АОП на ребенка с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ обучающихся в группах общеразвивающей направленности, это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_na_rebenka_zpr.docx | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 7
Принята решением педагогического совета № 1 от «___» ____ 2018 г. |
Адаптированная образовательная программа
дошкольного образования для ребенка с ЗПР,
посещающих группы
общеразвивающей направленности.
Содержание
Введение
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи Программы
1.3. Принципы и подходы к реализации Программы
1.4. Планируемые результаты
1.5. Целевые ориентиры дошкольного возраста ребенка с ОВЗ.
2. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка по образовательным областям
2.2. Программа коррекционной работы с воспитанником (педагоги сопровождения).
3. Организационный раздел
3.1. Психолого – педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.
3.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды.
3.3. Кадровые условия реализации Программы.
3.4. Индивидуальный учебный план.
Введение
Основным документом, определяющим содержание и организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является основная образовательная Программа.
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ обучающихся в группах общеразвивающей направленности, это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа составлена с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко.
- Целевой раздел.
- Пояснительная записка.
Иван, 5 лет.
Нормативно – правовые аспекты:
Заключение ПМПК: по результатам психолого – медико – педагогического обследования, с учетом данных, представленных образовательной организацией, данных медицинского осмотра относится к группе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Выявлены трудности в обучении, обусловленные органическим поражением ЦНС, незрелостью когнитивных функций, ОНР 2 уровня речевого развития.
Нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития.
Рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка в образовательной организации:
Программа обучения: адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития, осложненная тяжелым нарушением речи, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Форма обучения: очная
Специальные условия: проведение подгрупповых и индивидуальных занятий со специалистами сопровождения.
Организация психолого – педагогического сопровождения:
Сопровождение консилиумом образовательной организации. Периодичность динамического наблюдения не реже 3 раз в год.
Направления коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогической помощи: развитие познавательной деятельности, высших психических функций, коммуникативных навыков, произвольной регуляции деятельности, развитие эмоционально – волевой сферы; развитие понимания обращенной речи, накопление и развитие активного и пассивного словаря, грамматического строя речи, фонетико – фонематических представлений, связной речи.
Другие условия: учет индивидуального темпа деятельности обучающегося, консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка.
Наблюдение/ консультация врачей – специалистов: наблюдение невролога, психиатра.
Психолого – педагогическая характеристика.
Ребенок посещает группу общеразвивающей направленности.
Срок пребывания в данном ДОУ: с октября 2016 г.
В каком возрасте поступил: 4 года Откуда поступил: из другого д/с.
Оценка адаптации ребенка в группе: средняя
2. Физическое состояние ребенка: физически развит по возрасту.
3. Моторика:
Особенности моторной сферы:
Общая моторика: незначительные нарушения координации, темпа, ритма движений.
Ручная моторика: возрастная норма.
Ведущая рука: правая.
4. Отношение к занятиям: способен контролировать свою деятельность, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно; принимает помощь взрослого (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую) ; затруднения, возникающие в процессе деятельности стремится преодолеть самостоятельно или обращается к педагогу за помощью.
5. Пространственная ориентация:
Пространственные представления: сформированы недостаточно, выполняет движение в указанном направлении после обучения, использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве (вверху, внизу, слева, справа).
Ориентировка на листе бумаги: ориентируется на листе бумаги, знает верх, низ, центр.
6. Познавательное развитие:
- внимание:
Непроизвольное внимание: сформировано, однако снижен объем слухового внимания.
Объем произвольного внимания: недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания.
- восприятие
Зрительное восприятие: узнает, соотносит и называет: предмет, части предмета, узнает перечеркнутые фигуры, наложенные изображения, недостающие детали предмета, выделение частей в предмете.
Ориентировка на себе: показывает и верно называет на себе части тела.
Восприятие последовательности частей суток: Представление о последовательности частей суток в стадии формирования. Воспроизводит с опорой на картинки.
Последовательность времен года: называет времена года (с опорой по картинкам).
- память
Зрительная память: в заданиях «Запомни и назови», «Что изменилось», «Чего не стало?» ребенок допускает многочисленные ошибки.
- мышление
Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление: сформировано недостаточно. Собирает разрезные картинки из 4 частей. Конструирует из 4 палочек по образцу.
Словесно-логическое мышление: Классифицирует и обобщает по изученным лексическим темам,4-й лишний исключает после объяснения.
- речевое развитие
Словарь: в пределах обихода, нарушает слоговую структуру многосложных слов.
Грамматический строй речи: сформирован недостаточно, особенности словоизменения, словообразования: в стадии формирования.
Звуковая сторона речи: дефекты звукопроизношения; фонематический слух развит недостаточно.
Связная речь: требует дальнейшего развития; предложения простые, малораспространенные; умеет отвечать на вопросы взрослых односложно.
7. Математические представления:
Количество и счёт: дифференцирует понятия «один-много», владеет порядковым счётом в пределах 12, знает цифры от 1 до 10, затрудняется соотносить цифру с соответствующим количеством предметов , сравнивает множества по количеству входящих в них элементов через счёт.
