Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ЗПР
статья по коррекционной педагогике

Добрая Юлия Анатольевна

Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ЗПР

Дискалькулия – специфическое нарушение счетных навыков, обнаруживаемое на начальной стадии обучения счету. Дискалькулия является следствием недостаточной сформированности познавательных и речевых предпосылок, обеспечивающих становление данного навыка.

Проявляется дискалькулия у детей в целом комплексе симптомов, важнейшими из которых являются:

• недостаточное овладение математическим словарем

• неточное представление о графической структуре цифр

• механическое воспроизведение порядка следования чисел

• затруднения в определении места чисел в ряду натуральных чисел

• трудности установления отношения числа к его «соседям»

• недостаточное знание состава числа

• трудности усвоения правил образования числа

• несформированность количественных отношений чисел

Дискалькулии, как и другие нарушения, ведущие к школьной неуспеваемости (такие, как дислексия и дисграфия, чаще всего являются следствием психической недостаточности, сенсорных нарушений, нарушений речи, особенно у детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД, детским церебральным параличом (ДЦП, задержкой психического развития (ЗПР).

Для детей дошкольного возраста важно как можно раньше выявить предрасположенность к возникновению дискалькулии и начать коррекционную работу по профилактике данного нарушения.

Методика профилактики дискалькулии строится на основе следующих принципов: --- деятельностного подхода (активности, самостоятельности и комплексности); --- дифференцированного подхода; --- поэтапного формирования умственных действий

и реализуется в рамках комплексного сопровождения дошкольников с ЗПР.

Данную коррекционную работу проводят учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, инструктор лечебной физкультуры, музыкальный руководитель, каждый из которых решает ряд задач, а именно:

Задачи учителя-дефектолога:

Формирование знаний о составе числа;

Формирование знаний о правилах образования числа;

Формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, определение причинно – следственных связей.

Уточнений представлений о геометрических фигурах, например ведение хороводов. При этом педагог уточняет, что хоровод должен быть круглым;

Развитие количественных представлений, порядкового счета (пересчет предметов, необходимых для игры; когда дети встают парами, они должны сказать, какая пара первая, вторая и т. д.).

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии проводиться в процессе ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста, т. е. преимущественно в игровой деятельности. Благодаря использованию математических игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.

Игровые упражнения для коррекционной работы по профилактике дискалькулии:

• Развитие восприятия цвета, формы величины, количественных представлений«Чем похожи, чем различаются две фигуры»«Разложи по коробкам»(геометрические фигуры разного цвета и размера).

• Развитие умения словесно обозначать математические понятия, развитие лексико-грамматического строя языка«Скажи наоборот» (употребление слов – антонимов)«Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна, осень).

«Нелепицы» (по временам года)«Времена суток» (назови и разложи последовательно; составь рассказ по серии сюжетных картин).

• Обучение математической терминологии«Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета)«Глаголы, стройся!» (уточнение понимания глаголов, их употребление)«Поручения» (с использованием математической терминологии). Развитие зрительно-пространственного восприятия. «Назови, что где находится» (на картине, на схеме)«Сделай зарядку» (с использованием схем упражнений)«Наша квартира»«Цыплята в домике».

• Развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма. «Нарисуй нужное количество геометрических фигур»«Посчитай и напиши под каждой картинкой нужную цифру»«Хлопай, как я»«Хлопай так, как на рисунке».

• Развитие зрительной и слуховой памяти«Назови число от указанного числа в прямом и обратном порядке»«Назови пропущенное число среди названных чисел»«Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета).

• Развитие логических операций Серия упражнений на числовом материале (закрепление порядкового значения числа)«Раскрась числа разным цветом»«Определи кто и какой по счету в очереди»«На какой жердочке птичка». Классификация на основе двух признаков«Покажи те игрушки, на которых можно кататься»«Покажи фрукты, но не круглые», Классификация на основе функциональных признаков:

• «Покажи, что самое легкое»«Покажи, что может летать»

• Игры с песком и водой математического содержания. Счет предметов, звуков, движений.

• Развитие аналитико-синтетической деятельности.

• «Четвертый – лишний» (цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы)«Чем похожи и чем различаются цифры?».

• Развитие представлений об образе цифр и математических знаков: «Найди цифру среди других графических знаков (букв)». «Напиши цифру» (перевод слухового образа в графический)«Чем похожи и чем различаются цифры».

• Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением:

• «Чем похожи и чем различаются две цифры?».

• «Назови соседей числа»«Поручения» (с использованием цифр)«Соедини картинки с одинаковым количеством предметов».

Вовремя и правильно подобранная коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей позволяет подготовить ребенка к школе или повысить его успеваемость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.        В работе...

Профилактика и коррекция дискалькулии у детей дошкольного возраста.

           Сейчас очень часто у детей младшего возраста наблюдаются различные заболевания психологического характера. Главное вовремя распознать недуг и оказать со...

Проект по профилактики дискалькулии у детей дошкольного возраста с ТНР.

Цель: Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ТНР. Задачи:1.Профилактика вербальной дискалькулии.-формирование математических представлений и закрепление этих представлений в реч...

Консультация учителя-дефектолога Мушковой Е.А«Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста ».

laquo;Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста ».Дискалькулия часто проявляется у детей с нарушениями речевого развития и сопровождается нарушениями в формировании гнозо...

Картотека "Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста "

Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки"Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста...

Предпосылки и профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Стойкое, специфическое нарушение в овладении счетными операциями называется дискалькулией.  Наиболее подверженная дискалькулии  категория детей – это дети с ОВЗ. На данные пр...