Выступление "Интеграция детей с ОВЗ в сопровождении родителей в коллектив сверстников" 27.02.2018
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»
____________________________________________________
ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл. 142530, тел. 8(49643)3-29-55
Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru
Региональный семинар «Сопровождение детей с ОВЗ специалистами ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» (сообщение из опыта работы)
ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В СОПРОВОЖДЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ В КОЛЛЕКТИВ СВЕРСТНИКОВ
Учитель-дефектолог
Каменкова Н.И.
г. о. Электрогорск
2018г.
ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В СОПРОВОЖДЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ В КОЛЛЕКТИВ СВЕРСТНИКОВ
1.Создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду и школе
https://academy-prof.ru/blog/tyutorstvo-v-detskom-sadu
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства является одной из задач ФГОС в дошкольном образовании.
Дети с ОВЗ заслуживают особого внимания в образовательных учреждениях, так как состояние их здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
2.Тьюторство в образовании - это... Что такое тьюторство в дошкольном образовании
Чтобы максимально интегрировать детей с ограниченными возможностями, необходимо адаптировать условия образования и воспитания ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, Для этого на всех ступенях образования вводятся инклюзивные технологии, которые позволяют ребенку социализироваться. И один из таких методов - это тьюторство в образовании, т.е. сопровождение семей или детей, у которых имеются особые потребности в обучении и воспитании.
Само слово "тьютор" пришло к нам из английского языка и в переводе означает "домашний учитель". И это принципиальное различие: такой человек отличается от привычных педагогов дошкольных и школьных учреждений, так как одной из первостепенных его задач является защита ребенка и помощь в его социализации.
Тьюторство в образовании - это закрепление за ребенком наставника, который сможет помочь ребенку и скорректировать его развитие.
3.Работа тьютора в ДОУ
Тьюторство в дошкольном образовании подразумевает активное участие и родителей, потому что для малышей главным ориентиром являются взрослые. Глядя на их модель поведения, ребенок перенимает некоторые их особенности. И задача тьютора состоит в том, чтобы увидеть возможные трудности в развитии и скорректировать их.
Тьютор разрабатывает индивидуальный маршрут с учетом всех особенностей подопечного.
4.Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ 35 «Ёлочка»
В настоящее время детский сад «Ёлочка» посещают дети, которые не могут находиться в ДОУ без тьютора или сопровождающего в силу тяжести дефектов развития (ДЦП и задержка психического и речевого развития; синдром Дауна; нарушение опорно-двигательного аппарата и задержка психического и речевого развития).
Т.к. средств на оплату работы тьютора в нашем детском саду нет, были заключены договора с одним из родителей – матерью- на получение их детьми образовательных услуг без услуги присмотра и ухода. Что это означает?
Ребёнок посещает ДОУ в сопровождении матери с 9.00 до 13.00, т.е. участвует во всех режимных моментах в данный промежуток времени. Это занятия в группе и со специалистами, игровая деятельность, бассейн 2 раза в неделю, прогулка, обед, уход домой.
В нашем детском саду тьюторство осуществляется опосредованно. Тьюторами выступают педагог-психолог и специалисты под руководством учителя-дефектолога. Дефектолог составляет индивидуальную программу развития на каждого ребёнка, оказывает методическую помощь воспитателям, специалистам и одному из родителей, который является сопровождающим, а он в свою очередь оказывает воспитательное воздействие на своего ребёнка.
Сопровождение детей осуществляется с 2016-2017 уч. г., когда городской психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) был направлен во вторую младшую группу ДОУ один ребёнок со сложным дефектом. («рекомендовать посещение ДОО по индивидуальному графику в сопровождении законного представителя в течение 1 года»).
Обучение проходило по индивидуальной программе коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в основе которой лежит «Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии А. В. Закрепиной, М. В. Братковой. (из Интернета), а также на основании Индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребёнка-инвалида, выдаваемавя Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы на каждого ребёнка.
В 2017-2018 уч. г. теперь уже среднюю группу комбинированной направленности посещают трое детей в сопровождении матери. Обучение двоих детей с первым уровнем речевого развития, один из которых с синдромом Дауна, осуществляется по программе А. В. Закрепиной, М. В. Братковой, а ребёнок, который обучается второй год, занимается по логопедической программе для детей второго уровня речевого развития под ред. Г.В.Чиркиной. Этот ребёнок в три года был неговорящим
Сопровождение ребёнка – это тяжёлый труд для матери. Сопровождению нужно учить. Родителям оказывают методическую помощь воспитатели, а их, в свою очередь, консультируют учитель-дефектолог и педагог-психолог.
