АОП на ребенка с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Адаптированная  образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ обучающихся в группах общеразвивающей направленности,  это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_na_rebenka_zpr.docx 117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 7

Принята решением педагогического совета № 1 от «___» ____ 2018 г.

Адаптированная образовательная программа

дошкольного образования для ребенка с  ЗПР,

посещающих группы

общеразвивающей направленности.

Содержание

Введение

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи Программы

1.3. Принципы и подходы к реализации Программы

1.4. Планируемые результаты

1.5. Целевые ориентиры дошкольного возраста ребенка с ОВЗ.

2. Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка по образовательным  областям

2.2. Программа коррекционной работы с воспитанником (педагоги сопровождения).

3. Организационный раздел

3.1. Психолого – педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.

3.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды.

3.3. Кадровые условия реализации Программы.

3.4. Индивидуальный учебный план.

Введение

Основным  документом, определяющим содержание и организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является основная образовательная Программа.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированная  образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ обучающихся в группах общеразвивающей направленности,  это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Программа составлена с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко.

  1. Целевой раздел.
  1. Пояснительная записка.

Иван,  5 лет.

Нормативно – правовые аспекты:

Заключение ПМПК: по результатам психолого – медико – педагогического обследования, с учетом данных, представленных образовательной организацией, данных медицинского осмотра относится к группе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Выявлены трудности в обучении, обусловленные органическим поражением ЦНС, незрелостью когнитивных функций, ОНР 2 уровня речевого развития.

Нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития.

Рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка в образовательной организации:

Программа обучения: адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития, осложненная тяжелым нарушением речи, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Форма обучения: очная

Специальные условия: проведение подгрупповых и индивидуальных занятий со специалистами сопровождения.

Организация психолого – педагогического сопровождения:

Сопровождение консилиумом образовательной организации. Периодичность динамического наблюдения не реже 3 раз в год.

Направления коррекционно – развивающей работы и психолого – педагогической помощи: развитие познавательной деятельности, высших психических функций, коммуникативных навыков, произвольной регуляции деятельности, развитие эмоционально – волевой сферы; развитие понимания обращенной речи, накопление и развитие активного и пассивного словаря, грамматического строя речи, фонетико – фонематических представлений, связной речи.

Другие условия: учет индивидуального темпа деятельности обучающегося, консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка.

Наблюдение/ консультация врачей – специалистов: наблюдение невролога, психиатра.

Психолого – педагогическая характеристика.

Ребенок посещает группу общеразвивающей направленности.

Срок пребывания в данном ДОУ:   с октября 2016 г.

В каком возрасте  поступил:  4 года            Откуда поступил: из другого д/с.

Оценка адаптации ребенка в группе: средняя

2. Физическое состояние ребенка: физически развит по возрасту.

3. Моторика:

Особенности моторной сферы:

 Общая моторика: незначительные нарушения  координации, темпа, ритма движений.

 Ручная моторика: возрастная норма.

 Ведущая рука: правая.

4. Отношение к занятиям: способен контролировать свою деятельность, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно; принимает помощь взрослого (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую) ; затруднения, возникающие в процессе деятельности стремится преодолеть самостоятельно или обращается к педагогу за помощью.

5. Пространственная ориентация:

Пространственные представления: сформированы недостаточно, выполняет движение в указанном направлении после обучения, использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве (вверху, внизу, слева, справа).

Ориентировка на листе бумаги: ориентируется на листе бумаги, знает верх, низ, центр.

6. Познавательное развитие:

- внимание:

Непроизвольное внимание: сформировано, однако снижен объем слухового внимания.

Объем произвольного внимания: недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания.

- восприятие

Зрительное восприятие: узнает, соотносит и называет: предмет, части предмета, узнает перечеркнутые фигуры, наложенные изображения, недостающие детали предмета, выделение частей в предмете.

Ориентировка на себе: показывает и верно называет на себе части тела.

Восприятие последовательности частей суток: Представление о последовательности частей суток в стадии формирования. Воспроизводит с опорой на картинки.

Последовательность времен года: называет времена года (с опорой по картинкам).

- память

Зрительная память: в заданиях «Запомни и назови», «Что изменилось», «Чего не стало?» ребенок допускает многочисленные ошибки.

- мышление

Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление: сформировано недостаточно. Собирает разрезные картинки из 4 частей. Конструирует из 4 палочек по образцу.

Словесно-логическое мышление: Классифицирует и обобщает по изученным лексическим темам,4-й лишний исключает после объяснения.

- речевое развитие

Словарь: в пределах обихода, нарушает слоговую структуру многосложных слов.

 Грамматический строй речи: сформирован недостаточно, особенности словоизменения, словообразования: в стадии формирования.

Звуковая сторона речи: дефекты звукопроизношения; фонематический слух развит недостаточно.

 Связная речь: требует дальнейшего развития; предложения простые, малораспространенные; умеет отвечать на вопросы взрослых односложно.

7. Математические представления:

Количество и счёт: дифференцирует понятия «один-много», владеет порядковым счётом в пределах 12, знает цифры от 1 до 10, затрудняется соотносить цифру с соответствующим количеством предметов , сравнивает множества по количеству входящих в них элементов через счёт.

 Восприятие цвета  различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.

