Инновации в работе учителя-логопеда
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Чтобы заинтересовать ребёнка, сделать его обучение более успешным, нужны нестандартные подходы. Вот о таких методах и расскажет эта статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновации в работе учителя-логопеда | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновации в работе учителя-логопеда.
Часто к логопеду за помощью обращаются родители, чьи дети имеют тяжелую речевую патологию (дизартрию, ринолалию, алалию, нарушения письменной речи). Сложность коррекционной работы с такими детьми заключается в том, что частота приёмов на логопункте детского сада 2-3 раза в неделю, в то время как необходимы ежедневные групповые и индивидуальные занятия. Кроме коррекции речи во время логопедических занятий приходится уделять внимание формированию усидчивости, умению понимать и выполнять инструкции, самоконтролю.
Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости.
Чтобы заинтересовать ребенка, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.
Многие педагоги отмечают, что большинство современных детей даже в дошкольном возрасте на «ты» с техническими новинками. Во многих семьях имеются персональные компьютеры, и дети быстро обучаются работать на них.
Вот почему наряду с традиционными формами работы целесообразно применение компьютерных вариантов заданий для автоматизации звукопроизношения, совершенствования лексико-грамматического строя речи.
Использование компьютерных заданий с систематизированным иллюстративным, текстовым, развивающим и, главное, легко сменяемым материалом позволяет рационально использовать время логопедического воздействия.
Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У детей повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
Занятия с применением инновационной технологии стимулируют усилия ребенка к исправлению нарушений устной и письменной речи. Возможность использовать повторные пробы и попытки даёт хороший тренинг и автоматизирует скорректированный звук в устной и письменной речи. Образовательная деятельность с использованием компьютера проводится в соответствии с гигиеническими требованиями, длительность занятий 5 – 10 минут (в зависимости от возраста и особенностей нервной системы ребенка, но не более 2 раз в неделю).
На каждом этапе коррекционной работы можно использовать занимательные компьютерные программы, например специализированную компьютерную логопедическую программу «Игры для Тигры», которая стала очень популярной среди моих коллег.
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Упражнения, представленные в программе, построены таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героем программы Тигренком, разговаривает с ним, помогает ему, путешествует по волшебной Стране Звуков и Слов, на самом деле он учится, и каждое задание помогает ему преодолевать речевые нарушения.
Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигрёнок – всё это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Она построена на основе методик Ефименковой Л.Н., Каше Г.А., Левиной Р.Е., Лалаевой Р.И. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.
Для повышения и поддержания интереса детей к логопедическим занятиям можно использовать интересные компьютерные логопедические игры:
- Лунтик. Русский язык для малышей.
- Лунтик. Развивающие задания для для малышей.
- Баба-Яга учиться читать.
- Незнайкина грамота.
- Я учусь читать слова.
- Мой весёлый букварик
- Играем и учимся
Пользоваться предлагаемым набором игр целесообразно в том случае, если логопед уверен, что дети владеют элементарной техникой чтения. Работа с данным набором игр позволяет увидеть наличие дисбаланса между обучением и развитием, определить несоответствие уровня развития учебной деятельности ребенка тем требованиям, которые предъявляются программным материалом.
Опыт практической работы показывает, что в игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее. С помощью данных игр можно проводить обучение, причем индивидуализированное, отобрав те игры, которые необходимы каждому конкретному ребенку.
Также в логопедической работе можно использовать занимательный материал, содержащийся на CD-дисках:
- упражнения, скороговорки и чистоговорки для автоматизации труднопроизносимых звуков;
- физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой, которые помогают детям с речевыми расстройствами закрепить скорректированные умения и навыки, преодолеть нарушения слоговой структуры слова при помощи динамической и ритмической организации движений;
- логопедические распевки, которые помогают ребенку сосредоточиться на артикуляции труднопроизносимых звуков, координировать движения и речь, а также говорить без запинок, помогают работать над просодикой.
В логопедической практике применяю компьютерные задания в стиле презентаций следующих видов: тренажеры, тесты, задания на дифференциацию звуков и букв, занятия по развитию речи, пополнению и уточнению словаря (по лексическим темам).
Достоинства презентации по сравнению с ворохом плакатов очевидны. Изучение нового с помощью презентации весьма увлекательно, так как может включать самые разнообразные материалы: схемы, таблицы, диаграммы, графики, тексты, картины, портреты, видео- и аудиофрагменты, элементы анимации. Преимуществами электронного способа работы с информацией являются:
- последовательность и системность информации;
- тезисность и информативность;
- наглядность и эффектность подачи материала;
- легкость возврата к предыдущей информации;
- возможность дополнения и и исправления информации;
- копируемость;
- транспортабельность.
Все перечисленные факторы могут быть задействованы в коррекционно-развивающих целях.
Заинтересованным родителям можно предложить домашние тренинги по закреплению правильного произношения звуков, для общего и речевого развития, по устранению нарушений письма и чтения. Например, из серии «Домашний логопед» (Издательство «Наука и техника», С-Пб, 2009) или «Логопедические упражнения» (Издательство «Учитель», Волгоград, 2009). Записанные на диске задания для домашнего компьютера позволяют родителям наглядно увидеть проблемы своего чада и приобщиться к успешности ребёнка.
Даже не владея клавиатурой, ребёнок включается в работу.
Нетрадиционная форма заданий, позитивный настрой, поощрение малейших успехов в преодолении дефектов или нарушений речи, использование игровых, занимательных, нетрадиционных приёмов, инновационных программ, современных технических средств обучения обязательные составляющие современного коррекционно-образовательного процесса.
Компьютерные технологии помогают заинтересовать ребенка, сделать обучение осознанным. Использование компьютерных заданий с систематизированным, легко сменяемым материалом позволяет рационально использовать время логопедического занятия.
Таким образом, выполнение заданий в компьютерном исполнении стимулирует ребёнка на успешную коррекцию речи, сохраняет время учителя-логопеда, даёт возможность специалисту поддерживать профессиональную компетентность.
учитель-логопед Данченко Ю.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект инновации в работе учителя-логопеда
Применение инноваций в кружковой логопедической работе учителя-логопеда...
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорош...
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Фень Е.В. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Содержание:1.Актуальность.2. Содержание.3. Приложение....
Презентация "Использование инноваций в работе учителя-логопеда Су-Джок-терапия"
Изменения в системе образования, в частности, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, требует повышения качества образовательных услуг от специалистов образ...
Работа учителя-логопеда с детьми с ФФНР: традиции и инновации.
Чтобы помочь ребенку успешно преодолеть ФФН, с ним нужно заниматься по определенной системе. Это должен делать логопед, так как каждое занятие строится особым образом....
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...
" Использование элементов ОРФ-педагогики в работе учителя-логопеда" Сборник научных статей "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы" 11 Международная научно-практическая конференция.
В статье представлен опыт работы над темпо-ритмической стороной речи с использованием элементов ОРФ-педагогики....