Формирование представлений о пространстве у слепых дошкольников
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Пространственные представления лиц с нарушением зрения в целом адекватно отражают объекты внешнего мира и их взаимоположение, но имеют некоторые особенности.Для   слепых детей характерно недостаточное использование бисенсорных и полисенсорных возможностей в освоении пространства. Это можно объяснить тем, что слепые дети еще не умеют использовать в полном объеме сохранные анализаторы для отражения свойств предметного мира и не накопили еще необходимого объема осязательных, слуховых и зрительных представлений, которыми они могли бы оперировать при анализе своих восприятий, соотнося полученные из внешнего мира сигналы с прежним опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_formirovanie_predstavleniy_o_prostranstve.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 1987

дошкольное структурное подразделение

_____________________________________________________________________________

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема «Формирование представлений о пространстве у слепых дошкольников»

Подготовила и провела

Воспитатель группы «Особый ребенок»   ГБОУ СОШ №1987 (ДСП)

Абрашкина Е.Г.

Москва 2015 – 2016 учебный год

Пространственные представления лиц с нарушением зрения в целом адекватно отражают объекты внешнего мира и их взаимоположение, но имеют некоторые особенности. Возраст является важнейшим фактором, определяющим содержание работы по коррекции недостатков пространственной ориентации, которая строится с учетом структуры «психологической системы» (Л.С. Выготский) каждого ребенка.

Для   слепых детей характерно недостаточное использование бисенсорных и полисенсорных возможностей в освоении пространства. Это можно объяснить тем, что слепые дети еще не умеют использовать в полном объеме сохранные анализаторы для отражения свойств предметного мира и не накопили еще необходимого объема осязательных, слуховых и зрительных представлений, которыми они могли бы оперировать при анализе своих восприятий, соотнося полученные из внешнего мира сигналы с прежним опытом.

В этой связи следует подчеркнуть, что успешность ориентировки зависит не столько от использования одного из сенсорных каналов получения информации о внешней среде, сколько от согласованной деятельности всех сохранных сенсорных каналов, от умения включить эту информацию в систему представлений о пространстве. У слепых детей, отмечается такой уровень функционирования сохранных анализаторов, когда еще не сформировалась динамическая система их взаимодействия, имеющая решающее значение в пространственной ориентировке. Восприятие внешней среды у слепых детей  дошкольного возраста очень несовершенно. Дети выделяют основные и второстепенные признаки воспринимаемых объектов, однако эти признаки не становятся еще обобщенными ориентирами и могут быть использованы только при узнавании конкретных предметов. Выделенные свойства еще не связываются детьми в единую целостную систему с присущей ей иерархией признаков. Недостатки в развитии сенсорно-перцептивной сферы у слепых детей проявляются в неустойчивости, неточности, фрагментарности, малой обобщенности их пространственных представлений.

Наряду с недостатками пространственного анализа у слепых отмечается низкий уровень временного различения. Чувство ритма (интегральным показателем которого является реакция на время) у детей с нарушениями зрения значительно меньше развито, чем у нормально видящих сверстников и более старших детей с патологией зрения (В.А. Кручинин).

Слепые дети испытывают большие трудности в определении направлений в пространстве относительно собственного тела и особенно относительно другого человека, что свидетельствует о том, что: а) они недостаточно владеют схемой тела; б) не имеют ясных представлений о направлении движений и достаточно четкого словаря, отражающего направления движений. Возможность характеризовать пространство относительно другого человека требует знаний и умений определять направление от себя и уже, затем использовать эти умения при выяснении места другого человека в пространстве. Следовательно, у ребенка, неспособного определить свое положение относительно другого человека, не может быть правильного представления и о расположении предметов по отношению к другому человеку. У слепых детей, у которых нет четкого знания схемы своего тела и знания направлений, все определения направлений относительно другого лица будут случайными. Однако даже те слепые дети, которые стабильно правильно выполняют задания по определению направлений от себя, делают ошибки в оценке направлений относительно другого человека.

