Использование проектной деятельности в работе логопеда по развитию коммуникативных способностей у детей.
статья по коррекционной педагогике на тему
Учитывая значение речи и коммуникативных навыков в развитии ребенка, понимая и принимая во внимание специфические особенности детей, мы пришли к выводу, что Проблема формирования коммуникативной функции речи- одна из самых актуальных проблем развития детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_2.docx | 36.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей у детей
с тяжелыми речевыми нарушениями.
“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных
задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”
В.А.Сухомлинский
Актуальность выбранной темы я рассматриваю в нескольких аспектах:
С одной стороны
1.В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ).
Реформирование системы образования, демократизация и гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Находясь в постоянном поиске новых форм и методов повышения качества образования, мы специалисты дошкольной ступени обратили внимание на метод проектов. Использование его в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, т.е. нововведение, новшество.
С другой стороны
2.Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к общему речевому недоразвитию. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамоты.
Учитывая значение речи и коммуникативных навыков в развитии ребенка, понимая и принимая во внимание специфические особенности детей, мы пришли к выводу, что Проблема формирования коммуникативной функции речи- одна из самых актуальных проблем развития детей с речевыми нарушениями.
3. В ФГТ к структуре ООП дошкольного образования выделена отдельная образовательная область «Коммуникация», которая предполагает решение задач по развитию у детей свободного общения с взрослыми и детьми и овладение детьми речевой деятельностью.
4.Уровень развития коммуникативных способностей – важный показатель готовности ребенка к школьному обучению.
У школьников, своевременно не усвоивших нормы речи , возникают трудности:
- в обучении (не могут развернуть ответы на сложные вопросы, последовательно и грамотно излагать собственные суждения, логично воспроизводить содержание текстов из учебников, выполнять письменные работы: изложения, сочинения)
- в общении с взрослыми и сверстниками (конфликтные ситуации из-за неумения понять другого и договориться, объяснить мотивы своих поступков, отстоять точку зрения, убедить)
Т.о. Проблема развития коммуникативных способностей у детей с ОНР является приоритетной в нашем ДОУ.
В Социологическом словаре Коммуникация - (от лат. сотти-nicatio - обмен , связь, разговор )- Процесс передачи информации,2. Акт общения между людьми посредством передачи символов, целью котоporo является взаимопонимание . 3. Обмен информацией любого вида между различными системами связи.
По определению известного психолога Р.С.Немова Коммуникативные способности (или умение общаться) – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Составитель словаря “Педагогическое речеведение” А.А.Князьков, ссылаясь на психолога А.Н.Леонтьева, дает более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности– понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. Из определения следует, что коммуникативные способности обладают сложной, уровневой структурой.
Способность к общению или коммуникативная способность включает в себя:
- Желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!").
- -Умение организовать общение ("Я умею!"), (умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации)
- В. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении ("Я знаю!").
Общение - это, прежде всего, процесс установления контактов. В ходе этого процесса происходит обмен информацией, ее восприятие и понимание общающимися, а также взаимное восприятие понимание и оценка ими друг друга.
Коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.
В психолого-педагогической литературе рядом исследователей (В.П.Глухов, Г.С.Гуменная, Л.Н.Ефименкова, Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, С.А.Миронова, О.С.Павлова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, О.О.Шацкая,..) были выделены особенностям коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:
- недостаточная инициативность в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм
- предпочтение пассивных ролей,
- неумение улаживать конфликты,
- не владение адекватными речевыми способами выражения своего внутреннего состояния.
Следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого эффективные методы и приемы.
Особенности детей с ОНР в психолого-педагогических исследованиях
В отечественной педагогике и психологии существуют многочисленные исследования по изучению детей с общим недоразвитием речи
Проблемой общения и развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста занимались М.И.Лисина, Я.Л.Коломинский. Л.С.Выготский, Е.Ю.Смирнова, Ю.Гиппенрейтер, А.Г.Арушанова, Миронова С.А.…
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии. (Л Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.). ею разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
В работе "Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью" Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо (1991) представили результаты исследования психических функций.
