Куклотерапия— как метод психологической коррекции детских страхов.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Метод куклотерапии эффективен в дошкольном возрасте. В процессе неё можно решить различные задачи, в том числе вести работу по профилактике и коррекции страхов и тревожности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukloterapiya_kak_metod_korrektsii_detskih_strahov.docx | 232.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Куклотерапия—
как метод психологической коррекции детских страхов
Метод куклотерапии эффективен в дошкольном возрасте. В процессе неё можно решить различные задачи, в том числе вести работу по профилактике и коррекции страхов и тревожности у детей.
В куклотерапии используются различные виды кукол: куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные. Для диагностики глубинных проблем у детей рекомендуется изготавливать куклу (главное, чтобы это не занимало много времени). Предлагаю использовать способ изготовления кукол из фольги. Фольга – это очень гибкий и податливый материал, поэтому дети легко справляются с заданием.
Куклотерапия состоит из трех этапов:
- Изготовление куклы - самый важный этап. Ребёнок изготавливает куклу, наделяет её характерными особенностями, деталями, проникается её настроением и ассоциирует её с собой.
- Знакомство с куклой и ее возможностями, а также рассказ о ней.
Примерный список вопросов:
1. Как зовут твою куклу?
2. Сколько ей лет?
3. С кем она живёт?
4. Чем любит заниматься?
5. Есть ли у неё друзья?
6. Что её радует и что огорчает?
7. Что ей хотелось бы изменить в себе и своём образе жизни?
С помощью вопросов мы выявляем проблемные зоны, и в соответствии с этим в дальнейшем строится коррекционная работа.
- Сказкотерапия с помощью кукол — постановка мини — спектаклей, проигрывание различных инсценировок, рассказывание сказки от лица куклы, выполнение сложных сюжетных заданий ребенка-ведущего.
- Беседа или даже интервью с куклой;
- Монолог ребёнка о жизни куклы;
- Сочинение историй (сказок) о кукле;
- Знакомство куколок разный детей;
- Создание совместной истории о нескольких куклах сразу;
- Обсуждение сценария кукольного спектакля;
- Репетиции спектакля;
- Исполнение спектакля;
- Обсуждение спектакля с ребёнком наедине или в группе детей.
Спектакль (представление) служит кульминацией. Он дарит ребёнку удовольствие и неповторимые эмоции, которые и делают его более открытым и творческим.
Дети могут сами придумать сказку, которая разыгрывается с помощью кукол . Для сочинения сказки используется определенный алгоритм:
1. Знакомство с героем. Это может быть животное, игрушка, волшебный герой или волшебный предмет.
2. Проблема. Герой сказки сталкивается с проблемой, конфликтом, страхом. Описываем героя, его жизнь в сказке таким образом, чтобы ребенок заметил какую то проблему, несоответствие. Это сопровождается описанием его эмоционального состояния, его переживаний.
3. Пути решения проблемы. Здесь рассказываем, что нужно сделать герою сказки, чтобы справиться с проблемой.
4. Кульминация. Герой сказки справляется с проблемой. Герой сказки ищет выход из негативной ситуации. Вместе с ребенком нужно помочь герою решить проблему, объясняя ему смысл происходящего, находя позитивное решение. Тут происходит развязка
5. Мораль. Герой сказки осознает свое неправильное поведение, мысли и чувства, и становится на позитивный путь.
Сочиненную сказку можно просто рассказать детям, а лучше визуализировать все действия, проиграть с помощью изготовленной куклы. Так же, можно нарисовать эту сказку.
Принципы использования куклотерапии:
1. Внимательность к ребенку. По поведению ребенка, особенностям его восприятия можно определить верность выбранного направления, степень воздействия на ребенка метода.
2. Обратная связь. В ходе работы необходимо устанавливать обратную связь: спрашивать ребенка о происходящем, просить комментировать свои действия, действия своего персонажа.
