Мастер - класс для родителей "Наш маленький непоседа"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Кондратьева Анастасия Юрьевна

Данный мастер - класс   был проведен с целью повышения педагогической грамотности родителей посредством игр и упражнений, способствующих развитию внимания, контроля над импульсивностью и управлению двигательной активности у гиперактивных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер – класса

«Наш маленький непоседа»

Педагог – психолог

Кондратьева Анастасия Юрьевна

 

Мастер - класс «Наш маленький непоседа»

Цель:
      Повысить педагогическую грамотность родителей посредством
игр и упражнений, способствующих развитию внимания, контроля над импульсивностью и управлению двигательной активности у гиперактивных детей.

Задачи:

1. Сформировать у родителей положительную направленность на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребенком.

2. Усилить потребность  родителя в психолого – педагогических знаниях и желание использовать их в своей жизни.

3. Познакомить с  разновидностями игр и упражнений, направленных на коррекцию детей с признаками СДВГ.

Предварительная работа:

  1. Анкетирование родителей младшей, средней и старших групп детского сада, с целью выявления импульсивных и очень подвижных детях
  2. Подготовить выставку для родителей массажные мячики, игры на мелкую моторику.
  3. Информационные буклеты «Что такое СДВГ», «Игры и упражнения на развитие внимания, усидчивости», «Игры на развитие мелкой моторики», «Игры с массажными мячиками», «Умные движения»

Оборудование: проектор, доска для проецирования.

Форма проведения: мастер-класс

Повестка:

1. Выставка игр.

2. Беседа.

3. Мастер-классы.

4. Рефлексия.

Участники: дети старшей группы с родителями

Ход мастер-класса:

  1. Мотивационно - ориентировочный этап

 - Добрый вечер уважаемые родители.  Мы благодарим вас,  что вы нашли время и подошли на наше открытое мероприятие.

- И вначале нашей встречи мы   предлагаем вам посмотреть мультфильм (мультфильм короткометражка про инопланетянина).

 - Какие особенности вы заметили у данного ребенка (неусидчивый, взбалмошный, сам себе на уме, не организованный, в своем мире, делает все по -  своему, быстро увлекается и быстро остывает).

 -Действительно большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

- Сегодня мы пригласили вас уважаемые родители, потому что по результатам анкетирования,  проведенного недавно, вы отметили такие трудности поведения,  при котором появляется избыточная подвижность, непослушность, крики, неконтролируемое поведение, невнимательность, болезненное упрямство, вспышки импульсивной агрессии? При этом ребенок может быть неуверен в себе, боязлив и закомплексован.

Все это признаки гиперактивного ребенка. С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд их трудно поймать. Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не хватает терпения выполнить задание до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Окружающие их не терпят, но это не так важно, чаще бывает так, что сами родители не до конца понимают, почему ребенок себя так ведет.

- Давайте сейчас с вами попробуем сделать небольшое упражнение (раздать зеркала, карандаши и  заготовки с изображением двойной пятиконечной звезды размером примерно 5 х 5 см).

Упражнение «Звезда»

- Глядя на изображение через зеркало,  вам надо провести линию между внешней и внутренней звездами.

 - Это изображение хорошо иллюстрирует возможности ребенка в период созревания головного мозга и ограниченность этих возможностей.

Вопросы для обсуждения:

• Ваши ощущения в процессе выполнения задания?

• Ваши мысли по этому поводу?

Идеи, выносимые на обсуждение:

 - От ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии.

- Сейчас  трудности, которые есть у малыша,  в детском саду еще не совсем заметны. Они проявятся в школе. Где требования,  система обучения отличаются от детского сада. И у вас пока есть еще время, чтобы попробовать скорректировать данные трудности.

- Поэтому сегодня мы приглашаем вас на Мастер - класс «Наш маленький непоседа», где вы познакомитесь с  играми и упражнениями, которые  можно делать  с вашими непоседами в домашних условиях.  

 - Давайте поделимся на три группы (раздать карту мероприятий), ознакомьтесь, пожалуйста, с мероприятиями, и порядком их посещения. На каждый мастер - класс у нас будет по 10 минут, через 10 минут прозвенит звонок и вы пойдете дальше по карте мероприятий.  А через 30 минут мы вновь соберемся в этой комнате, чтобы поделиться мнениями.

