Экспериментальное исследование уровня тревожности у детей дошкольного возраста
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Использование метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств:
- более глубокое усвоение предметного содержания;
- высокая способность к концентрированию знаний из разных областей; развитие творческого мышления;
- большое количество идей, их глубина, оригинальность;
- эмоциональная вовлечённость детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnoe_issledovanie_urovnya_trevozhnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 63.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальное исследование уровня тревожности у детей дошкольного возраста
Методы и результаты исследования
Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка, так как основные свойства и личностные качества складываются в этот период жизни и во многом определяют все его последующее развитие; особенно важно обратить внимание на то, какими будут начальные этапы перехода к новым типам взаимоотношений ребенка с окружающими вне семьи, как будет изменяться характер деятельности при поступлении в детское дошкольное образовательное учреждение.
Смена социальных отношений может представить для ребенка значительные трудности. Многие дети в периоды адаптации к детскому саду, школе начинают испытывать тревожное состояние, эмоциональную напряженность, становятся беспокойными, замкнутыми, плаксивыми Особенно важно в это время осуществлять контроль за сохранением психоэмоционального благополучия ребенка. В исследовании учитывается, что, включение в новые социальные отношения, совместную деятельность с другими взрослыми, полученный ранее опыт может либо помочь ребенку адаптироваться к непривычным условиям, либо негативно повлиять на уровень его адаптации Неблагоприятные обстоятельства, отрицательный эмоциональный опыт в жизненных ситуациях может привести к различным нежелательным последствиям, одно из которых выражается в формировании высокой тревожности у детей.
Проблема диагностики и профилактики детской тревожности заслуживает особого внимания, так как, складываясь в свойство и личностное качество ребенка - дошкольника, тревожность может проявляться и в школьном возрасте и во взрослой жизни, стать устойчивой личностной чертой, быть причиной неврозов и психосоматических заболеваний. Опытно-практическая работа по коррекции тревожности детей была организована на базе старшей группы детского предприятия МДОУ №78 «Малыш» г. Ульяновска. Количество детей: 32, возраст - 6-7 лет. Задачи опытно-практической работы: Провести первоначальную диагностику, разработать и провести серию занятий по коррекции тревожности.
Наблюдение
На первом этапе работы мы провели диагностическое обследование детей с целью выявления уровня их личностной тревожности.
Мы провели диагностику уровня тревожности детей по программе наблюдения, разработанной на основе теста тревожности (Тэмпл Р.,Дорки М., Амен В.). Фиксация данных наблюдений происходила следующим образом. В течение 2-3 дней мы наблюдали за детьми в различных видах деятельности и заносили результаты в специальный лист наблюдений. В течение дня отмечалось наличие или отсутствие данного признака в поведении ребенка знаками «+» или «-».
Для выявления тревожных детей мы использовали следующую схему наблюдения. Мы выделили следующие единицы наблюдения (проявления тревожности): повышенная возбудимость; повышенная напряженность, скованность; страх перед всем новым, неизвестным; неуверенность в себе, заниженная самооценка; ожидание неприятности, неудач, неодобрения старших (в ситуациях общения/в других ситуациях-вне общения); чрезмерная чувствительность к оценке отрицательных впечатлений; сверхосторожность в восприятии отрицательной оценки; исполнительность, развитое чувство ответственности; безынициативность, пассивность, робость; отказ от деятельности, если она вызывает трудности; самостоятельно работу в случаях затруднения не продолжает; не может принять решение, сделать выбор, преодолеть сопротивление.
Дополнительно анализировались данные по наблюдениям в различных видах деятельности.
Тест тревожности (Р.Тэмпл, М.Дорки, В.Амен)
Для повышения объективности исследования мы использовали тест тревожности.
Цель - тест позволяет диагностировать тревожность ребенка в возрасте от четырех до семи лет по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
Мы рассматривали тревожность как вид эмоционального состояния, назначение которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Это:
1) Высокий уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Выявление уровня тревожности позволяет оценить внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.