 Восприятие формы:  имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объёмные, соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме)

 Восприятие величины:  дифференцирует предметы, контрастные по величине, раскладывает предметы в возрастающем и убывающем порядке, использует в речи слова, характеризующие величины.

8. Особенности игровой деятельности:

Ребенок проявляет стойкий интерес к новым игрушкам,  использует по назначению, играет аккуратно. Присутствует сюжетно – ролевой характер игры,  игровые действия оречевляет, подчиняется игровым правилам.

  1. Цели и задачи Программы.

Цели программы - создание оптимальных условий для коррекционно-образовательного процесса, способствующего полноценному проживанию ребенком с особыми образовательными потребностями дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, коррекция психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника коррекция психофизических и речевых дефектов, подготовка детей к школьному обучению и адекватному включению их в окружающую социальную среду.

Задачи:

-          создание оптимальных условий совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;

-         коррекция недостатков и развитие двигательных навыков и психомоторики;

-        коррекция недостатков и развитие сенсорных функций, всех видов восприятия и формирование эталонных представлений;

-        коррекция недостатков и развитие всех свойств внимания и произвольной регуляции;

-        коррекция недостатков и развитие зрительной и слухоречевой памяти;

-        коррекция недостатков и развитие мыслительной деятельности на уровне наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

-        формирование пространственных и временных представлений;

-        преодоление речевого недоразвития, и формирование языковых средств и связной речи; подготовка к обучению грамоте;

-        развитие коммуникативной деятельности;

-        развитие предметной и игровой деятельности, формирование предпосылок к учебной деятельности во всех структурных компонентах;

-        предупреждение и преодоление недостатков в эмоционально-личностной, волевой и поведенческой сферах;

-        стимуляция познавательной и творческой активности.

  1. Принципы и подходы к реализации Программы.

АОП строится на общих дидактических принципах педагогики:

Принцип научности предполагает научный характер знаний, которые преподносятся детям, даже если эти знания адаптируются с учетом познавательных возможностей ребенка и носят элементарный характер.

Принцип связи теории с практикой. Первые сведения об окружающем мире любой ребенок с получает в процессе предметно-практической деятельности, в дальнейшем педагог обобщает и систематизирует этот опыт, сообщает новые сведения о предметах и явлениях. Приобретенные знания ребенок может использовать как в процессе усвоения новых знаний, так и на практике, за счет чего его деятельность поднимается на новый уровень.

Принцип активности и сознательности в обучении. Обучение и воспитание представляют собой двусторонние процессы. С одной стороны – объект обучающего и воспитывающего воздействия – ребенок, которого обучают и воспитывают, а с другой стороны, ребенок сам активно участвует в процессе обучения и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат. При этом следует понимать различия между учением дошкольника и учебной деятельностью школьника. Снижение уровня субъективной активности, слабость познавательных интересов, несформированность познавательной мотивации существенно влияют на успешность освоения образовательной программы детьми с ЗПР. Педагоги должны знать об этих особенностях и строить воспитательную и образовательную работу, применяя соответствующие методы и приемы, активизирующие и стимулирующие субъективную активность детей.

Принцип доступности предполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, а также учет уровня актуального развития и потенциальных возможностей каждого из них. Все обучение ребенка с ЗПР должно строиться с опорой на «зону ближайшего развития», что соответствует требованиям ФГОС ДО,        и предполагает выбор образовательного содержания посильной трудности, при этом в равной мере нежелательно облегчать или чрезмерно повышать трудность предлагаемой информации.

Принцип        последовательности        и        систематичности. Учет этого принципа позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков. Обучение любого ребенка строится        от простого к сложному, кроме того        при разработке программного содержания предусматриваются и реализуются внутри предметные и межпредметные связи, что позволяет сформировать в сознании ребенка целостную картину мира.        Образовательная программа, как правило, строится по линейно-концентрическому принципу, что позволяет расширять и углублять знания и представления детей на каждом последующем этапе обучения.

Принцип прочности усвоения знаний. В процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу. У детей с ЗПР отмечаются трудности при запоминании наглядной, и особенно словесной информации, если она не подкрепляется наглядностью и не связана с практической деятельностью. В связи с этим возрастает роль повторения и закрепления пройденного при специальной организации практических действий и различных видов деятельности детей. В некоторых случаях возможно обучение детей простейшим мнемотехническим приемам.

Принцип наглядности предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств. В некоторых случаях недостаточность какой-либо сенсорной системы компенсируется за счет активизации другой. В образовательном процессе используются различные наглядные средства: предметные (реальные предметы и их копии - муляжи, макеты, куклы, игрушечные посуда, мебель, одежда, транспорт и т.д.), образные (иллюстрации, слайды, картины, фильмы), условно-символические (знаки, схемы, символы, формулы). Выбор средств наглядности зависит от характера недостатков в развитии, возраста детей, содержания образовательной программы и от этапа работы с ребенком.

Принцип        индивидуального        подхода        к        обучению        и        воспитанию.        Индивидуальный подход предполагает создание благоприятных условий, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и формирующегося характера, скорость протекания        мыслительных процессов, уровень сформированности знаний, умений и навыков, работоспособность, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и типологические особенности, свойственные данной категории детей. Индивидуальный подход позволяет не исключать из образовательного процесса детей,        для которых        общепринятые     способы коррекционного воздействия        оказываются неэффективными.