2. Рефлексия.

 - Уважаемые родители. Мы замечательно с вами поиграли. Давайте сейчас еще посмотрим небольшой мультфильм  (мультфильм про ребенка СДВГ).

- Дети с СДВГ это дети внесистемные, они видят то, чего не замечают другие.

-  Некоторые учёные утверждают, что гиперактивность это не проблема, а задача для взрослых. И чем сложнее её решение, тем большее удовлетворение принесёт результат. Часто гиперактивные дети талантливы. Признаки гиперактивности наблюдались у множества известных людей, например, у Сальвадора Дали, Моцарта, Пикассо, Диснея, Эйнштейна, Ньютона, Александра Пушкина, Александра Македонского, Фёдора Достоевского (раздать памятки).

 - А в заключении мы предлагаем вам высказать своё мнение о нашей встрече, что понравилось, что узнали нового, что вы будете использовать с ребенком дома.

 -И для этого заполните, пожалуйста, отзывы, и, может быть,  скажете пару слов.

Ход мастер - класса

Сегодня я хочу немного познакомить вас таким направлением, как нейропсихология.  Нейропсихологические упражнения могут помочь скорректировать неустойчивое внимание, моторную неловкость, и в связи с этим проблемы с памятью, мышлением, проблемы с пониманием инструкций.

Мы называем данные методики сопровождением развития. С помощью данных упражнений  можно помочь ребенку таким образом, чтобы все зоны мозга развивались равномерно и получали достаточную стимуляцию. При условии, если вы родители полноценно будете  заниматься  с ребенком дома.

Что значит «полноценно»? Это не значит сидеть с ребенком за столом и учить буквы. Это значит, что ребенок достаточно двигается, много общается, с ним гуляют в лесу, где позволяют ползать по деревьям; постоянно обращают его внимание на то, где право и лево, верх и низ, много рисуют с ним, причем по-разному.

А в последнее время я часто сталкиваюсь с тем, что родители, например, рано начинают учить ребенка читать и не уделяют внимания другим аспектам.

А начнем мы с дыхательных упражнений. И вы дома тоже,  когда будете делать упражнения или сядете заниматься начинайте занятия с дыхательных упражнений.

1. И.П. лежа на спине. Сначала ребенка нужно научить делать вдох животом (надуйся, как шарик, сдуйся). Для наглядности можно посадить на живот игрушку.

Вдох производится через нос, выдох через рот, затем отрабатываем дыхание под счет, например, вдох на 3, выдох на 5 и т.д.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т.д.) могут привести к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

Противопоказание – ЭПИ статус.

Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки.

Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т.д.). Ритмике организма способствуют прыжки на батуте, езда на лошадях, задержка дыхания во время ныряния. Известно, что задержка дыхания и «невесомость» (прыжки на батуте, катание на качелях) активизируют работу стволовых структур мозга, которые, в свою очередь, стимулируют дальнейшее развитие ребенка.

Правильное дыхание, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания, развитию произвольности и самоконтроля.

 - Каждому из вас я раздала пакетик со сладостями. Загляните в него. Сейчас он нам понадобится для веселых упражнений. Возьмите в руки любую сладость.

2. Глазодвигательные упражнения (1-й год жизни в онтогенезе) Данное упражнение отрабатывает зрительное внимание, слежение. Они способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания, их можно эффективно использовать перед письменными заданиями.

Требования:  лежать нужно неподвижно, двигаются только глаза;  не терять взором предмет;  охватывать все пространство;  доводить зрачок до конца, руки ноги скрещивать нельзя, лежим неподвижно.

Движения плавные, прослеживающие перемещение предмета до конца. Если есть зона потери предмета, эта зона прорабатывается длительнее. Сначала предмет перемещается взрослым, потом эта функция делегируется ребенку. При ношении ребенком очков, упражнение выполняется без них.

И.П. Ребенок лежит на спине. На расстоянии 30 – 50 сантиметров над ним располагается яркий или вкусный предмет (игрушка, сладость, любое,  чем можно заинтересовать ребенка).

 Он перемещается вверх – вниз, вправо – влево, к носу, по диагонали, горизонтальной восьмеркой.

Упражнение достаточно энергоемкое.

С осторожностью применять при ЭПИ готовности.

