"Сказкотерапия"
материал по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Сказкотерапия - это один из видов современной технологии, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку.
Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь детей.
Сказки для сказкотерапии, я подбираю разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокорркционные и многие другие, через интернет.
Сочинение сказок детьми и для детей - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Через сказку можно узнать об отношении детей к родителям.
Сейчас многие родители не читают сказки детям. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребёнка надежду. Чем дольше ребёнок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые переполняют ребёнка?
И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определённых ситуациях, в которые часто попадает ребёнок, также в нём описываются чувства, возникающие у ребёнка, которые могут быть связаны с совершенно- различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение, например, ребёнок слышит, но не говорит, а в сказках он участвует с радостью, показывая жестами, мимикой, всё то, что хочет сказать.
В своей практике, когда я применяю сказкотерапию, я опираюсь:
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для разновозрастной группы, нравственный урок, который даёт сказка, доступный для осмысления детям.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приёмы работы со сказкой, приёмы и упражнения для развития вербального воображения ребёнка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создаёт атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.
Работу со сказкой я строю следующим образом:
1. Чтение или рассказ самой сказки, её обсуждение. Причём, в обсуждении ребёнок должен быть уверен, что он может высказывать любое своё мнение, т.е. всё что он ни говорит не должно подвергаться обсуждению.
2. Рисунок наиболее значимого для ребёнка отрывка.
3. Драматизация, т.е. проигрывание сказок в ролях. Дети интуитивно выбирают для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребёнку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Эффект на занятии достигается сочетанием трёх составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственное рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки настольном театре.
При использовании сказкотерапии, в результате видны следующие успехи:
во-первых, дети понимают, что взрослых интересуют их проблемы, что взрослые на их стороне;
во-вторых, дети усваивают следующий подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдёшь и победишь трудности», т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы её для себя строим;
в–третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть, всегда надо только его поискать.
В сказочных историях я выделила следующие группы тем, которые они поднимают:
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
2.Чувство неполноценности. Практически всё агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дети сталкиваются с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельными.
В результате сказкотерапии, дети чувствуют поддержку взрослых, которая им так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы школьника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.
Сказка помогает решать многие психологические проблемы:
Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему ребёнку эту проблему решить.
Сначала, мы описываем героя, похожего на детей по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: «Жил-был мальчик, очень похожий на тебя…»). Далее показываем жизнь героя в сказке так, чтобы дети сами увидели сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия – это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы дети могли видеть в главном герое самого себя).
Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребёнка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и т.п.) и приписываем герою все переживания ребёнка (по сюжету должны появиться возможности и способы для преодоления этих препятствий).
Потом сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно находит его.
Художественные сказки тоже очень полезны. Например, детям, любящим приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленным и шаловливым «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному ребёнку будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому «О трусливом зайце».
В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком – ребёнок сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии, подходящие по настроению тому или иному сюжету).
Это поможет детям лучше усвоить извлечённый из сказки опыт, а взрослым – лучше понять детей.
Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)
Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...
Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"
Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...
Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии
laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....
Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.
Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...