Специальные принципы

•        Принцип педагогического гуманизма и оптимизма. На современном этапе развития системы образования важно понимание того, что обучаться могут все дети. При этом под способностью к обучению понимается способность к освоению любых, доступных ребенку, социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию.

•        С вышеуказанным принципом органично связан принцип социально-адаптирующей направленности образования. Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения ребенку с ограниченными возможностями самостоятельности и независимости в дальнейшей социальной жизни.

•        Этиопатогенетический принцип: для правильного построения коррекционной работы с ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У детей, особенно в дошкольном возрасте,        при различной локализации нарушений возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие недостатки познавательного и речевого развития различны, соответственно, методы и содержание коррекционной работы должны отличаться.

•        Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Для построения коррекционной работы необходимо правильно разобраться в структуре дефекта, определить иерархию     нарушений. Любой дефект имеет        системный        характер.        Следует        различать внутрисистемные нарушения, связанные с первичным дефектом, и межсистемные, обусловленные взаимным влиянием нарушенных и сохранных функций. Эффективность коррекционной работы во многом будет определяться реализацией принципа системного подхода, направленного на речевое и когнитивное развитие ребенка.

•        Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Комплексный подход в коррекционной работе означает, что она будет эффективной только в том случае, если осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает взаимодействие в педагогическом процессе разных специалистов: учителей-дефектологов, педагогов-психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, а также сетевое взаимодействие с медицинскими учреждениями.

•        Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Любой момент в образовании ребенка с ЗПР должен быть направлен на предупреждение и коррекцию нарушений. Этот принцип        также предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. Реализация данного принципа обеспечивается современной системой специальных технических средств обучения и коррекции, компьютерными технологиями, особой организацией образовательного процесса.

•        Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития. Можно сказать, что коррекционная психолого-педагогическая работа с ребенком с ЗПР строится по принципу «замещающего онтогенеза». При реализации названного принципа следует учитывать положение о соотношении функциональности и стадиальности детского развития. Функциональное развитие может осуществляться в пределах одного периода и касается изменений некоторых психических свойств и овладения отдельными способами действий, представлениями и знаниями.

•        Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании. В рамках ведущей деятельности происходят качественные изменения в психике, которые являются центральными психическими новообразованиями возраста. Качественная перестройка обеспечивает предпосылки для перехода к новой, более сложной деятельности, знаменующей достижение нового возрастного этапа. Нарушенное развитие характеризуется тем, что ни один из видов деятельности не формируется своевременно и полноценно, каждая деятельность в свою        очередь нуждается в коррекционном воздействии.

•        Принцип комплексного применения        методов педагогического и психологического воздействия означает использование в процессе коррекционного воспитания и обучения многообразия методов, приемов, средств (методов игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методов модификации поведения (поведенческий тренинг).

•        Принцип        личностно-ориентированного        взаимодействия        взрослого        с        ребенком указывает на признание самоценности личности ребенка, необходимости активного его участия в познавательной и практической деятельности.

•        Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные        принципы        позволяют        наметить        стратегию        и        направления        коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

  1. Планируемые результаты.

-         Овладение внеситуативно-познавательной формой общения и достижение готовности к внеситуативно-личностному общению.

-         Повышение уровня развития познавательной активности и        мотивационных компонентов деятельности.

-        Овладение достаточным уровнем сюжетно-ролевой игры во всех ее компонентах.

 -        Оптимизация межличностных отношений со сверстниками.

-        Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям;

-        Улучшение показателей        развития внимания, произвольной регуляции        поведения и деятельности.

-        Улучшение показателей развития слухоречевой и зрительной памяти, объема и прочности запоминания словесной и наглядной информации;

-        Достижение способности к осуществлению логических операций не только на уровне наглядного мышления, но и в словесно-логическом плане (на уровне конкретно-понятийного мышления); к выделению и оперированию существенными признаками, к построению простейших умозаключений и обобщений.

-        Овладение приемами замещения и наглядного моделирования.

-        Способность к созданию        новых образов        в        художественно-эстетической деятельности.

-        Хорошее владение устной речью, может участвовать в диалоге, расширяется его словарный запас, в речи почти отсутствую аграмматизмы; строит простые распространенные предложения разных моделей; монологиченские высказывания приобретают большую цельность и связность.

-        У ребенка достаточно развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими, у него достаточно развита моторная память, способность к пространственной организации движений, развита слухо-зрительно-моторная координация и чувство ритма.

-         Оптимизация        состояния        эмоциональной        сферы,        снижение выраженности дезадаптивных форм поведения.

  1. Целевые ориентиры образовательной деятельности с детьми 5-6 лет.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные        изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает « природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных        воздействий,        представления        о        развитии        и        т.д.        Кроме        того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Дети могут давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Несмотря на то, что дети способны к созданию новых образов, воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают        развиваться        устойчивость,        распределение,        переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

  1. Содержательный раздел.