3. «Вкусная гимнастика для язычка» подобные упражнения направлены на отработку синкинезий, т.е. сопутствующее движение при движении чего - либо другого (нахмуривает лоб, когда закрывает глаза, дует в трубочку и надувает щеки).

1.Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
2.Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.
3.Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!
4.Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами. 
7. Усложним задание -  соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.
8. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.

4. «Партизан на животе», «Партизан на спине» если ваш ребенок мало ползал или не ползал вообще, а сразу пошел, это занятие для вас. Потому что, не сделав этого,  мозг ребенка пропустил важную часть в формировании пространственного мышления, координации движений. При регулярном выполнении таких движений образуется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

 (предложите правильно, с соблюдением всех условий доползти до вкусности)

  • И.П. – лежа на животе, согнутые руки и ноги прижаты к полу.

Важно добиться координированной работы рук и ног.

  • И.П. лежа на спине, руки согнуты в локтях, держатся за плечи, ноги согнуты в коленях.

Не касаясь головой пола и делая круговые движения руками «плыть на спине».

6. «Бревнышко» (для развития навыка ровного письма, чтения по строчке)

Ребенок,  лежа на спине, голова, руки, ноги лежат на полу. Фиксируется опорами (кегли) положение головы и ног. Начинает катиться как бревно по горизонтальной поверхности на расстояние 2 м, стараясь,  чтобы голова и ноги в итоге ровно подкатились к верхней и нижней опоре.

Если неправильно выполнил упражнение – возврат к исходной позиции и повторное выполнение упражнения.

А) по горизонтальной прямой

Б) по диагонали

Теперь после активизации коры головного мозга вы можете дома заняться любыми другими упражнениями, которые развивают внимание, память, мышление.

7.  Заканчиваем же занятия мы массажем.  Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем — руками самого ребенка наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.

Попросите его описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?». Например, массируемы! (или иные) части тела стали более теплыми, горячими, легкими или покрылись мурашками, тяжелыми и т. п.

  • «Мытье головы». Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее. «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы — по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.
  • «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед).
  • Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.
  • И.п ребенок лежа на спине. Взрослый у ног ребенка, берет ребенка за пятку снизу и выполняет массаж пальцев и стопы. Сначала на правой ноге, затем на левой ноге оглаживает, разминает, перетирает кончики пальцев, поочерёдно сгибает-разгибает пальцы. Поглаживает и похлопывает по тыльной и боковой сторонам стопы. Во время выполнения массажа взрослый читает текст.  Белка:

«Сидит белка на тележке, (взрослый круговыми движениями гладит пятку)

Раздаёт она орешки: Мишке толстопятому, (поглаживает пальцы, начиная с большого)

Заиньке усатому, (следующий палец)

Лисичке-сестричке (следующий палец)

Воробью, (следующий палец)

Синичке (следующий палец)

Кому в роток, (поглаживает большим пальцем подушечки стопы)

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

  • «Рельсы – рельсы, шпалы – шпалы».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Маленькие непоседы"

Проект для детей от 3 до 5 лет о бабочках....

Мастер-классдля воспитателей "Давайте жить дружно!"

Мастер-классТема: «Давайте, жить дружно!»Ф.И.О. – воспитатель Камышанская Инна АнатольевнаДата проведения: 28.10.2016г.Цель мастер-класса: объединение педагогического коллектива, фор...

Мастер-классдля детей и родителей "Я и мой ребёнок"

Укрепление отношений между родителем и ребёнком, сформировать позитивную коммуникацию....

Сухой бассейн для маленьких непосед.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20057670","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-классдля педагогов ««Использование метода кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»»

Знакомство участников мастер-класса с методом кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста. Представить модель кинезиологического тренажера. Повысить мотивацию педагога к овладению нетради...

Мастер-классдля родителей Подкова счастья на удачу

Сегодня на мастер – классе, мы поговорим о народных поверьях, приметах, суевериях и славянских оберегах. Вы узнаете, как сделать оберег своими руками. Познакомитесь с основными правилами изготов...

Мастер-классдля родителей «Экспериментирование с разнообразными Материалами» Старшая группа.

Цель: Показать родителям разнообразные видыэкспериментирования с бумагой, картоном, водой.Задачи:1. На примере опытов показать, как можно экспериментировать вместе сдетьми.2. Развивать познавательный ...