Коррекционно- развивающая программа "Как побороть страх"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Страх - эмоция, которую периодически испытывают все живые существа. Страхи у подростков – не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствуют о неспособности защитить себя.
Аннотация. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Актуальность данной программы заключается в том, что устранение отрицательных эмоциональных следов страха является необходимым условием психического здоровья детей. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти.
А) страх темноты В) страх одиночества Г) страх сказочных персонажей, чудовищ, привидений Д) страх смерти Е) боязнь хулиганов, бандитов, войны, катастроф Ж) страх уколов, боли, врачей З) страх наказания, крика
Цель данной программы – устранение, преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы: 1. Отреагирование при помощи эмоций ранее испытанных детьми переживаний страха. 2. Обучение детей игровому проигрыванию своих переживаний психологического содержания. 3. Обучение детей дошкольного возраста адекватной психологической защите.
Задания и упражнения: Для устранения страхов неожиданного воздействия, замкнутого пространства и одиночества в программу были включены игры «Имя», «Замри», «Прятки», «Жмурки», «Паровозик» (занятие 1 (30 мин.)). Игры, направленные на умение определять свое настроение при помощи цвета «Цвет моего настроения», «Воздушный шарик» (занятие 2 (30 мин.)) Для преодоления замешательства и смущения при ответах использованы следующие игры «Кинь мяч, скажи плохое, страшное, неприятное слово», «Кинь мяч, скажи доброе, хорошее, приятное слово», «Тропа индейцев» (занятие 3 (30 мин.)). Игры, направленные на снятие эмоциональных блоков, активизации процесса принятия решений «Передай по кругу друг другу страшную рожу», «Передай по кругу друг другу что-то приятное», «Лиса и зайцы» (занятие 4 (30 мин.)). Игры, направленные на преодоление страхов сказочных персонажей и устранение страха нападения «Кощей», «Баба Яга» (занятие 5 (30 мин.), 8 (30 мин.), 9 (30 мин.)) Разыгрывание сказок на закрепление умения действовать в непредсказуемых ситуациях (занятие 6 (30 мин.)).
Для устранения страхов неожиданного воздействия, замкнутого пространства и одиночества в программу были включены игры «Имя», «Замри», «Прятки», «Жмурки», «Паровозик» (занятие 1 (30 мин.)). Игры, направленные на умение определять свое настроение при помощи цвета «Цвет моего настроения», «Воздушный шарик» (занятие 2 (30 мин.)) Для преодоления замешательства и смущения при ответах использованы следующие игры «Кинь мяч, скажи плохое, страшное, неприятное слово», «Кинь мяч, скажи доброе, хорошее, приятное слово», «Тропа индейцев» (занятие 3 (30 мин.)). Игры, направленные на снятие эмоциональных блоков, активизации процесса принятия решений «Передай по кругу друг другу страшную рожу», «Передай по кругу друг другу что-то приятное», «Лиса и зайцы» (занятие 4 (30 мин.)). Игры, направленные на преодоление страхов сказочных персонажей и устранение страха нападения «Кощей», «Баба Яга» (занятие 5 (30 мин.), 8 (30 мин.), 9 (30 мин.)) Разыгрывание сказок на закрепление умения действовать в непредсказуемых ситуациях (занятие 6 (30 мин.)). Игры, направленные на отреагирование агрессии в игровой форме, обучение умению контролировать свои отрицательные эмоции «Однажды на поляну вышли…», «Путешествие вокруг света», «Волшебный замок», «Осада города» (занятие 7 (30 мин.)). Игры, направленные на актуализацию страха «Путешествие в волшебную страну» (занятие 10 (30 мин.)). Игры на коррекцию тревожности, развитие умения действовать в сложных ситуациях «Приближающийся праздник», «Пришел (шла) поздно в детский сад», «Однажды в детском саду…» (занятие 11 (30 мин.)-12 (30 мин.)). Игры на снятие эмоциональных переживаний от кошмарных снов «Мне приснилось», «Я справился» (занятие 13 (30 мин.)-14 (30 мин.)). Игры, направленные на обучение конструктивному решению ситуаций «Веер решений», «Обида на …», «Если бы я был папой (мамой)» (занятие 15 (30 мин.)). Игра на отработку страха и тревоги «Нарисуй свой страх и озвучь его» (занятие 16 (30 мин.)). Игры, направленные на обучение безопасному стилю жизни, умению управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях «Заблудился в лесу», «Остался один дома», «Потерялся на улице», «Разбили тарелку» (занятие 17 (30 мин.)). Игры на перенос положительного опыта из группы в реальную жизнь «Наши правила», «Животные» (занятие 18 (30 мин.)).