  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

Задачи

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Воспитателя

-формирование и совершенствование перцептивных действий;

-ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

-развитие внимания, памяти;

- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

-развитие речевого общения с взрослыми и детьми: способствовать овладению детьми речью как средством общения; освоению ситуативных и внеситуативных форм речевого общения со взрослыми и сверстниками;

-практическое овладение нормами речи: развитие звуковой и интонационной культуры речи;

-создание условий для выражения своих чувств и мыслей с помощью речи, овладение эмоциональной культурой речевых высказываний.

-воспитание культурно-гигиенических навыков и полезных привычек и др.;

развитие сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

-сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка:
в т. ч. обеспечение эмоционального благополучия;

-создание условий, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы и других систем организма;

-создание условий для адаптации детей к двигательному режиму;

создание условий для овладения детьми элементарными нормами и правилами питания, закаливания.

Дефектолога

-формирование и совершенствование перцептивных действий;

-ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

-развитие внимания, памяти;

- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

-формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;

-формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения —диалога и монолога

-формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков адекватно воспринимать окружающие предметы и явления

-формирование целостной картины мира посредством слушания и восприятия литературных произведений: формирование опыта обсуждения и анализа литературных произведений с целью обобщения представлений ребенка о мире

-сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка:
в т. ч. обеспечение эмоционального благополучия;

- развитие крупной и мелкой моторики.

Психолога

-развивать любознательность, познавательные способности, стимулировать познавательную активность посредством создания насыщенной предметно-пространственной среды;

 - развивать все виды восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового, вкусового, обонятельного, стереогнозиса, обеспечивать полисенсорную основу обучения;

-развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, классификации, сериации на основе выделения наглядно воспринимаемых признаков

-создавать условия для перехода ребенка на уровень внеситуативно-личностного общения, привлекая его внимания к особенностям поведения, действиям, характеру взрослых;

- готовить к контекстному общению, предполагающему соблюдение определенных правил коммуникации.

- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

- использовать психокоррекционные игры и приемы для снятия эмоционального напряжения, негативных поведенческих реакций

-стимулировать интерес ребенка к творческим играм с сюжетами, расширяющими и уточняющими их представления о способах поведения в различных жизненных ситуациях,

-учить ребенка наполнять знакомую игру новым содержанием.

-сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка:
в т. ч. обеспечение эмоционального благополучия;

- развитие крупной и мелкой моторики.

Логопеда

-развитие внимания, памяти;

- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

-практическое овладение нормами речи: развитие звуковой и интонационной культуры речи;

-формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, двух форм речевого общения - диалога и монолога;

-формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;

- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения —диалога и монолога.

формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении

- выражения своих чувств и мыслей с помощью речи, овладение эмоциональной культурой речевых высказываний;

- развитие литературной речи: развитие художественного восприятия, понимания на слух литературных текстов;

-приобщение к словесному искусству, развитие творческих способностей: ознакомление с книжной культурой и детской литературой.

- развитие крупной моторики;

- развитие мелкой моторики рук;

- формирование правильного речевого дыхания;

- развитие моторики артикуляционного аппарата.

Муз руководителя

- развитие музыкально-ритмических способностей как основы музыкальной деятельности;

- воспитание у детей слухового сосредоточения и звуко-высотного восприятия;

- развитие интонационных, тембровых, силовых характеристик голоса.

формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками

- формирование эстетических чувств и музыкальности, эмоциональной отзывчивости; побуждение к переживанию настроений, передаваемых в музыкальных художественных произведениях;

- развитие двигательных качеств;

- накопление и обогащения двигательного опыта.

Инструктора по ФИЗО

-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: ценностей здорового образа жизни, относящихся к общей культуре личности;

-формировать у ребенка осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников; стремление к повышению умственной и физической работоспособности

- развивать речевую активность, закрепляя названия движений, пространственных отношений, характеристик объектов и т.д.

-развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни

-формирование потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни

- совершенствовать выразительность движений: понимать и выражать в движении радость, удивление, огорчение, выполнять движения под музыку.

формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов; развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе

Родителей

- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

- знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

- оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий;

- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОО с другими организациями, в том числе и социальными службами.

  1. Программа коррекционной работы с воспитанником.

Психолого-педагогическая        диагностика        как        структурный        компонент коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

ФГОС ДО регламентирует диагностическую работу, в нем указывается, что при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно

для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Диагностическая работа занимает особое место в коррекционно-педагогическом процессе,        играет        роль индикатора результативности оздоровительных,        коррекционно-развивающих и воспитательно-образовательных мероприятий.

Воспитатели в диагностической работе используют только метод наблюдения и анализируют образовательные трудности детей, которые возникают у детей в процессе освоения разделов образовательной программы, т.е. решают задачи педагогической диагностики. Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог используют различные методы психолого-педагогической диагностики в рамках своей профессиональной компетентности.

Коррекционная работа в образовательной области «Физическое развитие»

Коррекционно – развивающая направленность работы в области «Физическое развитие» детей с ЗПР подразумевает создание условий: для сохранения и укрепления здоровья детей, физического развития, формирование у них полноценных двигательных навыков и физических качеств, применение здоровьесберегающих технологий и методов позитивного воздействия на психомоторное развитие ребенка, организацию специальной (коррекционной) работы на занятиях по физическому воспитанию, включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей. Важно обеспечить медицинский контроль и профилактику заболеваемости.