2) Средний уровень тревожности может свидетельствовать о неуверенном отношении в поведении с окружающими людьми.
3) Низкий уровень тревожности может свидетельствовать о хорошей адаптации ребенка с окружающими его людьми
Диагностика уровня тревожности ребенка позволяет скорректировать поведение для того, чтобы не травмировать ребенка и при необходимости провести коррекционную работу с целью формирования адекватного уровня тревожности. Каждый отдельно взятый признак не является свидетельством выраженной тревожности. Необходимо суммировать количество наблюдаемых признаков и сделать вывод исходя из следующей интерпретации:
1) наличие 18 - 36 (более 50%) признаков говорит о высокой тревожности,
2) 7-17 (20-50%) - о тревожности среднего уровня,
3) 0-6 (менее 20%) - о низкой тревожности.
Мы рассматривали категории:
1. «Ребенок-взрослый» - исследование отношений ребенка со взрослыми людьми.
2. «Ребенок-ребенок» - отношения ребенка со сверстниками.
Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков, на которых изображены типичные для жизни дошкольника ситуации. Тест имеет стандартизированную количественную обработку. Особое внимание мы уделяли ситуациям, моделирующим общение ребенка со взрослым и сверстниками.
Методика «Лесенка» В.Г. Щур
Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди. С помощью данного теста мы исследовали высокий, средний и низкий уровень самооценки ребенка.
В работе была использована Методика «Опасения и страхи у детей» А.И.Захарова
Цель: Данная методика представляет собой индивидуальную беседу с детьми по списку. Беседу ведут неторопливо, обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая от ребенка ответов «да» или «нет». Всего в основном списке 29 страхов. В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов для каждого ребенка. В норме для детей 6-7 лет для мальчиков должно быть 9 страхов, для девочек - 12. Мы исследовали высокий, средний, и низкий эмоциональный уровень у детей.
Тест «Незаконченные предложения» А.И.Захарова
Цель методики: выявить, чего боится ребенок.
Задание: закончить предложения. Это позволяет провести диагностику актуального состояния ребенка. Механизм проекции, заложенный в содержание методики позволяет также определить скрытые источники страхов и уровень внутреннего напряжения.
Ребенку ненавязчиво предлагается данная методика, проводимая в несколько необычной и тем самым интересной для него форме - продолжение начатого предложения, а не просто формальные ответы на вопросы, что позволяет ребенку расслабиться и спокойно завершить предложения, не концентрируясь особенно на своих переживаниях.
С помощью данного теста мы рассмотрели высокий, средний и низкий уровень страхов у детей.
Рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман)
Цель: исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка); выявление отношений в семье, вызывающих тревогу и эмоциональность у ребёнка.
Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке. Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям: Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых; Эмоциональное напряжение и дистанция; Дискомфорт; Наличие враждебности по отношению к взрослым. На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.
К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка - сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка - улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.
Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.
Методика «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Цель: изучить выявление родительского отношения к детям.
Методика проведения: Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений. Мы рассматривали:
1. Кооперация - это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
2. Нейтральный уровень можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.
3. Отрицательный уровень родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, требует от него безоговорочного послушания и дисциплины, испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.
Таким образом, мы определили базу исследования, выборку детей, подобрали методы исследования и поставили задачи опытно-практической работы с дошкольниками.
Результаты исследования
1. Тест тревожности (Р.Тэмпл, М.Дорки, В.Амен)
В результате количественной обработки данных первоначальной диагностики мы получили следующие результаты, которые представили в виде таблицы (табл. 1).