Восприятие цвета различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.
Восприятие формы: имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объёмные, соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме)
Восприятие величины: дифференцирует предметы, контрастные по величине, раскладывает предметы в возрастающем и убывающем порядке, использует в речи слова, характеризующие величины.
8. Особенности игровой деятельности:
Ребенок проявляет стойкий интерес к новым игрушкам, использует по назначению, играет аккуратно. Присутствует сюжетно – ролевой характер игры, игровые действия оречевляет, подчиняется игровым правилам.
- Цели и задачи Программы.
Цели программы - создание оптимальных условий для коррекционно-образовательного процесса, способствующего полноценному проживанию ребенком с особыми образовательными потребностями дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, коррекция психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника коррекция психофизических и речевых дефектов, подготовка детей к школьному обучению и адекватному включению их в окружающую социальную среду.
Задачи:
- создание оптимальных условий совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
- коррекция недостатков и развитие двигательных навыков и психомоторики;
- коррекция недостатков и развитие сенсорных функций, всех видов восприятия и формирование эталонных представлений;
- коррекция недостатков и развитие всех свойств внимания и произвольной регуляции;
- коррекция недостатков и развитие зрительной и слухоречевой памяти;
- коррекция недостатков и развитие мыслительной деятельности на уровне наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- формирование пространственных и временных представлений;
- преодоление речевого недоразвития, и формирование языковых средств и связной речи; подготовка к обучению грамоте;
- развитие коммуникативной деятельности;
- развитие предметной и игровой деятельности, формирование предпосылок к учебной деятельности во всех структурных компонентах;
- предупреждение и преодоление недостатков в эмоционально-личностной, волевой и поведенческой сферах;
- стимуляция познавательной и творческой активности.
- Принципы и подходы к реализации Программы.
АОП строится на общих дидактических принципах педагогики:
Принцип научности предполагает научный характер знаний, которые преподносятся детям, даже если эти знания адаптируются с учетом познавательных возможностей ребенка и носят элементарный характер.
Принцип связи теории с практикой. Первые сведения об окружающем мире любой ребенок с получает в процессе предметно-практической деятельности, в дальнейшем педагог обобщает и систематизирует этот опыт, сообщает новые сведения о предметах и явлениях. Приобретенные знания ребенок может использовать как в процессе усвоения новых знаний, так и на практике, за счет чего его деятельность поднимается на новый уровень.
Принцип активности и сознательности в обучении. Обучение и воспитание представляют собой двусторонние процессы. С одной стороны – объект обучающего и воспитывающего воздействия – ребенок, которого обучают и воспитывают, а с другой стороны, ребенок сам активно участвует в процессе обучения и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат. При этом следует понимать различия между учением дошкольника и учебной деятельностью школьника. Снижение уровня субъективной активности, слабость познавательных интересов, несформированность познавательной мотивации существенно влияют на успешность освоения образовательной программы детьми с ЗПР. Педагоги должны знать об этих особенностях и строить воспитательную и образовательную работу, применяя соответствующие методы и приемы, активизирующие и стимулирующие субъективную активность детей.
Принцип доступности предполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, а также учет уровня актуального развития и потенциальных возможностей каждого из них. Все обучение ребенка с ЗПР должно строиться с опорой на «зону ближайшего развития», что соответствует требованиям ФГОС ДО, и предполагает выбор образовательного содержания посильной трудности, при этом в равной мере нежелательно облегчать или чрезмерно повышать трудность предлагаемой информации.
Принцип последовательности и систематичности. Учет этого принципа позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков. Обучение любого ребенка строится от простого к сложному, кроме того при разработке программного содержания предусматриваются и реализуются внутри предметные и межпредметные связи, что позволяет сформировать в сознании ребенка целостную картину мира. Образовательная программа, как правило, строится по линейно-концентрическому принципу, что позволяет расширять и углублять знания и представления детей на каждом последующем этапе обучения.
Принцип прочности усвоения знаний. В процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу. У детей с ЗПР отмечаются трудности при запоминании наглядной, и особенно словесной информации, если она не подкрепляется наглядностью и не связана с практической деятельностью. В связи с этим возрастает роль повторения и закрепления пройденного при специальной организации практических действий и различных видов деятельности детей. В некоторых случаях возможно обучение детей простейшим мнемотехническим приемам.
Принцип наглядности предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств. В некоторых случаях недостаточность какой-либо сенсорной системы компенсируется за счет активизации другой. В образовательном процессе используются различные наглядные средства: предметные (реальные предметы и их копии - муляжи, макеты, куклы, игрушечные посуда, мебель, одежда, транспорт и т.д.), образные (иллюстрации, слайды, картины, фильмы), условно-символические (знаки, схемы, символы, формулы). Выбор средств наглядности зависит от характера недостатков в развитии, возраста детей, содержания образовательной программы и от этапа работы с ребенком.
Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию. Индивидуальный подход предполагает создание благоприятных условий, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и формирующегося характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний, умений и навыков, работоспособность, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и типологические особенности, свойственные данной категории детей. Индивидуальный подход позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными.