Программа коррекционной работы включается во все разделы данной образовательной области, при этом дополнительно реализуются следующие задачи:

- коррекция недостатков и развитие ручной моторики: нормализация мышечного тонуса пальцев и кистей рук; развитие техники тонких движений;

- коррекция недостатков и развитие артикуляционной моторики

Разделы

Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы

Коррекционная

направленность в работе        по формированию начальных представлений о ЗОЖ

•        знакомить детей на доступном их восприятию уровне с условиями, необходимыми для нормального роста тела, позвоночника и правильной осанки, и средствами физического развития и предупреждения его нарушений (занятия на различном игровом оборудовании – для ног, рук, туловища);

•        систематически проводить игровые закаливающие процедуры с использованием полифункционального оборудования (сенсорные тропы, сухие бассейны и пр.), направленные на улучшение венозного оттока и работы      сердца, улучшение тактильной чувствительности тела, подвижности суставов, связок и сухожилий, преодоление нервно-психической возбудимости детей, расслабление гипертонуса мышц и т. п.;

•        осуществлять        контроль и регуляцию двигательной активности отдельных детей;

•        создавать условия для нормализации двигательной активности детей: привлекать к активным упражнениям и играм пассивных, вялых детей (включать их в совместные игры, в выполнение хозяйственно-бытовых поручений), и к        более спокойным видам деятельности расторможенных дошкольников, деликатно ограничивать их повышенную подвижность;

•        следить за осанкой детей во всех режимных моментах;

•        проводить упражнения, направленные на регуляцию тонуса мускулатуры, развивая у детей самостоятельный контроль за работой различных мышечных групп на основе контрастных ощущений

•        проводить специальные игры и упражнения, стимулирующие формирование пяточно-пальцевого переката (ходьба по следам, разной поверхности – песку, мату...; захват ступнями, пальцами ног предметов);

•        учитывать при отборе содержания предлагаемых упражнений необходимость достижения тонизирующего и тренирующего эффекта в ходе выполнения двигательных упражнений (нагрузка должна не только соответствовать возможностям детей, но и несколько превышать их);

•         внимательно и осторожно подходить к отбору содержания физкультурных занятий, упражнений, игр для детей, имеющих низкие функциональные показатели деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушения зрения, особенности нервно - психической деятельности (повышенная утомляемость, чрезмерная подвижность или, наоборот, заторможенность и т.д.);

•        осуществлять дифференцированный подход к отбору содержания и средств физического воспитания с учетом возрастных физических и индивидуальных возможностей детей,

•        контролировать и регулировать уровень психофизической нагрузки (снижая интенсивность движений, частоту повторений, требования к качеству движений и т.д.) в процессе коррекции недостатков моторного развития и развития разных видов детской деятельности, требующих        активных движений        (музыкально-ритмические занятия, хозяйственно-бытовые поручения и пр.);

формировать навыки и развивать потребность в выполнении утренней гимнастики, закаливающих процедур (при участии взрослого);

•        учить детей элементарно рассказывать о своем самочувствии, вербальными и невербальными средствами сообщать взрослому о своем самочувствии, объяснять, что болит и показывать место возможной боли; •        развивать правильное физиологическое дыхание: навыки глубокого, ритмического дыхания с углубленным, но спокойным выдохом; правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах;

•  привлекать родителей к организации двигательной активности детей, к закреплению у детей представлений и практического опыта по основам ЗОЖ.

Коррекция недостатков и развитие артикуляционной моторики

        формировать недостающие движения органов артикуляции, развития зрительно - кинестетических ощущений для усиления перцепции

артикуляционных укладов и движений;

•        выработать        самоконтроль        за        положением        органов артикуляции;

•        формировать правильный артикуляционный уклад для всех групп звуков с помощью артикуляционной гимнастики;

развивать        статико–динамические        ощущения,        четкие артикуляционные кинестезии;

•        формирование        фонационного        (речевого)        дыхания        при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.

•    развитие орального праксиса, мимической моторики в упражнениях подражательного характера (яркое солнышко – плотно сомкнули веки, обида – надули щеки...)

- коррекция недостатков и развитие психомоторных функций:

•        пространственной организации движений,        моторной памяти, слухо-зрительно-моторной и реципрокной координации движений, произвольной регуляции движений.

Коррекционно-развивающая работа в образовательной области

«Познавательное развитие»

Разделы

Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы

Коррекционная направленность

работы по сенсорному развитию        по сенсорному развитию

•        развивать        любознательность,        познавательную        активности, познавательных        способностей        посредством создания     насыщенной предметно-пространственной      среды,        стимулирующей        познавательный интерес детей, исследовательскую активность;

•        развивать все виды восприятия: зрительного, тактильно-двигательного,        слухового,        вкусового,        обонятельного, обеспечивать полисенсорную основу обучения;

•        развивать сенсорно-перцептивные способности детей, исходя из принципа целесообразности и безопасности, учить их выделению знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус;

•        организовывать практические исследовательские действия с различными веществами, предметами, материалами, постепенно снижая участие и помощь взрослого и повышая уровень самостоятельности ребенка;

•        учить приемам обследования - практического соотнесения с образцомэталоном путем прикладывания и накладывания, совмещения элементов; совершенствуя зрительно-моторную координацию и тактильно-двигательное восприятие (обведение контуров пальчиком, примеривание с помощью наложения и приложения данного элемента к образцу-эталону).