Состав группы по уровням тревожности (данные наблюдений)
Таблица 1
Состав группы по уровням тревожности
Деятельность в режимные моменты | Организованная деятельность | Неорганизованная деятельность | Общий балл вывод | % | |
Количество проявлений | Количество проявлений | Количество проявлений | |||
1 | 3 | 15 | 3 | 21 средний | 21% |
2 | 3 | 18 | 4 | 25 средний | 25% |
3 | 3 | 18 | 5 | 26 средний | 26% |
4 | 4 | 18 | 2 | 24 средний | 24% |
5 | 3 | 16 | 4 | 23средний | 23% |
6 | 39 | 11 | 8 | 58 высокий | 58% |
7 | 4 | 17 | 5 | 26средний | 26% |
8 | 37 | 7 | 7 | 51высокий | 21% |
9 | 3 | 15 | 3 | 21 средний | 21% |
10 | 3 | 18 | 4 | 25 средний | 25% |
11 | 3 | 18 | 5 | 26 средний | 26% |
12 | 4 | 18 | 2 | 24 средний | 24% |
13 | 3 | 16 | 4 | 23средний | 23% |
14 | 39 | 11 | 8 | 58 высокий | 58% |
15 | 4 | 17 | 5 | 26средний | 26% |
16 | 37 | 7 | 7 | 51высокий | 51% |
17 | 3 | 15 | 3 | 21 средний | 21% |
18 | 3 | 18 | 4 | 25 средний | 25% |
19 | 3 | 18 | 5 | 26 средний | 26% |
20 | 4 | 18 | 2 | 24 средний | 24% |
21 | 3 | 16 | 4 | 23средний | 23% |
22 | 39 | 11 | 8 | 58 высокий | 58% |
23 | 4 | 17 | 5 | 26средний | 26% |
24 | 37 | 7 | 7 | 51высокий | 51% |
25 | 3 | 15 | 3 | 21 средний | 21% |
26 | 3 | 18 | 4 | 25 средний | 25% |
27 | 3 | 18 | 5 | 26 средний | 26% |
28 | 4 | 18 | 2 | 24 средний | 24% |
29 | 3 | 16 | 4 | 23средний | 23% |
30 | 39 | 11 | 8 | 58 высокий | 58% |
31 | 4 | 17 | 5 | 26средний | 26% |
32 | 37 | 7 | 7 | 51высокий | 51% |
Высокий уровень - Анализ результатов наблюдения показал, что более 50 % (высокий уровень тревожности) признаков тревожности имеются у 8 детей, это свидетельствует о плохой адаптации к окружающему миру у дошкольников.
Средний уровень - От 20 - 50 % (средний уровень тревожности) у остальных детей. Это говорит о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка к окружающему.
Низкий уровень - Менее 20 % (низкий уровень тревожности) признаков тревожности: не выявлено. Это хорошо адаптированные дети.
При этом у нескольких детей наибольшее количество признаков тревожности во всех наблюдаемых видах деятельности. Данные говорят о том, что более 90% современных, городских детей дошкольного возраста, живущих в большом мегаполисе испытывая влияние стрессогенов разной природы и характера, имеют высокий или средний уровень повышенной тревожности. Но большинство ученых считают, что в дошкольном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско - родительских отношениях.
Таблица 2
Результаты диагностики по тесту тревожности (Р.Тэмпл, М.Дорки, В.Амен)
Дети | Высокий уровень % | Средний уровень % | Низкий уровень % |
1 | 25% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
2 | 58% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
3 | 58% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
4 | 25%- наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-взрослый» | ||
5 | 26% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
6 | 27% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
7 | 27% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
8 | 58% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
9 | 25% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
10 | 58% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
11 | 58% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
12 | 25%- наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-взрослый» | ||
13 | 26% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
14 | 27% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
15 | 27% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
16 | 58% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
17 | 25% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
18 | 58% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
19 | 58% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
20 | 25%- наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-взрослый» | ||
21 | 26% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
22 | 27% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
23 | 27% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
24 | 58% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
25 | 25% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
26 | 58% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
27 | 58% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
28 | 25%- наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-взрослый» | ||
29 | 26% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
30 | 27% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
31 | 27% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» | ||
32 | 58% Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях «ребенок-ребенок» |
Анализируя результаты наблюдений, можно отметить, что у большинства обследуемых детей проявлений тревожности в организованной деятельности больше, чем в других видах деятельности. Мы полагаем, что это может быть связано со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, в частности педагогов.