В своих исследованиях Ю.Ф. Гаркуша и В.В. Коржевина отмечают, что:
- -у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.
- -у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно- потребностной сферы;
имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;
- преобладающая форма общения с взрослыми у детей 4-5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме, что вызывает значительную задержку становления соответствующих возрасту форм общения: внеситуативно- познавательной и внеситуативно-личностной.
Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения
- Наряду с общей соматической ослабленностью, детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Кроме того, у детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной.
Особенности развития и воспитания психических процессов раскрыты в работах следующих авторов: показаны особенности памяти, зрительного восприятия (Л. С. Цветкова, Е. М. Мастюкова), произвольного внимания (Н. А. Чевелева, Ю. Ф. Гаркуша и др.), формирования логических операций (Н. В. Серебрякова), аналитико-синтетической деятельности (Р. И. Лалаева, А. Гермаковска), преодоления амнестических явлений (Г. С. Гуменная) и
В логопедии формирование коммуникативной способности понимается в единстве семантического и грамматического аспектов языка (.О.Е.Грибова, Р.И.Лалаева, Л.Б.Халилова,С.Н.Шаховская)
Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях М.В. Богданова-Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуна, Т.Б. Филичевой и др. Во многих ситуациях общения или деятельности ребенку трудно сформулировать свои мысли, ему сложно передать свои переживания и мысли с помощью речи. Он часто прибегает к дополнительной наглядности, чтобы донести до окружающих нужную информацию.
Наблюдаемые у детей с ОНР трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими детьми. Л.Г. Соловьева отмечала, что взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференнированость словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связанного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
В результате исследования О.С. Павловой речевой коммуникации дошкольников с ОНР были выявлены следующие категории детей "предпочитаемые" и "принятые" "неприняты" и "изолированные".
Среди "непринятых" и "изолированных" чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности.
Игровая деятельность –важнейшая сфера саморазвития детей и развития их коммуникативной компетенции. Но обращает на себя внимание тот факт, что уровень развития игровой деятельности дошкольников очень низкий: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна возбудимость и игры, не контролируемые воспитателем, иногда обретают неорганизованные формы (Л.Г.Соловьева, Е.А.Харитонова)
. В исследованиях О.С.Павловой говорится что, их игровые умения, как правило, развиты слабо, игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности.
Часто дети, вообще не могут занять себя каким - либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыком совместной деятельности. Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с ОНР на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.
Специальное изучение вопроса о коммуникативной способности детей с ОНР позволяет сделать выводы:
1. Коммуникативная способность старших дошкольников с ОНР обнаруживает несформированность всех трех составляющих: мотивационно -потребностной сферы, области представлений о правилах общения, умения вести эффективное общение (организовать и поддерживать диалог), понимать и выражать эмоциональное состояние)
.2. Трудности в речевом общении со взрослыми и сверстниками у данной категории детей связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений.
3. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений приводит
к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют полноценному общению. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения: отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Резюмируя анализ литературы, отметим, что общее недоразвитие речи приводит к стойким нарушениям общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Многолетняя практика работы с детьми подтверждает исследования учеными коммуникативных особенностей детей с ОНР. Мониторинг речевого развития показывает необходимость решения данных речевых проблем.
Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.
Эффективным средством решения , на мой взгляд, в развитии коммуникативных способностей детей с ОНР является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.
ПРОЕКТ – СЛОВО ИНОЯЗЫЧНОЕ, ПРОИСХОДИТ ОТ ЛАТИНСКОГО – PROJECTUS. И ОЗНАЧАЕТ - «БРОШЕННЫЙ ВПЕРЕД»
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США. По мнению американских педагогов У.Х. Кильпатрика, Джона Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. По их мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».