•        формировать у детей комплексный алгоритм обследования объектов на основе        зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия для выделения максимального количества свойств и признаков;

•        учить узнавать и называть объемные геометрические тела и соотносить их с плоскостными образцами;

формировать полноценные эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплять их в слове.

•        учить детей собирать целостное изображение предмета по его частям: по разрезанной картинке.

•        учить детей соотносить геометрические формы с реальными предметами.

•        развивать        стереогноз        -        определять        на        ощупь        фактуру материалов, величину предметов, узнавать предметы на ощупь и называть их;

•        развивать глазомерные функции и умение ориентироваться в сериационном ряду по величине, включать элементы в ряд, сравнивать элементы ряд по параметрам величины, употребляя степени сравнения прилагательных;

•        развивать умение оперировать наглядно воспринимаемыми признаками при группировке предметов, исключении лишнего, обосновывать выбор принципа классификации;

•        знакомить детей с пространственными свойствами объектов (с пространственными свойствами геометрических фигур и тел, их формой как постоянным признаком, размером и расположением как признаками относительными);

•        развивать способность к их идентификации, группировке по двум и нескольким образцам, классификации;

•        развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, классификации, сериации на основе выделения наглядно воспринимаемых признаков;

Коррекционная направленность в работе по развитию конструктивной деятельности

•        формировать у детей желание подражать действиям взрослого; побуждать к     совместной конструктивной деятельности при обязательном речевом сопровождении всех осуществляемых действий;

•        развивать умения действовать двумя руками под контролем зрения в ходе создания построек;

•        развивать        операционально-технические        умения        детей, используя разнообразный строительный материал;

•        совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений пальцев рук в процессе занятий с конструктивным материалом, требующим разных способов сочленения и расстановки элементов (крепление по типу пазлов, детали со втулками, установка детали на деталь, сборно-разборные игрушки и крепления с помощью гаек, замков и т. п.);

•        учить замечать и исправлять ошибки; для привлечения внимания детей использовать как словесные указания, так и указательные и соотносящие жесты;

•        создавать специальные зоны для строительно-конструктивных игр в соответствии с возрастными особенностями дошкольников; побуждать к совместном у. а затем - к самостоятельном у обыгрыванию построек;

•        для старших дошкольников организовывать конструктивные игры с различными материалами:        сборно-разборными игрушками, разрезными картинками и др..;

•        во всех случаях положительно принимать и оценивать продукты детской деятельности, радуясь вместе, с ними;

•        учить ребенка совершенствованию своих конструкций с устранением замеченных ошибок        самостоятельно либо с помощью взрослого;

•        учить        детей        самостоятельно        анализировать        объемные        и графические образцы, создавать конструкции на основе проведенного анализа;

•        формировать умение целостного образа путем конструирования из частей (используют прием накладывания на контур, заполнения имеющихся пустот и пр.);

•        уделять внимание развитию речи, предваряющей процесс воссоздания целого из частей;

•        упражнять детей в умении рассказывать о последовательности конструирования после выполнения задания, в сравнении с предварительным планом;

•        продолжать умение в использовании моделирования в качестве основы обучения конструированию через применение конкретных, обобщенных и схематических моделей, в т.ч. графических моделей и т.д.;

•        продолжать        умение        в        использование        графических        моделей        с видимыми элементами, и также контурных, где составные элементы следует представить;

•        закреплять умения детей воссоздавать целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;

•        учить детей выполнять сюжетные конструкции по заданному началу и собственному замыслу (с предварительным планированием и заключительным словесным отчетом);

•        обогащать        речь        и        развивать        мышление        детей        в        ходе определения основных функций детского конструирования и взрослого труда по созданию архитектурных сооружений: прочность, польза (настоящие сооружения для жизни и деятельности людей, детские – для игр и развития ребенка), красота и соотнесение постройки с окружающей средой и т. д.

Коррекционная направленность

работы по

формированию элементарных математических представлений

•        создавать условия и предпосылки для развития элементарных математических представлений:

•        совершенствовать навыки использования способов проверки (приемы наложения и приложения) для определения количества, величины, формы объектов, их объемных и плоскостных моделей; разнообразить способы моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы, протяженности, удаленности объектов с помощью пантомимических, знаково- символических, графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования объектов и их моделей;

• развивать ориентировочные действия детей, закрепляя их умение предварительно рассматривать, называть, показывать по образцу и по словесной     инструкции        форму,        величину,        количество        предметов        в окружающем пространстве, в игровой ситуации, на картинке;

•        создавать условия для практических действий с дочисловыми множествами, учить практическим способам сравнения множеств путем наложения и приложения;

• знакомить дошкольников со словами «больше – меньше», а также с конкретными обозначениями ( «длиннее – короче «, «выше – ниже», «толще – тоньше « и пр.);

•        заботиться о том, чтобы дети выполняли действия сравнения по слову, а также отражали выполненное действие в собственном объяснении;

•        уделять особое внимание осознанности действий детей, ориентировке на содержание множеств, при их сравнении путем установления взаимно однозначного соответствия.