Специальные принципы
• Принцип педагогического гуманизма и оптимизма. На современном этапе развития системы образования важно понимание того, что обучаться могут все дети. При этом под способностью к обучению понимается способность к освоению любых, доступных ребенку, социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию.
• С вышеуказанным принципом органично связан принцип социально-адаптирующей направленности образования. Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения ребенку с ограниченными возможностями самостоятельности и независимости в дальнейшей социальной жизни.
• Этиопатогенетический принцип: для правильного построения коррекционной работы с ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У детей, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации нарушений возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие недостатки познавательного и речевого развития различны, соответственно, методы и содержание коррекционной работы должны отличаться.
• Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Для построения коррекционной работы необходимо правильно разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений. Любой дефект имеет системный характер. Следует различать внутрисистемные нарушения, связанные с первичным дефектом, и межсистемные, обусловленные взаимным влиянием нарушенных и сохранных функций. Эффективность коррекционной работы во многом будет определяться реализацией принципа системного подхода, направленного на речевое и когнитивное развитие ребенка.
• Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Комплексный подход в коррекционной работе означает, что она будет эффективной только в том случае, если осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает взаимодействие в педагогическом процессе разных специалистов: учителей-дефектологов, педагогов-психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, а также сетевое взаимодействие с медицинскими учреждениями.
• Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Любой момент в образовании ребенка с ЗПР должен быть направлен на предупреждение и коррекцию нарушений. Этот принцип также предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. Реализация данного принципа обеспечивается современной системой специальных технических средств обучения и коррекции, компьютерными технологиями, особой организацией образовательного процесса.
• Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития. Можно сказать, что коррекционная психолого-педагогическая работа с ребенком с ЗПР строится по принципу «замещающего онтогенеза». При реализации названного принципа следует учитывать положение о соотношении функциональности и стадиальности детского развития. Функциональное развитие может осуществляться в пределах одного периода и касается изменений некоторых психических свойств и овладения отдельными способами действий, представлениями и знаниями.
• Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании. В рамках ведущей деятельности происходят качественные изменения в психике, которые являются центральными психическими новообразованиями возраста. Качественная перестройка обеспечивает предпосылки для перехода к новой, более сложной деятельности, знаменующей достижение нового возрастного этапа. Нарушенное развитие характеризуется тем, что ни один из видов деятельности не формируется своевременно и полноценно, каждая деятельность в свою очередь нуждается в коррекционном воздействии.
• Принцип комплексного применения методов педагогического и психологического воздействия означает использование в процессе коррекционного воспитания и обучения многообразия методов, приемов, средств (методов игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методов модификации поведения (поведенческий тренинг).
• Принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком указывает на признание самоценности личности ребенка, необходимости активного его участия в познавательной и практической деятельности.
• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
- Планируемые результаты.
- Овладение внеситуативно-познавательной формой общения и достижение готовности к внеситуативно-личностному общению.
- Повышение уровня развития познавательной активности и мотивационных компонентов деятельности.
- Овладение достаточным уровнем сюжетно-ролевой игры во всех ее компонентах.
- Оптимизация межличностных отношений со сверстниками.
- Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям;
- Улучшение показателей развития внимания, произвольной регуляции поведения и деятельности.
- Улучшение показателей развития слухоречевой и зрительной памяти, объема и прочности запоминания словесной и наглядной информации;
- Достижение способности к осуществлению логических операций не только на уровне наглядного мышления, но и в словесно-логическом плане (на уровне конкретно-понятийного мышления); к выделению и оперированию существенными признаками, к построению простейших умозаключений и обобщений.
- Овладение приемами замещения и наглядного моделирования.
- Способность к созданию новых образов в художественно-эстетической деятельности.
- Хорошее владение устной речью, может участвовать в диалоге, расширяется его словарный запас, в речи почти отсутствую аграмматизмы; строит простые распространенные предложения разных моделей; монологиченские высказывания приобретают большую цельность и связность.
- У ребенка достаточно развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими, у него достаточно развита моторная память, способность к пространственной организации движений, развита слухо-зрительно-моторная координация и чувство ритма.
- Оптимизация состояния эмоциональной сферы, снижение выраженности дезадаптивных форм поведения.
- Целевые ориентиры образовательной деятельности с детьми 5-6 лет.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает « природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Дети могут давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Несмотря на то, что дети способны к созданию новых образов, воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
- Содержательный раздел.
- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Задачи | Познавательное развитие | Речевое развитие | Социально – коммуникативное развитие | Художественно – эстетическое развитие | Физическое развитие |
Воспитателя | -формирование и совершенствование перцептивных действий; -ознакомление и формирование сенсорных эталонов; -развитие внимания, памяти; - развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. | -развитие речевого общения с взрослыми и детьми: способствовать овладению детьми речью как средством общения; освоению ситуативных и внеситуативных форм речевого общения со взрослыми и сверстниками; | -практическое овладение нормами речи: развитие звуковой и интонационной культуры речи; -создание условий для выражения своих чувств и мыслей с помощью речи, овладение эмоциональной культурой речевых высказываний. -воспитание культурно-гигиенических навыков и полезных привычек и др.; | развитие сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности. | -сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка: -создание условий, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы и других систем организма; -создание условий для адаптации детей к двигательному режиму; создание условий для овладения детьми элементарными нормами и правилами питания, закаливания. |
Дефектолога | -формирование и совершенствование перцептивных действий; -ознакомление и формирование сенсорных эталонов; -развитие внимания, памяти; - развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. | -формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического; -формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения —диалога и монолога | -формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков адекватно воспринимать окружающие предметы и явления | -формирование целостной картины мира посредством слушания и восприятия литературных произведений: формирование опыта обсуждения и анализа литературных произведений с целью обобщения представлений ребенка о мире | -сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка: - развитие крупной и мелкой моторики. |
Психолога | -развивать любознательность, познавательные способности, стимулировать познавательную активность посредством создания насыщенной предметно-пространственной среды; - развивать все виды восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового, вкусового, обонятельного, стереогнозиса, обеспечивать полисенсорную основу обучения; -развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, классификации, сериации на основе выделения наглядно воспринимаемых признаков | -создавать условия для перехода ребенка на уровень внеситуативно-личностного общения, привлекая его внимания к особенностям поведения, действиям, характеру взрослых; - готовить к контекстному общению, предполагающему соблюдение определенных правил коммуникации. | - формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; - использовать психокоррекционные игры и приемы для снятия эмоционального напряжения, негативных поведенческих реакций | -стимулировать интерес ребенка к творческим играм с сюжетами, расширяющими и уточняющими их представления о способах поведения в различных жизненных ситуациях, -учить ребенка наполнять знакомую игру новым содержанием. | -сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка: - развитие крупной и мелкой моторики. |
Логопеда | -развитие внимания, памяти; - развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. | -практическое овладение нормами речи: развитие звуковой и интонационной культуры речи; -формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, двух форм речевого общения - диалога и монолога; -формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического; - формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения —диалога и монолога. | формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении | - выражения своих чувств и мыслей с помощью речи, овладение эмоциональной культурой речевых высказываний; - развитие литературной речи: развитие художественного восприятия, понимания на слух литературных текстов; -приобщение к словесному искусству, развитие творческих способностей: ознакомление с книжной культурой и детской литературой. | - развитие крупной моторики; - развитие мелкой моторики рук; - формирование правильного речевого дыхания; - развитие моторики артикуляционного аппарата. |
Муз руководителя | - развитие музыкально-ритмических способностей как основы музыкальной деятельности; | - воспитание у детей слухового сосредоточения и звуко-высотного восприятия; - развитие интонационных, тембровых, силовых характеристик голоса. | формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками | - формирование эстетических чувств и музыкальности, эмоциональной отзывчивости; побуждение к переживанию настроений, передаваемых в музыкальных художественных произведениях; | - развитие двигательных качеств; - накопление и обогащения двигательного опыта. |
Инструктора по ФИЗО | -формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: ценностей здорового образа жизни, относящихся к общей культуре личности; -формировать у ребенка осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников; стремление к повышению умственной и физической работоспособности | - развивать речевую активность, закрепляя названия движений, пространственных отношений, характеристик объектов и т.д. | -развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни -формирование потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни | - совершенствовать выразительность движений: понимать и выражать в движении радость, удивление, огорчение, выполнять движения под музыку. | формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов; развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе |
Родителей | - сбор необходимой информации о ребенке и его семье; - определение запросов родителей о дополнительном образовании детей; - знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии; - оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания; - оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий; - информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОО с другими организациями, в том числе и социальными службами. |
- Программа коррекционной работы с воспитанником.
Психолого-педагогическая диагностика как структурный компонент коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития
ФГОС ДО регламентирует диагностическую работу, в нем указывается, что при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно
для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Диагностическая работа занимает особое место в коррекционно-педагогическом процессе, играет роль индикатора результативности оздоровительных, коррекционно-развивающих и воспитательно-образовательных мероприятий.
Воспитатели в диагностической работе используют только метод наблюдения и анализируют образовательные трудности детей, которые возникают у детей в процессе освоения разделов образовательной программы, т.е. решают задачи педагогической диагностики. Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог используют различные методы психолого-педагогической диагностики в рамках своей профессиональной компетентности.
Коррекционная работа в образовательной области «Физическое развитие»
Коррекционно – развивающая направленность работы в области «Физическое развитие» детей с ЗПР подразумевает создание условий: для сохранения и укрепления здоровья детей, физического развития, формирование у них полноценных двигательных навыков и физических качеств, применение здоровьесберегающих технологий и методов позитивного воздействия на психомоторное развитие ребенка, организацию специальной (коррекционной) работы на занятиях по физическому воспитанию, включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей. Важно обеспечить медицинский контроль и профилактику заболеваемости.