Высокий уровень тревожности. Качественный анализ результатов по тесту тревожности (Р.Тэмпл, М.Дорки, В.Амен) показал, что более 50 % признаков тревожности имеются у 12 детей (высокий уровень тревожности).
Средний уровень тревожности - От 20 - 50 % признаков тревожности: у всех остальных детей (средний уровень тревожности).
Низкий уровень тревожности - Менее 20 % (низкий уровень тревожности) признаков тревожности: не выявлено.
Ситуация «Ребенок-взрослый»
Анализируя таблицу количественной обработки данных по тесту Р.Тэмпл, М.Дорки, В.Амена мы выявили, что наибольший уровень тревожности в ситуациях «ребенок-взрослый» имеются у 4 детей.
Ситуация «Ребенок-ребенок»
Наибольший уровень тревожности в ситуациях «ребенок-ребенок» у остальных детей. Поэтому можно сделать предложение о том, что причина возникновения тревожности у большинства детей в данной группе является нарушения в системе взаимодействия «ребенок-ребенок».
Таким образом, большинство детей дошкольного возраста, живущих в большом мегаполисе испытывая влияние стрессогенов разной природы и характера, имеют высокий или средний уровень повышенной тревожности. Одна из основных причин кроется в нарушении детско - родительских отношениях. Анализируя результаты наблюдений, можно отметить, что у большинства обследуемых детей проявлений тревожности в организованной деятельности больше, чем в других видах деятельности. Это может быть связано со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, в частности педагогов
2. Методика «Лесенка» В.Г. Щур
По методике «Лесенка» мы получили следующие результаты (табл. 3).
Таблица 3
Результаты диагностики по методике «Лесенка»
Дети | Самооценка ребенка | |
Высокая% | Средняя % | Низкая % |
1 | 21% | |
2 | 15% | |
3 | 21% | |
4 | 21% | |
5 | 21% | |
6 | 18% | |
7 | 28% | |
8 | 11% | |
9 | 21% | |
10 | 15% | |
11 | 21% | |
12 | 21% | |
13 | 21% | |
14 | 18% | |
15 | 28% | |
16 | 11% | |
17 | 21% | |
18 | 15% | |
19 | 21% | |
20 | 21% | |
21 | 21% | |
22 | 18% | |
23 | 28% | |
24 | 11% | |
25 | 21% | |
26 | 15% | |
27 | 21% | |
28 | 21% | |
29 | 21% | |
30 | 18% | |
31 | 28% | |
32 | 11% |
Из таблицы видно, что у 12 детей: - низкая самооценка - это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых
У остальных детей средняя самооценка - это говорит, что для дошкольника характерна высокая самооценка, а средняя и низкая могут свидетельствовать об отклонениях в эмоциональной сфере.