Коррекционная направленность в работе        по развитию высших психических функций

Развитие мыслительных операций:

        стимулировать и развивать опосредованные действия как основу наглядно-действенного        мышления,        создавать        специальные наглядные        проблемные      ситуации,      требующие      применения вспомогательных предметов и орудий;

•        поддерживать мотивацию к достижению цели при решении наглядных задач;

•        развивать        способность        к        анализу        условий        наглядной проблемной       ситуации,       осознанию        цели,        осуществлению       поиска вспомогательных средств (достать недоступный руке предмет; выловить из банки разные предметы, используя соответствующее приспособление, и пр.);

•        знакомить детей с разнообразием орудий и вспомогательных средств, учить действиям с бытовыми предметами-орудиями: ложкой, совком, щеткой, веником, грабельками, наборами для песка и пр.;

•        формировать у детей операции анализа, сравнения, синтеза на основе наглядно воспринимаемых признаков;

•        учить анализу образцов объемных, плоскостных, графических, схематических моделей, а также реальных объектов) в определенной последовательности, сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно;

•        учить умению узнавать объемные тела по разным проекциям, рассматривать их с разных сторон с целью точного узнавания, выполнять графические изображения деталей конструкторов (с разных сторон);

•        развивать        антиципирующие        способности        в        процессе складывания разрезной картинки и сборно-разборных игрушек (работу связывают с другими видами продуктивной деятельности), построении сериационных рядов;

•        развивать        наглядно-образное        мышление        в        заданиях        по узнаванию целого по фрагментам (чьи лапы, хвосты, уши; дом – по элементам и т.д.);

•          развивать      способность      к      замещению      и      наглядному моделированию в       играх на замещение, кодирование, моделирование

Коррекционно-развивающая работа в образовательной области «Речевое развитие»

Разделы

Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы

Коррекционная направленность в работе        по развитию речи

Фонематическое восприятие

•        учить дифференцировать на слух слова с оппозиционными звуками

(свистящими и шипящими, твердыми и мягки ми, звонкими и глухими согласными);

•        учить подбирать картинки с предметами, в названии которых слышится заданный звук;

•        учить выделять гласный под ударением в начале и в конце слова, звонкий согласный в начале слова, глухой согласный- в конце слова.

•        знакомить с фонетическими характеристиками гласных и согласных звуков. Учить детей давать эти характеристики при восприятии звуков.

Расширение, обогащение, систематизация словаря

•        расширять        объем        и        активизировать        словарь        параллельно        с расширением представлений об окружающей действительности, развитием познавательной деятельности;

•        уточнять значения слов, используя различные приемы семантизации; пополнять     и        активизировать        словарный запас, уточнять        понятийные        и контекстуальные компоненты значений слов на основе расширения познавательного и речевого опыта детей;

•        формировать лексическую системность: учить подбирать антонимы и синонимы на материале существительных, глаголов, прилагательных;

•        совершенствовать        представления        об        антонимических        и синонимических отношениях между словами, знакомить с явлениями омонимии, с многозначностью слов;

•        формировать предикативную сторону речи за счет        обогащения словаря глаголами и прилагательными;

•        проводить углубленную работу по формированию обобщающих понятий;

Формирование грамматического строя речи

        развивать словообразовательные умения; создавать условия для освоения продуктивных и непродуктивных словообразовательных моделей;

•        уточнять        грамматическое        значение        существительных, прилагательных, глаголов;

•        развивать систему словоизменения; ориентировочные умения при овладении     морфологическими категориями;

•   формировать умения морфолого-синтаксического оформления словосочетаний и простых распространенных предложений различных моделей;

•        закреплять        правильное        использование        детьми        в        речи грамматических форм слов, расширять набор используемых детьми типов предложений, структур синтаксических конструкций, видов синтаксических связей и средств их выражения;

•        работать над пониманием и построением предложно-падежных конструкций;

•        развивать умение анализировать выраженную в предложении ситуацию;

•        учить понимать и строить логико-грамматические конструкции;

•        развивать        вероятностное прогнозирование при построении слов, словосочетаний,        синтаксических конструкций (закончи слово. предложение, рассказ).

Развитие связной диалогической и монологической речи:

        формировать умения участвовать в        диалоге, побуждать детей к речевой активности, к постановке вопросов, развивать единство содержания вопрос ответ;

•        стимулировать        речевое        общение:        предлагать        образцы        речи, моделировать диалоги – от реплики до развернутой речи;

•        развивать понимание единства формы и значения, звукового оформления. мелодико-интонационных компонентов, лексического содержания и семантического значения высказываний;

•        работать над фразой (с использованием внешних опор в виде предметных и сюжетных картинок, различных фишек и схем);

  1. Организационный раздел

  1. Психолого – педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.

Реализация индивидуальной АОП ребенка с ЗПР в общеобразовательной группе реализуется с учетом:

– особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;

– особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками Организации;

– вариативности, технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с ОВЗ к включению в среду нормативно развивающихся сверстников;

– критериев готовности особого ребенка продвижению по этапам инклюзивного процесса;

– организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе.