В 20-х годах 20в. этим методом заинтересовались советские педагоги. «Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Е.Г.Кагарова, М.В.Крупениной, Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко, Л.А.Венгера. Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении. Они считают, основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья;
-развитие познавательных способностей;
- творческого воображения и мышления;
- коммуникативных навыков.
М.В.Крупенина отмечает, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.
Е.С. Полат отмечал- проектный метод позволяет:
- научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
- размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность детей (индивидуальную, парную, групповую) и предполагает решение какой – либо проблемы с получением результата, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни.
Решая в ходе проектирования различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.
Я предлагаю использовать метод проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками. (второй год обучения) Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Тематику проектов я определяю согласно тематическому принципу планирования логопедической работы по уточнению и обогащению лексического запаса детей с ОНР.
Технология проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основе которого лежит проблема, кроме того, открываются большие возможности для развития коммуникативных способностей, в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом, можно предложить следующую типологию проектов:
1.Творческий. В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт.(оформление результатов в виде выставки продуктов детской деятельности, праздника)
2.Игровой (проекты с элементами творческих игр)
3.Информационный (сбор информации ее реализация)
4.Исследовательский. Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется точки зрения современного знания. В ходе этой деятельности дети моделируют, проводят опыты, результаты оформляют в виде выставок, альбомов, газет.
В проектной деятельности выделяют следующие этапы:
- Подготовительный - Выбор цели (проекта)-воспитатель помогает выбрать интересную и посильную задачу, подбирает необходимое оборудование, пособия.
- Практической деятельности. Составляется план проекта. Выполняется практическая деятельность
- Анализ проектной деятельности и анализ результатов. Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами. Проводится мониторинг развития детей
- Презентация проекта. Организует презентацию проекта через выставку поделок, КВН, викторины, презентация рукописных книг, альбомов, газет, игры….
Работа над проектом имеет большое значение для развития и познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Важная роль развития речи, развитие интеллектуальных и мыслительных процессов, определяет необходимость целостного, комплексного подхода к ребенку с ОНР, что реализуется в нашей группе при совместном тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса: воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя, родителей
Распределение работы по этапам проекта:
Этапы проекта | Деят-ть педагога | Деят-ть учителя-логопеда | Деят-ть родителей | Деят-ть детей |
1 этап - Подготовительный | Определяет цели и задачи. Осуществляет сбор и уточнение информации. Выбирает оптимальные варианты. Составляет план деятельности. Подбирает и изготавливает картотеки дидактических, словесных игр, загадок, стихов, считалок по теме проекта | Входит в проблему. | Принимают задачи | Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем. Дополняют собственными |
2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы | Организует работу через различные виды деятельности с применением эффективных методов и приемов. Оказывает практическую помощь детям. | Совместно обсуждает, отбирает важные сведения, материалы. Активизирует, уточняет, расширяет словарь по теме. Совершенствует грамматический строй речи, развивает связную речь. | Оказывают помощь детям в изготовлении поделок, книжек самоделок, по просьбе детей, выполняют домашние задания, принимают участие в совместном занятии. | Формируют знания, умения, навыки. Изготовление поделок, книжек-самоделок, составляют рассказы, придумывают загадки |
3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов | Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами | Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами по развитию всех компонентов связной речи. | . | |
4 этап - Презентация проекта | Организует презентацию проекта через выставку поделок, КВН, Викторины, презентация рукописных книг, альбомов, газет,игры-экскурсии типа «В Мире животных», показ театра , игра-драмматизации. | Помогает в подготовке к занятию и в оформлении выставки. | Оказывают помощь в оформлении выставки поделок, оформлении альбомов, газет, подборе иллюстраций. | Участвуют в организации выставки, завершают изготовление книги, участвуют в драматизации сказки . |
Интеграция задач по развитию речи и развитию коммуникативных способностей с содержанием образовательных областей
- «Физическая культура»: обогащение речи детей простыми и сложными речевыми конструкциями, предоставление образцов употребления грамматических конструкций в процессе овладения ОВД, выполнения ОРУ, развития физических качеств; употребление в речи литературных образцов речевых конструкций в подвижных играх с речевым сопровождением, считалках; коммуникативное взаимодействие во время организации и проведения подвижных игр, эстафет, соревнований, спортивных праздников и развлечений.