Программа коррекционной работы включается во все разделы данной образовательной области, при этом дополнительно реализуются следующие задачи:
- коррекция недостатков и развитие ручной моторики: нормализация мышечного тонуса пальцев и кистей рук; развитие техники тонких движений;
- коррекция недостатков и развитие артикуляционной моторики
Разделы | Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы |
Коррекционная направленность в работе по формированию начальных представлений о ЗОЖ | • знакомить детей на доступном их восприятию уровне с условиями, необходимыми для нормального роста тела, позвоночника и правильной осанки, и средствами физического развития и предупреждения его нарушений (занятия на различном игровом оборудовании – для ног, рук, туловища); • систематически проводить игровые закаливающие процедуры с использованием полифункционального оборудования (сенсорные тропы, сухие бассейны и пр.), направленные на улучшение венозного оттока и работы сердца, улучшение тактильной чувствительности тела, подвижности суставов, связок и сухожилий, преодоление нервно-психической возбудимости детей, расслабление гипертонуса мышц и т. п.; • осуществлять контроль и регуляцию двигательной активности отдельных детей; • создавать условия для нормализации двигательной активности детей: привлекать к активным упражнениям и играм пассивных, вялых детей (включать их в совместные игры, в выполнение хозяйственно-бытовых поручений), и к более спокойным видам деятельности расторможенных дошкольников, деликатно ограничивать их повышенную подвижность; • следить за осанкой детей во всех режимных моментах; • проводить упражнения, направленные на регуляцию тонуса мускулатуры, развивая у детей самостоятельный контроль за работой различных мышечных групп на основе контрастных ощущений • проводить специальные игры и упражнения, стимулирующие формирование пяточно-пальцевого переката (ходьба по следам, разной поверхности – песку, мату...; захват ступнями, пальцами ног предметов); • учитывать при отборе содержания предлагаемых упражнений необходимость достижения тонизирующего и тренирующего эффекта в ходе выполнения двигательных упражнений (нагрузка должна не только соответствовать возможностям детей, но и несколько превышать их); • внимательно и осторожно подходить к отбору содержания физкультурных занятий, упражнений, игр для детей, имеющих низкие функциональные показатели деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушения зрения, особенности нервно - психической деятельности (повышенная утомляемость, чрезмерная подвижность или, наоборот, заторможенность и т.д.); • осуществлять дифференцированный подход к отбору содержания и средств физического воспитания с учетом возрастных физических и индивидуальных возможностей детей, • контролировать и регулировать уровень психофизической нагрузки (снижая интенсивность движений, частоту повторений, требования к качеству движений и т.д.) в процессе коррекции недостатков моторного развития и развития разных видов детской деятельности, требующих активных движений (музыкально-ритмические занятия, хозяйственно-бытовые поручения и пр.); формировать навыки и развивать потребность в выполнении утренней гимнастики, закаливающих процедур (при участии взрослого); • учить детей элементарно рассказывать о своем самочувствии, вербальными и невербальными средствами сообщать взрослому о своем самочувствии, объяснять, что болит и показывать место возможной боли; • развивать правильное физиологическое дыхание: навыки глубокого, ритмического дыхания с углубленным, но спокойным выдохом; правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах; • привлекать родителей к организации двигательной активности детей, к закреплению у детей представлений и практического опыта по основам ЗОЖ. |
Коррекция недостатков и развитие артикуляционной моторики | • формировать недостающие движения органов артикуляции, развития зрительно - кинестетических ощущений для усиления перцепции артикуляционных укладов и движений; • выработать самоконтроль за положением органов артикуляции; • формировать правильный артикуляционный уклад для всех групп звуков с помощью артикуляционной гимнастики; развивать статико–динамические ощущения, четкие артикуляционные кинестезии; • формирование фонационного (речевого) дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот. • развитие орального праксиса, мимической моторики в упражнениях подражательного характера (яркое солнышко – плотно сомкнули веки, обида – надули щеки...) |
- коррекция недостатков и развитие психомоторных функций: | • пространственной организации движений, моторной памяти, слухо-зрительно-моторной и реципрокной координации движений, произвольной регуляции движений. |
Коррекционно-развивающая работа в образовательной области
«Познавательное развитие»
Разделы | Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы |
Коррекционная направленность работы по сенсорному развитию по сенсорному развитию | • развивать любознательность, познавательную активности, познавательных способностей посредством создания насыщенной предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательный интерес детей, исследовательскую активность; • развивать все виды восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового, вкусового, обонятельного, обеспечивать полисенсорную основу обучения; • развивать сенсорно-перцептивные способности детей, исходя из принципа целесообразности и безопасности, учить их выделению знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус; • организовывать практические исследовательские действия с различными веществами, предметами, материалами, постепенно снижая участие и помощь взрослого и повышая уровень самостоятельности ребенка; • учить приемам обследования - практического соотнесения с образцомэталоном путем прикладывания и накладывания, совмещения элементов; совершенствуя зрительно-моторную координацию и тактильно-двигательное восприятие (обведение контуров пальчиком, примеривание с помощью наложения и приложения данного элемента к образцу-эталону). • формировать у детей комплексный алгоритм обследования объектов на основе зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия для выделения максимального количества свойств и признаков; • учить узнавать и называть объемные геометрические тела и соотносить их с плоскостными образцами; формировать полноценные эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплять их в слове. • учить детей