3. Отсутствие оценочных реплик. Куклотерапия, как и вся арттерапия в целом – есть разновидность детского творчества и оценочные суждения взрослого: «правильно», «неправильно», «верно» и пр. превращают творческий процесс в обучение, что не способствует достижению цели.
4. Активизация действий ребенка. Необходимо мягко «подталкивать» ребенка к самостоятельным действиям, суждениям. Во-первых, это помогает лучше понять действенность метода в процесе, а также способствует творческому раскрытию ребенка.
5. Свобода действий ребенка. Необходимо, чтобы ребенок не чувствовал специальной организованности занятий, их плановости: все должно происходить в свободной форме, подразумевающей творческую активность ребенка. Если же таковой нет и не получается активизировать ее естественным способом, лучше отложить занятия.
6. Игровая форма. В занятии должна превалировать игровая форма: все остальные (беседа, обсуждение и пр.) должны быть вплетены в игру
Сказка для сказкотерапии для детей дошкольного возраста: «Сказка о Темноте-Темноте»
Жила-была Темнота-Темнота. Когда солнышко садилось, и вечерело, выходила она из домика, раскрывала свой черный плащ, и становилось вокруг темно. Люди сердились на темноту и говорили: «Ах, уже стемнело. А мы работу закончить не успели. Совсем ничего не видно стало». Они зажигали фонари. Но плащ у Темноты был такой черный, что света фонарей не хватало, чтобы осветить все вокруг. Поэтому людям приходилось идти в свои дома и ложиться спать.
А Темнота радовалась: «Вот какая я сильная, вот какая я мощная. Захочу - и ни у кого ничего не получится. И никто на улицу не выйдет». Гуляла Темнота по лесам, по лугам, по дорожкам городским. И только когда утром снова вставало солнышко, шла она спать.
Вот однажды, когда вечер уже наступил, вышла Темнота на прогулку и слышит - плачет кто-то. Видит: сидит маленькая девочка и горько плачет. Темнота у нее спрашивает: «Ты кто такая и чего плачешь?»
А девочка ей отвечает: «Я - Варя. Пошли мы с бабушкой моей за ягодой морошкой. Собирали, да только я от бабушки отстала, а в темноте тропы не видно. Как я теперь домой попаду?»
«Вот, - думает Тьма, - какая я! Самая главная на свете! Все от меня зависит! И никто кроме меня, помочь не может».
Вдруг слышит девочка: «Угу! Угу!» Испугалась она, под дерево спряталась, стоит, дрожит.
Видит - два желтых глаза в темноте светятся.
«Здравствуй, Варя! Это я, филин. Я тебе помогу. Мне Темнота не страшна. Я днем сплю, а ночью всегда летаю и в темноте все вижу. Иди за мной, я тебя из леса выведу».
Вскоре они из леса вышли, вдалеке домики показались. Сказала девочка филину спасибо, и он в лес улетел. А Варя уже по дорожке сама домой прибежала. Вот бабушка двери открыла, а там свет в комнате, Темнота-Темнота испугалась света и осталась за дверью. Тут уж петухи запели, небо посветлело. Это солнышко проснулось. Пришлось Темноте в свой домик быстро бежать, потому что она самая большая трусиха - она всего на свете боится: и света и смелых людей.
А Варя с тех пор Темноту бояться перестала!
Алгоритм сочинения сказки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...
Куклотерапия как метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям.
Куклотерапия - метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживан...
Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду
Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...
Куклотерапия как метод психологической коррекции детей
Куклотерапия. ...
Учебный материал по теме самообразования «Актуализация личностного становления воспитанников детского сада через методы психологической коррекции, посредством игровой деятельности»
Ритуалы начала и оканчания тренинга, игры, приветствия, беседы, игры-перевоплащения, пантомимы, пластические этюды....
Куклотерапия как форма психологической коррекции в работе с дошкольниками с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
Проблема оказания эффективной коррекционно – реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья актуальна, как никогда. А говоря о коррекции раннего детского аутизма, сто...