Занятие 1. «Здравствуйте, это я!» Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем" Упражнение "Доброе утро..." Упражнение "Что я люблю?" Упражнение "Лягушки на болоте" Занятие 2. Диагностика страхов. Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем" Упражнение "Доброе утро..."
Занятие 3. “Мое имя”. Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем« Рисунок "Мое солнышко" Игра "Моё имя" Игра «Лягушки» Пантомима “Зайка-трусишка” Занятие 4. “Настроение” Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем" Игра "Моё имя" Игра "На что похоже моё настроение?"
Рисунок "Мое настроение" Упражнение "Ласковый мелок" Упражнение “Сказка о страхе” Дети рисуют Страх и показывают его друг другу. Пантомима “Зайка-трусишка” Занятие 5. “Наши страхи” Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем" Упражнение "Ласковый мелок" Упражнение "Расскажи свой страх"
Упражнение “Превращаемся в страшных” Занятие 6. “Я больше не боюсь” Разминка: Упражнение "Росточек под солнцем» Упражнение “Превращаемся в страшных” Упражнение "Азбука страхов" Упражнение "Страшная сказка по кругу" Упражнение "Прогони Бабу-Ягу».
Рекомендации
Родителям 1.Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значительных для него людей. 2.Доверяйте ребенку, будьте с ним честным и принимайте таким, какой он есть. 3.Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. 4.Не сравнивайте ребенка с окружающими. 5.Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. 6.Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. 7.Чаще обращайтесь к ребенку по имени. 8.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. 9.Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. 10.Будьте последовательны в воспитании ребенка. 11.Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. 12.Используйте наказание лишь в крайних случаях. 13.Не унижайте ребенка, наказывая его. Воспитателям 1.Не унижайте ребенка, наказывая его. 2.Как можно чаще разговаривайте с ребенком. 3.Терпеливо объясняйте смысл его деятельности. 4.Не запугивайте детей. 5.Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
В заключение хочется сказать, что главное условие успеха при проведении занятий - это желание работать с детьми и упорство в достижении целей.
ЛИТЕРАТУРА Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия - «Психология ребёнка». - СПБ: 2000. с. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1993. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986. Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. - СПБ: Издательство «Питер», 2000. Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. - 1999. - № 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ АРТТЕРАПИИ»
Методов коррекции через арттерапию, облегчающих детям выражение их чувств, множество. Коррекционная работа строится с учетом индивидуальных и возрастных особенност...
Как побороть страх перед школой
Консультация для родителей.Как научиться не бояться школы....
консультация для родителей "Как побороть страх воды"
Консультация для родителей младших групп....
Консультация для родителей "Как побороть страх воды у детей?"
Тема: "Как побороть страх воды у детей?"...
Консультация для родителей "Как побороть страх воды у детей"
Консультация для родителей "Как побороть страх воды у детей"...
Страхи. Коррекционно-развивающее занятие по формированию у дошкольников коммуникативных навыков и коррекции страхов
Коррекционно-развивающее занятие может быть полезным для педагогов-психологов дошкольных организаций...
Как преодолеть трудности в общении со сверстниками?Как побороть страх при поступлении в новый коллектив? Помогут терапевтические сказки " У меня нет друзей..."
Терапевтические сказки "У меня нет друзей..."...