- «Здоровье»: употребление правильных речевых конструкций в общении со взрослыми и сверстниками для поддержания эмоционально комфортной обстановки в группе (психологическое здоровье) и в процессе формирования представлений о здоровом образе жизни;
- «Безопасность»: предоставление образцов употребления речевых конструкций и создание ситуаций их применения во взаимодействии с незнакомыми людьми, формирование представлений о службах экстренного реагирования и собственном поведении в чрезвычайных ситуациях
- «Социализация»: обогащение речи детей простыми и сложными речевыми конструкциями, упражнения в употреблении нужных грамматических форм, обогащение и активизация способов речевой коммуникации в процессе общения детей с взрослыми и сверстниками
- «Труд»: обогащение речи различными средствами, упражнение в правильном их применении при формировании представлений о различных профессиях, о характере взаимоотношений людей в процессе труда и организации коллективных форм трудовой деятельности детей
- «Познание»: обогащение речи детей сложными речевыми конструкциями и активизация употребления различных грамматических форм в процессе формирования представлений об окружающем, природе, развития элементарных математических представлений, организованной деятельности с предметами; активизация способов речевой коммуникации в разных видах и формах коллективной познавательной деятельности (опыты, эксперименты, познавательные викторины)
- «Коммуникация»: формирование элементарных представлений о правилах речи, обогащение грамматическими формами, упражнение в их образовании и правильном применении; активизация использования речевых средств языка в разных формах речи (монолог, диалог)
- «Чтение художественной литературы»: получение образцов грамотной литературной речи; активизация использования средств художественной выразительности языка (эпитеты, красочные сравнения, образные слова и выражения) в речи детей; коммуникативное взаимодействие при организации художественно-речевой деятельности (инсценировки, драматизация художественных произведений)
- «Художественное творчество»: активизация применения различных речевых конструкций при восприятии художественных произведений, активизация способов речевой коммуникации в коллективной продуктивной деятельности детей
- «Музыка»: обогащение речи детей простыми и сложными речевыми конструкциями, активизация их употребления в беседах о музыкальных произведениях; организация коммуникативного взаимодействия при организации самостоятельной музыкальной деятельность
Литература
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
- Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
- Кизил М. Семейные проекты.\\Обруч.-2004. №2
- Кларина Л.М. Проектный метод к образовательной деятельности в детском саду.\\Детский сад. Управление.- 2003. №2
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ\ Автор сост.: Л.С.КиселеваТ.А., М.: АРКТИ, 2004
- Проектная деятельность старших дошкольников. Сост. Журавлева В.Н.. «Учитель».2011
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. \\ Управление ДОУ. 2004, №4
- Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Представлен опыт работы по использованию метода проектов в работе с детьми по развитию коммуникативных способностей....
"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...
Выступление на районном методическом объединении Презентация практического материала из опыта работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей с нарушением речи через театрализованную деятельность»
Работа логопеда в рамках театральной студии...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА В ДОУ
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту – ФГОС ДО) в действие, появилась необходимость повышения качества дошкольного образо...
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам использования авторского пособия из фетра.
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам использования авторского пособия из фетра. Ведущей ролью в развития коммуникативных способнос...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА В ДОУ
Основной задачей на логопункте стал анализ разных приемов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, поиск таких, которые не только позволили бы улучшить процесс постановки и автоматизации звук...
Перспективный план работы с детьми «Развития коммуникативных способностей у детей 3-4 лет посредством сказок».
Цель: создание условий для развития коммуникативных способностей у детей 3-4 лет посредством сказок.Задачи:формировать умение осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные эмоциональные ...