Сравнительный анализ
По результатам обследования детей мы составили сводную таблицу (См. табл.4):
Таблица 4
Сравнительный анализ данных диагностики по различным методам
Дети | Самооценка по Методике «Лесенка» В.Г. Щур | Результаты наблюдения | Показатель по тесту Р.Тэмпл, М.Дорки, В.Амена | Вывод |
1 | Средняя21% | средний 21% | средний 21% | средний 21% |
2 | Низкая 11% | Средний 21% | Высокий 51% | Высокий 51% |
3 | Средняя 25% | Средний 25% | Средний 25% | Средний 25% |
4 | Средняя 21% | Средний 21% | Средний 21% | Средний 21% |
5 | Средняя 28% | Средний 28% | Средний 28% | Средний 28% |
6 | Низкая 15% | Высокий 58% | Средний 21% | Высокий 58% |
7 | Средняя 26% | Средний 26% | Средний 26% | Средний 26% |
8 | Низкая 11% | Высокий 58% | Высокий 58% | Высокий 58% |
9 | Средняя21% | средний 21% | средний 21% | средний 21% |
10 | Низкая 11% | Средний 21% | Высокий 51% | Высокий 51% |
11 | Средняя 25% | Средний 25% | Средний 25% | Средний 25% |
12 | Средняя 21% | Средний 21% | Средний 21% | Средний 21% |
13 | Средняя 28% | Средний 28% | Средний 28% | Средний 28% |
14 | Низкая 15% | Высокий 58% | Средний 21% | Высокий 58% |
15 | Средняя 26% | Средний 26% | Средний 26% | Средний 26% |
16 | Низкая 11% | Высокий 58% | Высокий 58% | Высокий 58% |
17 | Средняя21% | средний 21% | средний 21% | средний 21% |
18 | Низкая 11% | Средний 21% | Высокий 51% | Высокий 51% |
19 | Средняя 25% | Средний 25% | Средний 25% | Средний 25% |
20 | Средняя 21% | Средний 21% | Средний 21% | Средний 21% |
21 | Средняя 28% | Средний 28% | Средний 28% | Средний 28% |
22 | Низкая 15% | Высокий 58% | Средний 21% | Высокий 58% |
23 | Средняя 26% | Средний 26% | Средний 26% | Средний 26% |
24 | Низкая 11% | Высокий 58% | Высокий 58% | Высокий 58% |
25 | Средняя21% | средний 21% | средний 21% | средний 21% |
26 | Низкая 11% | Средний 21% | Высокий 51% | Высокий 51% |
27 | Средняя 25% | Средний 25% | Средний 25% | Средний 25% |
28 | Средняя 21% | Средний 21% | Средний 21% | Средний 21% |
29 | Средняя 28% | Средний 28% | Средний 28% | Средний 28% |
31 | Низкая 15% | Высокий 58% | Средний 21% | Высокий 58% |
31 | Средняя 26% | Средний 26% | Средний 26% | Средний 26% |
32 | Низкая 11% | Высокий 58% | Высокий 58% | Высокий 58% |
В целом количество детей с высоким, низким и средним уровнем тревожности составило:
Высокий уровень тревожности - 12 чел. (38%), что говорит о недостаточной эмоциональной приспособленности детей к тем или иным социальным ситуациям.
Средний уровень тревожности - 20 чел. (62%), что говорит о неуверенном отношении в поведении с окружающими людьми.
Низкий уровень тревожности - 0 чел (0 %), говорит о том, что хорошо адаптированных детей в данной группе нет.
Таким образом, данные нашего исследования подтвердили что существует связь между проявлением тревожности и самооценкой личности. Ребенок с повышенным уровнем личностной тревожности склонен воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у него формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность.
Рекомендации:
1. Тревожные дети нуждаются в коррекционном воздействии. Тревожность применительно к человеку - свидетельство ограниченных средств, которыми он располагает для преодоления затруднений неприятных для себя ситуаций, компенсирует недостаток средств, используемых в собственной деятельности и взаимодействии с другими людьми.
2. Так как у некоторых детей коммуникативные навыки слабо выражены, мы предположили, что коррекционно-развивающая работа должна быть направлена не только на снижение тревожности, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие уверенности в собственных силах, повышение самооценки, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что в ходе исследования тревожности детей дошкольного возраста детского сада № 62 было выявлено, что большинство детей имеют средний и высокий уровень тревожности и самооценки, что является показателем их эмоционального неблагополучия. Именно эти дети нуждаются в первую очередь в психокоррекционной помощи.
2 блок
Формирующий эксперимент исследования включал в себя проведение с детьми занятий, направленных на снижение реакций страха у детей.
2. Рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман)
К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка - сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка - улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях. Анализ рисунков показал, что из 32 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %), что говорит об оптимальный уровень родительских отношений
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта). К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей (50%), что говорит о нейтральном уровне родительских отношений.
Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок. К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей (20 %), что говорит об отрицательном уровне родительских отношений
Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.