Направления коррекционной работы:
1.Наблюдение
2.Диагностика.
3.Составление СИПР. (специальной индивидуальной программы развития).
4.Составление графика индивидуальных занятий:
*без сопровождения матери (1 ребёнок с ОВЗ)
*в сопровождении матери (2 ребёнка с ОВЗ)
Взаимодействие учителя-дефектолога со специалистами, педагогами и родителями.
1.Индивидуальные консультации специалистов, воспитателей, родителей
2.Беседы с педагогами, родителями.
3.Составление памятки для родителей
4.Анкетирование родителей.
Психологическая поддержка родителей, имеющих детей с ОВЗ, дефектологом, психологом:
*беседы
о физическом и психическом развитии ребёнка, о достижениях, проблемах, характере,
взаимоотношениях в семье.
*консультации
4. Результативность
1.В настоящее время один ребёнок с ОВЗ, посещающий детский сад 2-ой год, занимается без сопровождения матери у специалистов, а также на музыкальном занятии. По просьбе матери, на консилиуме принято решение оставлять ребёнка одного во время свободной игровой деятельности после занятий перед прогулкой.
2.Второй ребёнок с ОВЗ находится в детском саду в сопровождении матери.
3.Третий ребёнок перестал посещать детский сад, т.к. мать устроилась на работу, а поскольку договор оформлен на неё, другие члены семьи не имеют право сопровождать его в ДОУ.
5. Выводы.
1.Не все родители готовы учиться, чтобы помочь своему ребёнку. Им проще заплатить за занятие и отдать ребёнка педагогу, на другое не хватает терпения. Ребёнок в пять лет ходит в памперсах. Мать считает, что он сам будет ходить в туалет когда-нибудь; сам (наиболее распространённое заблуждение) начнёт говорить, одеваться и раздеваться, правильно держать карандаш и т.д. и т.п. Этим родители прикрывают или своё равнодушие, или отсутствие терпения, а то и просто нежелание реально помочь своему ребёнку, думают, что это бесполезно. Гораздо проще самим одеть ребёнка, раздеть, поменять памперсы, покормить с ложки. Согласна, это быстро и без лишней нервотрёпки. Сейчас. Но давайте представим, что будет, когда ему будет 12 лет. Придется надевать на него не ботиночки и сапожки, а ботинки и сапоги, кормить не из маленькой тарелки, а из большой, менять памперсы довольно взрослому человеку и подмывать его, так как он ни к чему не приучен. Ещё более неосмотрительным является тот факт, что ребёнку разрешается всё. Сначала потому, что он маленький, потом потому, что он больной, и его очень жалко, и ребёнок привыкает любыми способами настаивать на своём, например, бьёт близких Его не научили понимать слова «нет» и «нельзя. Ребёнок в пять лет бьёт мать. У него ещё слабые ручки, ну как можно сдать сдачи или наказать? Ребёнок вырос, ему уже 12, а он продолжает бить мать (он так привык и бьёт уже не кулачком, а кулаком. Кто виноват?
2.Некоторые родители стараются свести к минимуму общение с ребёнком с ОВЗ, перепоручая его бабушкам и дедушкам.
3.Детей со сложным дефектом нужно прежде всего учить санитарно-гигиеническим навыкам и самообслуживанию, культуре поведения. Ребёнок с нормальным интеллектом сам с возрастом может понять, что можно делать , а что нельзя. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью, тем более средней тяжести, т.е. имбецильностью, не поймёт этого никогда. Он будет себя вести так, как его научили или не научили в детстве. Переучить таких детей невозможно.
4.После года коррекционной работы возможно смягчение диагноза, если налицо положительная динамика, и выбор дальнейшего образовательного маршрута на консилиуме.
5.Наблюдается разная модель поведения у родителей:
А) одни выполняют рекомендации, прислушиваются к мнению педагогов и специалистов ДОУ
Б) другие выполняют рекомендации частично, т.е. не водят на первое занятие (проспали); не всегда ходят на физкультуру (это трудно и неинтересно для матери), в бассейн (ребёнок в памперсах) и т.д.