Наибольшее количество ошибок выявлено в связи с определением нахождения предметов по отношению к другому человеку, стоящему напротив испытуемого, что требует зеркального представления (кроме, конечно, отношения «верх–низ»). Таким образом, ошибки пространственной ориентировки у этих детей связаны также с несформированностью мыслительной деятельности.

Особенно следует выделить ошибки в определении местоположения предметов в их удаленности относительно детей. Например, они затрудняются в локализации положения предметов относительно собственного тела (дальше, ближе, там, тут). У детей отмечаются и недостатки в ориентировке при выполнении основных локомоторных действий. Трудности в ходьбе усугубляются малой подвижностью, что затрудняет формирование представлений об удаленности предметов, мерилом чего для слепого является ходьба и время движения.

При формировании представлений об обширном пространстве и при ориентировке в нем ведущим анализатором у слепого является звуковой анализатор. Только звуки, доносящиеся издалека, расширяют круг непосредственного восприятия слепого. Некоторые звуки могут стать для него ценными ориентирами, причем эти ориентиры, в отличие от осязательных, могут находиться от него на расстоянии нескольких метров. Такими ориентирами на пути незрячего часто служат звуки отворяемых дверей, шум вентилятора и т. п. Звук шагов впереди идущих пешеходов извещает слепого путника о характере предстоящей ему дороги (мягкий грунт, деревянный мостик и т. д.). При ходьбе учитываются и те шумы, которые доносятся от бегущего сплошным потоком городского транспорта

Весьма важным для ориентировки слепого является восприятие того сложного шума, который обычно наполняет собой все помещения и улицы. Он входит обычно в понятие тишины. Этот шум, отражаясь от различных предметов, вызывает у слепого ощущение препятствия. Это ощущение дает слепому возможность судить о величине и наполненности помещений, в которые он входит, ширине коридоров и улиц, о приближении больших препятствий вроде столба, дерева, забора. Благодаря этому ощущению слепые сохраняют прямолинейное движение, так как они постоянно чувствуют на некотором расстоянии от себя громаду домов. На площадях, где вблизи нет домов, ориентироваться трудно. Таким образом, ощущение препятствия играет исключительно важную роль в ориентировке слепых в пространстве; оно дает постоянно действующие ориентиры и предупреждает о появлении препятствий на пути. Передвигаясь по какой-либо местности, человек получает извне массу разнообразных раздражителей: световых, звуковых, тактильных, обонятельных, температурных. Одни из этих раздражителей остаются индифферентными, другие превращаются в сигнальные, становясь ориентирами на пути

Но если человек лишен зрения, то для него могут стать ориентирами и запахи, и неровности почвы и пр. Пространственная ориентировка требует от слепого напряжения всех его интеллектуальных сил. От внимания слепого, идущего по улице, не должно ускользнуть ни едва заметное изменение в звуковой картине, ни малейшая неровность почвы, ни едва уловимое световое пятно. Многие практически слепые люди сохраняют едва заметное светоощущение, и эти исчезающие малые доли зрения используются ими в процессе ориентировки. Так, опорным пунктом может стать какое-нибудь светлое пятно, появляющееся неизменно в определенном месте на пути слепого. Потемнение зрительного поля предупреждает слепого о приближении его к какому-то крупному препятствию, например к столбу, дереву и т. п. Если человек лишается и этих последних остатков светоощущения, то его ориентировка на некоторое время расстраивается

Однако не следует думать, что эти слабые светоощущения слепого являются ведущими ощущениями при ориентировке. Ощущения эти порой дают даже неверные сигналы. Нередко слепой принимает тень за препятствие. Светоощущения имеют значение только в соединении с другими ощущениями.