После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений:
-физическое наказание - 3%, что говорит о том, что к ребенку дома применяют угрозу силы.;
-отсутствие общения с родителями -10%, что говорит о нехватке внимания со стороны родителей;
-неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей) - 5%, что говорит о том, что ребенку некомфортно в таких условиях, ему нужен покой;
-общение с ребёнком на повышенных тонах -6%, это говорит о том, что в семье на ребенка постоянно повышают голос.
Результаты теста представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Рисуночный тест детей
Условные обозначения:
30% - высокий уровень детско-родительских отношений (9 детей), что говорит об оптимальный уровень родительских отношений в семье.
50%- средний уровень детско-родительских отношений (15 детей), что говорит о нейтральном уровне родительских отношений в семье.
20% - низкий уровень детско-родительских отношений ( 6 детей), что об отрицательном уровне родительских отношений в семье.
Таким образом, по результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.
Итак, нами было выявлено:
- 8 детей, не удовлетворены своим положением в семье.
- 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.
В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей не устраивают взаимоотношения с родителями.
3. Методика «Неоконченные предложения» А.И.Захарова
Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к родителям.
1. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30 %), что говорит о достаточно благоприятной обстановке в данных семьях.
2. Негативные отношения испытывают 6 детей (20 %), что говорит о негативной обстановке в данных семьях.
В 50 % случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в семье.
3. Хорошие взаимоотношения сложились в 9 семьях (30 %), это говорит о том, что ребенок чувствует себя достаточно комфортно в данной семье..
4. Плохие взаимоотношения. В 21 семье (70 %) детей не устраивают отношения с обоими родителями или с одним из них, что говорит о том, что в данной семье нет взаимопонимания..
По результатам нашего исследования нами были выявлены причины, вызывающие тревожность у ребёнка:
-боязнь физического наказания; - страх остаться дома одному;
-отсутствие родительской ласки; - крики родителей за проступки.
Данные проявления наблюдались в ответах у 21 ребёнка (70 %).
Из них у 15 (50%) - наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность.
У 6 детей (20 %) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях тревожность не наблюдалась.
По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих семьях дети испытывают тревожность в отношениях с родителями, между ними нет взаимопонимания.
4. Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
Наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как
1. Кооперация - это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных, что говорит об оптимальном уровне родительских отношений в данной семье.
2. К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности- в семье присутствует нейтральный уровень родительских отношений.
3. К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация», то говорит об отрицательном родительском отношении в семье.
Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.
Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям:
Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях (33 %).К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %). Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в шести семьях (20 %).
Таким образом, по результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей.
Сравнительный анализ
Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.
Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились:
- детские отношения к родителям;
- знания родителей о воспитании ребенка;
- родительские отношения к детям.
Высокий уровень - характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.
Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.
Низкий уровень - характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.
Результаты обследований
- высокий уровень (9 детей)
- средний уровень (15 детей)
- низкий уровень (6 детей)
Таким образом, результаты проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.
На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:
* у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;
* ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);
* дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
* в семье - неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.
Для выявления уровня тревожности у детей также был проведен тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"
Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...
Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с...
Методические рекомендации для педагогов и родителей по снижению уровня тревожности у детей дошкольного возрастав
Данные методические рекомендации, помогут существенно снизить уровень тревожности у детей дошкольного возраста как в ДОУ, так и в условиях семьи....
Анализ исследования уровня физической подготовленности воспитанников дошкольного возраста д/с № 149 «Ёлочка» в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (итоговый отчет на педсовете)
Для определения индивидуальных способностей детей, оценки уровня физического развития, с целью оптимизации нагрузок при формировании двигательных навыков, в саду проводится мониторинг физического разв...
Тревожность у детей дошкольного возраста. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления.
Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству.Дошкольный возраст является периодом...
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-7 ЛЕТ
Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черт...
Методическое пособие «Диагностика уровня тревожности у детей дошкольного возраста»
Методическое пособие состоит из сборника различных диагностик, с помощью которых можно определить уровень тревожности у детей дошкольного возраста. Может быть полезно воспитателям и психологам, а такж...
- Мне нравится (2)