собирать целостное изображение предмета по его частям: по разрезанной картинке. • учить детей соотносить геометрические формы с реальными предметами. • развивать стереогноз - определять на ощупь фактуру материалов, величину предметов, узнавать предметы на ощупь и называть их; • развивать глазомерные функции и умение ориентироваться в сериационном ряду по величине, включать элементы в ряд, сравнивать элементы ряд по параметрам величины, употребляя степени сравнения прилагательных; • развивать умение оперировать наглядно воспринимаемыми признаками при группировке предметов, исключении лишнего, обосновывать выбор принципа классификации; • знакомить детей с пространственными свойствами объектов (с пространственными свойствами геометрических фигур и тел, их формой как постоянным признаком, размером и расположением как признаками относительными); • развивать способность к их идентификации, группировке по двум и нескольким образцам, классификации; • развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, классификации, сериации на основе выделения наглядно воспринимаемых признаков; |
Коррекционная направленность в работе по развитию конструктивной деятельности | • формировать у детей желание подражать действиям взрослого; побуждать к совместной конструктивной деятельности при обязательном речевом сопровождении всех осуществляемых действий; • развивать умения действовать двумя руками под контролем зрения в ходе создания построек; • развивать операционально-технические умения детей, используя разнообразный строительный материал; • совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений пальцев рук в процессе занятий с конструктивным материалом, требующим разных способов сочленения и расстановки элементов (крепление по типу пазлов, детали со втулками, установка детали на деталь, сборно-разборные игрушки и крепления с помощью гаек, замков и т. п.); • учить замечать и исправлять ошибки; для привлечения внимания детей использовать как словесные указания, так и указательные и соотносящие жесты; • создавать специальные зоны для строительно-конструктивных игр в соответствии с возрастными особенностями дошкольников; побуждать к совместном у. а затем - к самостоятельном у обыгрыванию построек; • для старших дошкольников организовывать конструктивные игры с различными материалами: сборно-разборными игрушками, разрезными картинками и др..; • во всех случаях положительно принимать и оценивать продукты детской деятельности, радуясь вместе, с ними; • учить ребенка совершенствованию своих конструкций с устранением замеченных ошибок самостоятельно либо с помощью взрослого; • учить детей самостоятельно анализировать объемные и графические образцы, создавать конструкции на основе проведенного анализа; • формировать умение целостного образа путем конструирования из частей (используют прием накладывания на контур, заполнения имеющихся пустот и пр.); • уделять внимание развитию речи, предваряющей процесс воссоздания целого из частей; • упражнять детей в умении рассказывать о последовательности конструирования после выполнения задания, в сравнении с предварительным планом; • продолжать умение в использовании моделирования в качестве основы обучения конструированию через применение конкретных, обобщенных и схематических моделей, в т.ч. графических моделей и т.д.; • продолжать умение в использование графических моделей с видимыми элементами, и также контурных, где составные элементы следует представить; • закреплять умения детей воссоздавать целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов; • учить детей выполнять сюжетные конструкции по заданному началу и собственному замыслу (с предварительным планированием и заключительным словесным отчетом); • обогащать речь и развивать мышление детей в ходе определения основных функций детского конструирования и взрослого труда по созданию архитектурных сооружений: прочность, польза (настоящие сооружения для жизни и деятельности людей, детские – для игр и развития ребенка), красота и соотнесение постройки с окружающей средой и т. д. |
Коррекционная направленность работы по формированию элементарных математических представлений | • создавать условия и предпосылки для развития элементарных математических представлений: • совершенствовать навыки использования способов проверки (приемы наложения и приложения) для определения количества, величины, формы объектов, их объемных и плоскостных моделей; разнообразить способы моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы, протяженности, удаленности объектов с помощью пантомимических, знаково- символических, графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования объектов и их моделей; • развивать ориентировочные действия детей, закрепляя их умение предварительно рассматривать, называть, показывать по образцу и по словесной инструкции форму, величину, количество предметов в окружающем пространстве, в игровой ситуации, на картинке; • создавать условия для практических действий с дочисловыми множествами, учить практическим способам сравнения множеств путем наложения и приложения; • знакомить дошкольников со словами «больше – меньше», а также с конкретными обозначениями ( «длиннее – короче «, «выше – ниже», «толще – тоньше « и пр.); • заботиться о том, чтобы дети выполняли действия сравнения по слову, а также отражали выполненное действие в собственном объяснении; • уделять особое внимание осознанности действий детей, ориентировке на содержание множеств, при их сравнении путем установления взаимно однозначного соответствия. |
Коррекционная направленность в работе по развитию высших психических функций | Развитие мыслительных операций: • стимулировать и развивать опосредованные действия как основу наглядно-действенного мышления, создавать специальные наглядные проблемные ситуации, требующие применения вспомогательных предметов и орудий; • поддерживать мотивацию к достижению цели при решении наглядных задач; • развивать способность к анализу условий наглядной проблемной ситуации, осознанию цели, осуществлению поиска вспомогательных средств (достать недоступный руке предмет; выловить из банки разные предметы, используя соответствующее приспособление, и пр.); • знакомить детей с разнообразием орудий и вспомогательных средств, учить действиям с бытовыми предметами-орудиями: ложкой, совком, щеткой, веником, грабельками, наборами для песка и пр.; • формировать у детей операции анализа, сравнения, синтеза на основе наглядно воспринимаемых признаков; • учить анализу образцов объемных, плоскостных, графических, схематических моделей, а также реальных объектов) в определенной последовательности, сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно; • учить умению узнавать объемные тела по разным проекциям, рассматривать их с разных сторон с целью точного узнавания, выполнять графические изображения деталей конструкторов (с разных сторон); • развивать антиципирующие способности в процессе складывания разрезной картинки и сборно-разборных игрушек (работу связывают с другими видами продуктивной деятельности), построении сериационных рядов; • развивать наглядно-образное мышление в заданиях по узнаванию целого по фрагментам (чьи лапы, хвосты, уши; дом – по элементам и т.д.); • развивать способность к замещению и наглядному моделированию в играх на замещение, кодирование, моделирование |
Коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Речевое развитие»
Разделы | Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы |
Коррекционная направленность в работе по развитию речи | Фонематическое восприятие • учить дифференцировать на слух слова с оппозиционными звуками (свистящими и шипящими, твердыми и мягки ми, звонкими и глухими согласными); • учить подбирать картинки с предметами, в названии которых слышится заданный звук; • учить выделять гласный под ударением в начале и в конце слова, звонкий согласный в начале слова, глухой согласный- в конце слова. • знакомить с фонетическими характеристиками гласных и согласных звуков. Учить детей давать эти характеристики при восприятии звуков. Расширение, обогащение, систематизация словаря • расширять объем и активизировать словарь параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, развитием познавательной деятельности; • уточнять значения слов, используя различные приемы семантизации; пополнять и активизировать словарный запас, уточнять понятийные и контекстуальные компоненты значений слов на основе расширения познавательного и речевого опыта детей; • формировать лексическую системность: учить подбирать антонимы и синонимы на материале существительных, глаголов, прилагательных; • совершенствовать представления об антонимических и синонимических отношениях между словами, знакомить с явлениями омонимии, с многозначностью слов; • формировать предикативную сторону речи за счет обогащения словаря глаголами и прилагательными; • проводить углубленную работу по формированию обобщающих понятий; Формирование грамматического строя речи • развивать словообразовательные умения; создавать условия для освоения продуктивных и непродуктивных словообразовательных моделей; • уточнять грамматическое значение существительных, прилагательных, глаголов; • развивать систему словоизменения; ориентировочные умения при овладении морфологическими категориями; • формировать умения морфолого-синтаксического оформления словосочетаний и простых распространенных предложений различных моделей; • закреплять правильное использование детьми в речи грамматических форм слов, расширять набор используемых детьми типов предложений, структур синтаксических конструкций, видов синтаксических связей и средств их выражения; • работать над пониманием и построением предложно-падежных конструкций; • развивать умение анализировать выраженную в предложении ситуацию; • учить понимать и строить логико-грамматические конструкции; • развивать вероятностное прогнозирование при построении слов, словосочетаний, синтаксических конструкций (закончи слово. предложение, рассказ). Развитие связной диалогической и монологической речи: • формировать умения участвовать в диалоге, побуждать детей к речевой активности, к постановке вопросов, развивать единство содержания вопрос ответ; • стимулировать речевое общение: предлагать образцы речи, моделировать диалоги – от реплики до развернутой речи; • развивать понимание единства формы и значения, звукового оформления. мелодико-интонационных компонентов, лексического содержания и семантического значения высказываний; • работать над фразой (с использованием внешних опор в виде предметных и сюжетных картинок, различных фишек и схем); |
- Организационный раздел
- Психолого – педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.
Реализация индивидуальной АОП ребенка с ЗПР в общеобразовательной группе реализуется с учетом:
– особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;
– особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками Организации;
– вариативности, технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с ОВЗ к включению в среду нормативно развивающихся сверстников;
– критериев готовности особого ребенка продвижению по этапам инклюзивного процесса;
– организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе.
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка с ЗПР раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. При этом учитывается, что на начальных этапах образовательной деятельности педагог занимает активную позицию, постепенно мотивируя и включая собственную активность ребенка.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности ребенка с ЗПР, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, (но не сравнение с достижениями других детей), стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка. Учитывая, что у детей с ЗПР игра без специально организованной работы самостоятельно нормативно не развивается.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ЗПР и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. Учитывая особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, переход к продуктивной деятельности и формирование новых представлений и умений следует при устойчивом функционировании ранее освоенного умения, навыка.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка с ЗПР. Это условие имеет особое значение, так как одной из причин задержки развития у детей могут быть неблагоприятные условия жизнедеятельности и воспитания в семье.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, овладения новыми технологиями, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка с ЗПР, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
Важным условием является составление индивидуального образовательного маршрута, который дает представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка, о видах трудностей, возникающих при освоении основной образовательной программы ДО; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения.