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка с ЗПР раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. При этом учитывается, что на начальных этапах образовательной деятельности педагог занимает активную позицию, постепенно мотивируя и включая собственную активность ребенка.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности ребенка с ЗПР, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, (но не сравнение с достижениями других детей), стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка. Учитывая, что у детей с ЗПР игра без специально организованной работы самостоятельно нормативно не развивается.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ЗПР и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. Учитывая особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, переход к продуктивной деятельности и формирование новых представлений и умений следует при устойчивом функционировании ранее освоенного умения, навыка.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка с ЗПР. Это условие имеет особое значение, так как одной из причин задержки развития у детей могут быть неблагоприятные условия жизнедеятельности и воспитания в семье.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, овладения новыми технологиями, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка с ЗПР, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

Важным условием является составление индивидуального образовательного маршрута, который дает представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка, о видах трудностей, возникающих при освоении основной образовательной программы ДО; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения.

  1. Организация развивающей предметно – пространственной среды

Создание специальной предметно-пространственной среды позволяет ребенку полноценно развиваться как личности в условиях всех видов детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).

При проектировании РППС учитывают необходимость создания целостности образовательного процесса, в заданных ФГОС ДО образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области. В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, группах и др.), создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Во время различных плановых мероприятий (досугов, взаимопосещений, прогулок и д.р.) дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На прилегающих территориях выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.

Обеспечение условий для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей. В помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей. Выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др. В физкультурном зале и группах (частично) имеется оборудование инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.

В группах оборудуются уголки для снятия психологического напряжения.

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей. В групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях находится оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены зоны, которые оснащены оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, уголок экспериментирования и др.)

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения и прилегающие территории оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.

Для реализации АОП имеются отдельные кабинеты для занятий с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом психологом.

Оборудование кабинетов осуществляется на основе паспорта кабинета.

АОП оставляет за педагогами право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации адаптированной  образовательной программы с учетом особенностей развития различных групп детей с ОВЗ или конкретного ребенка.

  1. Кадровые условия реализации Программы.

В реализации Программы принимают участие воспитатели группы, учитель – дефектолог, учитель – логопед, педагог психолог, инструктор по физкультуре, музыкальные руководители, помощник воспитателя.

Прочие сотрудники ДОУ принимают участие в реализации Программы по согласованию.

Педагогические работники и руководитель своевременно проходят курсовую подготовку и аттестацию на квалификационные категории.

  1. Индивидуальный учебный план.

№ п/п

Вид деятельности

Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю

старшая группа (5-6 лет)

Специалисты сопровождения

Базовая часть. Федеральный компонент

  1. Физическое развитие

Двигательная активность

3 (1 на свежем воздухе) /1 час 15 мин (инструктор по ФИЗО)

  1. Речевое развитие

Развитие речи

1/25 мин (воспитатель)

1/25 мин (учитель – логопед)

Подготовка к обучению грамоте

-

-

Чтение художественной литературы

Ежедневно во второй полоне дня (воспитатель)

  1. Познавательное развитие

Природный мир

1/25 мин (воспитатель)

Математика и сенсорное развитие

-

1/ 25 мин. (учитель – дефектолог)

  1. Художественно эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

3/1ч. 15 мин (воспитатель)

Музыка

2/ 50 мин (музыкальный руководитель)

  1. Социально – коммуникативное развитие

Социальный мир

-

1/25 мин (педагог – психолог)

Всего в неделю

11/ 4 часа 35 мин

образовательных ситуаций

3/ 45 мин образовательных ситуаций

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Направление «Коррекционно - развивающее»

1/ 20 мин Индивидуальные занятия с учителем - дефектологом

1/20 мин Индивидуальное занятие с учителем – логопедом

Всего:

11/ 4 часа 35 мин

5/ 1 час 25 мин.

Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах.

Формы образовательной деятельности в режимных моментах

Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю

старшая группа (5-6 лет)

Общение

Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально – эмоционального опыта

ежедневно

Беседы и разговоры с детьми по их интересам

ежедневно

Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр

Индивидуальные игры с детьми (сюжетно – ролевая, режиссёрская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)

ежедневно

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно – ролевая, режиссёрская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)

3 раза в неделю

Детская студия (театрализованные игры)

1 раз в 2 недели

Досуг здоровья и подвижных игр

1 раз в 2 недели

Подвижные игры

ежедневно

Познавательно – исследовательская деятельность

Сенсорно-игровой и интеллектуальный тренинг

1 раз в 2 недели

Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе экологической направленности)

1 раз в 2 недели

Наблюдения за природой (на прогулке)

ежедневно

Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей

Музыкально-театральное гостиная

1 раз в 2 недели

Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам)

1 раз в неделю

Чтение художественной литературы

ежедневно

Самообслуживание   и элементарный бытовой труд

Самообслуживание

ежедневно

Трудовое поручение (индивидуально и подгруппами)

ежедневно

Трудовое поручение (общий и совместный труд)

1 раз в неделю

Сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах

Режимные моменты

Распределение времени в течении дня

Старшая группа

Игры, общение, общение, деятельность по интересам во время утреннего приёма

От 10 до 50 мин

Самостоятельные игры в 1 половине дня

20 мин

Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке

От 60 мин до 1 часа 30 мин

Самостоятельные игры, досуги, общение с деятельностью по интересам во 2-й половине дня

40 мин

Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке

От 40 мин

Игры перед уходом домой

От 15 до 50 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...