно ловить мяч, если сказано: «Лови!». Если мяч брошен без слова, его нужно отбить. Усложняя игру, добавляем слово «Не лови!...