- Организация развивающей предметно – пространственной среды
Создание специальной предметно-пространственной среды позволяет ребенку полноценно развиваться как личности в условиях всех видов детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).
При проектировании РППС учитывают необходимость создания целостности образовательного процесса, в заданных ФГОС ДО образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.
Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области. В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, группах и др.), создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Во время различных плановых мероприятий (досугов, взаимопосещений, прогулок и д.р.) дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На прилегающих территориях выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.
Обеспечение условий для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей. В помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей. Выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др. В физкультурном зале и группах (частично) имеется оборудование инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.
В группах оборудуются уголки для снятия психологического напряжения.
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей. В групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях находится оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены зоны, которые оснащены оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, уголок экспериментирования и др.)
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения и прилегающие территории оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.
Для реализации АОП имеются отдельные кабинеты для занятий с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом психологом.
Оборудование кабинетов осуществляется на основе паспорта кабинета.
АОП оставляет за педагогами право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации адаптированной образовательной программы с учетом особенностей развития различных групп детей с ОВЗ или конкретного ребенка.
- Кадровые условия реализации Программы.
В реализации Программы принимают участие воспитатели группы, учитель – дефектолог, учитель – логопед, педагог психолог, инструктор по физкультуре, музыкальные руководители, помощник воспитателя.
Прочие сотрудники ДОУ принимают участие в реализации Программы по согласованию.
Педагогические работники и руководитель своевременно проходят курсовую подготовку и аттестацию на квалификационные категории.
- Индивидуальный учебный план.
№ п/п | Вид деятельности | Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю | |
старшая группа (5-6 лет) | Специалисты сопровождения | ||
Базовая часть. Федеральный компонент | |||
| |||
Двигательная активность | 3 (1 на свежем воздухе) /1 час 15 мин (инструктор по ФИЗО) | ||
| |||
Развитие речи | 1/25 мин (воспитатель) | 1/25 мин (учитель – логопед) | |
Подготовка к обучению грамоте | - | - | |
Чтение художественной литературы | Ежедневно во второй полоне дня (воспитатель) | ||
| |||
Природный мир | 1/25 мин (воспитатель) | ||
Математика и сенсорное развитие | - | 1/ 25 мин. (учитель – дефектолог) | |
| |||
Изобразительная деятельность | 3/1ч. 15 мин (воспитатель) | ||
Музыка | 2/ 50 мин (музыкальный руководитель) | ||
| |||
Социальный мир | - | 1/25 мин (педагог – психолог) | |
Всего в неделю | 11/ 4 часа 35 мин образовательных ситуаций | 3/ 45 мин образовательных ситуаций | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |||
Направление «Коррекционно - развивающее» | 1/ 20 мин Индивидуальные занятия с учителем - дефектологом | ||
1/20 мин Индивидуальное занятие с учителем – логопедом | |||
Всего: | 11/ 4 часа 35 мин | 5/ 1 час 25 мин. |
Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах.
Формы образовательной деятельности в режимных моментах | Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю |
старшая группа (5-6 лет) | |
Общение | |
Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально – эмоционального опыта | ежедневно |
Беседы и разговоры с детьми по их интересам | ежедневно |
Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр | |
Индивидуальные игры с детьми (сюжетно – ролевая, режиссёрская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) | ежедневно |
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно – ролевая, режиссёрская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) | 3 раза в неделю |
Детская студия (театрализованные игры) | 1 раз в 2 недели |
Досуг здоровья и подвижных игр | 1 раз в 2 недели |
Подвижные игры | ежедневно |
Познавательно – исследовательская деятельность | |
Сенсорно-игровой и интеллектуальный тренинг | 1 раз в 2 недели |
Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе экологической направленности) | 1 раз в 2 недели |
Наблюдения за природой (на прогулке) | ежедневно |
Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей | |
Музыкально-театральное гостиная | 1 раз в 2 недели |
Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам) | 1 раз в неделю |
Чтение художественной литературы | ежедневно |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | |
Самообслуживание | ежедневно |
Трудовое поручение (индивидуально и подгруппами) | ежедневно |
Трудовое поручение (общий и совместный труд) | 1 раз в неделю |
Сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах
Режимные моменты | Распределение времени в течении дня |
Старшая группа | |
Игры, общение, общение, деятельность по интересам во время утреннего приёма | От 10 до 50 мин |
Самостоятельные игры в 1 половине дня | 20 мин |
Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке | От 60 мин до 1 часа 30 мин |
Самостоятельные игры, досуги, общение с деятельностью по интересам во 2-й половине дня | 40 мин |
Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке | От 40 мин |
Игры перед уходом домой | От 15 до 50 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...