Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ЗПР
статья по коррекционной педагогике
Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_diskalkulii_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_zpr.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ЗПР
Дискалькулия – специфическое нарушение счетных навыков, обнаруживаемое на начальной стадии обучения счету. Дискалькулия является следствием недостаточной сформированности познавательных и речевых предпосылок, обеспечивающих становление данного навыка.
Проявляется дискалькулия у детей в целом комплексе симптомов, важнейшими из которых являются:
• недостаточное овладение математическим словарем
• неточное представление о графической структуре цифр
• механическое воспроизведение порядка следования чисел
• затруднения в определении места чисел в ряду натуральных чисел
• трудности установления отношения числа к его «соседям»
• недостаточное знание состава числа
• трудности усвоения правил образования числа
• несформированность количественных отношений чисел
Дискалькулии, как и другие нарушения, ведущие к школьной неуспеваемости (такие, как дислексия и дисграфия, чаще всего являются следствием психической недостаточности, сенсорных нарушений, нарушений речи, особенно у детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД, детским церебральным параличом (ДЦП, задержкой психического развития (ЗПР).
Для детей дошкольного возраста важно как можно раньше выявить предрасположенность к возникновению дискалькулии и начать коррекционную работу по профилактике данного нарушения.
Методика профилактики дискалькулии строится на основе следующих принципов: --- деятельностного подхода (активности, самостоятельности и комплексности); --- дифференцированного подхода; --- поэтапного формирования умственных действий
и реализуется в рамках комплексного сопровождения дошкольников с ЗПР.
Данную коррекционную работу проводят учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, инструктор лечебной физкультуры, музыкальный руководитель, каждый из которых решает ряд задач, а именно:
Задачи учителя-дефектолога:
Формирование знаний о составе числа;
Формирование знаний о правилах образования числа;
Формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, определение причинно – следственных связей.
Уточнений представлений о геометрических фигурах, например ведение хороводов. При этом педагог уточняет, что хоровод должен быть круглым;
Развитие количественных представлений, порядкового счета (пересчет предметов, необходимых для игры; когда дети встают парами, они должны сказать, какая пара первая, вторая и т. д.).
Коррекционная работа по профилактике дискалькулии проводиться в процессе ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста, т. е. преимущественно в игровой деятельности. Благодаря использованию математических игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.
Игровые упражнения для коррекционной работы по профилактике дискалькулии:
• Развитие восприятия цвета, формы величины, количественных представлений: «Чем похожи, чем различаются две фигуры». «Разложи по коробкам»(геометрические фигуры разного цвета и размера).
• Развитие умения словесно обозначать математические понятия, развитие лексико-грамматического строя языка: «Скажи наоборот» (употребление слов – антонимов). «Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна, осень).
«Нелепицы» (по временам года). «Времена суток» (назови и разложи последовательно; составь рассказ по серии сюжетных картин).
• Обучение математической терминологии: «Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета). «Глаголы, стройся!» (уточнение понимания глаголов, их употребление). «Поручения» (с использованием математической терминологии). Развитие зрительно-пространственного восприятия. «Назови, что где находится» (на картине, на схеме). «Сделай зарядку» (с использованием схем упражнений). «Наша квартира». «Цыплята в домике».
• Развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма. «Нарисуй нужное количество геометрических фигур». «Посчитай и напиши под каждой картинкой нужную цифру». «Хлопай, как я»; «Хлопай так, как на рисунке».
• Развитие зрительной и слуховой памяти: «Назови число от указанного числа в прямом и обратном порядке». «Назови пропущенное число среди названных чисел». «Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета).
• Развитие логических операций Серия упражнений на числовом материале (закрепление порядкового значения числа): «Раскрась числа разным цветом», «Определи кто и какой по счету в очереди», «На какой жердочке птичка». Классификация на основе двух признаков: «Покажи те игрушки, на которых можно кататься», «Покажи фрукты, но не круглые», Классификация на основе функциональных признаков:
• «Покажи, что самое легкое», «Покажи, что может летать»
• Игры с песком и водой математического содержания. Счет предметов, звуков, движений.
• Развитие аналитико-синтетической деятельности.
• «Четвертый – лишний» (цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы). «Чем похожи и чем различаются цифры?».
• Развитие представлений об образе цифр и математических знаков: «Найди цифру среди других графических знаков (букв)». «Напиши цифру» (перевод слухового образа в графический). «Чем похожи и чем различаются цифры».
• Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением:
• «Чем похожи и чем различаются две цифры?».
• «Назови соседей числа». «Поручения» (с использованием цифр). «Соедини картинки с одинаковым количеством предметов».
Вовремя и правильно подобранная коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей позволяет подготовить ребенка к школе или повысить его успеваемость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.
Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов. В работе...
Профилактика и коррекция дискалькулии у детей дошкольного возраста.
Сейчас очень часто у детей младшего возраста наблюдаются различные заболевания психологического характера. Главное вовремя распознать недуг и оказать со...
Проект по профилактики дискалькулии у детей дошкольного возраста с ТНР.
Цель: Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ТНР. Задачи:1.Профилактика вербальной дискалькулии.-формирование математических представлений и закрепление этих представлений в реч...
Консультация учителя-дефектолога Мушковой Е.А«Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста ».
laquo;Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста ».Дискалькулия часто проявляется у детей с нарушениями речевого развития и сопровождается нарушениями в формировании гнозо...
Картотека "Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста "
Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки"Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста...
Предпосылки и профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Стойкое, специфическое нарушение в овладении счетными операциями называется дискалькулией. Наиболее подверженная дискалькулии категория детей – это дети с ОВЗ. На данные пр...
Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста
Памятка для родителей....