Заместители зрения у слепого является осязание. Осязанию принадлежит ведущая роль в формировании пространственных представлений у слепых, без которых немыслима вообще ориентировка слепого в пространстве. В процессе ориентировки на местности осязание дает слепому ряд надежных ориентиров, а иногда оно предупреждает о приближении какой-либо опасности. Вооружив руку тростью, слепой может заметить впереди себя кучу щебня или снега, лужу, ступеньки, ведущие вверх или вниз. Касаясь тростью края тротуара, незрячий довольно уверенно идет вперед, так как в этом случае он опирается на непосредственное восприятие пути. Важную роль при ориентировке слепого в пространстве играет осязание ступней ног. Это осязание доставляет такие признаки пути, как выбоина в тротуаре, подъем или склон дороги, канализационная плита и т. д. Осязающая нога способна сигнализировать о приближении слепого к опасности. Так, почувствовав под ногами на тротуаре песок, слепой настораживается, понимая, что впереди возможны ремонтные работы.

Ряд местных предметов обладает специфическими запахами. Всем известен, например, своеобразный запах аптеки, булочной, рыбного магазина. Эти запахи становятся вехами на пути незрячего. Некоторые запахи, например, запах подвала, открытого люка, помойки, настораживают его, предупреждая о приближении неприятного препятствия.

В процессе пространственной ориентировки от внимания слепого не ускользают и температурные раздражения. Иногда отдельные местные предметы приобретают температуру, отличную от температуры воздуха, вот эта-то разница и улавливается слепыми. Так в жаркий летний день вход в большое здание можно обнаружить по струе холодного воздуха, вырывающейся на улицу из открытой двери. Летним вечером ориентирами могут служить накаленные за день дома. В зимний солнечный день лучистая энергия помогает определить положение окна в незнакомой комнате.

Итак, в процессе пространственной ориентировки слепой использует и сохранившиеся у него остатки зрения, и звуки, и кожно-механические, и обонятельные, и температурные раздражении.

На основе звуковых, тактильных и др. раздражений у слепых формируются топографические представления, в которых слепые поднимаются до симультанного обозрения местности, недоступного им в восприятии. Жизнь требует от слепого точных топографических представлений, ибо в ходе ориентировки вносить в них исправления ему трудно. Передвижение по местности, сопровождаемое ее дробным словесным анализом, обеспечивает незрячему чувственное ее знание в целом, целостность представления о ней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кондратов А.М. Восстановление трудоспособности слепых. - М., 1976.

2. Сверлов В.С. Пространственная ориентировка слепых. - М., 1951.

3. Шемякин Ф.И. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. - М„ 1959. Т. 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений об «образе» семьи у дошкольников

Формирование "образа" семьи у дошкольников - эта тема моей курсовой и дипломной работы во время обучения в педагогическом институте. В дальнейшем тоже буду изучать формы работы...

Формирование представлений об «образе» семьи у дошкольников

Формирование "образа" семьи у дошкольников - эта тема моей курсовой и дипломной работы во время обучения в педагогическом институте. В дальнейшем тоже буду изучать формы работы...

Формирование представлений об «образе» семьи у дошкольников

Формирование "образа" семьи у дошкольников - эта тема моей курсовой и дипломной работы во время обучения в педагогическом институте.Эта тема важна тем, как грамотно развить знания детей о своих родных...

Система работы по формированию представлений о себе у старших дошкольников

В документе представлена система работы по формированию представлений о себе у старших дошкольников. Описаны занятия, дидактические игры, ситуации общения и реакция детей на них....

Конспект познавательного досуга по формированию представлений о ЗОЖ у старших дошкольников " Полезные продукты"

В игровой форме с участием персонажей дети старшего дошкольного возраста знакомятся и повторяют понятия о правильном и полезном для здоровья питании, о пользе овощей и фруктов....

«Формирование представлений о безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников через художественную литературу»

Цель: Познакомить детей в игровой форме с элементарными правилами пожарной безопасности в домашних условиях.Закрепить  и уточнить знания детей о причинах возникновения пожара, его последствиях и ...

Возможности использования арттерапевтических приемов по формированию представлений о пространстве у детей с ОНР.

На современном этапе развития программно-методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса значимой является проблема разработанности педагогических условий, которые обеспечивают речево...