В) считают важными только занятия со специалистами; не хотят верить, что на первом месте в данный момент воспитание навыков самообслуживания.
6) дети с лёгкой и умеренной степенью умственной отсталости по-разному интегрируются в среду сверстников. Дети с лёгкой степенью могут иметь друзей и, если нет грубых двигательных нарушений, достаточно хорошо адаптируются в группе.
7) дети с умеренной у/о, как правило, неговорящие, испытывают большие трудности в интеграции: общаются, по большей части, только со взрослыми, других детей часто не замечают, хотя в играх (напр., катание с горки с детьми), на первый взгляд, они, на первый взгляд, такие же как все. Чем старше дети, тем больше они замечают, что ребёнок с ОВЗ не похож на них, и отстраняются. Требуются большие усилия воспитателей, чтобы убедить здоровых детей доброжелательно относиться к детям с особыми образовательными потребностями.
8. На вопрос анкеты «Почему вы посещаете не все занятия?» ответили не все родители, значит, они не готовы к диалогу.
11.Из трёх родителей детей со сложным дефектом диагноз предоставили только на одного ребёнка. Это говорит о ложном недоверии к педагогам и специалистам ДОУ.
6. Заключение
Интеграция детей с ОВЗ в сопровождении родителей в коллектив сверстников – сложный процесс. Он происходит с помощью и через родителей, в данном случае, через мать. Координирует сопровождение учитель-дефектолог.
Он составляет индивидуальную программу развития на каждого ребёнка, оказывает методическую помощь воспитателям, которым в данной ситуации приходится труднее всего, специалистам и родителям, которые, в свою очередь, оказывают воспитательное воздействие на своего ребёнка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Как вы понимаете цель посещения детского сада
*ребёнком_________________________________________________________________________________________________________________________________________________*вами в роли сопровождающего_________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Опишите проблемы вашего ребёнка
*речь________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
*взаимодействие со взрослыми__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
*взаимодействие с детьми______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
*игровая деятельность__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
*навыки самообслуживания_____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
*трудовая деятельность_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
*мелкая моторика (что умеет делать)_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
*общая моторика (что умеет делать)______________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Отношение к проблемам ребёнка со стороны всех членов семьи
*с пониманием ________________________________________________________________
*с раздражением (что больше всего раздражает)_____________________________________
_____________________________________________________________________________
*другое____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Решение проблем (кружки, занятия со специалистами)_________________________
_____________________________________________________________________________
5. Ребёнок посещает детский сад
*плюсы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*минусы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*пожелания________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Использование фотографий вас с ребёнком (да, нет)
*в презентациях без выкладывания в Интернет _____________________________________
*на сайте учителя-дефектолога ___________________________________________________
*ваши условия_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. На какие режимные моменты вы приводите ребёнка? (+, -)
*1-ое занятие ________________________________________________________________
*2-ое занятие ________________________________________________________________
*занятия с дефектологом_______________________________________________________
*занятия с психологом _________________________________________________________
*свободная деятельность _______________________________________________________
*бассейн_____________________________________________________________________ *прогулка____________________________________________________________________ *обед________________________________________________________________________
8. На какие режимные моменты вы не водите ребёнка, по какой причине?
*1-ое занятие__________________________________________________________________
*2-ое занятие__________________________________________________________________
*занятия с дефектолом__________________________________________________________
*занятия с психологом__________________________________________________________
*свободная деятельность________________________________________________________
*бассейн______________________________________________________________________
*прогулка_____________________________________________________________________
*обед_________________________________________________________________________
Примечание.
1
Данная информация будет использована
*для составления индивидуальной программы развития
*отчётов – без называния фамилии ребёнка
*презентаций с фотографиями, согласованными с родителями
2
*Важно помнить, что каждый режимный момент является воспитывающим и обучающим. Ребёнок с вашей помощью учится сидеть за столом, выполнять задания воспитателя, играть с детьми, бережно относиться к игрушкам и окружающим предметам, овладевает навыками самообслуживания (учится надевать и снимать одежду, мыть руки перед едой, самостоятельно есть и т.д.)
Используйте предоставленные вам возможности в полной мере!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл., тел. 8(49643)3-29-55
Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru
«Утверждаю»
Заведующий МДОУ №35 «Ёлочка»
_________________ О.Ю. Андреева
25.01.2018
ПАМЯТКА
для родителей, сопровождающих своих детей
1. Приходите в детский сад к 8.45 (за 20 минут до начала занятий).
