Особенности адаптации детей раннего возраста (ясельная группа) к условиям ДОУ.
материал (младшая группа)

Морозова Екатерина Андреевна

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ выступление педагога-психолога на родительском собрании (Психологические особенности детей 2-3 лет в период адаптации". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_sobraniyu_yasli_osobennosti_adaptatsits.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

«ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАТА

К УСЛОВИЯМ ДОУ»

Уважаемые родители!

Рада приветствовать Вас в нашем дошкольном учреждении! Я – педагог-психолог – буду совместно с воспитателями и персоналом ДОУ сопровождать ваших детей в процессе их привыкания к условиям дошкольного учреждения.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение и новые взрослые. Все это изменения не следуют один за другим, а обрушиваются на ребенка как «снежный ком», вызывая стрессовую ситуацию. Малышу необходимо «адаптироваться», т.е. приспособиться к этому «новому». Согласитесь, любой (даже самый здоровый) малыш в данной ситуации растеряется.

То, насколько быстро и легко ваш малыш справится с новыми условиями, во многом зависит от нас с вами – взрослых. Поэтому я призываю Вас: не бросайте ребенка в воду, не научив плавать! Как показывает практика, чем лучше родители подготовят своего ребенка к детскому саду, тем быстрее он адаптируется.  

Привыкание детей к новым условиям протекает на уровне физиологическом и на уровне психологическом:

Физиологический

(надо привыкнуть)

Психологический

(предстоит привыкнуть)

  1. Новый режим
  2. Новая пища
  3. Новая микросреда
  1. Отсутствие значимого взрослого
  2. Невозможность уединения
  3. Требования к самостоятельности (необходимость самому справляться с возникающими проблемами)
  4. Необходимость самоограничения

Зависит от:

Зависит от:

  1. Возраста
  2. Состояния здоровья, уровня иммунитета
  3. Состояния нервной системы
  4. Образа жизни, привычек семьи
  5. Сформированности навыков самообслуживания
  1. Индивидуальных особенностей ребенка (тип темперамента)  
  2. Степени привязанности к взрослым
  3. Уровня самостоятельности
  4. Уровня тренированности адаптационных механизмов
  5. Знания и выполнения простейших социальных навыков
  6. Психологического состояния на момент поступления в ДОУ

 

Адаптационный период может быть различен по продолжительности: от 2 недель до 1 мес. и даже полугода. Обычно в первые дни дети с удовольствием идут в детский сад: сказывается «эффект новизны». Наиболее сложными могут быть 3-й, 4-й дни посещения ДОУ, когда может появиться плач, нежелание уходить от мамы, отказ идти в группу. Отнеситесь к такому поведению с пониманием, сделайте небольшой перерыв или заберите пораньше, однако не идите на поводу. Не приводите ребенка в детский сад сразу на целый день.

Дети по-разному могут входить в группу: во многом это зависит от их индивидуальных особенностей. Кто с первых минут начинает плакать и не отпускает маму, а кто-то приходит «как к себе домой». И то, и другое – норма. В самый острый период адаптации многие дети отказываются от еды, плохо спят (чуткий, беспокойный сон), становятся капризными, утрачивают сформированные навыки и достижения развития. Могут появиться соматические расстройства: болит живот, голова, расстройства пищеварения. Но самое главное ребенок будет просить больше, чем обычно, вашего внимания и тепла: может проснуться ночью и звать маму. Все эти проявления выражены тем ярче, чем младше ребенок.

И еще одна ситуация, характерная для детей в период адаптации, о которой часто спрашивают родители: в саду и дома ребенок ведет себя совершенно по-разному (в детском саду послушен, спокоен, а дома в буквальном смысле «стоит на голове»). Это также абсолютно нормальная ситуация, характерная для многих детей. Дело в том, что по природе своей все дети – маленькие исследователи, которым необходимо все изучить и постоянно быть в движении. Однако в саду дети чаще всего не могут реализовать большинство своих импульсов. Так, что в конце  дня таких нереализованных движений, эмоций накапливается довольно много. Ребенку необходимо дать возможность выплеснуть их приемлемым способом: дать вволю порезвиться на детской площадке, поиграть в подвижные, эмоциональные игры, дать возможность выплакаться, если это необходимо. В противном случае это может вылиться в истерики или повышенную двигательную активность.

По мере привыкания данные негативные проявления постепенно сходят на нет. О том, что  малыш адаптировался, вы поймете, когда у него нормализуется аппетит, сон, эмоциональный фон, малыш с удовольствием начнет ходить в детский сад и радовать Вас новыми успехами.

Что можете сделать Вы, чтобы подготовить своего малыша к новым условиям и облегчить адаптационный период:

  1. Как вы поняли из предыдущих слов – формировать навыки самообслуживания, подвести режим дня семьи под режим дня ДОУ
  2. Эмоционально настраивать малыша на посещение детского сада: всячески подчеркивать, что малышу ужасно повезло, что он пойдет в детский сад
  3. Неизвестность всегда страшит. Поэтому необходимо заранее рассказать малышу, что его ждет в детском саду, что  и в какой последовательности он будет там делать. Хорошо проиграть это в виде игры.
  4. Подготовьте малыша к возможным трудностям, с которыми может столкнуться ваш малыш (захотелось пить, в туалет и т.д.).
  5. Поддерживайте контакт с воспитателем: расскажите ему обо всех индивидуальных особенностях вашего малыша.
  6. Старайтесь больше времени проводить с малышом, восполняйте недостаток общения.
  7. При расставании обязательно говорите малышу, куда вы уходите, когда придете.

Признаки, которые вас должны насторожить:

- постоянный плач, не проходящий, доходящий до истерики. Ребенка долгое время не удается успокоить и переключить;

- плач, доходящий до рвоты;

- появление патологических привычек: сосание пальца, грызение ногтей, раскачивается перед сном и т.д.

В данных ситуациях необходимо обратиться ко мне на консультацию!

Желаю Вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

При поступлении в детский сад многие дети переживают эмоциональный стресс со всеми его негативными последствиями, в то время как для родителей – это радостное и волнительное событие. Так же для детей ...

Консультация для родителей на тему "Особенности адаптации детей раннего возраста к ясельной группе детского сада"

Процесс адаптации в раннем возрасте всегда проходит болезненно как для детей, так и родителей. Взрослые в силах облегчить привыкание, ускорить период приспособления к новым условиям, предупредить разв...

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада (на примере группы «Муравьишки»)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26142575","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26142576","attributes":{"alt":"","class"...

Особенности адаптации детей раннего возраста в ясельной группе детского сада

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адапта...

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА...

«Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»

laquo;Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»...