2. Приучайте ребёнка самостоятельно раздеваться и переобуваться. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам.
3. Не отвлекайтесь на свой телефон без необходимости. Используйте время в детском саду с максимальной пользой для своего ребёнка.
4. На занятии все действия выполняйте только со своим ребенком сначала методом «рука в руке». Стремитесь к тому, чтобы некоторые действия ребёнок выполнял в дальнейшем более самостоятельно. Если ребенок устал, можно выйти из группы в спальное помещение или раздевалку, не мешая ходу занятий (не шуметь).
5. Вне занятий во время свободной деятельности детей занимайтесь только со своим ребенком, не отвлекаясь на других детей группы. В это время приучайте его выполнять действия с игрушками, а именно: катать машинку; укладывать куклу, зайку, мишку и т.д. спать, катать их в коляске, кормить, одевать, раздевать; делать простые постройки из конструктора (домик, гараж, кроватку и т.д.). После игры нужно убрать игрушки на место. Нельзя оставлять ребёнка одного.
6. Одевается на прогулку ребенок с помощью и самостоятельно. Недопустимо полное отстранение своего ребёнка от данного процесса. Выходите с ребёнком на улицу, не дожидаясь всей группы.
7. Во время прогулки играйте со своим ребёнком, учите его катать машинки; куклу, мишку, зайку и т.д. в коляске, в кузове машин; копать лопаткой снег, песок; накладывать снег и песок в кузов машины, перевозить, высыпать.
8. После возвращения с прогулки помогите своему ребёнку раздеться методом «рука в руке», поощряя самостоятельные действия, а также помыть и вытереть руки полотенцем.
9. Прием пищи осуществляется только за столом.
10. Учите ребёнка самостоятельно есть, правильно держать ложку, пить из бокала, вытирать рот салфеткой.
11. Учите ребёнка пользоваться туалетом и туалетной бумагой, отучайте от памперсов.
12. Соблюдайте все режимные моменты в группе вместе с остальными детьми и не отходя от своего ребенка: туалет, уборка игрушек, прием пищи, занятия и т.д.
13. Не позволяйте ребенку залезать на предметы мебели: стулья и столы.
14. Индивидуальные коррекционные занятия проводят специалисты учитель-дефектолог и педагог-психолог по индивидуальному расписанию в специально отведённых для этого кабинетах.
15. В коррекционном зале ребенок может находиться только вместе с родителем. При этом необходимо соблюдать правила по технике безопасности и охране здоровья своего ребенка в течение всего времени пребывания в зале. Не допускается самостоятельная бесконтрольная деятельность ребенка в данном помещении.
16. О заболевании ребенка предупреждайте воспитателей по телефону. Возобновлять посещение дошкольного образовательного учреждения можно только при наличии справки от врача, в которой говорится, что ребенок здоров и может посещать детский сад.
17. Помните!
1. Ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение только в сопровождении лица, заключившего договор.
2. Обязанность родителя по договору: персональное сопровождение процесса индивидуального образования в дошкольном учреждении.
3. Ваш ребёнок должен научиться делать всё то, что умеют другие дети группы.
С Памяткой ознакомлена_ ___________ _________________________________ _________
дата Ф.И.О. подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Информационное сопровождение родителей при подготовке детей к школе"
В данной статье мы познакомимся с программой «Информациого сопровождени родителей при подготовке детей к школе"....
Психологическое сопровождение родителей агрессивных детей.
Большую роль в решении проблем социальной адаптации агрессивных детей могут сыграть педагоги - психологи, усилия которых должны быть направлены на оказание психологической помощи семье, начиная ...
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...
Психолого-педагогическое сопровождение родителей тревожных детей старшего дошкольного возраста
Семья очень чутко реагирует на нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности, что и привело к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений ...
Ребенок. Родитель. Воспитатель. Коллектив единомышленников
В статье идет речь о согласованных действиях родителей и педагогов детского сада, направленных на всестороннее развитие и воспитание ребенка....
психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов как одно из условий успешной социализации обучающихся.Во всем мире за последние ...
Консультация для родителей "Комплексное сопровождение родителей,воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями"
Консультация о том, как родители "принимали" диагнозы детей, с какими трудностями сталкивались родители ,что помогло им справится....